рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тузуклейская основная общеобразовательная школа»

Астраханской области Камызякского района



Рабочая программа

по русскому языку 5 класс

по программе М.Т. Баранова (5 часов в неделю)







Подготовила

учитель русского языка и литературы

Абросимова Наталья Валерьевна




















с.Тузуклей

2012г.






Администрация муниципального образования «Камызякский район»

Астраханской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Тузуклейская основная общеобразовательная школа»



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

5 класс

Основное общее образование (II ступень обучения)

Срок реализации: сентябрь 2011 г. — май 2012 г.



Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9классы. М.Т.Баранов,

Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Составитель: Абросимова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории



2011 год













Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ с. 1-Березовка. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 210 час.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Тематическое планирование



Количество часов:

Всего _170_ часов; в неделю _5____ часов.

Плановых контрольных работ ___10___, развитие речи__27__



Планирование составлено на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Свежие документы:  Урок в 8 классе «по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Издательство «Просвещение», Москва, 2010



Учебник: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцов и др. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. – М. «Просвещение»2010 год

























Табличное представление тематического планирования

п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе на

контрольные работы

развитие речи

1.

Язык-важнейшее средство общения

1 ч.



2.

Повторение пройденного в 1-4 классах

20ч.

1ч.

3ч.

3.

Синтаксис.пунктуация. культура речи

32 ч.

1ч.

5ч.

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика орфография. Культура речи

15ч.

5.

Лексика. Культура речи

10ч.

1ч.

2ч.

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи

24ч.

1ч.

4ч.

7.

Самостоятельные и служебные части речи

1ч.



8.

Имя существительное

21ч.

1ч.

4ч.

9.

Имя прилагательное

11ч.

1ч.

2ч.

10.

Глагол

29ч.

2ч.

3ч.

11.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

6ч.

1ч.

1ч.



Итого:

170ч.

_10_ч.

27ч.



















Расписание учебного времени

































Четверть

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы

1 четверть

45ч.

7ч.

1 ч

2 четверть

35ч.

6ч.

3 ч.

3 четверть

50ч.

9ч.

2 ч.

4 четверть

40ч.

5ч.

4 ч.



















Содержание тем учебного курса

Язык-важнейшее средство общения(1)

Повторение пройденного в 1-4 классах (17)

Части слова(1). Орфограмма. Место орфограмм в словах(1). Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова(1). Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова(1). Правописание букв –и,у,а- после шипящих(1). Разделительные-Ъ и Ь(1). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами(1). Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонении, род, падеж, число(1). Правописание гласных в падежных окончаниях существительных(1). Буква -ь- на конце существительных после шипящих(1). Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных(1). Местоимения 1,2 и 3 лица(1). Глагол:лицо,чис-ло, род(пр. вр.); правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения(1). Буква-ь- во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся- и –ться-(1). Раздельное написание -не- с глаголами(1). Наречие (ознакомление)(1). Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах»(1)

Развитие речи(3). Стили речи(1). Текст. Тема текста(1). Изложение от 3-го лица(1).

Синтаксис.пунктуация. Культура речи (27)

Основные синтаксические понятия : словосочетание, предложение , текст. Пунктуация как раздел науки о языке(1). Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания(2). Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, побудительные(1). Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания :знаки завершения, выделения, разделения(1). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Подлежащее(1). Сказуемое(1). Тире между подлежащим и сказуемым(1). Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения(1). Второстепенные члены предложения .Дополнение(1). Второстепенные члены предложения. Определение(1). Второстепенные члены предложения. Обстоятельство(1). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами –а, но- и одиночным союзом –и-(1). Запятая между однородными членами без союзов и союзами –а, но, и-(1). Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова(1). Синтаксический разбор простого предложения(1). Обращение, знаки препинания при обращении(1). Вводные слова и словосочетания(1). Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения(1). Сложные предложения с союзами(1). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении(1). Синтаксический разбор сложного предложения(1). Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи(2). Диалог(1). Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»(1). Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»(1)

Развитие речи(5). Сжатое изложение(1). Сочинение «Памятный день»(1). Письмо как одна из разновидностей теста(1). Сочинение повествовательного характера с элементами описания по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»(1). Выборочное изложение(1).

Фонетика. Орфоэпия. Графика орфография. Культура речи (12).

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка(1). Гласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные(1). Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные(1). Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные .Сильные и слабые позиции звуков(1). Фонетический разбор слова(1). Графика. Алфавит. Орфоэпические словари(1). Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных(1). Звуковое значении букв –е, е, ю, я-(2). Орфографический разбор. Орфографические словари(1). Закрепление изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»(1). Контрольный диктант №3 по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»(1).

Развитие речи(3). Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования(2). Сочинение (описание предмета)(1).



Лексика. Культура речи (8)

Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение. Толковые словари(1). Многозначные и однозначные слова(1). Прямое и переносное значение слов(1). Омонимы(1). Синонимы(1). Антонимы(1). Закрепление изученного по разделу «Лексика. Культура речи»(1). Контрольный диктант №4 по разделу «Лексика. Культура речи»(1).

Развитие речи(2). Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»(1). Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания(1).

Морфемика. Орфография. Культура речи(20)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимально значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова(1). Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах(1). Корень слова(1). Суффикс(1). Приставка(1). Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные(1). Варианты морфем.Морфемный разбор слов. Морфемные словари(1). Орфография. Правописание гласных и согласных в приставках(1). Буквы -з-и-с- на конце приставок(3). Правописание чередующихся гласных-о-и-а- в корнях-лож-лаг-(2). Правописание чередующихся гласных-о-и-а- в крнях-рос-раст-(2). Буквы-е-и-о- после шипящих в корне(1). Буквы-ы-и-и- после-ц-(2). Закрепление изученного по разделу«МорфемикаОрфогра-фия. Культура речи»(1). Контрольный диктант № 5 по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»(1).

Развитие речи(4).Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности(1). Сочинение повествовательного характера по личным впечатлениям(1). Выборочное изложение(2).

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи(1)

Имя существительное (17)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имен существительных в предложении(1). Существительные одушевленные и неодушевленные(1). Существительные собственные и нарицательные(1). Морфологический разбор имени существительного(1). Род имен существительных(1). Существительные, имеющие форму только множественного числа(1). Существительные, имеющие форму только единственного числа(1). Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам(1). Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных(2). Склонение существительных на –ия,-ий,-ие(2). Множественное число имен существительных(1). Буквы-о и –е после шипящих и –ц в окончаниях существительных(2). Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»(1). Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»(1)

Развитие речи(4).Доказательства и объяснения в рассуждении(1).Сжатое изложение(1). Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»(2)

Имя прилагательное(9)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении(2). Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую(2). Полные и краткие прилагательные(1) .Неупотребление буквы -ь- на конце кратких прилагательных с основой на шипящую(1). Морфологический разбор имени прилагательного (1). Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное»(1). Контрольный диктант №7 по разделу «Имя прилагательное»(1).

Развитие речи(2).(Изложение (описание животного) (1). Сочинение-описание животного на основе его изображения(1).

Глагол(26)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении(1). НЕ с глаголами(2).Неопределенная форма глагола(2). Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах(2). Совершенный и несовершенный вид глагола(2). Буквы Е — И в корнях с чередованием(3). Контрольный диктант №8 по теме «Глагол»(1). Время глагола. Прошедшее время(1). Настоящее время(1). Будущее время(1). 1 и 2 спряжение глаголов(1). Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием(2). Морфологический разбор глагола(1). Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа(2). Употребление времен(1). Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»(2). Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»(1)

Развитие речи(3). Рассказ. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля(1).Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук «Шоколадный торт»)(1). Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»)(1).

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5)

Разделы науки о языке(1). Орфограммы в приставках и в корнях слов ,в окончаниях слов(1). Употребление букв Ъ и Ь(1). Раздельные написания(1). Знаки препинания в простом и сложном предложениях(1).

Развитие речи (1). Сочинение на одну из тем по выбору.









Требования к уровню подготовки обучающихся

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Причастие»

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.



















































Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Спряжение глаголов будущего времени"

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в VIX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

— соответствие работы ученика теме и основной мысли;

— полнота раскрытия темы;

— правильность фактического материала;

— последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

— разнообразие словарного и грамматического строя речи;

— стилевое единство и выразительность речи;

— число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.



Учебно-методическое и дидактическое сопровождение. Программы.

Для учителя.



Основная литература

  1. Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.). – М.: Просвещение, 2010.

  2. Русский язык: программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы /

(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).- М.:Просвещение,2010



Дополнительная литература

1.Т.А.Костяева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс» — М.:Просвещение,2002

2.А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 5 класс» — М.:Творческий центр, 2005

3.Г.И.Блинов, В.А.Антохина «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы» — М.:Просвещение,1998

4.М.Е.Кривоплясова «Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-8 классах» — В.:Учитель,2005

6.М.В.Федорова «Уроки-семинары в системе изучения русского языка в школе» — С-П.:Паритет, 2004

7.Л.Г.Ларионова «Карточки-задания 5 класс» — М.:Просвещение,2011

8.А.Н.Сараева «Практикум по русскому языку» — М.:Грамотей,2004

9. Словари (по всем разделам русского языка).

10.Научно-методический журнал «Русский язык в школе»

11.И.В.Карасева «Поурочные планы по русскому языку 5 класс» — В.:Учитель,2005



Электронные носители

1.Русский язык:1С

2.Русский язык 5 класс

3. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс

4. Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка

5. Учим правило по алгоритму 5 класс

6. Основы построения текста. Как писать сочинения и изложения. 5 класс







Список использованной литературы:

  1. Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.). – М.: Просвещение, 2010.

  2. Русский язык: программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы /

  3. (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).- М.:Просвещение,2010

  4. .А.Костяева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс» — М.:Просвещение,2002

  5. 2.А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 5 класс» — М.:Творческий центр, 2005

  6. 3.Г.И.Блинов, В.А.Антохина «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы» — М.:Просвещение,1998

  7. 4.М.Е.Кривоплясова «Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-8 классах» — В.:Учитель,2005

  8. 6.М.В.Федорова «Уроки-семинары в системе изучения русского языка в школе» — С-П.:Паритет, 2004

  9. 7.Л.Г.Ларионова «Карточки-задания 5 класс» — М.:Просвещение,2011

  10. 8.А.Н.Сараева «Практикум по русскому языку» — М.:Грамотей,2004

  11. 9. Словари (по всем разделам русского языка).

  12. 10.Научно-методический журнал «Русский язык в школе»

  13. 11.И.В.Карасева «Поурочные планы по русскому языку 5 класс» — В.:Учитель,2005






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: