Рабочая программа курса русского языка по общеобразовательной системе «Школа-2100″ в 5-ом классе (170 часов)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №» имени Баки Урманче

Нижнекамского района города Нижнекамска
















Рабочая программа курса русского языка по общеобразовательной системе «Школа 2100» в 5-ом классе (170 часов).








Подготовила

учитель русского языка и литературы

Набиева Светлана Ирековна












город Нижнекамск, 2012


Рабочая программа по русскому языку в 5 классе

(Образовательная система «Школа 2100»)


Составитель Набиева С. И. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2 имени Баки Урманче».


Статус документа


Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 5-ом классе соответствует

«Обязательному минимуму» и Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (2004), имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Р.Ф.» (2007)

Пояснительная записка


Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические

Принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции

Образовательной программы «Школа 2100» авторы Е.Н. Бунеев и Е.В. Бунеев.

Данная программа является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций можно выделить основные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция – осведомленность школьников в системе родного языка, т.е. формирование у них языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке.

Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах, т.е. овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебника, тексты которого содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывает его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщает знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5 классе; более частые и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. При таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе.

На этапе введения новых знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На таком уроке учителем создается проблемная ситуация и организуется выход из нее одним из трех способов: 1. учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2. ученики осознают противоречия и формулируют проблему; 3. учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего выделяются специальные часы для повторения в начале и в конце года.

Исходя из единой концепции непрерывного курса русского языка, главной целью обучения русскому языку в школе является обучение учащихся практической речевой деятельности на русском языке, поэтому одна из отличительных особенностей учебника для 5 класса — особое внимание к слову как основе для развития языкового чутья (базового качества для практической речевой деятельности).

Видение слова в его целостности, способность анализировать и соотносить звуковой и графический состав, предвидеть и анализировать его морфологическую структуру, его потенциальные лексические и грамматические особенности и связи , правильно использовать слово в определенной речевой ситуации, осознавая его стилистические характеристики, верно оформлять его на письме — вот те параметры, на которых строится учебник 5 класса. Материал учебника сгруппирован в 4 тематических блока: «Слово в языке и речи (повторение и углубление курса начальной школы)», «Слово со значением предмет», «Слова со значением действие или состояние предмета», «Слово в языке и речи», «Глагол в языке и речи», «Повторение».

Развитие речи учащихся не выделяется в специальный раздел для изучения, но является одним из ведущих сквозных направлений в курсе русского языка 5 класса. Работа по развитию речи ведется рассредоточено по темам понятие о тексте и его частях; тема (широкая и узкая) и основная мысль текста; общее понятие о разговорном, научном и художественном стилях речи ; понятие о повествовании, описании, рассуждении. Подробное и сжатое изложение текстов ; сочинения-рассказы о случае из жизни, а также по жанровой картинке; ответы-рассуждения на вопросы по прочитанному произведению – такое направление в развитии речи учащихся способствует формированию у учащихся умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной речи, которые необходимы для построения любого связного высказывания, каким бы простым по содержанию оно ни было.

В курс 5го класса внесены понятия : морфема, слово, часть речи, морфологический признак, предложение, текст, орфограмма, смысловой отрезок, являющиеся базовыми для конкретных понятий, которые усваиваются в течение всего последующего обучения русскому языку в школе.

Основная часть изучаемого материала подается с опорой на общеграмматическое значение слова, что позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.

Программа рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов).




  1. Место Русского языка в Федеральном базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения предмета «Русский язык» в 5 классе.



  1. Содержание образования

5 класс (170 часов)



Слово в языке и речи

(повторение и углубление курса начальной школы)


Слово и его звуковая оболочка.

Звуки языка, гласные и согласные звуки.

Ударные и безударные гласные.

Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные).

Обозначение звуков на письме. Алфавит.

Двойная роль букв е ,ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, слогоделение. Ударение.

Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь.

Нормы произношения звуков речи. Орфоэпический словарь. Буквы ё, о после шипящих в корне слова.

Слово и его лексическое значение.

Лексика. Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово.

Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.

Вклад В.И.Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики (ознакомление).

Синонимы .Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически окрашенные (наблюдение).

Антонимы. Словарь антонимов.

Морфемика.Словообразование.

Морфема – значимая часть слова. Основа как носитель лексического значения слова. Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных в корне.

Правописание безударных гласных в корне: 1. проверяемых ударением; 2. не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием гласных а, о (-лаг- ─ -лож-, -раст-─

(-ращ-) ─-рос-, -гар-─ -гор-, -зар-─-зор-).

Значение приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Значение приставок пре-,при-.

Буквы е , и в приставках пре- , при-.

Буквы з, с на конце приставок.

Буквы ы, и после приставок на согласные.

Значения суффиксов.

Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение).

Правописание сложных слов. Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов.

Грамматическое значение слова.

Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова.

Морфологические признаки слов. Часть речи как группа слов, имеющих : 1. одно и то же общее грамматическое значение; 2. одни и те же морфологические и синтаксические признаки.

Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов. Междометия.

Вклад М.В.Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление).

Слово в предложении.

Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения. Интонация, смысловая роль интонации.

Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между словами.

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания.

Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения (ознакомление).

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Предложение распространенное и нераспространенное.

Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления.

Однородные члены предложения. Интонация перечисления.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

Обращение как смысловой отрезок предложения.

Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями.

Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложные предложения . Средства связи частей сложного предложения. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение (ознакомление).

Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации.

Запятая между частями сложного предложения.

Слово в тексте

Развитие речи

Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста

Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.

Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.

Текст-повествование.

Подробное изложение текста-повествования.

Разговорный и книжный стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.

Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).

Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.

Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.



Знаменательные (самостоятельные) слова

Слова со значением «предмет»


Имя существительное в языке и речи.

Имя существительное как часть речи.

Лексическое значение имен существительных.

Общее грамматическое значение имени существительного.

Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет». Опредмеченный признак, действие.

Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных

-чик-, (-щик-). Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.

Морфологические признаки имен существительных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Имена существительные собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные.

Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками.

Род имен существительных. Существительные общего рода.

Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа.

Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени. Косвенные падежи.

Склонение имен существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Особенности склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие.

Сочетательные возможности имен существительных.

Лексическая сочетаемость имен существительных.

Грамматическая сочетаемость имен существительных.

Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками)

Роль имени существительного в предложении.

Имя существительное в качестве подлежащего.

Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное.

Имя существительное в качестве определения (ознакомление).

Имя существительное в качестве обстоятельства.

Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление).

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого.

Текст. Текстообразующая роль имени существительного.



Указательные слова-местоимения

Местоимения-существительные


Местоимения в языке и речи.

Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений (ознакомление).

Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных).

Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений.

Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что.

Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто, что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Различение на письме приставок не и ни в отрицательных местоимениях.

Роль местоимений-существительных в предложении.

Местоимения в тексте.



Слова со значением «действие или состояние предмета»


Глагол в языке и речи.

Глагол как часть речи.

Лексическое значение глаголов.

Общее грамматическое значение глагола.

Основные способы словообразования глаголов.

Морфологические признаки глагола.

Постоянные и непостоянные признаки. Неопределенная форма глагола. Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).

Буквы е, и в корнях с чередованием. Буквы а, о в корне -кас- ─-кос-.

Лексическое значение глаголов разных видов.

Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный.

Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.

Наклонение. Способы образования форм наклонения.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголом в условном наклонении.

Буква ь и и в глаголах повелительного наклонения.

Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.

Прошедшее время глагола. Род. Способы образования форм времени. Основа настоящего /будущего времени. Правописание гласных перед суффиксов -л- в форме прошедшего времени.

Безличные глаголы.

Глагол в предложении.

Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление).

Глагол в тексте.

Глагол в художественном тексте.

Развитие речи

Взаимодействие типов речи.

Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.

Сочинение-рассказ о случае из жизни.

Текст-рассуждение.

Сочинение-рассуждение.

Повторение пройденного в 5 классе.
































  1. Примерное планирование уроков русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Тема

Кол-во

Тип урока

Характеристика

Виды

Планируемые

Дом.

Дата проведения



урока

часов


деятельности

контроля,

результаты

задание






учащихся или виды учебной


измерители

освоения







деятельности


материала
























деятельности














П

Ф




1


Введение. Ты изучаешь русский язык. Язык как средство общения.

§










1


Сообщение новых знаний

1.Знакомство с учебником

2. Наблюдения над языком как средством общения

а)самостоятельное чтение текста и его обсуждение;

б) определение типа текста, признаков текста (с.6 учебника);

3. Подведение итогов



Знать понятие текста, уметь читать художественные тексты изучающим чтением, уметь выделять тему, основную мысль, самостоятельно формулировать выводы.

№ 6, выучить ст-ие в прозе И.С.Тургенева «РЯ» или напи-сать разм-е о красоте РЯ






2


Слово и его звуковая оболочка.


Звуки языка. Гласные и согласные звуки.

§










1


Повторение и углубление курса начальной школы.

1. Актуализация изученного.

Свободный диктант.

2. Работа с определением

учебника.

3. Упражнения на повторение

— №11, №12 –транскрипция слов

4. Работа с учебно-научным текстом — №14, №15(рассказ учителя о В.К.Тредиаковском, беседа)

5. Подведение итогов


Свободный диктант


Знать фонетический состав слова, принципы слогоделения; уметь производить фонетический разбор, выделять тему, основную мысль.


Пересказ текста по плану -№14






3


Звук и буква. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

§



1


Повторение и углубление курса начальной школы

1. Проверка дз

2. Языковая разминка

3. работа по теме урока

— №18,№19 –транскрипция, вывод

— работа с учебно-научным текстом (обобщение наблюдений уч-ся по упр. №17-20);

— №22составление плана, пересаз по абзацам

4. Самостоятельная работа (№25)

5. Подведение итогов


Самостоятельная работа по упр.№25


Знать фонетический состав слова, алфовит, определение графики. О двойной роли букв е, ё.ю.я; уметь транскрибировать слова, выразительно читать, озаглавливать текст.


3 26, найти главную мысль, выполнить все виды разборов

(№1, №2)







4

Звук и слог. Правила переноса слов.

§







1

Повторение и углубление курса начальной школы

1. Проверка дз

2. Введение в тему урока


Знать: нормы произношения изучаемых слов.

Уметь: видеть изученные орфограммы.







5


Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Условия выбора орфограммы.

Орфограмма – гласные.

§









1



Повторение и углубление курса начальной школы

1. Актуализация изученного:

а) языковая разминка

б) №33 (чтение, ответы на вопр.)

2. повторение и углубление изученного.(с.21-22 учебника);

3. Развитие орфографических умений(№34,35); чтение орфографического правила с.23;

4. Выборочное списывание(с.117 методичка)

5. Подведение итогов.



Знать: правила правописание слов с изученными орфограммами.

Уметь: писать слова с изученными орфограммами, обосновывать место и выбор знаков препинания.

№36







6



Орфограммы – согласные.

§




1



Повторение и углубление курса начальной школы


1. Языковая разминка.

2. Введение в тему.

Словарная работа.

3. Тренировочные упр-я на развитие орфографических умений

(№38(у), №39(п), №40, 41),работа со словами в рамке

4. Беседа, подведение итогов.


Знать: правила правописания.

Уметь: видеть изученные орфограммы-согласные, писать слова с изученными орфограммами.

№42, правила с 23, 24.







7



Условия выбора орфограммы.

Орфограммы –

Ъ и Ь знаки.

§










1



Повторение

1.Языковая разминка.

2. Подготовка устного рассказа по таблице (№45),подбор своих примеров, вывод.

3. Развитие отфографических умений.

4. Самодиктант, самопроверка.

5. Подведение итогов.


Самодиктант

Знать: правила правописания слов с изученными орфограммами.

Уметь: находить и исправлять орфографические ошибки в словах с изученными орфограммами.

Павильон.



С.30, правила






8



РР Описание.

Подробное изложение «Осенние дни»

§









1



Урок развития речи

1.Проверка д/з.

2. введение в тему.

3. подготовка к изложению.

а) чтение,обсуждение.

б) особ-ти текста описания.с.26-27

в) перечит.по частям,сост.плана, выделение ключевых слов.

г) пересказ с опорой на план.

д) орфогр.подготовка,анализ предл.и знаков препинаний.

е) чтение учителем текста.

ж) написание изложения.


Знать, что такое описание, текст, тема, идея.

Уметь писать изложение.



Переписать в тетрадь






9




РР Работа над речевыми недочётами.




1



Урок развития речи

Анализ полноты и последовательности передачи содержания текста, умение сохранить авторские средства выразительности, обратить внимание на условные знаки на полях.

Групповой, индивидуальный методы;


Знать разбор орфографических ошибок и речевых недочётов.

Уметь работать над речевыми недочетами.




Закончить, подобрать свои примеры






10



Нормы произношения звуков.§










1


Формирование умений и навыков

1. Языковая разминка

(синт.разбор простого предло-жения, схема,

Характеистика; выделить изученные орфограммы)

2. Наблюдение над языковым материалом

— № 51-54, выводы

— работа с учебно-научным

текстом — №55

3.Развитие орфоэпических умений

№ 56,57

4.Подведение итогов



Знать нормы произношения изученных групп слов; Уметь правильно произносить употребительные слова.


№ 58, составить мини-словарик (с.196)







11

уквы О-Ё после шипящих в корне слова.

§






1

Сообщение новых знаний

1. проверка д/з.

2. актуализация изученного.

3. новая тема, выведение орфографического правила.

4. развитие орфографических умений. (с.60-63).

5. подведение итогов.


Знать правописание о-ё после шипящих.

Уметь применять правило.

№64 самодиктант. Правила с65,67.



12

Диктант с грамматическим заданием.


1

Проверка,

контроль знаний, умений и навыков

Контроль знаний, умений и навыков.

Задания к диктанту:

— разобрать слово по составу

— надписать части речи

— выписать главные члены пред-я

— подобрать проверочные слова

Диктант с грамматическим заданием

Знать пройденные темы.

Уметь применять правила на практике.

Нет дз



13

Работа над ошибками









1

Работа над ошибками

  1. Анализ ошибок

  2. Объяснение

  3. Словарная работа


Уметь делать работу над ошибками, подбирать свои примеры.

Подбор примеров из худ-ой литер-ры







14

Слово и его лексическое значение.

Лексика.

Лексическое значение слова. Способы толкования лекс.значения слова.§












1



Объяснение нового материала

1. Словар.тренировочный диктант

2. Изучение нового материала

— чтение, анализ (№69)

— словарная работа, вопросы с.41

— работа с учебно-научным текстом упр 7,с. 41-42,составление плана, озаглавливание –с.42, №72

3.Наблюдение по учебнику

— №74, 75

— 76(у), 77, 78, 79

4. Подведение итогов



Словарный тренировочный диктант

Знать определение понятий лексика, лексическое значение, грамматическое значение слова; о способах толкования ЛЗ; уметь пользоваться толковым словарём.


№ 81








15



Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.

§






1



Объяснение нового материала, формирование умений


1. проверка дз

2. Словарный диктант

3. Наблюдение над языковым материалом – 82(у), 83, 84, 85(у)

4. Развитие речевых умений

— №86 (по заданию)

5. Изучение нового материала

— 89, словарная работа

— №90(у), 92,93, с.55

6. Подведение итогов


Словарный диктант

Знать определение понятия, о прямом и переносном значении слова, чем отличаются омонимы от многозначных слов; уметь их отличать.


№94, определение, с.49, 54;словар. слова в словарик






16


Синонимы. Словарь синонимов.

§



















1


Повторение и углубление курса начальной школы и сообщение нового


1. Проверка дз

2. Языковая разминка

3. Изучение нового материала

— №96. наблюдение, вывод

— с. 57, анализ текста

4. Развитие речевых умений

— 98. 99

5. Работа со словарём.

6. Подведение итогов



Знать определение синонимов; уметь подбирать синонимы к данному слову, употреблять их в речи, пользоваться словарём.



№ 100







17




Антонимы. Словарь антонимов.

§








1


Повторение и углубление курса начальной школы и сообщение нового


1. Проверка дз

2. Словарный диктант

3. Изучение нового материала

— 101, 102.

4. Развитие речевых умений

— 103, 104 (по заданию)

— 105, подбор антонимов

5. Работа со словарём

6. Подведение итогов


Словарный диктант


Знать о роли антонимов в речи; уметь подбирать антонимы; находить их в тексте, употреблять в речи, пользоваться словарём.



№106, словарные слова








18





Морфема – значимая часть слова.

§






1


Комбинированный урок: повторение пройденного в 4 классе и сообщение нового


1. Проверка дз

2. Контрольный словарный дикт-т

3. Изучение нового материала

— наблюдение на с. 63-64

4. Развитие умений

— 108, 109

— разбор слов по составу (№2)

5. Подведение итогов



Контрольный словарный диктант


Знать определение корня, суффикса, приставки, окончания основы; последовательность морфемного разбора; уметь разбирать слово по составу.



№111, с. 63, 64 (определе-ние)







19




Проверяемые и не проверяемые безударные гласные в корне слова.

§
















1


Повторение и углубление курса начальной школы


1.Проверка д/з.

2.Языковая разминка.

3.Наблюдение над языковым материалом-112.

4.Чтение правила по учеб.с.67,69.

5.Развитие умений (113,114,115)

6.Объяснительный диктант(№ 115)

7.Подведение итогов







Объяснительный диктант


Знать проверяемые и непроверяемые корни.

Уметь подбирать проверочные слова


№116, сл.сл., правила с.67,69.







20




Буквы А-О в корне -лаг- -лож-

§








1


Объяснение нового материала


1. Проверка дз

2. Словарный тренеров. диктант

3. Изучение нового материала (117)

4.тренеровочные упр. № 118,119.

5.творч.диктант № 120.

6.сам.работа ( осложненное списывание) упр.121.

7.Подведение итогов.


Словарный диктант


Знать алгоритм написания чередующихся корней.

Уметь рассуждать при выборе.



№122, правила, с.70.







21





Буквы А-О в корне –раст-

(-ращ) –рос-

§






1




Объяснение нового материала


1. Проверка дз

2.Самодиктант

3.Изучение нового материала (№123).

4.Развитие орфографических умений (124,125,126)

5.Самостоятельная работа №127.

6. Подведение итогов.


Самодиктант, самостоятельная работа (по упр 127)


Знать алгоритм написания чередующихся корней.

Уметь рассуждать при выборе.


№128, правила с.72.







22




Буквы А-О в корне

-гар- -гор-

§
















1




Объяснение нового материала


1. Проверка дз

2.Повторение изученного

3.Изучение нового материала

— №135 наблюдение

— чтения правила по учебнику

4. Развитие орфографических умений (№136,137,138)

5.Подведение итогов



Знать алгоритм написания чередующихся корней.

Уметь рассуждать при выборе.



№ 140 (взаимодиктант).




23

Буквы А-О в корне

-зар- -зор-

§


1

Объяснение нового материала

1.Взаимодиктант по д/з № 140

2.изучение нового материала (№141).

3.развитие умений(142,143,144)

4.Подведение итогов


Взаимодиктант


Знать пройденные темы.

Уметь применять правила на практике.


№ 146 (самодиктант).







24




Свободный диктант

145





1


Поверка и контроль знаний, умений и навыков

1.Языковая разминка.

2.Свободный диктант (№145)

-подготовительная работа

(чтение, беседа)

-чтение текста по частям

-словарная работа

-пунктуационная и орф.подготовка

-составление плана, пересказ

-чтение по частям с последующей свободной записью

-проверка своих работ по учебнику


Свободный диктант


Уметь работать с текстом




Нет дз







25


Значение приставок.

Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на зс)

§ 13


















1


Повторение


1. Языковая разминка

(письмо по памяти)

2. Повторение, наблюдение по учебнику ( 147, 148, 150. 151)

3. Самостоятельная работа – 152

4. Подведение итогов



Самостоятельная работа — 152


Знать алгоритм написания чередующихся корней, уметь рассуждать при выборе.


153, словарные слова








26




Буквы Е –И в приставках пре-, при-









1




Сообщение новых знаний


1. Словарный диктант.

2. Изучение нового материала

— 154, наблюдение

3.Развитие орфографических умений

— 155, 156, 157

4. подведение итогов



Словарный диктант


Знать основные значения приставок; уметь верно писать и объяснять написание пре-, при-


158, правила с. 85








27



Формирование орфографических умений , связанных с изуч. видом орфограммы.




1



Формирование умений и навыков


1. Проверка дз

2. Языковая разминка (синт.разбор сложного пред-я, р-р №1, 2)

3. Развитие орфографических умений

— объяснительный диктант – 159

— 160, 161

— объяснительный диктант – 162

4. Подведение итогов


Объяснительный диктант 159, 162


Знать основные значения приставок, закрепить правописание приставок, знать о трудных случаях правописания; уметь верно писать и объяснять написание пре-, при-


163,

Повторить правила с.85, 86, словарные слова








28




Буквы ЗС на конце приставок.



















1



1. Словарный диктант

2. Изучение нового материала

— 164, наблюдение беседа

— чтение правила

3. Развитие орфографических умений

— 165, 166, 167, 168. 169

4. Подведение итогов


Словарный диктант


Знать основное условие выбора букв з – сна конце приставок; уметь применять правило


171, правила с. 90







29




Свободный диктант

(по упр 170)





1



Поверка и контроль знаний, умений и навыков


1. Языковая разминка

2. Свободный диктант (170)

— чтение текста учителем

— беседа по тексту, нахождение основной мысли текста

— нахождение слов с орфограммами в приставках

-чтение по абзацам и запись

— самопроверка




Свободный диктант


Уметь работать с текстом



Нет дз








30




Буквы Ы – И после приставок.


16





1



Сообщение новых знаний


1. Языковая разминка.

2. Графический диктант «З или С»

3. Изучение нового материала

— 172, наблюдение, формулировка правила, с.93

4. Развитие умений

— 173, 174, 175

5. Подведение итогов



Графический диктант


Знать правило, слова исключения; уметь правильно выделять суффиксы.


176, правило, с. 93







31




Значения приставок.

17


















1


Повторение

1. Языковая разминка (письмо по памяти), выделение грам.основы

2. Формулир-ка темы и цели урока

3. Повторение

— 177, наблюдение

— 178, 179

— словарная работа

-творческое задание

— 181, самостоятельная работа

4.Подведение итогов


Самостоятельная работа — 181


Знать значения суффиксов; уметь правильно выделять суффиксы


182







32




Приставочный и суффиксальный способы образования слов.

18








1




Повторение и углубление изученного

1. Проверка дз

2. Словарный диктант

3. Наблюдение по учебнику

— 183

— чтение определения по учебнику , с.97

4. Развитие учебно-языковых умений

— 184. 185, 186

5. Подведение итогов



Словарный диктант


Знать о приставочном и суффиксальном способах образования слов



187, определение с. 97








33




Сложные и сложносокращённые слова, Образование и правописание.

19






1




Повторение и углубление изученного, сообщение новых знаний

1. Словарный диктант

2. Повторение и углубление изученного

3. Развитие учебно-языковых умений — 188, 189

4. Изучение нового материала

— 190, наблюдение

— чтение определения с. 102

5. Закрепление изученного

— 191, 192

6. Подведение итогов



Словарный диктант


Знать нормы произношения сложносокращённых слов (зв. и букв.), способы образования сложных слов; уметь правильно произносить сложносокращённые слова, уметь их объяснять.


193, определение с. 102





34


Контрольный диктант с грамматическим заданием «Жёлтые листья».



















1


Проверка, контроль знаний, умений, навыков.


Написание контрольного диктанта


Контроль, знаний, умений и навыков.


Знать пройденный материал, уметь применять правила на практике, выполнять грамматическое задание.


Нет дз







35

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.







1

Работа над ошибками

Анализ ошибок

  1. Объяснение

3. Словарная работа


Уметь исправлять свои ошибки, применяя правила; уметь подбирать примеры

Подобрать примеры из худ.литературы








36

Грамматическое значение слова.


Окончание. Форма слова (словоформа)

20






1

Повторение изученного ранее

1. Языковая разминка.

2. Повторение, углубление изученного ранее

— работа с этимол-им словарём

— 194, с. 104-105, беседа

— 195, 196, 197 (самост.работа)

3. Подведение итогов

Самостоятельная работа -197

Знать понятие формы слова, знать морфемное строение слова; уметь выделять окончание и основу слова.

199, составить устный рассказ







37


Морфологические признаки слов (самостоятельных частей речи)

РР «Незаметные труженики языка» сочинение-миниатюра (с.112, упр 209) 21



















1


Формирование умений и навыков


1. Языковая разминка

2. Повторение и углубление изученного

— 200, 201 – наблюдение, вывод

— 202, 203 – вывод

3. Подготовительная работа к написанию соч- миниатюры «Незаметные труженики языка»

4. Подведение итогов


Знать грамматическое значение слов в сопоставлении с лексическим, определение части речи по морфологическим признакам; уметь различать части речи по морфологическим признакам.




205, 209 – закончить, переписать





38


Служебные части речи.

22









1

Повторение и углубление изученного

1. Языковая разминка

2. Формулирование темы и целей урока

3. Повторение и углубление изученного

— 210, беседа по вопросам с. 113

— 211, 212

— работа с текстом в рамке с. 114, составление устного рассказа

4. Подведение итогов



Знать самостоятельные и служебные части речи, их функции в предложении; уметь различать части речи, указывать морфологические признаки изученных частей речи.




213







39



Слово в предложении.


Слово в предложении и в словосочетании.

23






1


Повторение и углубление ранее изученного


1. Языковая разминка

2. Словарный диктант

3. Сообщение темы и целей урока

4. Повторение :

— 214, 215, 216, 217 – наблюдение, выводы

— 220 – составление устного рассказа «Зимние забавы»

— 222, 223 – вывод

5. Подведение итогов



Словарный диктант


Знать функции слова, сл.соч., предложения, главных членов предложения; уметь выделять сл.соч в предложении, определять главные и зависимые слова, озаглавить текст, составить план.



224, с. 117-119, пересказ







40



Слово как член предложения. Главные члены предложения.

24



















1



Повторение и углубление ранее изученного


1. Проверка дз

2. Языковая разминка (синтаксич. разбор простого предложения)

3. Постановка проблемного вопроса

4. Решение учебной проблемы

— 225, наблюдение, с. 120-121

— 226, 227, 228

5. Подведение итогов



Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, уметь находить грамматическую основу предложения.



229, с. 122, определения






41

Второстепенные члены предложения. Определение. Роль определений в речи.

24







1

Объяснение нового материала

1.Диктант с грам-им заданием

2. Объяснение нового материала

— 230, наблюдение, беседа

3. Развитие учебно-языковых умений

— 231, 232

— 233, сочинение-миниатюра описание цветка

4. Подведение итогов

Диктант с грамматическим заданием

Знать понятие определения, способы выражения; уметь находить их в предложении и употреблять в речи.


234








42



Дополнение. Способы выражения дополнений.






1



Объяснение нового материала


1. Диктант с грамматическим заданием (3 предл + задание)

2. Объяснение нового материала

— 235, наблюдение, беседа, вывод

3. Развитие умений

— 241, 242, 243, 244

4. Подведение итогов.



1. Диктант с грамматическим заданием (3 предл + задание)


Знать определение понятия, способы выражения; уметь находить дополнения в предложении, разграничение дополнения и подлежащего.



238







43



Обстоятельство. Виды обстоятельств (места, времени, образа действия и др.)



















1



Объяснение нового материала


1. Проверка дз

2. Языковая разминка

3. Изучение нового материала

— с. 131, 239, наблюдение, беседа

4. Развитие умений

— 241, 242, 243, 244

5. Подведение итогов



Знать, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено; уметь определять вид обстоятельств, находить их в тексте и употреблять в речи.


245, подг. к контрольному диктанту







44



Контрольный диктант








1


Проверка знаний, умений и навыков.

Написание контрольного диктанта


Контроль, знаний, умений и навыков.


Знать пройденный материал, уметь применять правила на практике, выполнять грамматическое задание



Нет дз




45

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

1

Работа над ошибками

  1. Анализ ошибок

  2. Объяснение

3. Словарная работа


Уметь исправлять свои ошибки, применяя правила; уметь подбирать примеры

Подобрать примеры из худ.литературы







46


Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.




















1


Повторение и углубление изученного

1. Выборочная проверка дз

2. Словарный диктант

3. Повторение и углубление изученного

— 246, с. 131-132

— анализ учебно-научного текста

248

4. Развитие пунктуационных и речевых умений- 249,250,251

5. Подведение итогов



Словарный диктант

Знать опознавательные признаки однородных членов предложения, о знаках препинания при однородных членах предложения; уметь находить однородные члены, ставить знаки препинания при однородных членах.



352







47




Предложения с обобщающим словом при однородных членах.






1



Объяснение нового материала


1. Проверка дз

2. Графический диктант

3. Объяснение нового материала

— 253, 254

4. Развитие учебно – языковых умений — 255, 256 (творческий диктант)

5. Подведение итогов



Графический диктант


Знать, что такое обобщающие слова, какова их роль в речи; уметь находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при обобщающих словах.



257








48


Обращение – смысловой отрезок. Предложения с обращением.

Распростран. и нераспростр-ые обращения.






1



Объяснение нового материала


1.Проверка дз

2. Введение в тему

— 258, 259, 260

3. Чтение определения — с. 139, 261

4. Развитие речевых и пунктуационных умений — 262

5. Подведение итогов



Знать, что такое обращение, уметь находить их в тексте и выделять знаками препинания




С. 139, правила, ТСР, №8, 31, с. 51






49


Знаки препинания в предложениях с обращением.
















1


Формирование знаний, умений, навыков


1. Проверка дз

2. Языковая разминка

3. Формулирование темы и цели урока

4. Развитие речевых и правописных умений

— 263, 264, 265

— творческая работа – 266, 267

5. Подведение итогов



Уметь видеть обращения в тексте и правильно выделять знаками препинания, уметь графически обозначать и использовать в речи.




268, правила, с. 139-140





50

Вводные слова. Предложения с вводными словами.

(ознакомление)






1


Объяснение нового материала

1. Проверка дз

2. Языковая разминка

3. Словарный диктант

4. Объяснение нового материала

— 269, 270

-271, 272 – наблюдение, вывод

5. Закрепление

— 274, 275, 276

6. Подведение итогов


Словарный диктант

Знать о вводных словах, уметь находить вводные слова в предложениях, выделять знаками препинания, использовать вводные слова в речи.



273 (у), 277








51





Синтаксический разбор простого предложения.






1


Повторение изученного, формирование умений и навыков


1. Языковая разминка

(запись по памяти)

2. Повторение и углубление изученного

— ответы на вопросы с. 146-147

— знакомство с порядком и образцом синтаксического разбора простого предложения

— 278 (разбор пр-й)

3. Подведение итогов



Знать о простом предложении, уметь делать разбор простого предложения.



278 закончить




52




Порядок разбора простого предложения.

Урок практикум.

















1

Формирование умений и навыков

1. Проверка дз

2. Языковая разминка

3. Формирование умений и навыков (работа с дид.мат. + дополнительный материал)

4. Проверочная работа.

5. Подведение итогов

Проверочная работа

Знать о простом предложении, уметь делать разбор простого предложения.

Порядок разбора выучить







53





Сложное предложение.







1



Повторение изученного, формирование умений и навыков


1. Языковая разминка

2. Взаимопроверка (по дз)

3. повторение пройденного в начальной школе

4. Развитие учебно-языковых и пунктуационных умений

— 281, 282

— анализ текста на с. 151

5. Подведение итогов


Взаимопроверка (по дз)


Знать, что такое сложное предложение, уметь отличать простые и сложные предложения




283







54

55





РР Подробное изложение.

(по упр 280 «Арбат»)





2



Урок развития речи

1. Введение в тему.

2. Подготовка к изложению:

а) чтение, обсуждение.

б) особ-ти текста-повествования

в) перечит.по частям, сост.плана, выделение ключевых слов

г) пересказ с опорой на план

д) орфогр.подготовка, анализ предл.и знаков препинаний

е) чтение учителем текста

ж) написание изложения.



Знать, что такое повествование, текст, тема, идея.

Уметь писать изложение








56

57




Синтаксический разбор сложного предложения.

Урок практикум.
















2



Формирование умений и навыков

1. Языковая разминка

2. Словарный диктант

3. Знакомство с порядком и образцом разбора сложного предложения, с. 152

4. Тренировочные упражнения

— 284

5. Самостоятельная работа (ТСР ч1, №4, с. 66)

6. Подведение итогов

Самостоятельная работа (ТСР ч1, №4, с. 66)


Знать порядок разбора сложного предложения, уметь разбирать сложные предложения



285








58




Знаки препинания

и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение)







1



Обобщение, систематизация знаний


1. Выборочная проверка дз

2. Самодиктант

3. Наблюдение по учебнику (с. 153),обобщение, систематизация материала

— 286, работа с таблицей

— 288 (у)

4. Закрепление — 289

5. Подведение итогов


Выборочная проверка дз, самодиктант


Знать о знаках препинания и о их роли в письменной речи, уметь отличать знаки завершения, разделения и выделения.



290 (п),







59

60


Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения.

ССП (ознакомление)






2



Объяснение нового материала


1. Проверка дз

2. Словарный диктант

3. Знакомство с новым материалом

— 291, наблюдение

— 292, вывод

4. Тренировочные упражнения

— 293, 294

— дополнит. материал

5. Подведение итогов


Словарный диктант


Знать о средствах связи частей сложного предложения, о сочинительной связи, сочинительные союзы.



295







61

62



Бессоюзная связь между частями сложного предложения. БСП (ознакомление)


















2



Объяснение нового материала

1. Проверка дз

2. Словарная работа

3. Языковая разминка

4. Знакомство с новым материалом

-296, 298,наблюдение, вывод

5. Тренировочные упражнения (последовательное выполнение упр-й, развитие учебно-языковых и пункт-ых умений) 298, 299

6. См.р. ТСР №1, ч1; №9, с. 64


См.р. ТСР №1,ч1; №9, с. 64


Знать о бессоюзной связи между частями сложного предложения.



300







63

64



Подчинительная связь между частями сложного предложения. СПП (ознакомление)








2



Объяснение нового материала


1. Выборочная проверка дз

2. Словарный диктант

3. Знакомство с новым материалом – 301, 302 – наблюдение, вывод

4. Развитие умений

— 303-305

5. Подведение итогов


Словарный диктант



Знать о подчинительной связи между частями сложного предложения


Подготовиться к упр 306 (у)




65


РР Устное сочинение на лингвистическую тему (по упр 306)



1

Урок развития речи

Развитие умения составлять рассказ на лингвистическую тему, применяя полученные знания и используя опорную схему на с.163


Уметь грамотно составлять рассказ на лингвистическую тему

Подготовка к диктанту, повторение






66


67



Контрольный диктант.


Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.



















2


Проверка знаний, умений, навыков


Написание контрольного диктанта



  1. Анализ ошибок

  2. Объяснение

  3. Словарная работа


Контрольный диктант

Знать пройденный материал, уметь применять правила на практике, выполнять грамматическое задан

Уметь исправлять свои ошибки, применяя правила; уметь подбирать примеры



Нет дз






68


Слово в тексте.


РР Художественный и научный текст.









1




Урок развития речи


1. Языковая разминка

2. Работа с учебником

— 307, наблюдение, беседа, вывод

— 308, 309 (у)

3. Подведение итогов



Знать о художественном и научном тексте, уметь отличать




310, устный рассказ







69

70


РР

Подробное изложение художественного текста – описания «Старый дед» (311)





2



Урок развития речи

1. Сообщение темы и цели урока

2. Подготовка к написанию излож.

— работа с текстом

— задание к упр 311, с. 167-168

— нахождение ключевых слов, составление плана

— задание к упр 311(пункт 3-7), «Памятка» на с. 203 (№10)

3. Написание изложения , самопроверка



Знать, что такое описание, текст, тема, идея.

Уметь писать изложение




Переписать



>





71

72



РР

Учебно – научный текст.

Изучающее чтение.


















2











Урок развития речи

Формирова -ние умений

Отработать приёмы изучающего чтения и понимания учебно-научного текста.


1. Языковая разминка

2. Работа с учебником — 312(у),313

3. Развитие умений изучающего чтения

– 314, 315- вывод (в рамке с. 172)

4. Подведение итогов



Знать приёмы изучающего чтения;

Уметь работать с учебно – научным текстом.


ТСР №9, с.70-72 (А или Б)






73


РР

Монологическая и диалогическая речь.





1


Урок развития речи

Формирование умений

1. Проверка дз

2. Словарный диктант

3. Изучение нового материала

— 317, наблюдение, вывод

— 318 (памятка на с. 204)

— чтение определения в рамке с.174

4. Подведение итогов


Словарный диктант

Знать, что такое диалог и монолог;

Индивидуальное задание в тетр.






74

75





Знаки препинания при оформлении диалога на письме.





2



Формирование и закрепление умений



1. Языковая разминка

2. Обучающий словарный диктант

3. Изучение нового материала

— чтение определения в рамке с.175

-319, вывод

3. Развитие речевых и пунктуационных умений – 320, 321 (самост.работа), 322(у)

4. Подведение итогов



Самост-ая работа — 321



Знать постановку знаков препинания при оформлении диалога на письме, уметь применять знания на практике.




Знать определения, 323






76


77



РР Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.



















2



Урок развития речи

Формирование умений

1. Проверка дз

2. Словарная работа

3. Знакомство с новым материалом

— 324, 325 – наблюдение, вывод

4. Развитие речевых умений

— 326, 327, 328; ответить на вопросы 1-3, 181

5. Работа по таблице в рамке, с. 181

6. Подведение итогов




Знать о нейтральных и стилистически окрашенных словах, уметь отличать



329






78

79





РР

Подробное изложение текста, включающего диалог.

(по упр 330)









2



Урок развития речи

Формирование умений

1.Сообщение темы и цели урока.

2. Подготовка к написанию излож.

— работа с текстом, чтение

— «медленное чтение»,комментир.

— чтение по абзацам, нахождение ключ.слов, сост.плана,пересказ

— орфогр. и пункт. подготовка

(з. 1-3 упр 330, с.182)

— прослушивание текста целиком

3.Написание излож., самопроверка




Знать, что такое текст, тема, идея.

Уметь писать изложение


Подумать над темой сочинения (331) — устно







80

РР

Сочинение – повествование с элементами описания «Маленькое путешествие»





1

Урок развития речи

Формирование умений

Ведётся работа по развитию письменной разговорной речи детей. Порядок работы даётся в упр 331 и в памятке «Как готовиться к сочинению» с. 203-204


Уметь писать сочинение – повествование с элементами описания

переписать



Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением предмета.

6. имя существительное в языке и речи.


81

Лексическое значение имен существительного.

1 ч.

Урок примене-ния знаний и умений

Беседа о лексическом значении слова, о разнообразии лексических значений имени существительного: название лиц, вещей, явлений природы, действий (плавание , бег) и признаков (синева, белизна)

Выполнение упр. №332 (у), 333 (у), 334 (п), 336 (п), 337 (п).

Фронтальный контроль

Дополнить знания об имени существительном

№ 338 , стр. 7 правило.



82

83

Способы образования имен существительных.

2ч.

Урок ознакомления с новым

Повторение морфем(по вопросам)№ 341 найти новую информацию. Составление плана ответа (способы образования имен существительных.) по материалу в рамке. №344, 345.

Устный контроль

Знать способы образования имен существительных

№346 , стр. 10 правило



84

Гласные в суффиксах имён существительных –ек- — — ик

1ч.

Урок ознакомления с новым


Сформулировать правило, используя текст для наблюдения №347,349

(п),350(п) .Объяснительный диктант №351.

Письменный контроль

Знать орфограмму

№352 с.12 правило



85

86

Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных. –ЧИК, -ЩИК .

2 ч.

Урок ознакомления с новым

Наблюдение № 353 .вывод-правило №354.№355. Словарь: Компьютер. Компьютерщик. Профессия. Выборочный диктант№358

Письменный контроль

Знать правописание суффиксов –чик- -щик-

№359



87

88


Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных.

2 ч .


Комбинированны-й урок

Самостоятельная формулировка правила учащимися после наблюдения №360 чтение правила и сравнение его с самостоятельно сформулированным. Выборочное несложное списывание№361 . Творческий диктант.


взаимоконтроль

Научиться применять правило

№365(у)



89

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных .

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Постановка проблемы: как отличить имя собственное от нарицательного? Новая информация ( №366) чтение определения (с. 21). Выборочное списывание (№367) распределительное осложненное списывание (№368). Самостоятельная работа (№369, 370)

Самоконтроль знаний

Отличать собственные и нарицательные имена существительные

ТСР, часть 2 стр.10-11.



90

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Словарный тренировочный диктант. Коллективное наблюдение по заданию (№371). Распределительное списывание с самопроверкой (№372).

Самоконтроль знаний

Знать одушевленные и неодушевленные имена существительные

№373, стр. 23 правило



91

Род имен существительных.

1 ч.

Урок закрепления изученного

Словарная работа: пансионат, столяр, талант,. Формулировка правила учащимися после наблюдения (№374). Самостоятельная работа (№375). Текст. Основная мысль текста (№376)

Письменный контроль

Различать род имен существительных

№379



92


Имена существительного общего рода.

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Письмо по памяти. Объяснение нового материала. Распределительный диктант. Самостоятельная работа (№ 380,381)

Письменный контроль

Знать имена существительного общего рода

№382



93

Число имен существительных. Нормы образования и употребления форм числа имен существительных.

1 ч .

Урок применения знаний и умений

Словарный диктант. Введение нового материала, наблюдение и нахождение новой информации, пересказ текста(№383).наблюдение и закрепление(№385). Самостоятельная работа. .

Самоконтроль

Закрепить знания о числе имен существительных

№386



94

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа .

1 ч

Урок ознакомления с новым

Наблюдение («по шагам» №387).распределительное списывание по тематическим группам (№388). Самостоятельная работа (№389,390)

Фронтальный контроль

Знать имена существительные,которые имеют форму только множественного числа

№391



95

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа .

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Словарная работа (подобрать однокоренные слова). Решение проблемного вопроса с опорой на наблюдение (№392). Предупредительный диктант (№394 ,взаимопроверка). Беседа о смысле стихотворения (№395 вывод)

Письменный контроль

Знать имена существительные,которые имеют форму только единственного числа




96

Р. Р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

1 ч.

Урок развития речи

Работа строится по заданиям ( №396)






97

98

Контрольный диктант « Глухарь на гальке». Работа над ошибками.

2 ч.

Урок проверки знаний

Написание диктанта

Контроль знаний





99

Падеж. Склонение имен существительных.

1 ч.

Урок закрепления изученного

Прослушивание грамматической сказки о падежах. Повторение склонения имён существительных (№399). Осложненное списывание (№400,401)

Фронтальный контроль

Закрепить знания учащихся по теме

№402 или 403.



100

Разносклоняемые имена существительные.

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Беседа-опрос по изучаемой теме. Постановка учебной проблемы. Наблюдение по учебнику (№404) . Коллективная работа (№405,406). Словарь : присяга, присягать. Объяснительный диктант (№407)

Письменный контроль

Знать разносклоняемые имена существительные

№408.



101

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных .

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Постановка учебной проблемы и её решение (№409). Наблюдение (№412 «по шагам») . Комментированное письмо (№413) . словарь: бегемот, эскимо, пианино, фойе.

Устный контроль

Уметь определять род несклоняемых имен существительных

Знать словарные слова.



102

Р.Р. сочинение-миниатюра (повествование ) « Дорога в школу».

1 ч.

Урок развития речи

Использовать в работе несклоняемые имена существительные ( №414)

Письменный контроль


№416



103

Буквы Е , И в падежных окончаниях имен существительных.

1 ч.

Урок закрепления изученного

Словарная работа с выделением окончаний имен существительных. Наблюдение (таблица, с.47), ( Е , И, алгоритм,с.48). Комментированное письмо (№422)

Письменный контроль

Знать падежные окончания имен существительных

№422



104

Правописание имен существительных на -ия, -ие, -ий.

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Словарный диктант. Наблюдение по учебнику, постановка учебной проблемы (с. 47 таблица). Исследование, выработка алгоритма ( с. 48 №421) . Комментированное письмо с опорой на алгоритм (№422, 423).

Письменный контроль

Запомнить окончания имен существительных на –ия.-ие,-ий.

Стр. 47-48 (учебник) ТСР №12



105

Объяснительный диктант (текст №426). Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм.

1 ч.

Урок обобщения и систематизации знаний

Комментированная запись (№424). Самостоятельная работа (№425). Взаимопроверка. Объяснительный диктант (№426).

Письменный контроль

Развить орфографические умения и навыки

№ 427



106

Имя существительное как член предложения. Подлежащее. Однородные подлежащие и знаки препинания при них.

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Беседа по вопросам повторения (с. 50). Формулировка вывода учащимися. Творческий диктант (№429). Наблюдение (№430). Беседа по итогам наблюдения. Графический диктант

Устный контроль

Зззнать роль подлежащего в предложении

№433



107

Имя существительное в роли дополнения Прямое и косвенное дополнение.

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Письмо по памяти. Разбор предложения. Беседа по вопросам для повторения. Наблюдение (№434). Чтение определения ( с. 54). Выборочное списывание (№435) . Самостоятельная работа с текстом (№436). Словарь: выражение.

Письменный контроль

Различать прямое и косвенное дополнение

№439(п), 438(у).



108

Имя существительное в роли определения (ознакомление).

1 ч.

Урок изучения нового

Графический диктант. Наблюдение (№440) самостоятельная работа: преобразование словосочетаний: кирпичный дом- дом из кирпича.

Фронтальный контроль

Находить имя существительное в роли определения

№442



109

110

Имя существительное в роли обстоятельства. Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именем существительным.

2 ч.


Урок изучения нового

Письменный опрос по домашнему заданию (№443 «по шагам» ) под руководством учителя. Развитие устной речи (№444). Самостоятельная работа (№445). Взаимопроверка. Комментированное письмо (№446). Слуховой выборочный диктант (№447)

Письменный контроль

Уметь определять имя существительное в роли обстоятельств

№448



111

Имя существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление) .

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Словарь: легенда, очевидец. Словарный тренировочной диктант, постановка учебной проблемы. Наблюдение по учебнику.(№449) . чтение выводов. Развитие устной речи (№450).

Устный контроль

Узнавать составное именное сказуемое

№451



112

Тире между подлежащим и сказуемым.

1 ч.

Урок изучения нового

Постановка учебной проблемы. Поиск решения (№452, 453). Работа над правилом (с. 65). Комментированный диктант. Самостоятельная работа.

самоконтроль

Знать случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

№456



113

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Урок проверки знаний

Написание диктанта

Контроль знаний





114

Морфологический разбор имени существительного.

1 ч.

Урок применения знаний и умений

Обобщение изученного по теме «имя существительное» составление таблицы(№457)под руководством учителя. Морфологический разбор. Работа по образцу (№458.№459)

Фронтальный контроль

Знать морфологические признаки имени существительного

№460



115

Имя существительное в тексте.

1 ч.

Урок обобщения и систематизации знаний

Осложненное списывание (№461), чтение стихов А.Фета и словесное рисование (№462), творческая работа (№463,464)

Итоговый контроль

Развитие устной речи

№464(п.)



116

Р.Р. Подробное изложение текста- повествования с элементами описания.

1 ч.

Урок развития речи

Чтение текста Ю.И.Корица « На рыбалку». Коллективное составление рабочего плана изложения. Написание изложения, самопроверка.

Рубежный контроль

Развитие письменной речи




117

Р.Р. Сочинение- рассказ о случае из своей жизни.

1 ч.

Урок развития речи

Повторение особенностей текста повествования, построение рассказа. Подготовка по заданиям ( №466). Написание сочинения «Маленькое путешествие»( в черновике ).

Рубежный контроль

Развитие письменной речи

Переписать в чистовик



Указаельные слова- местоимения. 7. местоимения- существительные в языке и речи.



118

Разряды местоимений. Личные местоимения- существительные.

1 ч.

Урок повторения изученного

Наблюдение (№467). Вопросы для повторения (стр. 74). Новый материал. Чтение сведений в рамке (стр. 74). Работа с текстом .Устный развернутый ответ на проблемный вопрос. Осложненное списывание (№471)

Фронтальный контроль

Знать разряды местоимений

№470



119

Разряды местоимений. Личные местоимения- существительные.

1 ч.

Урок систематизации знаний

Чтение определения (стр. 77). Тренировочные упражнения с целью развития учебно — языковых умений (№472,473). Хоровое чтение фраз (№474)

Устный контроль

Правильно употреблять в речи личные местоимения-существительные

№476(п), 475 (у).



1

120

Возвратное местоимение- существительное.

1 ч.

Урок ознакомления с новым

Словарный тренировочный диктант. Постановка проблемного вопроса. Наблюдение (№477). Формулировка выводов (№479). Минисочинение- размышление (№481)



Письменный контроль

Знать возвратное местоимение-существительное

№482



121

Вопросительные местоимения-существительные КТО и ЧТО.

1ч.

Урок изучения нового

Языковая разминка: синтаксический разбор предложения, обозначение орфограмм. Наблюдение (№483)выполняется под руководством учителя. Выразительное чтение стихотворения учащимися. Чтение определения, с.11. Комментированный диктант(№486).

Устный контроль

Знать вопросительные местоимения-существительные

№487.



122


123

Неопределенные местоимения-существительные. Слитное, дефисное и раздельное написание их.

2ч.

Урок ознакомления с новым

Постановка проблемных вопросов. Значение слова «неопределенный» (словарь Ожегова). Наблюдение (№488)под руководством учителя. Вывод-чтение правил, с.85.Развитие орфографических умений(№490,№491). Объяснительный диктант.

Письменный контроль

Знать правописание неопределенных местоимений-существительных.

№492



124

Выборочный диктант с грамматическим заданием.

1ч.


Урок проверки знаний

Проверка изученного о местоимениях. Самостоятельная работа в ТСР№13, с.30. Взаимопроверка.



№494



125

Отрицательные местоимения-существительные.

1ч.

Урок ознакомления с новым

Слушание грамматической сказки. Умные спорщики и формулирование новой темы урока. Наблюдение по учебнику (№495).Выводы на основе наблюдений. ТСР, с.р. №13, с.32.

фронтальный

Знать способы образования данных местоимений-существительных

№496



126

127

Различение на письме приставок НЕ-НИ в отрицательных местоимениях-существительных.

2ч.

Урок примен-ения знаний и умений

Комментированный диктант. Постановка проблемы и наблюдение (№497) «по шагам». Работа над текстом правила. Развитие орфографических умений (№498).Предупредительный диктант. Самостоятельная работа.

Текущий контроль.

Научиться различать на письме приставки НЕ-НИ в отрицательных местоимениях-существительных

№499,правило.



128

Раздельное написание НЕ-НИ- в отрицательных местоимениях-существительных.

1ч.

Урок ознакомления с новым.

Введение в тему. Чтение стихотворения И.Михайловой «Про ничего» (№502). Наблюдение (№502). Осложнённое списывание (№503). Взаимодиктант. Тренировочные упражнения (№506,№507). Самостоятельная работа по теме, ТСР, №13,з.А,Б.

Индивидуальн-ый контроль. Фронтальный контроль

Научиться применять знания на практике

ТСР,ч.2,с.3№2 №5.



129

Роль местоимений-существительных в предложении.

1ч.

Урок закрепления изученного

Языковая разминка (работа с предложением).Тренировочный словарный диктант: восстание, пассивный, пессимизм, подоконник племянник, профессия рассвет, расставаться, рассчитать,терраса,шоссе.Чем объединены эти слова? Наблюдение (№509), коллективная работа (№510).Самостоятельная работаТСР,№13,с.37.

Текущий контроль

Понимать роль местоимений – существительных в предложении (подлежащее, прямое и косвенное дополнение)

№512, №514 (на выбор)



130

Морфологический разбор местоимений-существительных.

1ч.

Урок обобщения и систематизации знаний

Игра-эстафета по вопросам для повторения, с.98,повторение разрядов местоимений-существительных (№513). Порядок разбора, с.99. Развитие устной научной речи (№514).Письменный морфологический разбор (515).

Устный, письменный контроль

Научиться выполнять морфологический разбор местоимений-существительных.

№316



131

Контрольный диктант. «Дорога в степи»

1ч.

Проверка знаний учащихся

Написание диктанта.

Рубежный контроль (уровень усвоения очередного раздела)


Д/з.нет



132

Местоимения-существительные в тексте. Творческое списывание.







1ч.

Комбинированный урок

Наблюдение(№518).Самостоятельные выводы. Творческое списывание (№512)

Самоконтроль

Знать типы текстов; развивать умение работать с текстом

№520



133

Р.Р. Сочинение-повествование с использованием местоимений-существительных.

1ч.

Урок развития речи

Этапы работы над сочинением –повторение типов текста; -особенности текста-повествования; -осмысление темы (главная мысль, ключевые слова); -составление плана; -работа в черновиках

Письменный контроль

Уметь писать по плану

Дописать сочинение в чистовик е



134

Слово со значением «действие или состояние предмета»

1ч.









8.Глагол в языке и в речи.









135

Лексическое значение глагола. Р.Р. Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания.

1ч.

Урок повторения

Словарный тренировочный диктант:, вообразить.оберегать.печатать,посвятить,пренебрегать,преподавать,преследовать, приобрести ,присягать расставаться ,рассчитать. Введение в раздел. Повторение и углубление известного (№521,№522).Развитие письменной речи (№524). Написание сочинения-миниатюры.

Фронтальный,письменный контроль

Закрепить навык письменной речи учащихся.

№525



136

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола.

1ч.

Урок применения знаний и умений

Словарно- орфографическая работа:воображение.исчезновение,кипяток,обереги,печать,посвящение,пренебрежение,преследование,приобретение,присяга,расставание,расчет.Повторение и систематизация изученного о глаголе. «Глаголъ»-говорить (ст.сл.).

Устный , фронтальный контроль

Знать морфологические признаки глагола

№529



137

Способы образования глаголов.

1ч.

Урок ознакомления с новым

Словарно-тренировочный диктант: горизонт, легенда, атлет, галерея ,очевидец, лицо; маршрут, оптимизм, рекорд, философ ,ель, медальон ,активный. Ключевые слова темы- в первых буквах данных слов: «глагол», «морфема». Фронтальный опрос. Наблюдение (№533).Творческое задание (№535,№536)

Письменный контроль

Уметь различать приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования глаголов

№534, №537



138

Глаголы переходные и непереходные.

1ч.

Урок ознакомления с новым

Устный индивидуальный опрос «способы образования глаголов».Наблюдение(№538).Работа над определением. Коллективная словарная работа. Объяснительный диктант с обозначением переходности «п» и непереходности «н»глаголов(№539):белеть –белить;чернеть-чернить; синеть-синить.

Самоконтроль знаний

Усвоить понятия переходности и непереходности глаголов

№540



139

Возвратные глаголы.

1ч.

Комбинированный урок

Тренировочный словарный диктант. Обозначь орфограмму. Формулирование темы. Наблюдение (№541).Чтение определения учащимися.Творческое списывание(№542).Р.Р.Исправление неправильно построенных предложений с возвратными глаголами(№545).

Текущий контроль

Знать возвратные глаголы и уметь употреблять их в речи

№546



140

Вид глагола. Совершенный(СВ) и несовершенный(НСВ)

1ч.

Урок ознакомления с новым

Введение в тему. Постановка проблемы и её решение. Наблюдение (№547).Работа в парах — первичное закрепление. Распределительное списывание(№548).Распределительный диктант «Советуют пословицы»

Письменный контроль

Научиться действиям для определения вида глагола

№549.



141

Вид глагола. Развитие речи. Сочинение-миниатюра с использованием глаголов СВ и НСВ.

1ч.

Урок развития речи

Языковая разминка. Игра «Чей ряд лучше?»Определение вида глаголов. Комментированное письмо (№550,№551) Сочинение-миниатюра(№552)

Текущий контроль

Определять вид, переходность, возвратность глаголов

Самодиктант (5словосочетаний с СВ и НСВ)



142

Видовые пары глаголов.

1ч.

Комбинированный урок

Индивидуальный письменный опрос с элементами проверки домашнего задания. Наблюдение (№553). Вывод с.119.Самостоятельная работа: « класть или положить?» Развитие речевых и учебно-языковых умений (№554) под руководством учителя. Творческая (самостоятельная) работа: запиши видовую пару.

Текущий письменный контроль

Различать видовые пары

№555



143

Гласные в суффиксах глаголов -ова-(-ева), (-ыва-)-(ива-).

1ч.

Урок ознакомления с новым

Словарный тренировочный диктант: «Узнай слово». Самопроверка. Введение в тему. Наблюдение (№556).Беседа. Вывод — в тетради и на доске. Работа над закреплением орфограммы (№557,№558, по алгоритму №559). Распределительное списывание (№562).

Самоконтроль,фронтальный контроль

Знать правописание суффиксов – ова- (-ева-),-ыва-(-ива-)

№563 ТСР, с.р. №14,з.5, с.43



144

145

146

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

3ч.

Комбинированный урок, урок применения знаний, урок — практикум

Взаимодиктант на правописание суффиксов -ова-(-ева-), -ыва- (-ива-). Актуализация изученного. Наблюдение (№564) под руководством учителя. Развитие умений(№565,№566). Самостоятельная работа по вариантам ТСР,с. р.№15.

Взаимо -контроль. Письменный контроль.

Видеть опознавательные признаки орфограммы, применять правило на письме.

№577



147

Буквы А – О в корнях -кас- -кос-

1ч.

Урок ознакомления с новым

Введение в тему: коса (девичья) кость, коснуться, касаться. Наблюдение (№572). Схема. Развитие умений (№573,№574). Объяснительный диктант (№575).

Текущий контроль

Применять умения на письме

№576 или №577



148

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

1ч.

Урок повторения и закрепления изученного

Устная работа по вопросам повторения . Развитие орфографических умений (№578 коллективно, «по шагам»).Самостоятельная работа(№579).Наблюдение по таблице на с.132.Устная работа(№580).Как лучше? Есть Кушать (я ,мы) (ты, вы, он,она,они) Осложненное списывание (№581)

Фронтальный контроль

Применять правило на письме, запомнить разноспрягаемые глаголы

№582



149

Контрольный диктант с грамматическим заданием. «Медвежонок»

1ч.

Урок проверки знаний

Написание диктанта

Рубежный контроль


Д/з.нет



150

Работа над ошибками.

1ч.

Урок проверки и коррекции знаний








8.Глаголы в языке и речи (продолжение).









151

152.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

2ч.

Урок применения знаний и умений

Развитие орфографических умений (№587,№588).Наблюдение (№590,№591).Осложнённое списывание (№592).Объяснительный диктант (№593)

Взаимоконтроль.

Привить навык применения орфограммы на письме

№595



153.

Свободный диктант.

1ч.

Урок развития речи

Написание свободного диктанта

Письменный контроль

Закрепить орфографические и речевые умения

Учебник с.198,словарные слова



154.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1ч.

Урок ознакомления с новым

Беседа о результатах свободного диктанта. Введение в тему. Наблюдение (№596) Явь, явный, явление, наяву.

Фронтальный контроль

Знать глаголы в изъявительном наклонении

№602



155.

Условное и повелительное наклонение глаголов.

1ч.

Урок ознакомления с новым

Наблюдение (№596,№599). Осложнённое списывание (№601).Наблюдение (№603).Работа с таблицей «Образование форм повелительного наклонения».Выборочное списывание.

Письменный контроль

Знать способы образования форм условного и повелительного наклонений

ТСР, с.р.№16.



156.

Правописание глаголов в форме повелительного наклонения.

1ч.

Комбинированный урок

Словарный тренировочный диктант: блеснуть, блестеть, блистать ,вестибюль, витрина ,троллейбус, трамвай, дилижанс, дистанция. Наблюдение (№606).№607-под руководством учителя. Выборочный объяснительный диктант. Развитие орфографических умений: крикните – крикнете.

Письменный контроль

Научиться определять разное правописание:-ите или –ете.

№615



157.

Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число.

1ч.

Урок обобщения и систематизации

Словарная работа. Наблюдение (№616).Работа с таблицей. Образование форм настоящего и будущего времени (№618, №620, (у.). Самостоятельная работа (ТСР, ч.2, с.65-68.)

Текущий контроль

Знать способы образования форм будущего времени

№622.



158.

Прошедшее время глагола. Род. Гласные буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

1ч.

Урок применения знаний и умений

Языковая разминка. Письмо по памяти. Наблюдение (№624, №625). Развитие орфографических умений (№628-под руководством учителя). Осложнённое списывание (№629).

Устный, фронтальный контроль

Знать показатель формы прошедшего времени и гласные перед суффиксом –л -.

№629, запомнить глаголы в рамке на с.154.



159.

Р.Р.Свободный диктант.

1ч.

Урок развития речи.

Словарная работа над словами с непроверяемыми написаниями(154.).Свободный диктант.

Письменный контроль

Уметь составлять план текста и передавать его содержание.

С.115,с.198,словарные слова.



160.

Безличные глаголы.

1ч.

Урок ознакомления с новым.

Наблюдение(№631).Работа с таблицей. Безличные глаголы(№632).Рассказ по плану(№633).Развитие умений и формирование навыков. Анализ предложений. Самостоятельная работа.

Взаимоконтроль.

Уметь различать личные и безличные глаголы.

№633(у.),№635(п.).



161.








Глагол как член предложения. Сказуемое. Личные и безличные глаголы в роли сказуемого.

1ч.

Урок применения знаний и умений

Языковая разминка. Наблюдение по учебнику на с.157-158(№636). Выборочное списывание(№637). Развитие учебно-языковых умений (№638, самопроверка). Осложнённое списывание (№639).

Фронтальный контроль.

Находить грамматическую основу предложения, обозначать ГО и части речи.

№640.



162.

Простое глагольное и составное глагольное сказуемое(ознакомление.)

1ч.

Урок ознакомления с новым

Словарный тренировочный диктант. Наблюдение ( №641).Чтение текста в рамке на с.161.Письменная работа по образцу (№643). Самопроверка. Объяснительный диктант.

Письменный контроль

Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое

№646



163.

Морфологический разбор глагола.

1ч.

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение изученного о глаголе (№647).Коллективная работа (№648) .Объяснительный диктант. Самостоятельная работа (№649).

Рубежный контроль(проверка уровня усвоения раздела).

Знать все морфологические признаки глагола

№650



164.

Глаголы в тексте. Р.Р.Сочинение-рассуждение «Богатство и выразительность глаголов в русском языке.»

1ч.

Урок развития речи

Наблюдение (№651) Чтение учебно-научного текста, с.167№652. Этапы работы над сочинением: повторение типов текста; особенности текста-рассуждения с.147.; осмысление темы, главной мысли, аргументов и заключения; составление плана; работа на черновике, редактирование, исправление; самопроверка; оформление работы на чистовике.

Итоговый контроль

Развитие и обогащение устной и письменной речи

№654



165.

Контрольный диктант «Галчонок».

1ч.

Урок проверки знаний учащихся.

Написание диктанта

Контроль знаний


Д/З нет



166.

Работа над ошибками.

1ч.

Урок проверки коррекции знаний.




С.169,вопросы для зачёта



167-170

Повторение изученного в 5 классе.

4ч.

Уроки обобщения и систематизации знаний.














  1. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.


В результате изучения русского языка ученик должен уметь:

по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

— по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова;

— по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

— по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; производить морфологический разбор изученных частей речи;

— по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

-по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученное в 5 классе слова с непроверяемыми написаниями;

-по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.



VII. Методическое обеспечение


Для учащихся:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы в 2х книгах. М.: Баласс, 2009.

2. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку в 2х частях. 5 класс. М.: Баласс, 2009.

3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 5 класса (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.). Пособие для учащихся. М.: Баласс,2009.



Для учителя:

1. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык . 5 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2008 (Образовательная система «Школа 2100»).

2. Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов. Пособие для учителя и учащихся. Под редакцией по русскому языку для 5-7 классов. Пособие для учителя и учащихся. Под редакцией Е.В.Бунеевой. М.: Баласс, 2008.

3. Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, М.: Баласс, 2009.

7


Свежие документы:  «Поклонимся великим тем годам» 5-7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: