Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Что в имени тебе моём…» в 7 классе


М

02 — 04

униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия




РассмотренА и одобрена

на заседании НМО учителей

русского языка и литературы

Руководитель НМО /Волгина Т.В./


« » _______________ 2012 г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

Директор МБОУ «Лицей №1»

/Туленин Н.Н./


« » _______________2012 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по русскому языку

«Что в имени тебе моём…»

в 7 классе А







Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.







2012/2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель изучения элективного курса «Что в имени тебе моём…»:


активизация интереса к лингвистическим знаниям через знакомство с ономастической лексикой знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;

рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией, литературой);

развитие интереса учащихся к своему имени, его происхождению, к истории названий городов, сёл, рек и т.д.;

приобщение к поисковой деятельности, упражнение собственных познавательных сил;

анализ неразрывной связи народа с его языком, отражённым в собственных именах, воспитание патриотических чувств.


Задачи организации учебной деятельности:


овладение основными нормами русского литературного языка;

формирование языковой и лингвистической компетенций;

развитие коммуникативных навыков;

содействие принятию собственного имени;

развитие ассоциативного мышления учащихся;

совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

овладение ономастической терминологией и некоторыми теоретическими вопросами;

приобщение учащихся к поисковой деятельности.


Основные учебные цели:


углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку (ономастике).


Общая характеристика учебного предмета:


Собственные имена существительные составляют один из самых многочисленных, но всё ещё слабо изученных пластов словарного состава любого языка. С этим большим и необычным языковым материалом (наименования людей, географические названия, названия космических объектов, народов, мифических существ, клички животных, названия разнообразных произведений материальной и духовной культуры, персонажей художественной литературы и устного народного творчества) учащиеся встречают на каждом шагу — в школе и дома, — и он обычно вызывает у них живейший интерес.

Личные собственные имена людей (антропонимы), географические названия (топонимы), названия племён и народов (этнонимы) и т.д. в сжатой форме содержат память народа: познание им окружающей природы, этапы развития общественной мысли, социальных отношений, отголоски древнейших миграций и межплеменных контактов, эволюцию орудий труда, строительной и военной техники и т.д.

Рабочая учебная программа элективного курса «Что в имени тебе моём…» в 7 классе А МБОУ «Лицей №1» составлена на основе «Программы факультативного курса по русскому языку «Наши имена». – Русский язык в школе, №1,1991.

Данная рабочая программа на основании положительной оценки рецензентов Ивлева В.И., профессора, к.ф-м.н, директора Регионального учебного округа МГУ им. Н.П.Огарёва, Ширманкиной Р.С., доцента кафедры филологического образования, рекомендована для практического использования в данном образовательном учреждении (протокол № 2 экспертного совета при Министерстве образования РМ от 03.03.06 г.).

Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:


Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 7 классе, т.е. после изучения таких разделов основного курса по русскому языку, как «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография». Знание особенностей образования собственных имён, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять в речи эту категорию слов, но и поможет воспитать у них навыки культуры общения.

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.


Место элективного курса «Что в имени тебе моём…» в базисном учебном (образовательном) плане:


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает реализацию элективного курса по русскому языку «Что в имени тебе моём…» в объеме 34 часа в 7 классе.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:


В результате изучения элективного курса «Что в имени тебе моём…» учащиеся должны

знать:

основные понятия ономастики;

отдельные факты из истории топонимов родного края;

основные понятия литературной ономастики;

уметь:

работать с ономастическими словарями (ономастиконами);

различать виды имён собственных в зависимости от обозначаемого объекта;

правильно писать, произносить топонимы, грамотно использовать их в собственной речи;

вести поисковую, исследовательскую деятельность, направленную на изучение и классификацию языкового материала на основе географии региона;

анализировать функционально-семантические особенности собственных в произведениях русских поэтов и прозаиков.


Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса «Что в имени тебе моём…»:

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [иу]»


  1. русский язык и литература, 2. русский язык и история, 3. русский язык и география,

4. русский язык и астрономия, 5. русский язык и биология, 6. русский язык и








Тематическое планирование уроков

элективного курса «Что в имени тебе моём…»: в 7 классе А

МБОУ «Лицей №1»


п/п

Раздел программы









Количество часов

Из них

Теоретическая часть


Проверочные работы

Контрольные работы

1

Ономастика как наука


3

2

1

2

Имя человека


9

7

1

1

3

Географические названия


9

5

1+2

1

4

Названия звёздного неба


5

3

1

1

5

Имена литературных персонажей


5

4

1

6

Другие разряды собственных имён


2

1

1

7

Заключение


1

1



ИТОГО


34

23

5+2

4

















Содержание учебной дисциплины


п/п

Раздел программы


Содержание дисциплины,

основные понятия

Знания и умения учащихся

Виды самостоятельной работы


1

Ономастика как наука


Ономастическая наука. Ономастика как наука и как совокупность собственных имён.

Разряды имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.

Ономастика и другие науки.

Межредметные связи: имена собственные и литература, география, история, астрономия.


Учащиеся должны знать, что такое ономастика как наука и как совокупность собственных имён

Учащиеся должны уметь правильно определять разряды имён собственных, грамотно использовать их в собственной речи.

Упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.

2

Имя человека


Понятие об антропониме. Антропоним – собственное имя человека, антропонимия – совокупность антропонимов.

Сходство и различие в системах именования человека у разных народов.

Русская трёхчленная модель именования (фамилия, имя, отчество и её происхождение).

История русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов.

Имена византийско-греческого происхождения. Состав имен византийско-греческого происхождения по языкам-источникам.

Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые, имена заимствованные.

Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события.

Формы личных имён, их стилистическая окраска. Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные.

Склонение русских и иноязычных фамилий, имён, отчеств.

Правописание, произношение (орфоэпия) антропонимов.

Использование антропонимов в речи. Уместность использования конкретных моделей и форм антропонимов при именовании человека и культура речи.


Учащиеся должны знать, что такое антропонимы, историю русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов.


Учащиеся должны уметь находить сходство и различие в системах именования человека у разных народов, склонять русские и иноязычные фамилии, имена, отчества, правильно писать,

произносить антропонимы, грамотно использовать их в собственной речи.


Упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.

3

Географические названия


Понятие о топониме. Топоним, топонимика, топонимия.

Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Названия рек, озёр морей и др. (гидронимы), названия гор,долин, низменностей и др. форм рельефа (оронимы), названия городов, сёл, деревень (ойконимы). Микротопонимы.

Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов.

Разная языковая принадлежность топонимии современной России.

Изучение топонимии. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его «народно-поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.)

Исторические названия. Исторические названия – памятники нашей культуры.

Региональные микротопонимы. Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п.

Орфография и орфоэпия топонимов.


Учащиеся должны знать, что такое топонимы, орфографию и орфоэпию топонимов.

Учащиеся должны уметь различать виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта, региональные микротопонимы, правильно писать, произносить топонимы, грамотно использовать их в собственной речи.


Упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.

4

Названия звёздного неба


Понятие о космониме. Космоним, космонимия, космонимика.

Имена-космонимы. Предметы околоземного и космического пространства,обозначаемые собственными именами- космонимами: звёзды, созвездия, планеты, кометы, астероиды и др. объекты звёздного неба.

Номинация космических объектов. Признаки называния (номинации) осмических объектов.

Мифы и легенды о происхождении космонимов. Русские (славянские) и заимствованные названия. Небесная топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других планет. Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях других объектов звёздного неба.

Научная и народная косминимия. Связь научной космонимии с астрономией. Отражение в народной космонимии истории народа, его языка и культуры.


Учащиеся должны знать, что такое космонимы, мифы и легенды о происхождении космонимов


Учащиеся должны уметь правильно номинировать космические объекты,

правильно писать, произносить космонимы, грамотно использовать их в собственной речи.



Упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.

5

Имена литературных персонажей


Своеобразие имени собственного в художественном произведении. Зависимость литературной ономастики (антропонимии, топонимии и т.д.) от реальной ономастики.

Имя персонажа. Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика.

Имена основных персонажей произведений русских писателей. Своеобразие имени собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях.

Имя персонажа и жанр произведения. Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа-персонажа.

Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок.


Учащиеся должны знать своеобразие имени собственного в художественном произведении, эстетические функции, использования в выразительно-изобразительных и стилистических целях.


Учащиеся должны уметь правильно писать, произносить имена основных персонажей произведений русских писателей, грамотно использовать их в собственной речи.


Упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.

6

Другие разряды собственных имён


Другие разряды имён собственных. Этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы. Орфография и орфоэпия ктематонимов.


Учащиеся должны знать такие разряды имен собственных, как этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы, знать имена крупнейших представителей русской ономастической науки.


Учащиеся должны уметь правильно писать, произносить этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы, грамотно использовать их в собственной речи.


Упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.

7

Заключение


Крупнейшие представители русской ономастической науки. А.М.Селищев, В.К.Чичагов, В.А.Никонов, О.Н.Трубачев, Э.М.Мурзаев и др.


Учащиеся должны знать такие разряды имен собственных имена крупнейших представителей русской ономастической науки.


Календарно-тематическое планирование

программного материала элективного курса

по русскому языку в 7 классе



«Что в имени тебе моём…»


Программа элективного курса и тематическое планирование составлены учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказовой С.П.


(рецензенты: Ивлев В.И., профессор, к.ф-м.н, директор Регионального учебного округа МГУ им. Н.П.Огарёва, Ширманкина Р.С., доцент кафедры филологического образования)


протокол № 2 экспертного совета при Министерстве образования РМ от 03.03.06 г.


Всего уроков Теоретическая часть

Проверочные работы

Исследовательские работы

Контрольных работ


34

23

5

2

4


Учитель Печказова С.П.




п/п


Раздел программы









Тип урока

Количество часов

Из них

Дата проведения

теоретическая часть

практическая часть

контрольная работа

планируемая

фактическая


I

Ономастика как наука



3

2

1



1

1.1

Ономастическая наука. Ономастика как наука и как совокупность собственных имён.

Изучение

нового материала


1





2

1.2

Разряды имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.

Изучение

нового материала


1





3

1.3

Ономастика и другие науки. Межредметные связи: имена собственные и литература, география, история, астрономия.

Проверочная работа



1





II

Имя человека



9

7

1

1



4

2.1

Понятие об антропониме. Антропоним – собственное имя человека, антропонимия – совокупность антропонимов.

Изучение

нового материала


1





5

2.2

Сходство и различие в системах именования человека у разных народов. Русская трёхчленная модель именования

Систематизация знаний


1





6

2.3

История русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов.


Систематизация знаний


1





7

2.4

Имена византийско-греч. происхождения. Состав имен византийско-греч. происхождения по языкам-источникам.

Систематизация знаний


1





8

2.5

Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные, имена новые, имена заимствованные.

Проверочная работа



1




9

2.6

Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события.

Изучение

нового материала


1





10

2.7

Формы личных имён, их стилистическая окраска. Имена полные, сокращённые, ласкательные, пренебрежительные.

Систематизация знаний


1





11

2.8

Склонение русских и иноязычных фамилий, имён, отчеств. равописание, произношение (орфоэпия) антропонимов.

Контрольная работа




1



12

2.9

Использование антропонимов в речи. Уместность использования конкретных моделей и форм антропонимов.

Систематизация знаний


1






III

Географические названия



9

5

3

1



13

3.1

Понятие о топониме. Топоним, топонимика, топонимия.

Изучение

нового материала


1





14

3.2

Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта.

Микротопонимы.

Систематизация знаний


1





15

3.3

Разновидность возникновения топонимов. Разная языковая принадлежность топонимии современной России.

Изучение

нового материала


1





16

3.4

Изучение топонимии. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества.

Систематизация знаний


1





17

3.5

Исторические названия. Исторические названия – памятники нашей культуры.

Систематизация знаний


1





18

3.6

Региональные микротопонимы.

Проверочная работа



1




19

3.7

Слово на карте родного края (исследовательская работа).

Исследовательск. работа



1




20

3.8

Имя нашего дома (название посёлка, улицы).

Исследовательск. работа



1




21

3.9

Орфография и орфоэпия топонимов.

Контрольная работа




1




IV

Названия звёздного неба



5

3

1

1



22

4.1

Понятие о космониме. Космоним, космонимия, космонимика.

Изучение

нового материала


1





23

4.2

Имена-космонимы. Предметы околоземного и космического пространства,обозначаемые собственными именами.

Систематизация знаний


1





24

4.3

Номинация космических объектов. Признаки называния (номинации) космических объектов.

Изучение

нового материала


1





25

4.4

Мифы и легенды о происхождении космонимов.


Проверочная работа



1




26

4.5

Научная и народная косминимия. Связь научной космонимии с астрономией.

Контрольная работа




1




V

Имена литературных персонажей



5

4

1



27

5.1

Своеобразие имени собственного в художественном произведении.

Зависимость литературной ономастики от реальной ономастики.

Изучение

нового материала


1





28

5.2

Имя персонажа. Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика.

Систематизация знаний


1





29

5.3

Имена основных персонажей произведений русских писателей.


Систематизация знаний


1





30

5.4

Имя персонажа и жанр произведения.


Систематизация знаний


1





31

5.5

Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок.

Проверочная работа



1





VI

Другие разряды имён собственных



2






32


Другие разряды имён собственных. Этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.

Изучение

нового материала


1





33


Орфография и орфоэпия ктематонимов.


Контрольная работа




1




VII

Заключение



1






34


Крупнейшие представители русской ономастической науки.

А.М.Селищев, В.К.Чичагов, В.А.Никонов и др.

Систематизация знаний


1
















Содержание практической деятельности

(контрольно-измерительный материал)


Примерный перечень вопросов по теории:


  1. Что изучает ономастика как наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования должны представлять собой?

  2. Что изучает топонимика, классы топонимов? Основные топонимические словари.

  3. Что изучает антропонимика, каковы ее разделы и классы антропонимов, их взаимосвязь в речи и истории языка?

  4. Имя собственное как лексическая единица языка и речи.

  5. Состав именника личных и фамильных имен и факторы, влияющие на их развитие. Основные антропонимические словари.

  6. Модели именования человека и состав антропонимических формул у разных народов России.

  7. Выбор способа именования человека в разных речевых ситуациях: имя в речевом этикете у разных народов России.

  8. Способы именования людей у народов Мордовии.

  9. 0собенности топонимов Мордовии.

  10. Классификация ктематонимов Мордовии.


Примерный перечень тем для устных сообщений и рефератов учащихся:


  1. Ономастика в художественном произведении.

  2. Сто русских имен.

  3. Имена учащихся нашей школы.

  4. Тайны имен и прозвищ.

  5. Об именах персонажей в комедиях Д.И.Фонвизина.

  6. Современные русские фамилии.

  7. Топонимы родного края.

  8. Имена, фамилии, прозвища в произведениях о детях.

  9. Клички в произведениях о животных.

  10. Имена древних русских городов.


Примерные темы сочинений и исследовательских работ:

    1. История моего имени, отчества и фамилии

    2. Фамилии литературных героев

    3. Имена учащихся нашей школы

    4. Топонимы родного края


Подготовка к сочинению «История моего имени, отчества и фамилии»:


  1. Задания для самостоятельной работы:

  2. Узнайте у родителей, почему именно так Вас назвали. (В честь кого? Кому из родственников нравилось это имя?)

  3. Что означает Ваше имя (если смотреть в справочную литературу)? из какого языка пришло? Какие возможны вариации имени.

  4. Все узнать об имени отца и матери.

  5. Какой Святой является вашим покровителем? (Часто путают святого с ангелом-хранителем, который становится Вашим защитником – покровителем при крещении).

  6. Как объясняют родственники Вашу фамилию? Как ее можно истолковать, исходя из лексического значения слова.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета:


  1. CDROM Программа «Names» – электронный справочник имен. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.

  2. Имя и фамилия в стихотворениях Е.Долматовского, Л.Куклина, Ю.Благова и др.)

  3. Краб-тест «Что в имени тебе моем…» (авторская разработка)

  4. Презентации учителя: Занимательная ономастика, Причины возникновения прозвищ в школьной среде, Тематическая группа пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена, Происхождение названий городов, сёл, рек и др.


Список литературы:


для учителя:


  1. Бондалетов В.Д. Ономастическая лексика и её изучение в школе. – Рязань,1979.

  2. Бондалетов В.Д. Программа факультативного курса по русскому языку «Наши имена». – Русский язык в школе, №1,1991.

  3. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. – М.: Просвещение, 1983.

  4. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе. – Филологические науки. – № 4, 1986.

  5. Карпенко Ю.А. Названия звёздного неба. – М.:Наука,1981.

  6. Никонов В.А. География фамилий. – М.:Наука,1988.

  7. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. – М.: Советская энциклопедия,1984.

  8. Справочник личных имён народов РСФСР. – М.: Русский язык, 1989.


для учащихся:


  1. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание,1983.

  2. Никонов В.А. Ищем имя. – М.: Советская Россия,1988.

  3. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. – М.: Просвещение, 1975.

  4. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М.: Просвещение,1988.

  5. Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живёте? – М.: Наука,1964.

  6. Успенский Л. Ты и твоё имя. Имя дома твоего. – Л.: Детская литература,1972.

  7. Федосюк Ю.И. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. – М.: Детская литература, 1972.




Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: