Программа элективного курса «Язык в речевом общении» 9 класс


МБОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района РТ





Программа элективного курса

«Язык в речевом общении»

9 класс


Срок реализации программы — 2011-2012 учебный год


Составила учитель русского

языка и литературы

Белкиной Татьяна Алексеевна



















Пояснительная записка


Жизнь устроена так, что мы постоянно выполняем то роль того, кто передаёт информацию (говорит или пишет), то роль того, кому нужно понять чужую речь, слушая или читая её. Для этого совершенно необходимо одинаково хорошо справляться как с одной, так и с другой задачей, иначе общение между людьми будет весьма затруднено.

Данный курс поможет развить те речевые способности, которыми обладает каждый человек, научит точнее и правильнее передавать свои мысли и лучше понимать собеседника.

Таким образом, основная цель курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.

Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знаний. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимодействии всех её составляющих: структурно- содержательная организация деятельности общения, материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приёмами ведения диалога.

В связи с концепцией и целями основными задачами программы являются:

  • развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

  • формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

























































Задачи программы:


1) вовлечь во внеклассную работу по русскому языку как можно больше учащихся;


2) создать условия для развития их познавательной активности, творческих возможностей;


3) совершенствовать навыки работы с научно-популярной литературой;


4) обогащать учащихся новыми знаниями о языке, воспитывать культуру речи;


5) развивать умение наблюдать, сравнивать языковые факты, преодолевать трудности, проявлять сообразительность;


6) создавать постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном повороте, своеобразно преломляя сухую теорию в живые занимательные рассказы;


7) формировать внутригрупповую коммуникацию, развивать быстроту реакции, способствовать установлению доброжелательного микроклимата в группе.
































Учебно-тематический план образовательной программы «Язык в речевом общении»


Перечень разделов и тем

Количество

часов

Формы занятий

Формы подведения итогов


теория

практика



1. Вводное занятие. Межличностные отношения и общение.


2. Виды общения. Правила общения. Правила для слушающего.


3. Диалогическая речь.


Речевой этикет


4. Нужны ли правила речевого поведения?


5. Умеем ли мы пользоваться правилами вежливости?


6. О чём расскажут мимика и жесты?


7. Практикум.


Устная речь


8. Нужны ли орфоэпические правила?



9. Умеем ли мы разговаривать по телефону?


10. Языковая игра, языковая шутка как средство создания комического эффекта.


11-12. Помогает ли интонация выражать смысл речи?

Логическое ударение.

Пауза.

Мелодика речи.

Интонация.


13. Практикум


Ораторская речь: её роды и виды


14. Академическая речь, судебная речь. Социально-политическая речь. Социально-бытовая речь.



15. Спор. Дискуссия.


!6. Практикум.


Что значит владеть своим голосом?


17. Темп речи, сила и высота голоса.


18. Выражение с помощью голоса различных чувств.


19. Практикум



Как работать над устным выступлением?


20. Готовиться к речи или выступать экспромтом? С чего начинается подготовка к речи?


21. План, работа над фактами и теоретическим материалом.


22. Как репетировать речь? Писать или говорить?


23. Практикум.


Композиция речи


24. Начало речи, вступление, главная часть.


25. Конец речи. Свободная композиция. Способы связи речи.


26. Практикум.


Композиционные формы русской речи



27. Интервью.


28. Репортаж.


29. Очерк.


30. Практикум.


31. Доклад. Реферат.


Оратор на трибуне: внешний облик


32. Внешность и манеры. Жест.





33.Практикум. Итоговое занятие.














1




1



1




1


1



1







1



1



1


2












1




1







1


1








1







1








1


1
















1






1




















1



















1












1









1










1





1









1






1


1



1


1











1

Лекция, беседа




Лекция, беседа



Анкета, ролевая игра



Беседа, анализ ситуаций

Беседа, анализ ситуаций


Анализ ситуаций


Проигрывание ситуаций



Работа со словарями


Беседа, анализ ситуаций

Проигрывание ситуаций


Лекция, беседа







Проигрывание ситуаций




Лекция




Анализ ситуаций



Проигрывание ситуаций



Ролевые игры





Пробное выступление




Лекция, беседа





Практическая работа


Беседа







Работа с текстами



Работа с текстами


Статья в газету





Проба пера


Проба пера



Проба пера



Лекция






Беседа




Публичное выступление






Выступления на страницах газеты,



выпуск бюллетеней,


участие в конкурсах,


участие в олимпиадах,


турниры ораторов.


Литература


  1. А.К.Бирих. Слово о русском языке. М.: Русский язык, 1991

  2. В.Г.Ветвицкий. Современное русское письмо. М.: Просвещение, 2004

  3. Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1998

  4. В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1997

  5. С.И.Львова. Язык в речевом общении. М.: просвещение, 2006

  6. Д.Э.Розенталь. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: Айрис-Пресс, 2005

  7. Учебники по риторике

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: