Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках русского языка


Статья.

Голенкова Галина Робертовна,

учитель русского языка и литературы,

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная

школа № 90 имени Д.М. Карбышева»,


Куземцева Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы,

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная

школа № 90 имени Д.М. Карбышева».


Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках русского языка.

(10-12лет)










































Введение

Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках русского языка – одна из актуальных проблем в обучении. Решением этой проблемы занимались многие учёные-лингвисты, такие как Митрофанова О.Д., Постнова Н.В., Шанский Н.М. и др., которые предлагали разнообразные пути ее решения. В настоящее время требуются новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа к концу XX века (изменился статус общеобразовательной школы, условия обучения, характер деятельности учителя, сам ученик).

В настоящее время появилось множество новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов, которые настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и средств обучения, адекватных новому содержанию. Вследствие этого значительно усиливается внимание к проблеме организации процесса обучения, к разработке новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации. Это предполагает введение в процесс обучения поисковых компонентов, которые создают условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяют достигать гарантированных результатов обучения.

Анализ учебного процесса в современной школе обнаруживает недооценку того факта, что в ситуации обучения взаимодействуют два фактора — собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) и личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели). Следовательно, формирование мотивации обучения складывается из двух направлений работы: использования мотивационного потенциала самого процесса обучения, с одной стороны, и учёт потенциала личности учителя и ученика, с другой. Для успешной реализации этого следует учитывать закономерности развития мотивации, создавать условия для ее успешного формирования и умело управлять этим процессом.

Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший — продуктивно-творческий уровень развития.

Необходимо формировать интерес к предмету за счет осознания структуры изучаемого материала уже при первичном его восприятии, освоения ориентировочной основы действий и овладения новым типом мышления и мотивами учения, что, как известно, соответствует модели обучения по третьему типу согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).










Цель

Показать влияние мотивации на обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися.

Задачи

1. Рассмотреть мотивацию как психологическую категорию.

Свежие документы:  Технологическая карта по Информатике "Классификация документов" 10 класс

2. Отметить сущность мотивации.

3. Рассмотреть пути формирования мотивации.

4. Показать реализацию этапа мотивации в учебной деятельности.


Мотив — побуждение к активности в определенном
направлении.

Мотивация — процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.


Виды учебной мотивации:

  • Социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);


  • Познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);


  • Личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, стремление к персонализации и т. д.)

Методы повышения мотивации и стимулирования.

  • Эмоциональные:

— поощрение и порицание;

— учебно-познавательные игры;

— создание ситуации успеха;

— свободный выбор заданий.

  • Познавательные:

— опора на жизненный опыт, наблюдения;

— создание минимальной проблемной ситуации ;

— задания на смекалку, творческие посильные задания.


  • Волевые:

— предъявление учебных требований;

— формировать ответственное отношение к учебе;

— самооценка и корректировка своей деятельности;

— формировать умение доводить начатое до конца.

  • Социальные:

— развивать желание быть полезным обществу через труд;

— побуждение подражать сильной личности;

— создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки;

— эмпатия, сопереживание (эстафета, групповая работа).

Планирование и организация учебного процесса
с учетом низкого уровня мотивации

  • Учитывать низкий уровень мотивации ученика при планировании и организации учебного процесса в виде личностной мотивации (зачем именно тебе это нужно).

  • Учитывать успешность мотивации для левополушарных и правополушарных детей – на деятельность.

  • Учитывать вектор мотивации (направление интересов) в беседах о роли и значении предметных знаний в жизни.

  • Ограничивать возможности проявления интересов с отрицательным вектором, переводить «стрелку» интереса в нужную сторону.



Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся. (Методика Лускановой Н.Г.)

Тебе нравится в школе или не очень? (Нравиться — не очень — не нравиться).

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (Иду с радостью — бывает по-разному — чаще хочется остаться дома)

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (Пошел бы в школу — не знаю — остался бы дома).

Тебе нравиться, когда отменяют какие-нибудь уроки? (Не нравиться — бывает по-разному — нравиться).

Ты хотел бы, что тебе не задавали домашних заданий? (Я не хотел бы, не знаю хотел бы).

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (Я не хотел б, — не знаю — хотел бы).

Ты часто рассказываешь о школе родителям? (Часто — редко — не рассказываю).

Ты хотел бы, чтобы у тебя был бы менее строгий Мучитель? (Не хотел бы — точно не знаю — хотел бы).

У тебя в классе много друзей? (Много — мало — нет друзей).

Тебе нравятся твои одноклассники? (Нравятся — не очень — не нравятся).

Обработка и интерпретация.

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок:

3 балла — ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций;

1 балл — нейтральные оценки;

0 баллов — ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной ситуации.

Оценки в 2 балла не были включены для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На оснований различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов — высокая школьная мотивация,

20-24 балла — нормальная школьная мотивация,

15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, 10-14 баллов — низкая школьная мотивация,

ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Сопоставляются количественные оценки с другими результатами опроса детей, их рисунками на школьную тему, а также с такими объективными показателями, как успеваемость, положение в коллективе, особенности поведения и взаимоотношения с другими детьми и педагогом, педагогические характеристики, динамика здоровья. На основании этого делаются общие выводы.


Из опыта работы.


Упражнения и педагогические приемы для развития мотивации на уроках


Общепредметные

“Оратор”


За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.


“Кумир”


На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?


“Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?


Русский язык


Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия


Упражнения типа:

Что ты видел, слышал, чувствовал:

— когда ехал в школу;

— во время прогулки по осеннему парку;

— на берегу моря и т.д.


“Да-нетка”.


Загадать какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов


«Пропущенная буква».


На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп…ртивныи з…леный ст…лбовая

дес…ть цв…тной ш.рстяной

бе…заботный ра…свет бе…цветный

рису…шь пиш…шь чита…шь

к…пуста т…атр ап…льсин


«Неправильная буква»


Книга — кэ, эн, и, гэ, а.

Палец — пэ, а, эль, е, цэ.

Марка — эм, а, эр, ка, а. Ответ : кэ


“Справочное бюро” Использовать словарь.


Выбери слово, соответствующее лексическому значению.


Колорит, компонент, комфорт, компромисс. (“Составная часть чего-либо”).


Для любознательных


В каком падеже в слове сердце произносится д?

Какие существительные в пяти падежах единственного и множественного числа имеют одинаковое окончание? В каких падежах? Какое окончание?

Мальчика звали Юлий, а девочку — Юлия, их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей? Загадка — шутка: Как правильно сказать: У рыбов нет зубов, У рыбей нет зубей или — у рыб нет зуб?

Заключение

Ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя — не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное понятие “хорошо работать” или далекая перспектива получить образование в вузе, непосредственно побуждать учащихся к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах. В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания “понимаемых” мотивов и мотивов “реально действующих” и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.




























Список использованной литературы




Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. — М.: “Социальное здоровье России”, 1995, стр. 68-69.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер. Санкт-Петербург. 2002 год.

Немов Р. С. Психология. Книга 1.Владос. Москва. 1998 год.

Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. — Ярославль, 1991.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


www.BestReferat.ru

www.5ballov.ru

www.ido.rudn.ru

www.piter.com

www.psihologu.info

www.1september.ru

https://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/109391.html

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Обобщение. Прямая речь"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: