Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Школа №169» Советского района г.Казани
Статья
«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»
Акберова Елена Юрьевна
учитель русского языка и литературы
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Над темой самообразования «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» я работаю второй год, и уже есть результаты.
А что же такое проект? Есть много суждений на эту тему, и все же, «Проект»1 — (от лат. projectus — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.
Проект – это буквально “нечто брошенное, пущенное вперед”. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
Подготовка к работе над проектом:
— определение темы и целей проекта;
— формирование групп для работы над проектом;
— планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
— планирование работы;
— исследование;
— оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
— самооценка;
— оценка других групп;
— оценка учителя;
— оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
— Что мы делали?
— Как мы делали?
— Каковы результаты?
— Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Типология проектов:
Исследовательские проекты.
Творческие проекты.
Ролевые, игровые проекты.
Информационные проекты.
Практико-ориентированные проекты
Основные требования к использованию проектной деятельности:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
Использование исследовательских методов.
Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения
Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Их именами названы улицы Казани», «Г. Тукай и его сказки», «Г.Тукай и А.С. Пушкин», «Сказка о прилагательном», «Язык sms сообщений и его влияние на молодежь»)? Знаменитые писатели в Казани». Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила именно так?»(по произведению В.Распутина ).
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя.
Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.
Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Н.В. Гоголя «в поэме «Мертвые души» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей — на городских научно-практических конференциях
Технологическая карта проекта
Алгоритм деятельности учащихся | Алгоритм деятельности учителя | |
1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы | Выбор вида проектной деятельности из предложенного учителем (презентация, буклет или литературно-музыкальная композиция) | Формулирую цели и задачи. Руковожу деятельностью учащихся. Формирую идея проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Помогаю систематизировать материал, сделать выводы о значении Лицея в жизни А.С.Пушкина. |
2. Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы | Самостоятельная работа над созданием презентации. Создание иллюстративного материала. Распределение ролей (оформители, компьютерщики, ведущие, чтецы) и оформление проекта | Консультирую, направляю, стимулирую активность детей |
3. Внесение необходимых изменений | Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией | Контролирую, координирую, корректирую деятельность учащихся |
4. Заключительный этап (презентация проекта) | Выступление перед учащимися (приглашаются 6 и 7 классы). Самооценка проекта. | Помогаю готовить презентацию, выразительно прочесть текст. Помогаю. Сделать выводы и значении проектной деятельности. |
В ходе проектной деятельности я пришла к выводу, что важным источником повышения профессиональной подготовки учителя является обмен опытом. Представляя свои работы на школьном, муниципальном, республиканском уровне я в первую очередь знакомлюсь с опытом коллег по данному направлению и беру все рациональное в свою педагогическую копилку.
И еще, я убедилась у проектной технологии много сторонников и последователей,
потому что данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит нам словесникам сделать процесс обучения русскому языку и литературы ярким и запоминающим, поможет учащимся овладеть всеми ключевыми компетенциями, что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Уроки – проекты:
«Словари русского языка»
Цели проекта:
Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.
Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
Задачи проекта:
Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.
Закрепить навыки практической работы со словарями.
Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Урок – проект по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Образ Емельяна Пугачева .Историческая правда и художественный вымысел».
ЦЕЛЬ: 1. Образовательные: способствовать формированию понятий
«историческая повесть», «художественный образ»; выявить
взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения.
2. Развивающие — создать условия для развития у восьмиклассников
умения работать с различными источниками информаций;
формирование умения устанавливать причинно – следственные
связи в решении проблемных задач.
3. Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных
ориентирах, способствовать пониманию учениками таких
нравственных категорий, как «честь», «милость», «добро»,
«благородство»
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – проблемный, исследовательский.
ОСНОВОЙ ВОПРОС: Соответствует ли образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Пушкина реальной исторической личности?
ЦЕЛЬ: Узнать историческую правду и особенности художественного вымысла, установить причины изменения образа Емельяна Пугачева.
«Проект по русскому языку «Хлеб — имя существительное»»
Цели и задачи проекта:
Образовательная:
— создать учебные и игровые видеопособия для демонстрации на уроках литературы, русского языка и внеклассной деятельности.
— способствовать освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации
Развивающая:
— развивать творческую активность учащихся;
— способствовать развитию навыка поисковой, аналитической, обобщающей деятельности;
-развивать умение работать в группе;
Воспитательная:
— воспитывать стремление учащихся расширять знания, совершенствовать интеллектуальный потенциал;
— приобщать учащихся к нравственным ценностям, воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать любовь и уважение к труду хлебороба.
— воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, направленные на получение конечного результата;
— показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.
Урок – проект по литературе
«Времена года»
(заметки к календарю)
Цель урока: составить проект «Времена года» группами учащихся, опираясь на собранный к уроку материал.
Задачи:
1. Формирование умения работать в группах;
2. Формирование умения передавать словами, текстом живой мир
природы;
3. Формирование нравственного отношения к окружающему миру,
воспитание экологической ответственности, любви к природе.
Оборудование: иллюстрации и слайды с изображением пейзажа; материал, собранный учащимися (пословицы, поговорки, народные приметы, словарь диалектных слов, стихи, отрывки из художественных произведений с описанием природы).
Направленность урока: этно –экологическая.
Использованная литература:
.
1.Бухтиярова И.Н.Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии. №2, 2001.
2.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай технологического обучения// Директор школы, 1995. №6.
3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.-
4.Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении: о коллективном способе ученических работ. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
5.Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. – Казань, 1995
1 Большой энциклопедический словарь