Программа кружка «Деловой русский язык»






Программа кружка «Деловой русский язык»




Панасюк Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

МОУ «СОШ № 3 г.Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл

















Козьмодемьянск

2012


Программа кружка «Деловой русский язык»


Учебно-методический план


Тема

Методы и формы обучения

Формы контроля


Всего

часов

Т

П

1

Введение. Цель кружка. Задачи кружка.

Деловые документы на Руси после введения в Х веке письменности (из истории).

Лекция.



1

1


2-3

Официально – деловой стиль. Разновидности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля.

Лекция.

Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала по теме занятия.

Практикум. Аналитические упражнения.


2

1

1

45

Штамп в официально-деловом стиле.

Стандартизация речи

Лекция.

Практическая работа.

Практикум.

Творческие упражнения:

Ситуативные, пересказ, восстановление.

2

1

1

6-7

Фразеологические особенности официально-делового стиля .

Лекция.

Практическая работа.

Аналитические упражнения.


2

1

1

8

Официально-деловая письменная речь.

Лекция.

Практическая работа.

Аналитические упражнения.

1

1


9-10

Деловая коммуникация

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Написание заметок с выводами и предложениями.


Индивидуальная работа.


2


2

11-12

Деловой этикет.

Речевой этикет в письменном общении.

Лекция-диалог.

Работа в группах. Ситуационные задания по теме.

Практическая работа.

Семинар по изученной теме.

Ролевые игры: написание деловых писем.

2

1

1

13

Жанры деловой речи. Нормы деловой речи

Лекция.

Практическая работа.


1

1


14-15

Как подготовить и провести деловые переговоры?

Лекция-диалог.

Практическая работа.

Семинар по изученной теме.

Работа в группах. Ситуационные задания по теме.

2

1

1

16

Роль знаний искусства полемики –
неотъемлемая часть победы в споре

Практическое занятие.

Работа в группах. Ситуационные задания по теме.

Ролевые игры.

1


1

17-18

Искусство общения.

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся.

Работа в группах: «Умеем ли мы общаться?»

Ролевая игра:

«Общение с интересным человеком».

2

1

1

19-20

Телефонные разговоры.

Лекция-диалог. Работа в группах. Ситуационные задания по теме.

Практическая работа.

Тестирование.

Ролевая игра:

«Секретарь-ресепшеонист».

2

1

1

21

Язык современной молодёжи.

Практикум.

Работа в группах. Ситуационные задания по теме.

1


1

22-23

Речь — инструмент успеха! Opаторское искусство.

Лекция-диалог.

Творческие упражнения:

Ситуативные, пересказ, восстановление.

2

1

1

24-25

РЕЗЮМЕ-БАНК-

правила составления резюме

Лекция-диалог.

Работа в группах. Ситуационные задания по теме.

Практическая работа.

Творческие упражнения:

Составление резюме.

2

1

1

26

«Язык успешных людей»


Практическое занятие.

Отработка сложных вопросов по теме.


Практикум.

Индивидуальная работа с выводами.

1


1

27

Влияние SMS-мании и аськомании на культуру русской речи.

Семинар в форме деловой игры.

Изготовление различных видов иллюстраций.

Экспресс-опрос

1


1

28-29

Исследовательская работа по теме «Деловой русский язык».


Лекция-диалог.

Работа в группах. Ситуационные задания по теме. Практическая работа.

Семинар по изученной теме.

Ролевая игра.


2

1

1

30-31

Профессиональное общение

Проблемная лекция с элементами беседы.

Ролевые игры по группам:

«Выбираю героя», «Разговариваем молча».

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

2

1

1

32

Поведенческие стратегии в общении. Стили общения. Препятствия, мешающие общению.

Практическое занятие.

Работа в группах.

Составление задач поведения делового человека.

Составление памятки:

«10 правил поведения».

1


1

33

Имидж делового человека.

Интернет – современный способ делового общения.

Работа в группах по заданной теме.

Теледебаты и телешоу: момент истины или обман?

Практическое занятие.

Устный опрос.

Работа с текстом.

1


1

34

Тестовый контроль по курсу.

Выполнение теста.

Сообщения учащихся: «Устный журнал».

Отчёт учащегося.

Отзывы и пожелания учащихся по результатам изучения данного курса.

1


1




ИТОГО:

34

14

20

Свежие документы:  Урок технологии в 1 классе «Мастерская Деда Мороза»




















Визитная карточка

«Деловой русский язык»

Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г.Козьмодемьянска.

Название кружка: «Деловой русский язык». Представленный курс рассчитан на учащихся 6 классов.

Цель курса:

  • создать условия для развития творческой, социально-активной личности с целью получения необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста;

  • формировать практические умения в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах деловой коммуникации.

Задачи:

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

  • ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;

  • развивать деловую культуру общения.

  • развивать интонационную выразительность речи;

  • активизировать все виды деятельности, связанные с совершенствованием деловой устной и письменной речи;

  • самостоятельно употреблять те или иные синтаксические структуры как в отдельном высказывании, так и в создании объёмных текстов делового стиля;

  • развивать логическое и абстрактное мышление;

  • развивать эмоционально — ценностную сферу (отношение к себе, людям);

  • формировать навыки использования научных методов (исследовательский, наблюдение, социологический, анализ литературы) для развития творческих исследовательских способностей, целенаправленно удовлетворять образовательные потребности учащихся в исследовании и преобразовании;

  • развивать гибкость мышления и поведения как необходимых факторов самообразования, а также непрерывного общего и профессионального образования, объективно необходимых в условиях рынка вакансий.

Количество часов: 34

Тип курса: межпредметный.

Изучаемые дисциплины:

1) Официально-деловой стиль.

3) Электронный собеседник (современные способы общения).

  • Программа кружка «Деловой русский язык» имеет теоретико-практическую направленность и предполагает на базе теоретических сведений организовывать практическую работу.

На занятиях предусматривается

  • Индивидуальные;

  • По группам;

  • Творческого характера;

  • Исследовательского характера;

  • Задания по составлению и редактированию текстов;

Изучение курса будет способствовать развитию профессиональной ориентации школьников; интеграции знаний (русский язык, литература, как специальный предмет) по теме курса, формированию практических умений по изучаемому курсу, что позволяет говорить об актуальности данной программы.

Ориентирован на приобретение школьниками образовательных ресурсов для дальнейшего успешного продвижения на рынке труда.

Курс формирует представление о специфике деловой речи различных жанров, формирует первоначальные знания по специфике деловой речи.

Предлагается реализация модели сетевой профильной организации (взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и общеобразовательной школы). Образовательный процесс планируется вести на базе школы и ДДТ.

Ожидаемые результаты:

  • Для личности ребёнка: дополнительная подготовка в области деловой речи; освоив программу курса «Деловой русский язык», учащиеся будут иметь навыки деловой речи, научатся излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении,

  • Знать, как организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения;

  • Ориентироваться в текстах официально- делового стиля, научатся работать со справочной литературой .


Для педагога: разработка системы мониторинга и самомониторинга отслеживания образовательной траектории субъекта программы;

Для учебного заведения: разработка методических рекомендаций по реализации заявленного курса, коррекция содержания программы, разработка методов диагностики субъектов образовательного процесса.

Рекомендации по дальнейшему обучению:

-обучение в профильном объединении ДДТ;

-обучение по профилю в общеобразовательных школах города. Возможность выбора профилей в дальнейшем: гуманитарный, социально-педагогический;

-практическая подготовка в СМИ.

Программа кружка «Деловой русский язык» предназначена для 6-х классов в рамках профильной школы и предусматривает углубленную подготовку учащихся по стилистике.

Разделы программы

Введение. Понятие о стилистике русского языка. Соотносительные и синонимические средства, их стилистическая окрашенность. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Фонетика и стилистика. Лексика, фразеология и стилистика. Словообразование и стилистика. Морфология и стилистика. Синтаксис и стилистика. Экспрессивно-выразительные средства языка. Практическая стилистика. Понятие о стилистической норме. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

Функциональные стили речи. Понятие о функциональном стиле речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.

Официально-деловой стиль. Общая характеристика официально-делового стиля. Официально-документальный и обиходно-деловой стиль. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи. Особенности официально-делового стиля. Содержательность, объективность, точность, однозначность, лаконичность.

Лексическая стилистика. Смысловая точность речи в официально-деловой документации. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Иноязычная лексика. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах, повторение слов. Профессионализмы. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Языковые средства официально-делового стиля речи. Использование слов-наименований лиц, названий документов, сложносокращенных слов, устойчивых словосочетаний. Использование сокращений.

Грамматическая стилистика. Использование отглагольных существительных, родительного падежа существительных, неопределенной формы глаголов, производных предлогов в официально-деловой документации.

Стилистический синтаксис. Особенности построения словосочетаний в деловых письмах. Построение предложений. Употребление сложных синтаксических конструкций, простых предложений с однородными членами, вводными и вставными конструкциями, безличных предложений с неопределенной формой глагола.

Официально-деловая документация и ее особенности. Деловая переписка. Особенности деловой переписки. Классификация переписки. Композиция делового письма, его язык и стиль. Этика служебной переписки. Оформление писем, направляемых за рубеж. Редактирование проекта письма. Жанры официально-делового стиля. Инструкция, справка, приказ, протокол, акт, характеристика, автобиография, расписка, сопроводительное письмо, договор, контракт и т.д.

Устные формы делового общения. Телефонный разговор. Программой предусматривается проведение лекций, практических, а также зачетных занятий по проверке умения применять полученные знания в практической деятельности.

Список использованной литературы


  1. — Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.

  2. — Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.

  3. — Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.

  4. — Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.

  5. — Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.

  6. — Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.

  7. — Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.

  8. — Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.

  9. — Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.

  10. — Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.

  11. — Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.

  12. — Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.

  13. — Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.

  14. — Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.

  15. — Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989.  

  16. — Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

  17. — Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987. 

  18. Литература для учащихся

  19. — Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.

  20. — Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

  21. — Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2. 

  22. — Елинек Э.  Досужими   путями   мышления //  Иностранная   литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.

  23. — Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.

  24. — Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.

  25. — Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  26. — Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

  27. — Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.

  28. — Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.

  29. — Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

  30. Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.








  1. Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // https://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

  2. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // https://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.








Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Кто-кто в алфавите живёт?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: