Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе



муниципальное общеобразовательное учреждение

ЕРШОВСКАЯ Средняя общеобразовательная школа

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА



«Согласовано» на заседании МО «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания методического Зам. директора по УВР: Директор МОУ Ершовской

объединения учителей ___________О. В. Панфилова средней общеобразовательной школы от_____________2011 г. №______ «___» ____________2011 г. имени Героя Советского Союза

Руководитель ШМО Василия Фабричнова

_________________О. П. Куфтерина _____________________Т. В. Гарькавая «_01_» сентября 2011 г.

Приказ № ______от ___________2011 г.




Рабочая программа по русскому языку

на 2011 – 2012 учебный год



Класс: 10


Учитель: Кузьмина Виктория Юрьевна






с. Ершово

2011 год



Раздел I. Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего

образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой

(учебник: Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008)

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

— соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

— построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

— способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

— обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, литературу и средства обучения.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н. Г. Гольцовой.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе и А,В,С в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.

Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных

работ

по рабочей программе

по авторской программе

Введение.

1

1


Лексика. Фразеология. Лексикография.

5

10

1

Фонетика. Графика. Орфография.

2

2

Морфемика и словообразование.

2

4

1

Морфология и орфография.

24

51

3

ИТОГО

34

68

5




















Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса РУССКИЙ ЯЗЫК


В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Склонение простых количественных числительных от пяти до тридцати"

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

проводить разные виды языкового разбора;

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.










Раздел IV. Календарно-тематическое планирование.

Введение.1 час


п/п урока

Дата проведения

урока

Тип урока

Тема

Параграф

учебника

Количество

часов

Примечание

по плану

по факту

1



Лекция с элементами беседы.

Слово о русском языке.

стр. 5 — 8

1



Лексика. Фразеология. Лексикография.10 часов


п/п

урока

Дата проведения

урока

Тип урока

Тема

Параграф

учебника

Количество

часов

Примечание

по плану

по факту

2



Беседа, лингвистический разбор.

Урок 1. Слово и его значение.

1

1


3



Беседа по вопросам, тренировочные упражнения.

Урок 2. Однозначность и многозначность слов.

Самостоятельная работа.

2

1


4



Работа с таблицей, словарная работа.

Урок 3. Изобразительно – выразительные средства русского языка.

3

1


5



Сообщения учеников, лингвистическая игра.

Урок 4. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление.

4 — 5

1


6



Отработка приёмов лингвистического разбора.

Урок 5. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.

6 — 7

1


7



Диктант с грамматическим заданием.

Урок 6. Диктант с грамматическим заданием (повторение).


1


8



Объяснение учителя, работа над речевыми нормами.

Урок 7. Происхождение лексики современного русского языка.

8

1


9



Словарная работа, объяснение учителя.

Урок 8. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

9 — 10

1


10



Работа с учебником, тренировочные упражнения.

Урок 9. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

11

1


11



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 10. Лексикография.

Проверочная работа.

12

1


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Согласные звуки [т] [т ,]. Буквы Т,т"


Фонетика. Графика. Орфография. 2 часа.


п/п

урока

Дата проведения

урока

Тип урока

Тема

Параграф

учебника

Количество

часов

Примечание

по плану

по факту

12



Объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Урок 1. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.

13

1


13



Объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Урок 2. Орфоэпия.

Самостоятельная работа.

14

1



Морфемика и словообразование. 4 часа.

п/п

урока

Дата проведения

урока

Тип урока

Тема

Параграф

учебника

Количество

часов

Примечание

по плану

по факту

14



Объяснение учителя, беседа по вопросам, работа с учебником.

Урок 1. Состав слова. Морфемный разбор слова.

15

1


15



Объяснение учителя, работа над речевыми нормами.

Урок 2. Словообразование. Словообразовательный разбор.

16

1


16



Урок контроля.

Урок 3. Контрольный диктант за 1 четверть.


1


17



Объяснение учителя, беседа по вопросам.

Урок 4. Формообразование. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

17

1



Морфология и орфография. 51 час.


п/п

урока

Дата проведения

урока

Тип урока

Тема

Параграф

учебника

Количество

часов

Примечание

по плану

по факту

18



Работа с учебником, словарная работа.

Урок 1. Принципы русской орфографии.

18

1


19



Объяснение учителя, работа над речевыми нормами.

Урок 2. Проверяемые и непроверяемые безударны гласные в корне слова.

19

1


20



Объяснения учителя и тренировочные упражнения.

Урок 3. Чередующиеся гласные в корне слова.

20

1


21



Закрепление темы, работа с учебником.

Урок 4. Употребление гласных после шипящих.

21

1


22



Объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Урок 5. Употребление гласных после Ц.

22

1


23



Объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Урок 6. Правописание звонких и глухих согласных.

23

1


24



Объяснение учителя, самостоятельная работа.

Урок 7. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

24

1


25



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 8. Правописание двойных согласных.

25

1


26



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 9. Правописание гласных и согласных в приставках.

26

1


27



Тренировочные упражнения, работа с учебником.

Урок 10. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Проверочная работа.

27

1


28



Тренировочные упражнения, работа с учебником.

Урок 11. Гласные И и Ы после приставок.

28

1


29



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 12. Употребление Ъ и Ь.

29

1


30



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 13. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

30 — 31

1



Самостоятельные части речи.

31



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 14. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

32

1


32



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 15. Правописание падежных окончаний имён существительных.

33

1


33



Объяснение темы, словарная работа.

Урок 16. Гласные в суффиксах имён существительных.

34

1


34



Диктант и самостоятельная работа.

Урок 17. Контрольная работа за 2 четверть.


1


35



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 18. Работа над ошибками. Правописание сложных имён существительных.

35

1



























36



Объяснение материала, работа с учебником.

Урок 19. Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

36

1


37



Объяснение учителя, словарная работа.

Урок 20. Правописание окончаний имён прилагательных.

37

1


38



Объяснение учителя, совершенствование орфографических навыков.

Урок 21. Правописание суффиксов имён прилагательных.

38

1


39



Объяснение учителя, работа с таблицей.

Урок 22. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

39

1


40



Тренировочные упражнения, словарная работа, проверочная работа.

Урок 23. Правописание сложных имён прилагательных.

40

1


41



Объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Урок 24. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного.

41

1


42



Беседа по вопросам, тренировочные упражнения.

Урок 25. Склонение имён числительных.

Проверочная работа.

42

1


43



Объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Урок 26. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.

43 — 44

1


44



Объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Урок 27. Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения.

45

1


45



Работа со схемами, тренировочные упражнения.

Урок 28. Правописание местоимений.

46

1



46



Объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Урок 29. Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

47

1


47



Работа с учебником.

Урок 30. Правописание глаголов.

Проверочная работа.

48

1


48



Объяснение материала, словарный диктант.

Урок 31. Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия.

49

1


49



Тренировочные упражнения, работа с учебником.

Урок 32. Образование причастий.

50

1


50



Практическое занятие, работа с учебником.

Урок 33. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

51



51



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 34. Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия.

52



52



Урок контроля.

Урок 35. Контрольный диктант. Тема:




53



Тренировочные упражнения.

Урок 36. Работа над ошибками. Повторение пройденного.




Свежие документы:  Сценарий вечера встреч "С днём рождения, школа!"

54



Объяснение учителя, работа с учебником.

Урок 37. Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия.

53

1


55



Обобщение знаний, объяснительный диктант.

Урок 38. Правописание наречий.

Проверочная работа.

54

1


56



Тренировочные упражнения.

Урок 39. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

55

1



Служебные части речи.

57



Словарный диктант, работа с учебником.

Урок 40. Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога.

56

1


58



Обобщение знаний, работа с учебником.

Урок 41. Правописание предлогов.

57

1


59



Объяснение учителя, обобщение знаний.

Урок 42. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза.

58

1


60



Обобщение знаний.

Урок 43. Правописание союзов.

59



61



Работа с учебником, тренировочные упражнения.

Урок 44. Частицы. Морфологический разбор частицы.

60

1


62



Закрепление знаний, тренировочные упражнения.

Урок 45. Правописание частиц.

Проверочная работа.

61

1


63



Закрепление знаний, тренировочные упражнения.

Урок 46. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

62

1


64



Систематизация материала.

Урок 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

63

1


65



Объяснение учителя, систематизация материала.

Урок 48. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия.

64

1


66



Урок контроля.

Урок 49. Итоговая контрольная работа за 10 класс.


1


67



Обобщающие тренировочные упражнения.

Урок 50. Работа над ошибками. Повторение и закрепление пройденного материала.


1


68




Урок 51. Подведение итогов учебного года.


1










Раздел V. Литература.


для учащихся:

Базовый учебник Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2009

для учителя:

  1. Русский язык. 10 – 11 классы: книга для учителя/Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

  2. Е.Г. Челендулаева. Таблицы и схемы на уроках русского языка. 5 – 9 классы. Методическое пособие. Москва «Материк – Альфа» 2006.

  3. И.В. Сиднева. Сборник орфографических диктантов. Повторение изученного материала с 5 по 11 классы. Москва «Аркти», 2001.

  4. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Сборник заданий и ответов для 9-11-х классов. Москва «Аркти» 2008.

  5. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Составитель Л. И. Косивцова. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.

  6. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  7. ЕГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену/Т.М.Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  8. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11 классы. Дидактические материалы / Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2009.

  9. Русский язык. 10 – 11 классы : контрольные работы. Комплексные задания / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: «Учитель», 2010.

  10. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006

  11. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2007



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: