«Ономастика — путь к изучению своего края»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 80» города Кемерово










«Изучение ономастики – путь к познанию своего края»


(Программа предметно ориентированного курса)

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.







«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»


Д. Лихачев.








Автор-составитель: Т.В. Порохина,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 80», Почетный работник

общего образования РФ











МОУ ДПО «Кузбасский региональный институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Кабинет гуманитарного образования


Рецензия

на программу предметно-ориентированного курса «Изучение ономастики — путь к познанию

своего края», составленную учителем русского языка и литературы средней общеобразовательной школы N 80 г. Кемерово

Порохиной Татьяной Викторовной


Рецензируемая программа направлена на формирование духовно богатой, гармонически развитой личности через освоение языка как формы выражения

Национальной культуры. Культурологический подход, определяющий выбор программного материала, направлен на углубление знаний обучающихся 9- х классов об именах собственных, расширению знаний о родном языке.

В Пояснительной записке автор указывает на необходимость изучения ономастики Сибири и истории родного края, обосновывая актуальность данной работы и раскрывая ее целеполагание. Данную программу отличает четкое и последовательное построение, раскрывающее основные этапы исследовательской деятельности обучающихся основной школы по изучению и классификации языкового материала, непосредственно связанного географическими объектами Кузбасса.

Правомерным является обращение автора – составителя как к уже изученным, так и к незнакомым темам курса русского языка. Особое внимание автор обращает на то, что изучение лингвистического краеведения направлено на развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Это формирует у школьников аналитические навыки, развивает интерес к изучению предметов гуманитарного цикла, что в целом способствует

формированию общей культуры личности и развитого гуманитарного мышления школьника. В целом содержание программы позволит обучающимся повысить свою

лингвистическую, языковую, культуроведческую и коммуникативную компетенции, что обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным

образовательным тенденциям.

К основному содержанию программы автор предлагает календарно­ тематическое планирование, дает методические рекомендации, определяет особенности работы учителя по каждой теме, а также список литературы.

Практическая значимость работы раскрывается в приложениях, (тексты, дидактический материал, таблицы), которые показывают самостоятельность автора-составителя и опору на собственный педагогический опыт.

Практическая направленность программы элективного курса «Изучение ономастики — путь к познанию своего края» способствует формированию целостного мировоззрения

обучающихся. В целом рецензируемый материал заслуживает высокой положительной оценки.

Данная программа апробирована на базе средней школы NQ 80 г. Кемерово и может быть рекомендована для работы в условиях предпрофильной подготовки обучающихся основной школы, а также для распространения в широкой педагогической практике.


Рецензент:

Заведующая кафедрой

гуманитарных дисциплин

КРИПКиПРО, канд. пед. наук И. Г. Вертилецкая






Пояснительная записка


Программа элективного курса «Изучение ономастики — путь к познанию своего края» предлагается учащимся 9-х классов общеобразовательных и профильных школ. Она направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку.

Введение данного курса в процессе обучения девятиклассников своевременно и актуально, так как направлено на воспитание гражданственности и патриотизма; на осознание учащимися языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. Формированию культуроведческой компетенции обучающихся способствует ознакомление с большим и необычным языковым материалом — основными разрядами имен собственных в ракурсе лингвистического краеведения — ономастикой Кузбасса, ономастикой Сибири.

Региональная ономастика, непосредственно связанная с географическими объектами Кузбасса, литературным краеведением, отражает как социально-исторические особенности развития края, так и духовную культуру региона. Такой культурологический подход к содержанию программы помогает педагогу решить задачи (познавательно-­исследовательские, развивающие, воспитывающие), способствующие углублению знаний учащихся об именах собственных, расширению и углублению знаний о родном крае.

Необходимость введения данного курса очевидна. К тому же, следует отметить, что программ по ономастике в рамках лингвистического краеведения нет. Элективный курс «Топонимика Кузбасса», составленный Т. Н. Никоновой,* рассматривает лишь один из разрядов имен собственных­-топонимы, а имеющиеся работы по литературному краеведению не затрагивают вопросов литературной антропонимики Кузбасса.

Содержание курса «Изучение ономастики — путь к познанию своего края» построено с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

В связи с этим важнейшими целями курса являются:

— создание условий для углубления знаний обучающихся об основных

разрядах имен собственных (на региональном материале);

— совершенствование умений и навыков учащихся в работе со

справочной литературой по региональной ономастике;

— применение полученных знаний и умений в собственной речевой

практике.



*См.: Предпрофильная подготовка. Гуманитарные дисциплины. [Текст]: учебно-методическое пособие. Часть 2. / Под ред. И. Г. Вертилецкой. ­Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005… С. 12 -16.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

— содействовать формированию интереса учащихся к изучению языковых

явлений;

— познакомить учащихся с лингвистическими понятиями из сферы ономастики,

способствующими расширению кругозора школьников;

— развить навыки исследовательской деятельности;

— привить интерес к сбору и анализу собственных именований на основе краеведческого

материала;

— выявить связь ономастики с историей, литературой и языковой принадлежностью народов земли Кузнецкой.

Достижение указанных целей и решение соответствующих им задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической, а также культуроведческой компетенций обучающихся.

В результате прохождения курса по выбору учащиеся должны знать:

— основные понятия ономастики;

— отдельные факты из истории топонимов родного края;

— основные понятия литературной ономастики;

уметь:

— работать с ономастическими словарями (ономастиконами);

— вести исследовательскую деятельность, направленную на изучение и классификацию языкового материала на основе географии региона;

— анализировать функционально-семантические особенности собственных в произведениях кузбасских поэтов и прозаиков.

Особенность курса состоит в том, что автором программы было изучено и переработано большое количество научных работ по ономастике, в том числе и по региональной лексикографии, что помогло составителю охватить вопросы многих предметов школьной программы — русского языка, литературы, истории, географии, музыки. Такое построение курса позволяет органично сопрягать программный материал с материалом, выходящим за рамки школьной программы.

Помимо пояснительной записки, данная программа включает в себя содержательную часть, отображающую наполнение курса фактическим и проблемным материалом, а также тематическое планирование, формы контроля усвоенного материала, список литературы, использованной при составлении программы.

Приложения к программе, содержат контрольные материалы для зачетов по всему курсу, дополнительные задания для самостоятельных работ, задания творческого характера, тексты для анализа ономастических единиц, орфографический словарик.

Программа предусматривает такие формы работы, как: учебное занятие, практикумы, дискуссии, экскурсии. Большое внимание уделяется организации самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся, индивидуальной работе с ними.

Структура программы включает пять основных разделов, в том числе:



— Ономастика как наука; ее разделы и аспекты.

— Антропонимика.

— Топонимика.

— Ономастика Кузбасса.

— Историческая и литературная ономастика Сибири.

Оценка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью зачета, к которому девятиклассники должны предоставить реферат, выполненный на основе изучения регионального материала. Это дает большие возможности обучающимся для их участия в областной научно-практической конференции по лингвистике и языкознанию «Интеллектуал».

Разработанный курс поможет организовать предпрофильную подготовку, направленную на оказание помощи девятиклассникам в выборе филологического

профиля с учетом их интереса к изучению языковых явлений.

Элективный курс «Изучение ономастики — путь к познанию своего края» имеет огромное воспитательное значение. В процессе поисковой, аналитической деятельности учащиеся собирают и систематизируют ценный краеведческий материал. Эта работа, связанная с изучением истории названия городов, улиц, рек, народностей, с изучением литературного краеведения, воспитывает интерес к родному краю, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою малую родину.

Данный курс рассчитан на 68 часов.
















Учебно-тематический план



Наименование

Разделов и тем

Кол.

часов


Формы учебной

деятельности

Формы контороля

всего

теория

практ.

    1. Введение.

Ономастика как наука: ее разделы и аспекты.


1.2. разряды имен собственных.

2

2

Конспект

Лекция




Учебное занятие

Составление картотеки на тему «научная литература по ономастике».


Тест.

2.1.

Антропонимика: понятие об антропонимике. Антропонимические словари.


2.2. Историческая эволюция русского именника.


2.3. Христианские имена у народов России.


2






1




1


1






1




1





1







Учебное занятие


Практикум



Конспект

Лекции



Просмотр научно-популярного фильма.


Самостоятельная работа с антропонимическими словарями.


Выполнение упражнений по антропонимике.



Устные выступления учащихся.

3.1. Топонимика: понятие о топонимии. Виды топонимов.


3.2.

Топонимические словари.

1





1

1









1

Учебное занятие





практикум

Тест





Самостоятельная работа с топонимическими словарями.

4.1. Ономастика в Кузбассе:

введение в тему.


4.2. Топонимы Кузбасса

4.3. Географический словарь Кузбасса

1




1



1

1









1



1

Учебное занятие




Практикум



практикум

Словарная работа на тему «ономастика Кузбасса».


Доклад по теме занятия.


В.1.

Самостоятельная работа по карте Кемеровской области.

4.4. Топонимы на карте Кемеровской области.

1

1

Проект топонимической карты Кемеровской области

В.2.

Орфографический диктант на тему 2Географические названия на карте нашей области».

4.5. История названия городов Кузбасса.






4.6. Этимология и словообразование 2сибирских ойконимов».




4.7. «От А до Я»: опыт составления орфографического словаря ойконимов Кузбасса.

1







1








4














1

1







1








3

Экскурсия

Рекомендации к написанию рефератов.




Практикум







Проект словаря для учащихся 5-9 классов (на региональном материале).

Устные сообщения учащихся 9по собранному материалу к написанию рефератов).




Этимологические и словообразовательный анализ 2сибирских ойконимов» на материале экскурсионных записей.


Подготовка к презентации словаря.

4.8. названия улиц (площадей, проспектов, бульваров) города Кемерово как отражение его истории.

2


1


1

Экскурсия


Работа по группам в Краеведческом музее

В.1. Сообщения учащихся на тему «Улицы носят их имена».


В.2. Опыт составления топонимического словаря.

4.9. Гидронимы Кузбасса: этимологические версии.



1

1

Дискуссия

РР.

Сочинение-миниатюра «Что в имени твоем, река?»

4.10. Этнография названий жителей Кемеровской области.



4.11.Названия жителей Кузбасса на-ец, -ак, -як, ск, -к, -овчанин, -евчанин.


4.12.Ономастика Кузбасса: антропонимы.


4.13. Имена почетных граждан города Кемерово.

Опыт составления именника.

2






1




1




1

1









1




1






1







1

Учебное занятие в Краеведческом музее.



Работа в группах.





Конспект лекции



Практическое занятие: составление энциклопедического справочника.

В.1.

Сбор материала.



В.2. Практическая работа по морфемике на тему «Названия жителей Кемеровской области»



Сбор материала по теме «Региональная антропонимика».


Портретный очерк на тему «Почетные граждане города Кемерово».

4.14. Литературная ономастика Кузбасса: введение в тему.




4.15. Поэтическая топонимика в творчестве писателей Кузбасса.



4.16.

Географический тезаурус в поэзии Виталия Крекова.

1







1








2

1




















1








2

Конспект лекции. Рекомендации к написанию реферата.




Работа в группах по карточкам-заданиям.





Практикум: опыт составления тезауруса.

Сбор ономастического материала по творчеству писателей Кузбасса.




Защита мини-исследований на тему «топонимы в творчестве Кузбасских поэтов».




Географический диктант на материале поэтических текстов В. Крекова.

4.17. Концепты 2кузбасс2, «Сибирь», «Россия», «Отчизна» в песенном творчестве Федора Завьялова.



1

0,5

0,5

Практикум: аналитическая работа с текстом.

Лингвопоэтический анализ одного из стихотворений Федора Завьялова (на выбор учащегося).

4.18. Лексема «Кемерово» как центр смыслообразования поэмы Геннадия Юрова «планета Кемерово».


2

1

1

Конспект лекции. Анализ фрагмента поэмы.

Лингвистический анализ поэмы «Планета Кемерово».

4.19. Ойконимы в творчестве Владимира Шумилова

2

1

1

Исследование реального топонимикона села Борисово.

Экскурсия.

Лингвистический анализ «Былин и легенд села Борисова» (семантика ойконимов).

4.20. литературная антропонимика Кузбасса.


4.21. Мотив памяти в творчестве кузбасских поэтов и семантика мифологического имени собственного

1




2

1




2




Конспект лекции




Обзорная лекция (на материале текстов: А. Ибрагимова «Нас помнит Афина-Паллада», «Рим» и др.).

Доклад по теме занятия.




Письменный анализ поэтического текста6 С. Донбай «Воспоминания об Элладе»

4.22. Имена собственные в поэтической публицистике Александра Ибрагимова.






4.23. Особенности именования героев в фантастической повести Евгения Левшова «Древозавр».


4.24. «Цветочные» ктематонимы и контекстуальный смысл цветочных образов в лирике Василия Федорова.

2











2






2

1











1






1

1











1






1

Урок-дискуссия.


Исследование публицистического текста.







Аналитическое чтение повести.





Конспект лекции.

Подготовка к реферату по творчеству В. Федорова: рекомендации к написанию.

Тварческая работа на тему «имена собственные в публицистике А. Ибрагимова»:

а) «Никто в одиночку не может достичь бога»;

б) «Магический кристалл»



Письменный анализ повести е. Левшова «Древозавр».




Защита мини-исследования.

4.25

Функционально-семантическая характеристика имен собственных в поэмах, новеллах, статьях Василия Федорова.

2

1

1

Ономастическое исследование текстов. Систематизация материалов для создания реального именника села Марьевка.

Лингвистический анализ одной из новелл В. Федорова с точки зрения функционирования в них имен собственных.

4.26. Особенности нарицательных и собственных именований в русском фольклоре Кузбасса.

2

1

1

Исследование фольклорных текстов.


Встреча со студентами КемГУКиИ

Защита мини-исследования на тему «Производные усеченные формы существительных в сказках, песнях, частушках Кузбасса».

5.1. Историческая и литературная ономастика Сибири: введение в тему.



5.2. Имя человека. Способы именования людей у народов Сибири.



5.3. Имя в речевом этикете Сибири.



5.4. Имена собственные в песенной культуре Сибири.






5.5. Имя песенного героя как «социальная маркировка», социальный статус.



1









1




1





2







1

1









0,5




0,5





1







1









0,5




0,5





1







Конспект лекции









Живые встречи с представителями разных народностей Сибири





Учебное занятие.

Посещение филармонии: концерт фольклорного ансамбля Сибири.



Конспект лекции.

Доклад по теме занятия






Сообщения учащихся на темы:

  1. «имя в речевом этикете народов Сибири»,

  2. « «Шорцы. Кто они?»





Сочинение-отзыв на тему «О чем рассказала музыка?»






Изготовление наглядного пособия «Имя-статус».

5.6. Именник Томского ведомства Пачинского села Предтеченской церкви.

1

1

Конспект лекции.

Сообщение по теме занятия.

5.7. Именник «Священнослужители, церковнослужители Сосновского острога».



5.8. Именник «Фотографы Томской губернии 2-ой половины 19-нач.20в.»



5.9. Православные имена. «От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя»: опыт составления биографического словаря.



5.10. Семантика собственных имен в сибирской иконографии 18-20вв.



5.11. Имя как символ в иконографических сюжетах.



1






1






1









2






2

1






1














1






1











1









1






1

Конспект лекции






Конспект лекции






Практическое занятие: опыт составления биографического словаря жителей Сибири.




Конспект лекции.

Посещение выставки в Музее изобразительных искусств.


Конспект лекции.

Знакомство с иконами Знаменского собора.

Сообщение по теме занятия.





Сообщение по теме занятия.





Презентация словарных статей.








Сочинение-отзыв.






Сбор иллюстративного материала и устное выступление по теме занятия.

5.12. Сибирская проза6 модель именования героев.

1

0,5

0,5

Конспект лекции.

Анализ именника в рассказах А. Яброва, В. Махалова, Л. Никоновой.

Лингвистический анализ одного из рассказов Юлии Лавряшиной: модели именования героев.

5.13. Функционирование имен собственных в романе в. Астафьева «печальный детектив».

1

0,5

0,5

Аналитическое чтение романа

Составление таблицы «модели именования в романе».

Реферат на тему «Имена собственные в прозе В.П. Астафьева».

5.14. Прозвища в повестях В.П. Астафьева.

1

0,5

0,5

Аналитическое чтение и этимологическая классификация прозвищ.

Защита реферата.

5.15. итоговое занятие по курсу «Изучение ономастики – путь к познанию своего края».

2

1

1

Научно – практическая конференция.


Награждение грамотами, дипломами победителей школьной конференции.

Подготовка презентации научных работ по ономастике для участия в городском конкурсе «Интеллектуал».

Всего по курсу:

68

35

33














Содержание программы

и методические рекомендации к проведению занятий


1.1. Введение. Ономастика как наука: ее разделы и аспекты. Предмет ономастики и антропонимики.


1.2. Разряды имен собственных: антропонимы, топонимы, этнонимы, зоонимы, ктематонимы, космонимы. Разряды топонимов (оронимы, гидронимы, ойконимы, микротопонимы). Современное развитие ономастической системы. Статус ономастики в языкознании 20 века. Основные этапы развития и связь с другими областями филологии. Членение ономастического пространства языка на разряды (классы имен собственных в языковой картине мира у данного народа). Значение имен собственных в жизни человека.

/В ходе лекции необходимо познакомить обучающихся с целями и задачами курса, а также углубить их представление о разрядах имен собственных./


2.1. Антропонимика: понятие об антропониме, антропонимии, антропонимике. Антропонимические словари.


2.2. Историческая эволюция русского именника.


2.3. Христианские имена у народов России. Модели, формулы именования человека. Сходства и различия в системах именования человека у разных народов. Русская трехчленная модель именования, ее происхождение. Мотивирующие признаки в составе личных и фамильных имен. История русских имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Социальный статус имени. Народные и календарные (крестильные) имена у разных социальных слоев в разные периоды развития страны.

/ПО завершению работы со справочной литературой по антропонимике в библиотеках города, области, уместно провести устный журнал «Что означают наши имена?»/


3.1. Топонимика: понятие о топониме, топонимии, топонимике. Виды топонимов.


3.2. Топонимические словари (Словари географических названий). Связь топонимов с историей общества. Словообразование топонимов.

/По данному разделу уместно проведение викторины на тему «Географические названия на карте нашей страны»; школьной научно-­практической конференции на темы: «Топонимическая лексикография», «Деятельность известных лексикографов-составителей Словарей географических названий»; деловой игры «Калейдоскоп географических названий», КВНа и т.п./


4.1. Ономастика Кузбасса: введение в тему.


4.2. Топонимы Кузбасса: ойконимы, микротопонимы, гидронимы, этнонимы. Особенности топонимов Кузбасса. Связь топонимов с историей родного края. Почему наш край называется Кузнецким.


4.3. Географический словарь Кузбасса. «От Абы до Яи» А. А. Мытарева как опыт составления топонимического словаря КемеровскоЙ области.

Топонимика Западной Сибири.

/Составляем тематические кроссворды «Занимательная топонимика»./


4.4. Топонимы на карте Кемеровской области.


4.5. История названия городов Кузбасса. История названий окружающих населенных пунктов Кемеровской области. «Ономастика Топкинского района» М. А. Перминой как опыт составления историко-топонимического словаря Кузбасса.


4.6. Этимология и словообразование «сибирских» ойконимов.


4.7. «От А до Я»: опыт составления орфографического словаря ойконимов Кузбасса.


4.8. Названия улиц (площадей, проспектов, бульваров) города Кемерово как отражение его истории. Отражение важных событий края, страны в названии улиц Кемерова. «Исторические», «географические», «космические», «трудовые», «символические», «цветовые» улицы, улицы- «настроения». Орфография микротопонимов Кузбасса (орфографический практикум): написание названий кемеровских улиц, площадей, проспектов, бульваров; театров, музеев, памятников; зрелищных организаций, спортивных сооружений; торговых центров, магазинов; газет, журналов; географических объектов (названий городов Кузбасса, Сибирского региона.)

/Составляем картотеку названий улиц по этимологической окраске микротопонима; оформляем альбом-путеводитель «Улицы нашего города»./


4.9. Гидронимы Кузбасса: этимологические версии. «Что в имени твоем, река?»: версии происхождения названия реки Томи. Словообразование названий рек Кузбасса (Сибирского региона). Семантика гидронимов Сибири. Оронимы Сибири: названия разных форм рельефа.

/Составляем картотеку названий гидронимов и оронимов Сибири. Проводим викторину на тему «Гидронимы и ойконимы на карте нашей области», готовим выступления содокладчиков на тему «Изучение топонимики — путь к познанию своего края». Проводим краеведческие игры на материале пособия Л. И. Соловьева «Краеведческие игры».- Кемерово, 1998./


4.10. Этнография названий жителей Кемеровской области. Секреты этнографии Сибири.


4.11. Названия жителей Кузбасса на -ец-, -ак, — як-, -ск-, -к,. овчанин,- евчанин. Книга

Д. В. Кацюбы и Р. В. Николаева «Этнография народов Сибири» как источник для исследовательской работы, сбора и систематизации материалов на тему «Варианты названий жителей Сибири»; как источник для составления нарицательного именника коренных жителей Кемеровской области (томских тaтap_ телеутов_ шорцев.) Смешение ­кетоязычного и самодийского населения с пришлыми ираноязычными и тюркоязычными кочевниками. Проникновение с Алтая и Хакасии групп носителей древнетюркского языка: древних тюрок, теле, кыргызов,_ кыпчаков.

/В систематизации материалов по этнографии поможет проведение беседы на тему «Духовная культура телеутов и шорцев». Завершением работы по данному вопросу может стать не только составление именника, но и написание этнографических очерков./


4.12. Ономастика Кузбасса: антропонимы.


4.13. Имена почетных граждан города Кемерово. Опыт составления именника (энциклопедического справочника). Связь имени с историей родного края. Имена кузбассовцев — Героев Советского Союза. Имена поэтов и прозаиков Сибири — членов Союза писателей России. Имена кузбассовцев — ­Народных художников России. Имена прославленных спортсменов Сибири.

/В рамках городской программы «С любовью к городу» возможны выступления обучающихся на Уроках города по темам: «Музей гордится его картинами» (о художнике А. Н. Кирчанове), «Василий Федоров — ­выдающийся русский поэт», «Школа носит его имя» и т. п./


4.14. Литературная ономастика Кузбасса: введение в тему.


4.15. Поэтическая топонимика: топонимы в творчестве писателей Кузбасса (И. Киселева, Г. Юрова, В. Федорова, Б. Бурмистрова, С. Донбая, А. Каткова, А. Иленко и др.) Семантика топонимов в поэтических текстах.

/Систематизируем материалы по поэтической топонимике. Сочиняем рифмованные загадки с использованием географических названий Кузбасса. Составляем и оформляем сборник «Детский фольклор Кузбасса. Загадки»./


4.16. Географический тезаурус в поэзии Виталия Крекова. Функционально­семантический аспект имен нарицательных и собственных в творчестве гКрекова как выражение тематического единства в его поэзии.

/Составляем приложение к сборнику стихов В. Крекова — «Географический словарик» — как опыт авторской лексикографии./


4. 17. Концепты «Кузбасс», «Сибирь», «Россия», «Отчизна» в песенном творчестве Федора Завьялова. Объединение имен собственных в тематические группы как источник образования семантического поля поэтического текста, как источник понимания позиции автора-патриота своей малой родины.


4.18. Лексема «Кемерово» как центр смыслообразования поэмы Геннадия Юрова «Планета Кемерово». Имена собственные в поэме как выражение творческого (Я) писателя, как эмоциональное признание в любви к родному краю.

/Готовим творческие работы для выступления в библиотеках города./


4.19. Ойконимы в творчестве Владимира Шумилова. «Были и легенды села Борисово». «Реальный» топонимикон села. Типы имен жителей села по их коннотативной окраске и речевому статусу.


4.20. Литературная антропонимика Кузбасса.


4.21. Мотив памяти в творчестве кузбасских поэтов и семантика мифологического имени собственного.


4.22. Имена собственные в поэтической публицистике Александра Ибрагимова: «Никто в одиночку не может достичь Бога», «Магический кристалл».

/Творческая работа (эссе) как результат исследования публицистики А. Ибрагимова./


4.23. Особенности именования героев в фантастической повести Евгения Левшова «Древозавр». Имя реальное и имя фантастическое. Словообразование имен в повести. Теонимы в произведении писателя.

/Творческая работа на тему «Занимательное словообразование» (на материале повести Е.. Левшова)./


4.24. «Цветочные» ктематонимы и контекстуальный смысл цветочных образов в лирике Василия Федорова.


4.25. Функционально-семантическая характеристика имен собственных в поэмах, новеллах, статьях Василия Федорова.

/Творческая работа «Сибиряк, я рос в лесном краю.. .»: нарицательные названия деревьев, цветов, трав в стихах Василия Федорова».

Вариант: ту же работу можно выполнить на материале стихов Михаила Небогатова./


4.26. Особенности нарицательных и собственных именований в русском фольклоре Кузбасса. Производные усеченные формы существительных в сказках, песнях, частушках. Нарицательные имена — космонимы и зоонимы. В фольклорном творчестве шорцев и телеутов (рассказы, легенды, сказки, песни.) /Возможно проведение фольклорного лингвистического праздника./


5.1. Историческая и литературная ономастика Сибири: введение в тему.


5.2. Имя человека. Антропонимические словари. Способы именования людей у народов Сибири. История формирования и динамика развития именника в Сибири.


5.3. Имя в речевом этикете Сибири. Модели именования человека и состав антропонимических формул у разных народов Сибири.

/Составляем антропонимический словарь «Имена народов Сибири./


5.4. Имена собственные в песенной культуре Сибири.


5.5. Имя песенного героя как «социальная маркировка», социальный статус.


5.6. Именник Томского ведомства Пачинского села Предтеченской церкви.


5.7. Именник «Священнослужители, церковнослужители Сосновского острога».


5.8. Именник «Фотографы Томской губернии 2-0Й половины 19- нач.20в.»


5.9. Православные имена. «От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя»: опыт составления биографического словаря.


5.10. Семантика собственных имен в сибирской иконографии 18-20вв.


5.11. Имя как символ в иконографических сюжетах.


5.12. Сибирская проза: модели именования героев. Рассказы: «Владимирский барашек» Любови Никоновой, «Братья» Валентина Махалова, «Шура — дура» Юлии Лавряшиной, «Горькая встреча» Александра Галунчикова, «Бабушка Апрося» Анатолия Яброва.

/Выступления учащихся с письменными работами (лингвистический анализ рассказов)./


5.13. Функционирование имен собственных в романе В. П. Астафьева «Печальный детектив» (проблемы лексической интерпретации текста.) «Реальный» именник и личное имя литературных персонажей. Русские личные имена в речевой ситуации. Отчества и фамилии действующих лиц в романе. Прозвища в романе.


5.14. Прозвища в повестях В. П. Астафьева. Классификация прозвищ.

/Итог исследования текстов писателя — реферат (научная работа) для защиты на городской научно-практической конференции школьников «Интеллектуал» .1


5.15. Итоговое занятие по курсу «Изучение ономастики — путь к познанию своего края».

/Презентация научного сборника «Ономастикон Кузбасса», орфографического словарика «От А до Я. Язык города: имена собственные», «Топонимического словарика Кузбасса». Выставка творческих работ, рефератов, выполненных на основе изучения регионального материала. Подведение итогов, награждение грамотами, дипломами участников творческих встреч, конкурсов, городской и областной научно-практической конференции школьников «Интеллектуал» (лингвистика и литературоведение)./


Примечание*


К разделу 5.1.

1). Учитель может на занятии использовать также произведение

Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»: исторический аспект (имена собственные);

2). Включить тему «Сибирь в произведениях В. Распутина: имена собственные» ;

3). Систематизировать с учащимися материалы по исторической и литературной ономастике Сибири и составить научный сборник «Литературное краеведение в Сибири».


К разделу 5.14.

Можно провести анкетирование учащихся своей школы на тему «Индивидуальные прозвища школьников и учителей». Собрать и систематизировать материал на базе своей школы и других школ города Кемерово. Приготовить учащихся к выступлению по данной теме.








Тезаурус


  • Антропоним — собственное имя человека



  • Антропонимика — наука об антропонимах


  • Антропонимия — совокупность антропонимов


  • Гидронимы — названия рек, озер, морей и др. географических объектов


  • Зоонимы — клички животных


  • Космонимы — собственные имена — названия звезд, созвездий, планет и других объектов звездного неба


  • Ктематонимы — названия предметов материальной и духовной культуры: кораблей, поездов, театров, произведений литературы и искусства, исторических событий, научных и культурных программ, атмосферных явлений (тайфунов, ветров, морских течений и так далее)


  • Литературная ономастика — имена собственные в художественном произведении


  • Микротопонимы — названия небольших, обычно мало известных географических объектов


  • Топонимика — наука о названиях географических объектов


  • Ойконимы — названия городов, сел, деревень


  • Ономастика — комплексная наука об именах собственных


  • Оронимы — названия гор, долин, низменностей и других форм рельефа


  • Этнонимы — названия народов, племен и других этнических общностей


  • Теонимы — названия мифических существ — богов, демонов и т.п.


Контрольные материалы к зачету по курсу «Изучение ономастики — путь к познанию своего края»


  1. Анализ одной из работ по ономастике, например, «Топонимика Западной Сибири» И. А. Воробьева. — Томск, 1977.


  1. Анализ одного из поэтических текстов писателей Кузбасса с точки зрения использования в них имен собственных (Приложение 2).


  1. Анализ одного из прозаических текстов писателей Сибири с точки зрения функционирования имен собственных (в произведениях, указанных в тематическом планировании).


Примерный перечень вопросов по теории:


  1. Что изучает ономастика, каковы ее. разделы, аспекты и методы описания материала в современном языкознании.


  1. Что изучает топонимика, классы топонимов. Основные топонимические словари.


  1. Что изучает антропонимика, каковы ее разделы и классы антропонимов, их взаимосвязь в речи и истории языка.


  1. Имя собственное как лексическая единица языка и речи.


  1. Семантика имени собственного в современной лингвистике.


  1. Состав именника личных и фамильных имен и факторы, влияющие на их развитие. Основные антропонимические словари.


  1. Модели именования человека и состав антропонимических формул у разных народов России.


  1. Выбор способа именования человека в разных речевых ситуациях: имя в речевом этикете у разных народов России.


  1. История формирования и динамика развития именника в русском языке.


  1. .Способы именования людей у народов Сибири.


  1. 0собенности топонимов Кузбасса.

  2. Классификация ктематонимов Сибири.

Дополнительные задания

(межпредметный уровень)

География.

1). Вопросы для составления кроссворда на тему «Реки Кузбасса». (Раздел курса «Топонимика», тема курса «Гидронимы»).


По горизонтали: 4. Река в Новокузнецке (36.) 6. Река в Крапивинском районе (56.) 7. Река в Китатском бобровом заказнике (56.) 8. Правый приток реки Усы (56.) 9. Приток реки Ини, известный находками археологических памятников (26.) 10. Река в Кузнецкой степи, известная месторождениями огнеупорных глин (66.) 13. Правый приток реки Ини в Беловском районе (46.) 14. Река в Горной Шории, на берегах которой был заложен один из первых железных рудников (76.) 16. Приток реки Серты, носящий имя таежного растения (56.) 18. Главная река Кузбасса (46.) 21. Река в Юргинском районе (76.) 23.Приток реки Кии, носящий мужское имя (36.) 24. Приток реки Ортон, описанный Г. Е. Щуровским В книге «Путешествие по горному Алтаю» (56.) 25. Приток Кондомы, название которого сходно с названием детской игрушки (36.) 26. Река в Кузнецкой степи (36.).


По вертикали: 1. Река на севере области (76.) 2. Приток реки Томи, на берегах которой прошло детство Героя советского союза шорца Михаила Куюкова (76.) 3. Река в Мариинском районе (66.) 5. Левый приток реки Усы (56.) 11. Левый приток Кондомы (66.) 12. Река в Горной Шории (76.) 13. Река, на берегах которой открыто месторождение марганцевых руд (36.) 15. Левый приток реки Томи в нижнем течении (76.) 17. Приток реки Кии (56.) 19. Правый приток реки Яи (56.) 20. Река в Новокузнецком районе (76.) 22. Река в Кемеровском районе, известная месторождением девонских углей-сапромикситов (66.) 23. Речка в городе Юрге (46.) 24. Река в окрестностях города Мариинска (46.) 24. Река, левый приток Чулыма, на берегах которой прошло детство поэта Василия Федорова (46.) 27. Река на севере Кемеровской области (26.).


Русский язык.


2). Используя имена собственные из составленного вами кроссворда, напишите сочинение — зарисовку на тему «Портрет родного края».


3). Орфографическая работа на тему «Ойконимы Кузбасса».


Задание. По каким орфографическим признакам можно распределить названия городов (районов, крупных населенных пунктов) Кузбасса?


Осинники, Киселевск, Белово, Ленинск — Кузнецкий, Прокопьевск, Анжеро — ­Судженск, Гypьeвск, Промышленное, Чvлым, Раздолье, Усть — Сосново, Черемичкино,

Усть- Кабырза, Кондома, Ильинка, Борисово, Барачаты, Шевели, Банново, Чvсовитино, Шабаново, Воскресенка, Салаир, Таштагол.


( «Удвоенный согласный в слове», «Проверяемый гласный в корне слова», «Гласные и, а, у перед шипящими в корне слова (жи-ши, ча- ща,чу-щу;», «Непроверяемый гласный в корне слова», «Дефисное написание имен существительных», «Разделительный ь в корне слова», «Написание в словах сочетаний — чк, -чн и др. »)


4). Какие разряды имени собственного представлены в данном стихотворении?


***


Звезду открыли в царстве Зодиака.

Ее название послужит добрым знаком.

Планета Кемерово!

Твой высокий зов

Звучит во мне тревожней с каждым часом.

Мерцая меж Юпитером и Марсом,

Ты посмотри на Млечный путь Кузбасса –

Созвездие вечерних городов.


(Космонимы, ойконuмы)


Литература

5). Восстановите стихотворный текст, используя слова в скобках:

Ты мой друг — ……………

Ну а я — твой землячок.

Мы живем у …………….

Мы с тобой………………

Даже маленький снегирь

Любит снег, мороз,………


А в………город есть,

Что не можно глаз отвесть:

Протекает ……….

То бурлива, то тиха.

Краше города не сыскать,

Град тот………….звать.

(Кемерово, Сибирь, Томь — река, сибирячок, сибиряки)


История

6). Викторина «Страницы истории родного края» (к теме курса «Микротопонимы города»).


1. Улица, начинающаяся от Притомской набережной, на которой памятник воинам-кузбассовцам, погибшим в годы ВОв?


2. В 1965 году улица Барнаульская была переименована в улицу имени. . .?


3. Он был организатором АИК «Кузбасс». Его именем названа улица в Рудничном районе?


4. Эта улица названа именем шахтера, Героя Социалистического труда, кавалера трех степеней знака «Шахтерская слава», «Лауреата премии Кузбасса»? (Рудничный район):


5. Эта улица названа именем Героя Советского Союза по просьбе однополчан­кемеровчан. Здесь расположен лицей 89?


6. Пересечение двух улиц: одна названа в честь первой женщины-космонавта, другая — именем первого космонавта планеты?


7. Назовите 12 улиц, носящих имена выдающихся людей нашей страны?


Ответы: 1. Весенняя. 2. Коломейцева. 3. Рутгерса. 4. Ракитянского. 5. Смирнова. 6. Терешковой. Гагарина. 7. Кирова, Дзержинского, Орджоникидзе, Островского, Калинина, Мичурина, Нахимова, Ленина, Лядовой, Тухачевского, Чкалова, Черняховского.


7). Комплексное задание:

контрольный тест с учетом всех изученных тем курса.


8). Итоговая контрольная работа «Что в имени твоем, Земля Кузнецкая»?


9). Вариант: защита реферата на одну из предложенных тем: 1. «Ономастикон Кузбасса». 2. «Функционирование имени собственного в художественном произведении». (На материале 1-2 прозаических текстов писателей Сибири»).


10). Письмо — рефлексия «Войдя в мир ономастики…».



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЯ ПО ОНОМАСТИКЕ


УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ШОРСКОГО НАРОДА

(ЛЕГЕНДЫ ЗЕЛЕНОЙ ГОРЫ)


1. ВЫПИСАТЬ ИЗ ТЕКСТА ВСЕ ТОПОНИМЫ. УКАЗАТЬ ИХ РАЗРЯД (ГИДРОНИМЫ/ОРОНИМЫ/ОЙКОМИНЫ). КАКИЕ ЕШЕ РАЗРЯДЫ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ТЕКСТЕ?


Томь и Мрасссу

Три реки, сливаясь, образуют Мрассу. С горы Очагаш течет Соль — Мрассу. С отрогов горы Кобес стекает Чор — Мрассу и соединяется с Ак — Мрассу. Мрассу — самый живописный приток реки Томи.

Был в Горной Шории охотник по имени Томь. И была красавица девушка, дочь бая. Звали ее Мрассу. Полюбил парень Мрассу и хотел на ней жениться, но

не тут – то бьло. Воспротивился бай: не такого жениха он хотел для своей дочери. Заслал бай охотника, откуда берут начало ручьи и реки, и сделал его рекой.

Мрассу так горевала и плакала, что сама превратилась в реку и потекла к любимому. На пути суровая скала преградила ей дорогу. Мрассу грудью разбила скалу, и она рухнула в реку. До сих пор лежат в реке огромные камни, образуя пороги. Мрассу стремительно и бурливо мчится через тайгу и пороги туда, где навеки сливается с Томью.


2. ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА.


О КАКОМ ТОПОНИМЕ (ГИДРОНИМЕ, ОРОНИМЕ. ОЙКОНИМЕ) / КОСМОНИМЕ/ КТЕМАТОНИМЕ ШОРЦЫ ГОВОРЯТ…


1). «Пуп земли», самая высокая и красивая шорская гора?


2). «Рыбная вода», или «река, наполненная рыбой»?


3). Шорцы называют его так по имени богатыря, которое значило «ездящий на бело-сивом коне»; русские это созвездие называют Орионом?


4). Этот праздник назван по имени легендарного шорского богатыря «сильного, ловкого, меткого в стрельбе»?

5). «Железная гора, у подножия которой гремит огненный город, из которого течет огненная река»?


6). «Ледяная гора», с которой мчатся чистые ручьи, несут во все стороны силу богатырскую?


7). Так называют шорцы этот приток реки Мрассу, что в переводе с шорского ­«умерший»: около этого притока умер сильно израненный кит?


8). «Шелковая гора»: с подошвы до вершины она покрыта лесом. Издали кажется

— закуталась в зеленый шелк?


9). «Камень на ладони», «каменный лог», «долинка на ладони» — это о каком городе сказано?


10). По преданию, в Горной Шории нашли около этой реки заблудившегося рыжеволосого мальчика. Название реки переводится как «желтый ребенок»?


11). Главный горный хребет Кузбасса, в переводе с шорского — «пестрые горы»?


12). Одна из высоких вершин Алатау — гора, название которой переводится как «вершина без растительности», «голец»?


13). «Река крови»: около этой реки прошла кровопролитная битва шорцев с врагами — от крови стала красной река?


14). «Стоп-горы», расположенные в верховьях реки Назас?


15). Легенда об этой реке гласит, что однажды она не позволила богатырю перебраться через нее, и ему пришлось заночевать на берегу. «Кондум» по шорски — «ночевал»?


Orветы: Мустаг, Балык-су, Кан-Ергек, Ольгудек, Темир-Тау, Мустаг, Олчек, Торгу — Таг, Таштагол, Сарбала, Кузнецкий Алатау, Большой Таскыл, Кандалеп, Токпан — таг, Кондома.


3. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.

ИСХОДЯ ИЗ ВИДА ТОПОНИМА, ОПРЕПЕЛИТЕ РОД ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО.

Мрассу (река, ж. р.), Мазарак (гора, ж. р.), Алатау (хребет, м. р.), Таштагол (город, м. р.), Темир -Тау (гора, ж. р.), Кандалеп (река, ж. р.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Тексты для анализа ономастических единиц

(Дидактический материал)


В. Козлов

1. Сибирь 2. Бежит, торопится дорога.

Здесь недолго свищут коростели, Куда ведет меня она?

А потом на этой части суши В объятья дьявола иль Бога

Жгучие, холодные метели В лихие наши времена.

Рвутся в человеческие души. Вновь ли нечистого услуги

Но и все ж суровые широты, Приму с покорностью глупца.

Мокрый куст на речке говорливой И побреду в порочном круге,

Я не променяю на красоты Где нет начала и конца.

Неаполитанского залива. Иль богородица святая

Укажет чистые места

В курьях Оби, в горах Алтая,

Где светел день и ночь густа.


3.Мунгат 4. В Поперечке

3акатилось солнышко за рощи, Снова осень. Стали рыжими поля.

Приютился вечер на лугах. В разноцветье палисадники домов

И река стремительная ропщет Дышит радостью кормилица-земля,

В тесных, каменистых берегах. Всюду запахи картофельных дымов.

Все еще теплом наполнен воздух, Всюду тихая витает благодать.

И кругом, куда ни бросишь взгляд, Ах, теперь бы после бани да ­ —

Сонные деревья, даже звезды, к столу!

До чего смиренные стоят! Вынуть душу и навек ее отдать

А река ворочается грозно, Божьей милостью родимому селу.

Бьет с размаха в каждый поворот.

И, быть может, рано или поздно

Где-то русло новое пробьет.



5. Юго – Александровка

Осенний день прохладой дышит, А в косогор вросла деревня —

Таежный воздух свеж и чист. Живет от века нелегко.

И словно желтой нитью вышит И придорожная харчевня

К моим ногам упавший лист. Дымит совсем недалеко.

Здесь мест дремучих, потаенных Друзей приветливые лица,

Сейчас, как летом, не найти. Тепло объятий и жилья…

И кем-то путик протаренны Сюда стремилась и стремится

В распадке виден впереди. Душа уставшая моя.

5. Улумонда 6. Сазонов ключ


В. Махалову Запах трав, прозрачная вода.

Который день ни всплеска, ни движенья. Замирая, пью напиток свежий.

Сырой листок, упавший с тальника, Только мне теперь уже все реже

Скользнет по дну, распластанный теченьем, Приходить случается сюда.

Да чей-то свет пронзит издалека. И душе от этого больней,

К душе прильнет невольная тревога, Здесь для всех я попросту бродяга.

Здесь ощущенье вечной пустоты Иногда последняя дворняга

Несет река и старая дорога, Может быть желанней и нужней.

Где у обочин мертвые цветы. Жизнь идет совсем не по лучу –

Холодный цвет потрогает деревья, Серая, разбитая, кривая.

На черных пнях нахохлятся грибы. Но прильну к Сазонову ключу,

А на краю заброшенной деревни Задохнусь и снова оживаю.

Зовет окно единственной избы.



7. *** 8. Г. Юров

Мне снова приснились остроги Алтая, Борискин ключ

Селение Чодро в долине туманов. …и вот живет в долине мглистой

И то, что опять я сюда прилетаю Названий звучная капель:

Увидеть стремительный бег Чулышмана, Ключ Солнечный,

Подняться к вершине Белухи великой – Ключ Золотистый,

­Там сразу уймутся душевные боли. Ключ Март,

В пучине воздушной, холодной и дикой Ключ Зорька,

Хочу надышаться свободой и волей. Ключ Апрель.


Бывали люди в лапах смерти,

Пургу встречали и обвал,

9.Г.Юров Но нет ключа того, поверьте,

Берега Чтоб кто-то Проклятым назвал.

За плечо горизонта умчась на колесах, Я знаю: поздно или рано

На полярной машине набрав высоту, За тысячью колымских круч

Помнил я о Томи, где по тихому плесу Вас привлечет звучащий странно

Плыло детство мое на сосновом плоту… И памятно

Борискин ключ.

10. Г. Юров Над юным истоком и устьем в сединах,

Песня о Бумажном Змее Над милой Сибирью, Уралом и Волгой,

.. .Возносится Змей мой дорогой былинной Над белой Чукоткой и

Над малой удачей и участью горькой, над Украиной.

Над Томью — рекой, над Красною Горкой,


11. Г. Юров 12. Последнее представление

Эпилог Кемеровского цирка

Поэму завершаю в сентябре Берег. 3.

у самого подножья Кара — Дага. .. .Да, берег мой богат пластами,

Восходит солнце, В скале чернеют их следы.

Чаек отогрев, Окаменела в недрах память Деревьев,

И солона в черте прибоя влага… Солнца

И воды.

Томилась в ожиданье долгом…

Берег. 4.

В истоки всматриваюсь зорко.

Мой берег, Когда походную суму

Вразуми меня: Здесь скинул с плеч Михайло Волков,

Тебя назвали Красной Горкой, Мой берег камень дал ему.

Поскольку красный — цвет огня?

А, может быть, за опыт горький? И вот в ночи заполыхало.

Оставили бандиты след. И как легенда ни стара,

И Красная кому-то Горка, Я жив прозрением Михайлы.

Поскольку красный — ­ Я греюсь у его костра.

Крови цвет.


А может, этот адрес точен,

АИК «Кузбасс» ­-

О братстве весть,

О солидарности рабочей,

Крепившейся когда-то здесь?

Сыны Берлина,

Вашингтона,

Подняв Рудник и Коксохим,

Цвет красный,

Революционный

Считали знаменем своим… (* другие имена собственные в поэме:

Нахаловка, Кузбасс, Володя Мартемьянов,

Гурьевский завод, Волковский пласт,

Щетинкин лог, поселок Стандарт, Томь,

аллея Героев).

13. Абориген

*Имена собственные: Кузбасс, Урал, Колымская трасса, Байкал, Горная Шория, Михайло Волков, ручей Дьявол, ручей Олень, Алеша.


14. Осень в Журавлях (имена собственные: деревня Журавли.)

15. Г. Юров

Планета Кемерово

*Имена собственные: Кузнецкий край, Томь, Томск, Михайло волков, Писаные скалы, Кузнецк, Федор Достоевский, Земля Кузнецкая, Гарин — Михайловский,

Анжеро — Судженск, Юровы, район Рудничный, Кемерово, Кузбасс, Каз, Шерегеш, Таштагол, шахты «Зиминка», «Чертинская», «Распадская», Кузнецкая котловина, др.


16. Г. Юров

***

На Красной Горке обретаем вновь,

Нам данное на радость иль страданье,

Святое чувство — больше, чем любовь,

Которому покамест нет названья.


Нa Красной Горке замерли века,

Корнями в землю проросли деревья…

И город напоившая река

Светла воспоминаньем о деревне.


На Красной Горке царственно возник

И нам навстречу хлынул взглядом синим

Врачующего знания родник,

Росе созвучный, родине, России.


*См. также: Г. Юров. «Соловьи в Сибири», « Вершина Томи», «Мы все перед рекою виноваты»; публицистика: «Труженица Томь», «Река родная», «Какова цвета Томь — река», «У родника на Красной Горке»; песня «Рабочая мелодия Кузбасса».


17. Игорь Киселев Славен вязью кружевною настенной.

Мариинск Уходили мастера,

Перевянут все цветы, Умиралм,

Перевянут . Но бессмертно мастерство

Мало осенью тепла, И нетленно.

Мало света.

Этот город – ­

Как цветок деревянный Я по родине бродить

На закате деревянного лета. Не устану,

Но в душе храню,

……………………………… Как искорку света,

Был славен, Мариинск, Этот сказочный цветок деревянны

Мастерами. На закате деревянного лета.

18. В. Иванов

Песнь о Кузбассе

В российской нашей необъятной шири

Есть край известный. Край, где мы живем.

Зовут его жемчужиной Сибири,

А. мы землей любимою зовем.

Кузбасс — земля особенного рода,

Ее не спутать ни с какой другой.

И днем, и ночью жаркая работа

Кипит и на земле и под землей.

Хранит земля несметные запасы.

Щедры поля родимой стороны.

От ритма жизни нашего Кузбасса

Зависит состояние страны.

Шумит тайга. Зовут к вершинам горы.

Сверкает ТОМЬ — красавица река.

Волнуют сердце милые просторы,

Ласкают взгляд родные берега.

Гордимся мы твоею доброй славой,

Твоим богатством, наш родимый край.

Кузнецкий край, на благо всей державы,

На счастье нам живи и процветай!


19. Надежда Прокопьева

***

Люблю наш бескрайний Сибирский простор

И неба лазурного ширь.

Раздолье полей и величие гор,

Всегда я с тобой, Сибирь.

И если слабею на дальнем пути,

И нету воды у огня,

Я только подумаю, что не дойти, ­Прибавиться сил у меня.

И если есть сильнее сибиряка?

В плечах его — вольная ширь,

Могуч, как тайга, и силен, как река,

Тобой возвращенный, Сибирь

20. Б. Кузнецов 21. М. Небогатов

Дорогая моя Сибирь Мой родной край


Я люблю облака на рассвете, За рекой, за кромкой леса

Когда солнце купается в них, Красный шар встает.

Я люблю лесной легкий ветер Тает белая завеса

И смолой кипящие пни. У прибрежных вод.

Голубую в зное июля,

А зимою седую, как быль. Вот и Томь, вздохнув устало,

В дождь и слякоть тебя люблю я, Под лучом косым

Дорогая моя Сибирь. Засмеялась,заиграла

Серебром живым…


22. М. Небогатов

Малая родина есть у любого

Вижу свою под горою у плетня

Вроде душевно-заветного зова

Гурьевск любимый звучит для меня.


23. Салаир! Салаир! 24.Там, где золота черного горы,

Горы с дымкой и тающим эхом. Речка Яя спокойно бежит,

Так и слышатся мне соловьи Там, где трудятся славно шахтеры,

В поэтичном названии этом. Анжеро — Судженск стоит.



25. Между реками Томь и Уса

Добрым другом шахтерских просторов

Междуреченск поднял корпуса –

Светлый город сибирских шахтеров.



26. Над землею рассветное зарево,

Легкий ветер прозрачен и свеж.

Светлой жизни тебе, Полысаево,

Полысаево — город надежд.


27. По сердцу мне снежные горы, 28. Сторона родимая — Кузбасс!

Синь рек, заливные луга, Цветами убранный шатер.

Колхозных угодий просторы, Неописуемо красивый

Зеленая вечно Тайга. Полей и рек твоих простор.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Характеристика шорских топонимов

Су- «река», «вода» /Бельсу, Мрас-Су/; варианты: зунг, сунг/ «вода», «река» /Карасуг, Сарысуг/;


Кол- /кол/ — «река» /Узунгол, Ташколl;


Колчак- «ручей», «речка» lКараголчак, Акколчак/;


Пулук (булук) — «родник», «источник» /Карабулук, Байбулукl;


Паш — «исток»; «начало реки» /Карабажи, Мраспажи/;


Айры — «речка», «река» /Кузукайры, Аспакайры/;


Чул /йул/- «река», «речка» /Канн-чул, Ч_ш-чулl;


Чулат — «очень маленькая речка», «речоночка» / Ак-чулат, Кара-чулат/.


Пелтер — «устье реки» /у шпелтере, Майрапелтере/;


Елга — «речка» /Ташъелгal;


Чулен — «речка» /Чулен, Акчулен/.


Таг «гора» /Каратаг, Мустаг/;


Кайя /кая/- «скала» или Гайя /гая/ в том же значении /Аккайя, Тогул­гайя/;


Тайга- «гора, покрытая лесом» /Корумтайга, Кузуктыгтайг/;


Таш- «камень», «каменный» /Нывахташ, Ушташ/;


Кат /кат/- «гора», «холм», «скала» /Чишкат, Улугат/;

Ажик /ажигы,_ажйе/-«перевал»/Топагажигы, Топоажйе,Атажийа/;


Пел /бел/ «грива», «гора» / Акпел, Т ебирпел/;


Сын — «грива», «вершина горы» /Эргизайсын, Узахтыгсын/;


Тобе — «гора», «вершина горы» /Улугтобе, Уштобе/;


Тегей /тыгейд, дыгей, тэгэей/ «вершина» / Арыгтегей, Чабыстэгей/;


Арт — «перевал» /Шолбанарт, Колзакарт/;


Паж /баж/ «вершина горы» /учаспажи, Карасабажи/.


Карагайла «богатый сосняком».


Курусуг «сухая речка».


Кичугул — «малая речка».


Карабулук — «черный источник».


Кызас — «новая речка».


у чташ «три горы».


Арыгтегей — «чистая вершина».


Кендергол «конопляная речка».


Тебирилиг таг «железная гора».


Акая — «белая скала».


Приложение 4

Материалы для контролдьных и проверочных работ, уроков – практикумов и подготовки к ЕГЭ


1. Напишите краткое изложение по данному тексту.


Родное Подмосковье в названиях.


(1 )Подмосковье — наша малая Родина. (2)Оно славится не только

живописной природой, но и древней культурой. (З)Как понимать само слово­-название

Подмосковье?

(4)Уже из самого названия ясно, что речь идет о местах, тесно связанных с Москвой. (5)Наиболее близкая к Москве территория — это районы Большой Москвы, где остальные брызги города еще не слились друг с другом, а чередуются с уголками природы — зелеными «легкими» столицы.

(6)Тесно связано с Москвой и более дальнее Подмосковье. (7)Площадь Подмосковья около 46 тысяч квадратных километров, что составляет лишь две сотых части России. (8)Однако Подмосковье больше, чем Дания, Швейцария, Бельгия Нидерланды, Албания. Понятие «Подмосковье» меняется во времени. (9)Сегодня электричка быcтpо домчит нас в любой подмосковный город, а еще сто лет назад поездка, например, в Коломну представлялась целым путешествием. (10)И тогда граница Подмосковья проходила где-то неподалеку от нынешних окраин Москвы.

(11 )Время раздвинуло рамки Подмосковья, и теперь можно в качестве внешней его границы принять рубежи современной Московской области. (12)Итак, Подмосковье родилось от Москвы, но и Москва родилась из подмосковных селений — деревушек, в одной из которых Юрий Долгорукий основал крепость-кремль. (13 )Многие деревушки сливались с собственно Москвой, становились ее пределами, многие разрастались, а иные исчезали совсем.

(14)Название любого подмосковного города, селения или деревни ­

своеобразный памятник этому месту. (l5)Оно тесно связано с историей подмосковного края, его природой и ландшафтом, с русской культурой. (16)Многие названия могут поведать о древних обычаях, занятиях, быте наших предков, рассказать об их промысле, ремеслах. (17)Это «язык земли», и он не поддается изменению, здесь ничего не придумаешь и не присочинишь. (18)Он сохраняет память о том народе, который здесь был. (19)Непонятные нам, но привычные названия знакомых рек, озер, городов могли на языке людей, живших здесь в прошлом, выражать то или иное понятие. (20)Наши предки вписали в историю края свое имя, свою жизнь и доверили в названиях хранить память о себе.


2.Творческое задание: напишите сочинение- рассуждение на тему «Наши предки вписали в историю края свое имя…». Расскажите о топонимах одного из городов Сибири.

3.Тестовые задания.


Фонетический анализ слова

1. В каком слове произносится один раз гласный [о]?

1) Москва

2) Подмосковье

3) Долгорукий

4) Россия

2. В каких словах все согласные звуки мягкие?

1) Сибирь

2) Албания

3) Бельгия

4) Нидерланды

3. Какой согласный звук произносится в конце слова Юрий?

1) глухой, твердый

2) звонкий, твердый

3) глухой, мягкий

4) звонкий, мягкий

4. В каких словах все согласные звуки твердые?

1) Коломна

2) Москва

3) Швейцария

4) Юрий

5. Б каких словах 6 звуков?

1) Сибирь

2) Юрий

3) Дания

4) Россия


Морфемный анализ слова

1. Определите способ образования слова Подмосковье?

1) приставочный

2) суффиксальный

3) бессуффиксный

4)приставочно-суффиксальный

2. Определите способ образования слова Долгорукий?

1) суффиксальный

2) бессуффиксный

3) сложение

4)субстантивация


Словосочетание


1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании

сливались с Москвой

1) примыкание

2) согласование

3) управление


Предложение

1. В каком предложении топоним будет являться подлежащим?

1) 3, 2) 1, З) 13


2. В каких предложениях топоним входит в состав обособленного определения?

1) 4, 2) 5, 3) 11, 4) 12


3. Какое утверждение верно по отношению к предложению № 8?

1) простое, односоставное, назывное;

2) сложное, с разными видами связи;

3) простое, осложнено сравнительным оборотом.


4. Какое из предложений осложнено вводным словом и приложением?

1) 7, 2) 11, 3) 12, 4) 14


6. Укажите количество грамматических основ в предложениях N 5, 9, 17?

1) 1, 2) 2, 3) 3


Средства речевой выразительности


1. Укажите предложение, в котором есть сравнительный оборот, выраженный именем собственным.


2. Какое средство выразительности использовано в предложении N2 9?

1) градация

2) антитеза

3) парцелляция


3. Верно ли утверждение, что словосочетание зеленые «легкие» Москвы­

это лексическое средство выразительности — метафора?

1) да

2) нет

4. Верно ли утверждение, что в предложении N 6 есть эпитет?

1) да

2) нет


Приложение 5

Информационный материал к разделу 4.8

ИМЯ ГЕРОЯ (антропоним)

АДРЕС (микротопоним)

Абызов Михаил Петрович

Ул. Абызова,4 и 12 9улица и памятная доска)

Брюханов Степан Степанович

Ул. Дзержинского,3 (памятная

доска)

Васильев Илларион Романович

Ул. Васильева,8 (улица и памятная доска)

Волошина вера Даниловна

Ул. Волошиной,2 (улица и памятная доска); бульвар Строителей,24»в» (музей)

Громова Ульяна Матвеевна

Ул. Громовой,1 (улица и памятная доска)

Григорьев Борис Григорьевич

Ул. Григорьева, ул.Багратиона,15»а» (улица и памятная доска)

Двужильный Юрий Михайлович

Ул. Двужильного, ул. К. Маркса,12 (улица и памятная доска)

Другов Илья Дмитриевич

Ул. Весенняя,19 (памятная доска0


Евсеенко Владимир Романович

Ул. Назарова,8 (памятная доска)


Загидулин Фахрутдин Лильмутдинович

Ул. Сибиряков-Гвардейцев,328 и 228 «а» (памятная доска)

Квитович Дмитрий Константинович

Ул. Кирова,16 (памятная доска)


Кирчанов Александр Николаевич

Пр. Советский,71 (памятная доска)


Красильников Геннадий Иванович

Ул. Тимирязева,36, ул. Ермака,7 (памятная доска)

Коломейцев Анатолий Михайлович

Ул. Коломейцева,13 (улица и памятная доска)

Коншин Зиновий Петрович

Пр. Ленинградский, 41 (памятная доска)

Кошевой Олег Васильевич

Ул. Кошевого


Лыков Василий Михайлович

Ул. Весенняя,7 (памятная доска)

Максименко Александр Петрович

Ул. Максименко,31 (улица и памятная доска)

Матросов Александр Матвеевич

Ул. Матросова,1 (улица и памятная доска)

Марковцев Степан Харитонович

Ул. Марковцева,18 (улица и памятная доска)

Мызо Владимир Иванович

Ул. Мызо,51, ул. Дзержинского,22 (улица и памятная доска)

Назаров Илья Семенович

Ул. Назарова,3 и 9 (улица и памятная доска)

Незнакин Алексей Тарасович

Пр. Октябрьский,21 (памятная доска)


Никитин Николай Александрович

Ул. Никитина,18 (улица и памятная доска)

Подгорбунский Михаил Алексеевич

Ул. Весенняя,9 (памятная доска)


Сарыгин Александр Васильевич

Ул. Сарыгина,2 (улица и памятная доска)

Сенющенков Виктор Тихонович

Ул. Ворошилова,23 (памятная доска)


Смирнов Юрий Васильевич

Ул. Смирнова,124 (улица и памятная доска)

Степанов Николай Петрович

Ул. Ноградская,20 (памятная доска)


Шубников Александр Павлович

Ул. Пролетарская,14 (памятная доска)


Толстиков Василий Васильевич

Ул. Севастопольская,3 (памятная доска)

Трофимов Николай Игнатьевич

Ул. Трофимова, 45 (улица и памятная доска)

Тюленин Сергей Гаврилович

Ул. Тюленина,2 (улица и памятная доска)

Федоровский Константин Степанович

Ул. Федоровского,22 (улица и памятная доска)

Чайкина Елизавета Ивановна

Ул. Чайкиной,2 (улица и памятная доска)


Черняховский Иван Данилович

Ул. Черняховского,12 (улица и памятная доска)

Шатин Геннадий Николаевич

Ул. Весенняя,23 (памятная доска)


Якимов Сергей Иванович

Ул. Якимова










































Орфографический словарик


А

Б

В

Абагур

Бабанаково

Ваганово

Абакан

Базанча

Валерьяновка

Абашево

Байдаевка

Варюхино

Абрамовка

Бакаевск

Васьково

Ажендарово

Балахнино

Верх — Чебула

Аксеново

Банново

Власково

Александровка

Барабановка

Вознесенка

Алтамаш

Барандат

Воробьевка

Алчедат

Бараново

Воскресенка

Ананьино

Барзас

Вотиновка

Анжеро — Судженск

Бачатский

Выпаса

Артышта

Бачаты

Вяземка

Афонино

Бедарево


А чинсос

Безменов о


А чкасово

Безруково


Ашмарино

Березово


Г

Д

Е

Габовск

Давыдово

Евсеево

Гавриловка

Дачно- Троицкий

Евтино

Гашков Ключ

Дворниково

Егозово

Георгиевка

Дегтярев ка

Елгино

Гладково

Дедюево

Елтифеева

Головниха

Демьяновка

Елыкаево

Горскино

Денисово

Емельяновка

Грамотеино

Дмитриевка

Ермолаевка

Громотуха

Долгополов о

Ерунаково

Гурьевск

Драченино

Ефремовка

Ж

З

И

Жерново

Забродино

Ибрагимовка

Журавлево

Завьялово

Иганино

Жургавань

Зайцево

Инской


За — Мрассу

Истомино


Зенково

Ишимское


К

Л

М

Кабаново

Лабаза

Маганак

Кабырза

Лапшиновка

Мазурово

Казанково

Лачиново

Макурино

Казымча

Лебедянка

Малоитатка

Казынгаштаг

Левашовка

Малосалаирка

Казырзуг

Листвяги

Малюгино

Калачево

Литвинов о

Мамаевский

Каленово

Ломачевка

Мамонтов о

Калинкино

Лукошкино

Маскачак

Калтан



К

Н

О

Калтышино

Набочиха

Обояновка

Камышино

Нанзас

Озеровка

Карадаг

Нижегородка

Окунево

Карачарово

Новобачаты

Ортон

Качкурово

Новоискитимск

Осиновка

Кендереп

Нымзас

Охмино

Керлегеш



Комиссарово

П

Р

Кондома

Пайкино

Раевка

Копылово

Панфилово

Раскатиха

Кузнецовка

Паспачак

Ровенский

Кулебакино

Песчанка

Родионовка

Кутепково

Плешки

Романовка

Кутоново

llлотниково

Рубцовка

Кучум

Подъяково

Рюриковка

С

Т

У

Салаир

Тайжасу

У лумонда

Саламатово

Тальменка

У лыкаева

Салтымаково

Тарабарино

У сть-Искитим

Самоновка

Тарсьма

Усть -Кабырза

Сандайка

Таштагол

У сть- Сосново

Сапогово

Тисуль

У стюжанино

С арапки

Тихоновка

У сяты

Сахарово

Т онгул

У фимцево

Сидоренково

Тырган

Ушаково



Ф

Чилису Чишма

Федоровка

Федотово Феофановка

Филоново

Фомиха

Форштадт



Ч

Чабалдаг

Чабалсуг

Чапаевский

Чарышта

Чахлово

Чебула

Чедат

Чекмари

Челухоево Черемичкино Черепаново Черкасовка

Черниговка Чернышово

Чесноковка

Чигирь

Чилису

Чимша

Чкаловский

Чортанда

Чугунаш

Чулым

Чусовитино




Х

Хайзин Хайруза Хамутовка Хахалино Хлебозавод Хмелево Хорошеборка Худяшово












Щ

Щегловск

Щедруха

Щемиловка Щербиновка





Ю

Юрьевка










Ц

Цветной Ключ Цыпино



Ш

Шабалино

Шабаново

Шалево

Шалым

Шарово

Шерегеш


Э

Эгрим

Эльбеза

Этакол






Я

Ягуново

Яковлевка

Якунинск

Яшкино











Литература для учителя


А. Ономастические словари и справочники


1. Веселовский, С. Б. Ономастикой: Древнерусские имена, прозвища и фамилии [Текст] / С. Б. Веселовский. -М.: Наука, 1971.

2. Никонов, В. А: Словарь русских фамилий [Текст] / В. А. Никонов. — М., 1993.

3. Петровский, Н. А. Словарь русских личных имен [Текст] / Н. А. Петровский. — 4-е изд., дополн. — М., 1995.

4. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст]

/ Н. В. Подольская. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: Наука, 1988.

5. Системы личных имен у народов мира [Текст] / Институт этнографии АН

СССР. — М.: Наука, 1986.

6. Справочник личных имен народов РСФСР [Текст] / Отв. ред. А. В.

Суперанская. — 3-е изд. — М., 1987.

7. Суперанская, А. В. Словарь русских личных имен [Текст] / А. В.

Суперанская. — М., 1998. [Введение: как складывалась система русских имен.]

8. Тихонов, А. Н. Словарь русских личных имен [Текст] / А. Н. Тихонов. ­

М., 1995. [Гнездовой, нормативный, включает все производные дериваты каждого имени в разговорной речи.]


1. Бедин, В. И. От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя. Опыт

биографического словаря [Текст] / В. И. Бедин, М. М. Кушникова, В. В. Тогулев. — Кемерово, 1998.

2. Историческая энциклопедия Кузбасса [Текст]: в 3-х т. — Кемерово, 1996.

3. Мытарев, А. А. От Абы до Яи. Географический словарь Кемеровской области [Текст] / А. А. Мытарев. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1970.

4. Пер мина, М. А. Ономастика Топкинского района. 17 — начало 21 вв.


[Текст]: историко-топонимический словарь / М. А. Пермина. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003.


Б. Основная рекомендуемая литература


1. Антропонимика [Текст]: Сб. статей. — М., 1970.

2. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика [Текст] / В. Д. Бондалетов. — М.,

1983.

3. Горбаневский, М. В. В мире имен и названий [Текст] / М. В. Горбаневский. — М., 1987.

4. Кторова, А. Сладостный дар имен, или тайна имен и прозвищ [Текст] / А. Кторова. — М., 2002.

5. Личные имена в прошлом, настоящем, будущем [Текст]. — М.: Наука, 1970.

6. Мурзаев, Э. М. География в названиях [Текст] / Э. М. Мурзаев. — М, 1979.

7. Никонов, В. А. Имя и общество [Текст] / В. А. Никонов. — М., 1974.

8. Никонов, В. А. География фамилий [Текст] / В. А. Никонов. — М.: Наука,

1965.

9. Сейгомицкая, Г. П. Занимательная топонимика [Текст] / Г. П. Сейгомицкая. — М., 1990.

10. Селищев, А. М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. Избранные труды [Текст] / А. М. Селищев. — М., 1968 (или по изд. 2003).

11. Силаева, Г. А. Антропонимия художественных произведений [Текст] / Г. А. Силаева. — Рязань, 1986.

12. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного [Текст] / А. В. Суперанская. — М., 1973.

13. Суперанская, А. В. Что такое топонимика? [Текст] / А. В. Суперанская. ­

М., 1985.

14. Унбегаун, Б. О. Русские фамилии [Текст] / Б. О. Унбегаун. — 2-е изд. — М.,

1995.

15. Фонякова, О. И. имя собственное в художественном тексте [Текст] / О. И. Фонякова.

16. Чичагов, В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий [Текст]: Вопросы русской исторической ономастики 15-17 вв. [Текст] / В. К. Чичагов. — М., 1959.

17. Эстафета имен… [Текст] // Вопросы ономастики: вып. 3. — М., 1976.

18. Этническая ономастика [Текст]: Сб. статей. — М., 1984.

19. Этнография имен [Текст]. — М., 1971.

20. Языковая номинация [Текст]: Общие вопросы. — М.: Наука, 1977. — Гл. 6.


1. Альманах «Разыскания» [Текст]. — Кемерово: ФГУШ1П «Кузбасс», 2004. 2. Воробьев, И. А. Топонимика Западной Сибири [Текст] / И. А. Воробьев. ­

Томск, 1977.

3. Воробьева, И. А. Язык Земли [Текст]. / И. А. Воробьева. — Новосибирск,

1983.

4. Измайлов, В. Твой город [Текст] / В. Измайлов. — Кемерово, 1061.

5. Земля Кузнецкая [Текст]: альманах о природе. Статьи. Очерки. Рассказы.

Стихи / Сост. Г. Е. Юров. — Кемерово: Книжное издательство, 1990.

6. Ильичев, А. И. География Кемеровской области [Текст] / А. И. Ильичев, Л.

И. Соловьев. — Кемерово: Книжное издательство, 2003.

7. Казаркин, А. П. Литературное краеведение в Кузбассе [Текст] / А. П.

Казаркин. — Кемерово, 1993.

8. Кацюба, Д. В. Духовная культура телеутов [Текст] / Д. В. Кацюба. ­

Кемерово: КемГУ, 1993.

9. Кацюба, Д. В. История Кузбасса [Текст] / Д. В. Кацюба. — Кемерово:

Книжное издательство, 1983.

10. Кацюба, д. В. Этнография народов Сибири [Текст] / Д. В. Кацюба, Р. В. Николаев. — Кемерово, 1994.

11. Кемерово. Путеводитель. [Текст]. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1987.

12. Кимеев, В. М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки [Текст] / В. М. Кимеев. — Кемерово: ОблИУУ, 1994.

13. Кокорина, Л. Я. Лингвистическое краеведение в школе [Текст] / Л. Я.

Кокорина. — Кемерово, 1990.

14. Кокорина, Л. Я. Топонимы Кузбасса на уроках русского языка [Текст] / Л. Я. Кокорина. — Кемерово, 1998.

15. Планета Кемерово. Геннадий Юров. Поэмы [Текст]. — Кемерово: Кем. кн. изд., 2003. – («Поэтическая хроника Красной горки»).

16. Портрет родного края. Наши города [Текст] / Научно-популярное издание.- Кемерово: Книжное издательство, 1990.

17. Портрет родного края. Остановись у родника [Текст] / Научно­-популярное издание. — Кемерово: Кемеровское книжное изд., 1990.

18. Почетные граждане города Кемерово [Текст]. — Кемерово, 1998.

19. Юров, Г. Е. Река родная [Текст] Документальное повествование о Томи /

Г. Е. Юров. — Кемерово: Книжное издательство, 1979.

20. Шабалин, В. М. Тайны имен Земли Кузнецкой [Текст] / В. М. Шабалин. ­

Кемерово, 1994.


Литература для обучающихся


1. Мурзаев, Э. М. Топонимика — популярная [Текст] / Э. М. Мурзаев. — М.:

Знание, 1973.

2. Никонов, В. А. Краткий топонимический словарь [Текст] / В. А. Никонов.­

М., 1966.

3. Никонов, В. И. Ищем имя [Текст] / В. И. Никонов. — М.: Советская Россия, 1988.

4. Полякова, Е. Н. Из истории русских имен и фамилий [Текст] / Е. Н. Полякова. — М.: Просвещение, 1975.

5. Поспелов, Е. М. Школьный топонимический словарь [Текст] / Е. М. Поспелов. — М: Просвещение, 1988.

6. Суперанская, А. В. Как вас зовут? Где вы живете? [Текст] / А. В.

Суперанская. — М.: Наука, 1964.

7. Успенский, Л. Имя дома твоего [Текст] / Л. Успенский. — Л., Детская

литература, 1972.

8. Федосюк, Ю. Русские фамилии [Текст]: популярный этимологический

словарь / Ю. Федосюк. — М.: Детская литература, 1072.


1. Аборигены Кузбасса [Текст]. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

2. Историческая энциклопедия Кузбасса [Текст]: в 3-х т. — Кемерово, 1996.

3. Кацюба, Д. В. История Кузбасса [Текст] / Д. В. Кацюба. — Кемерово:

Кемеровское книжное издательство, 1993.

4. Кимеев, В. М. Касьминские чалдоны [Текст] / В. М. Кимеев. — Кемерово:

Книжное изд-во, 1983.

5. Мытарев, А. А. Географический словарь Кузбасса [Текст] / А. А. Мытарев.

— Кемерово, 1970.

6. Соловьев, Л. И. Живи, Кузнецкая земля! [Текст] / Л. И. Соловьев. ­

Кемерово, 1997.

7. Соловьев, Л. И. Краеведческие игры [Текст] / Л. И. Соловьев. — Кемерово,

1998.

8. Юров, Г. Труженица Томь [Текст] / Г. Юров. — Кемерово, 1974.

9. Шабалин, В. Тайны имен земли Кузнецкой [Текст] / В. Шабалин. ­

Кемерово, 1994.

10. Поэты и прозаики Кузбасса. (Стихи, рассказы, повести, очерки: на выбор

учителя относительно разделов и тем данного курса).







Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Склонение местоимений"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: