Рабочая программа по русскому языку 7 класс с КИМ


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Агаповского района Челябинской области









Рабочая учебная программа по русскому языку с КИМ

(7 класс)



подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Елена Александровна














г. Магнитогорск

2012


МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416

E-mail: primorsk_07@ mail.ru, https:// 74326s9.edusite.ru

Тел. 8-961-579-3818, 89028976220



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ О.В.Шишлонова

Приказ №3-ОД

от «03» сентября 2012 г





Рабочая учебная программа


учителя

Алексеевой Елены Александровны



Русский язык

Основное общее образование, 7 класс

(общеобразовательный уровень)




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ М.В. Яковлева

«02» сентября 2012 г.




РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________И.В. Сабитова

Протокол заседания №1

«30» августа 2012 г.






2012/13 учебный год



Структура документа

1. Пояснительная записка

1.1. Статус документа

1.2. Общая характеристика учебного предмета

1.3. Основное содержание программы

2. Тематический план

3. Национально-региональный компонент

4. Контрольные работы

5. Календарно-тематическое планирование по предмету

6. Перечень компонентов учебно-методического комплекса

7. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу, и уровню подготовки выпускников

8. Система оценивания результатов обучения

9. Характеристика контрольно-измерительных материалов

1. Пояснительная записка

    1. Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных и инструктивно-методических документов:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089);

  • «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);

  • «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404):

  • образовательной программы школы:

  • учебного плана школы;

  • Рабочие программы по русскому языку 5 – 11 классов по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, А.И. Власенкова: новый образовательный стандарт. – М.: Глобус, 2010;

  • Методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году (Приложение 9 к Письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012 г. №24/5135).

    1. Общая характеристика учебного предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Блоковая структура примерной программы дает возможность соединять содержание блоков различными способами, что найдет отражение в авторских программах.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 7 классе в объеме 140 часов.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

    1. Основное содержание программы

Русский язык как развивающееся явление (1 час)

Цель: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; пробудить интерес школьников к судьбам родного слова.

Повторение изученного в 5-6 классах (10+3 р.р.)

Цель повторения: систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков, полученных школьниками в 5-6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Текст. Стили литературного языка. Контрольный диктант (тест).

Причастие (24 +1)

Причастие как часть речи. Цель: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные. Публицистический стиль. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Изложение. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласная перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Выборочное изложение. Морфологический разбор причастия. Контрольный диктант (тест). Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Сочинение-описание внешности человека. Повторение. Контрольный диктант (тест).

Деепричастие (10 + 1 р.р)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь». Морфологический разбор деепричастия. Повторение. Контрольный диктант (тест).

Наречие (24 + 5 р.р.)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание. НЕ с наречиями на –о, -е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на –о, -е. Описание действий. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Подробное изложение. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных местоимений. Ь после шипящих на конце наречий. Повторение. Контрольный диктант (тест).

Категория состояния (4 + 2 р.р.)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Сжатое изложение. Повторение.

Предлог (12 + 4 р.р.)

Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Сочинение-репортаж. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение по теме «Предлог». Контрольный диктант (тест).

Союз (15 + 2 р.р.)

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Сочинение- рассуждение. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение. Контрольный диктант (тест).

Частица (15 + 1 р.р.)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Сочинение. Морфологический разбор частицы. Контрольный диктант (тест). Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы и приставки НЕ-. Сочинение –рассказ по данному сюжету. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Повторение. Контрольный диктант (тест).

Междометие (3 ч.)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (5ч.)

Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Итоговый контрольный диктант (тест).

  1. Тематический план

Основные темы

Количество часов

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

2.

Повторение изученного в 5-6 классах

13

3.

Причастие

25

4.

Деепричастие

11

5.

Наречие

29

6.

Категория состояния

6

7.

Предлог

14

8.

Союз

17

9.

Частица

16

10.

Междометие

3

11.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

5


Итого

140



3. Национально-региональный компонент

НРК в общем объеме часов представлен четырнадцатью уроками (10%), распределен по разделам соответствующей тематики, показывая особенности изучаемых факторов и явлений в УРФО, Челябинской области, Магнитогорске.

Тема урока

Количество часов

Примерная дата

Р/к

1

Текст как речевое произведение.

1

21.09

Составление текста о посёлке Приморский

2

Стили литературного языка

1

25.09

Мой родной край

3

Публицистический стиль. Основные особенности и жанры публицистического стиля.

1

28.09

Моя малая родина

4

Сочинение №4 по картине И.Попова «Первый снег»

1

09.10

Природа Южного Урала

5

Изложение №2 «Легенды Южного Урала»

1

16.10

Легенды Южного Урала

6

Описание действия.

1

07.12

Мы за здоровый образ жизни

7

Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

1

28.12

Мой друг

8

Сжатое изложение №3 по упр.281

1


Родная земля

9

Подготовка к написанию репортажа на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа»)

1


Моя школа

10

Сочинение №6 «Книга – наш друг и советчик» по упр.343

1


Книги писателей Южного Урала

11

Составление

«рассказа в рассказе» по данному началу и концу по упр.375

1


Чемпионы нашей школы

12

Различение частицы и приставки не

1


Я горжусь родным краем

13

Повторение изученного о частицах.

1


Знаменитые жители посёлка Приморский

14

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.

1


Обогащение русского языка на Южном Урале


4. Контрольные работы

Контрольные работы в виде диктантов проводятся по итогам изучения блока тем.

Тема

Номер урока

Примерная дата

1.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 6 кл.»

11

20.09

2.

Контрольный диктант по теме №2 «Причастие».

32

26.10

3.

Контрольный диктант по теме № 3«Причастие»

38

14.11

4.

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие».

49

04.12

5.

Контрольный диктант № 5 по теме «Наречие».

58

18.12

6.

Контрольная работа № 6 по теме «Наречие».

79


7.

Контрольный диктант №7 по теме «Предлог».

97


8.

Контрольный диктант №8 по теме «Союз».

114


9.

Контрольный диктант №9 по теме «Частицы».

130


10.

Итоговый контрольный диктант №10

139



5. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану

Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Настоящее тематическое планирование разработано на основе Рабочей программы по русскому языку 5 – 11 классов по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, А.И. Власенкова: новый образовательный стандарт. – М.: Глобус, 2010.

Настоящее тематическое планирование ориентировано на использование учебников: Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.

А также дополнительных пособий:

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007.

Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2009.

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Сочинение по картине в 7 классе / Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ, 2009.

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Т.А. Захаровой, И.А. Меховской. – М.: «Планета», 2011.

Все перечисленные пособия являются учебно-методическим комплексом, рекомендованным федеральным стандартом.

7 Б класс среднего уровня, поэтому необходимо уделить внимание осмыслению основных понятий курса, отработке общеучебных и специальных умений и навыков. Так же особое внимание стоит уделить систематическому повторению правил по орфографии, пунктуации (изученных в предыдущих классах), различного рода разборам.



Коррекция учебного материала

уроков

Объединение (дата)

КР (дата )

Другие варианты (дата )



















6. Перечень компонентов учебно-методического комплекса

Учебник

Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.

Литература для учителя

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007.

Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2009.

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Сочинение по картине в 7 классе / Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ, 2009.

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Т.А. Захаровой, И.А. Меховской. – М.: «Планета», 2011.

Интернет-ресурсы

Единая коллекция ЦОР https://school-collection.edu.ru/

Журнал «Филолог» https://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_14_275

Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО https://ruslit.metodist.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

Общество взаимопомощи учителей https://pedsovet.su/load/27

Сайт для молодых педагогов https://skolakras.narod.ru/openur.htm

Кабинет русского языка https://ruslit.ioso.ru/vowel.htm


7. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу, и уровню подготовки выпускников

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса: в результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать и понимать: роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных; об особенностях склонения причастий; определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении; действительные и страдательные причастия; краткие страдательные причастия; способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; порядок морфологического разбора причастий; грамматические признаки деепричастия как части речи; определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми; способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; порядок морфологического разбора деепричастий; грамматические признаки наречия как части речи; смысловые группы наречий; о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния; признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи; правила употребления предлогов с разными падежами; о производных и непроизводных, простых и составных предлогах; о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении; о сочинительных и подчинительных союзах; порядок морфологического разбора предлогов и союзов; отличие частиц от самостоятельных частей речи; формообразующие и смысловые частицы; отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни; о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе; производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

  • Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных,

  • образованных от глаголов

  • Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

  • Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных

  • Слитное и раздельное написание не с причастиями

  • Буква е-ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени

  • Правописание не с деепричастиями

  • Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е

  • Буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий

  • Одна и две буквы н в наречиях на о-е

  • Буквы о-е после шипящих на конце наречий

  • Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до, с

  • Дефис между частями слова в наречиях

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

  • Раздельное и дефисное написание частиц

  • Правописание частицы не с различными частями речи

  • Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  1. адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  2. подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  3. писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  4. грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  5. собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  6. совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

8. Система оценивания результатов обучения

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

9. Характеристика контрольно-измерительных материалов

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Календарно-тематический план уроков русского языка (140 ч)

п/п

Дата

Тема урока /

кодификатор

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Региональный компонент

Развитие речи

Формы и виды контроля

Вид деятельности учащихся

Элементы содержания

Домашнее задание

(примерное)

По плану

Проведено

Русский язык как развивающееся явление ( 1 час)



1

04.09


Русский язык как развивающееся явление.

К-10

1

Знать группы славянских языков, уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живёт и развивается.




Находить ключевые слова в тексте

Закрепить полученные семиклассниками представления о языке как развивающемся явлении

Упр.6, выучить слово мировоззре-ние

Повторение пройденного в 5-6 классах ( 10 часов+3р.р.)

2

05.09


Синтаксис. Синтаксический разбор.

К-5

1

Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по схемам; находить грамматическую основу в простом предложении, границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения.




Уметь распространять предложения

Вспомнить порядок синтаксического разбора предложений.

Составьте и запишите предложения по данным схемам, вопросы с.5

3

06.09


Пунктуация. Пунктуационный разбор.

К-7

1

Уметь составлять из простых предложений сложные; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с прямой речью.



Тест

Конструировать предложения по заданным схемам

Вспомнить порядок пунктуационного разбора предложений

С.6 вопросы, упр.12

4

07.09



Лексика и фразеология.

К-2

1

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться различными видами словарей, подбирать примеры на изученные лексические понятия




Обогащение словарного запаса

Работа с различными видами словарей: толковым, иностранных слов, устар. слов, этимолог., синонимов, антонимов, фразеолог-ов. Портрет В.И.Даля,

Упр.13, из худож. произведений привести примеры употреблениядиалектных, профессион., устаревших слов.

5-6

11.09

12.09.



Фонетика и орфография.

Фонетический разбор слова.

К-1

К-6

2

Уметь подбирать примеры слов , в которых есть расхождение между произношением и написанием; производить фонетический разбор слов, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма.



Тест

Составление плана текста

Повторить порядок фонетического разбора, фонетику

Упр.18

Упр.22

7-8

13.09

14.09



Словообразование и орфография. Морфемный и словообразователь-

ный разборы слова.

К-3

К-6

2

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам образования, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с орфограммами в корнях.




Отработка навыков по составлению словосоч. и предложений

Повторить порядок словообразовательного и морфемного разборов.

Упр.26, с.12 вопросы

Упр.24

9-10

18.09

19.09



Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

К-4

К-6

2

Знать перечень самостоятельных и служебных частей речи, формы изменения глагола,

Общее и различное у склоняемых частей речи; знать о связи орфографии с морфологией, знать порядок морфологического разбора изученных частей речи.




Конструирова-ние предложений

Таблицы, схемы морфологического разбора изученных частей речи.

Упр.31

Упр.35


11

20.09


Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 6 кл.»

1

Проверить знания, полученные в 6 кл.; повторить различные виды разборов



Контр.

диктант «Повторение изученного в 6 кл.»



С.20, вопросы

12


21.09


Текст как речевое произведение.

К-8.1

1

Знать определение текста, смысловые типы текстов; уметь составлять текст из указанных предложений, определять тип текста, делить текст на абзацы, озаглавливать его; знать стили, их признаки, отличие друг от друга, знать жанры, характерные для различных стилей; уметь определять стилевую принадлежность текста.

1

1



Закрепить знания о тексте как единице языка, полученные ранее.

Упр. 47

13

25.09


Стили литературного языка

К-8.3

1

Вспомнить о стилях русского языка и об их особенностях

1

1


Составление текстов определенного стиля


с.22, выучить,

индивид.задание

14

26.09


Подготовка к дом. соч. №1 по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»

К-8

1

Подготовить к написанию сочинения; повторить особенности текста; составить рабочие материалы к сочинению



сочинение

Подбор синонимов, эпитетов, сравнений, точных и выразительных слов


Учить писать сочинение по картине, развитие речи

Закончить сочинение дома

Причастие (24ч+1ч р.р.)

15

27.09


Причастие как часть речи, его грамматические признаки.

К-4.1

1

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастия.




Уметь строить предложения, подбирать причастия к заданным словам

Знакомство с причастием как частью речи.

Составить связный рассказ о причастии,

творч.задание

16

28.09


Публицистический стиль. Основные особенности и жанры публицистического стиля. К-8.3

1

Знать особенности публицистического стиля, его жанры; уметь определять признаки публицистического стиля в тексте, доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю.

1

1



Закрепить знания о стилях речи. Познакомить с особенностями публицистического стиля.

Составить рассказ о публицистическом стиле, упр.61

17

02.10


Склонение причастий.

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.К-6.9

1

Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий.




Составить предложения с причастиями

Знакомство со склонением причастий, учить склонять их, а также правильно писать падежные окончания причастий.


§11, Упр.67

18-19




03.10

04.10


Причастный оборот.

К-7.3

2

Знать определение причастного оборота, место причастного оборота по отношению к определяемому слову; уметь строить предложения с причастным оборотом, находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом.



тест

Формировать навык вдумчивого чтения

Учить выделять причастный оборот.

§12, Упр.70

Упр. 72

20

05.10


Сочинение – описание №2 внешности человека.

К-8

1

Знать особенности построения описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности; различать официально – деловой и художественный стили описания человека.



сочинение

Систематизация материалов к сочинению.

Написание сочинения

Повторить особенности построения текста-описания. Учить собирать материал к сочинению.


21

09.10


Действительные и страдательные причастия.

К-4.1

1

Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий.


1

Словарный диктант

Уметь конструировать тексты, используя ДП и СП

Работа с дидактическим материалом.

§14, Упр.83

22


10.10


Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах ДП настоящего времени. К-6.10

1

Уметь образовывать ДПНВ, графически обозначать условия выбора правильных написаний.




Составить предложения по опорным схемам

Учить составлять предложения ДПНВ, правильно писать их суффиксы.

Выучить таблицу, упр.93

23

11.10


Действительные причастия прошедшего времени.

К-4.1

1

Уметь образовывать ДППВ, разграничивать ДПНВ и ДППВ, в предложении заменять глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.




Составить словосоч-ния с ДП прош. времени

Учить составлять предложения ДППВ.

Выучить таблицу, упр.97

24


12.10


Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах СП настоящего времени. К-6.10

1

Уметь образовывать СПНВ, графически обозначать условия выбора правильных написаний.




Свободное толкование слов, придумывание новых значений

Учить составлять предложения СПНВ, правильно писать их суффиксы.

Выучить таблицу, упр.102,106

25

16.10


Страдательные причастия прошедшего времени. К-4.1

1

Уметь образовывать СППВ, находить СППВ, определять форму причастий.


1


Составить текст по заданным словосоч-ям

Учить составлять предложения СППВ,

Выучить таблицу, упр.109

26

17.10


Краткие страдательные причастия.

К-4.1

1

Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях.



тест


Учить различать краткие и полные причастия.

Упр.88

27


18.10


Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. К-6.7

1

Уметь правильно выбирать и писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.




Расшифровать аббревиатуру, подобрать различные варианты толкования

Учить правильно писать гласные в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Выучить правило, упр.113

28


19.10


Одна и две буквы н в суффиксах СП прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.К-6.8

1

Уметь разграничивать СППВ и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных, слова – исключения.




Вырабатывать навык работы с орфоэпическими нормами

Учить правильно писать одну и две Н в суффиксах СП прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Выучить правило, упр.114

Упр. 118

29


23.10


Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

К-6.8

1

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных.




Обогащение словарного запаса

Учить правильно писать одну и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

Упр.125

30

34.10


Отличие причастий от отглагольных прилагательных

К-4.1

1

Выработать умение различать причастия и отглагольные прилагательные, выполнить различные виды разборов




Лексическое значение слов

Учить отличать причастие от отглагольных прилагательных

Упр. 127

31

25.11


Морфологический разбор причастий.

К-4.3

1

Уметь производить морфологический разбор причастия.




Выявление опорных слов в тексте

Учить морфологическому разбору причастий,

Карточка, подготов к диктанту

32-33

26.10

30.10


Контрольный диктант по теме №2 «Причастие». Работа над ошибками

2

Проверить знания по теме «Причастие», повторить различные виды разборов



Контр. диктант «Причастие»


Карточка

34


31.10


Слитное и раздельное написание не с причастиями.

К-6.11

1

Уметь правильно писать не с причастиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разграничивать приставку не и частицу не с причастиями.




Словарные слова

Таблица « НЕ с причастиями»

упр. 135,

с. 65, выучить

35

01.11


Выборочное изложение № 1 по упр.130

К-8

1

Знать особенности выборочного изложения, уметь определять основную мысль изложения, составлять план изложения, излагать подтему исходного текста



изложение

Умение выражать свое мнение

Учить излагать содержание текста выборочно.

Подготов. к словарному диктанту

36



02.11


Буквы е-ё после шипящих в суффиксах СП прошедшего времени. К-6.7

1

Уметь правильно писать о-ё после шипящих в суффиксах СППВ, графически обозначать условия выбора правильных написаний.



Словарный диктант


Учить правильному написанию букв е-ё после шипящих в суффиксах СП прошедшего времени

Контрольные вопросы и задания (с.70) упр.141

37

13.11


Повторение изученного по теме «Причастие» Подготовка к диктанту. К-4

1

Знать материал по теме « Причастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила



Тест

Нахождение в тексте средств худож. выразительности

Закрепление и обобщение материала по теме «Причастие»

Упр.151, Подготов к диктанту

38-39

14.11

15.11


Контрольный диктант по теме № 3

«Причастие»

Работа над ошибками.

2

Закрепить знания о причастии, выполнить различные виды разборов



Контр. диктант по теме

« Причастие»



Упр.157

Деепричастие (10ч+1р.р.)

40

16.11


Деепричастие как часть речи.

К-4.1

1

Уметь находить деепричастия в тексте и определять их синтаксическую роль; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; выяснить, какие грамматич. признаки глагола есть у деепричастия




Работа с текстом

Знакомство с деепричастием как самостоятельной частью речи.

Выучить правило с.74, упр. 161

41-42

20.11

21.11


Деепричастный оборот. Пунктуация при деепричастном обороте.

К-7.4

2

Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; распространять предложения за счёт включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и при деепричастном обороте.





Учить видеть и обособлять деепричастные обороты

Выучить правило с.76-77, Упр.168

43

22.11


Раздельное написание не с деепричастиями

К-6.11

1

Формировать умение распознавать приставку не и частицу не у деепричастия




Конструирование предложений, используя деепричастия

Учить писать правильно деепричастия с частицей не.

Выучить правило с.80,

Упр.173

44-45

23.11

27.11


Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

К-4.1

2

Уметь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, заменять глаголы и причастия деепричастиями совершенного и несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты.




Конструирован словосочетаний

Учить различать деепричастия совершенного и несовершенного втдов.


Выучить таблицу с.82, упр. 176, Выучить таблицу с.84, Упр. 182


46

28.11


Морфологический разбор деепричастий

К-4.3

1

Уметь производить морфологический разбор деепричастия.



тест


Учить морфологическому разбору деепричастий

Упр. 189

47

29.11


Сочинение по картине №3 С. Григорьева ««Вратарь»

К-8

1

Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания, на основе изображённого на картине от имени одного из действующих лиц картины.





Учить писать сочинение по картине, развитие речи

Упр.186

48


30.11


Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. К-4.1

1

Знать материал по теме « Деепричастие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.





Закрепление и обобщение материала по теме «Деепричастие»

Подготов к контрольному тесту, упр.194

49-50

04.12

05.12



Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие».

Работа над ошибками.

2

Проверить знания, полученные по теме «Деепричастие»,



Контр. Диктант «Дееприч.»



Подготов к словарному диктанту112

Наречие (24 часов+5ч р.р)

51

06.12


Наречие как часть речи.

К-4.1

1

Уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимся к различным частям речи; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.



Словар-ный диктант


Повторение материала о наречии

Выучить правило с.91, Упр.199

52

07.12


Смысловые группы наречий. Использование в речи наречий – синонимов и наречий-антонимов.

К-4.1

1

Знать вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий, уметь определять лексико- синтаксические значения, выражаемые наречиями, группировать наречия по их значению.


1


Уметь составлять словосоч. с подбором наречий

Учить различать наречия по смысловой нагрузке.


Выучить таблицу, упр.208

53-54

11.12

12.12



Сочинение №4 по картине И.Попова «Первый снег» К-8

2

Формировать навык построения связного рассказа, умение работать с черновиками

1


Сочинение


Учить собирать и систематизировать материал к сочинению.

Повторить смысловые группы наречий

55

13.12


Степени сравнения наречий, их образование.

К-4

1

Уметь образовывать разные степени сравнения наречий,, находить их в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени.





Учить различать степени наречий.

Выучить правило с.98, Упр.214 (пис), карточка

57

14.12


Морфологический разбор наречий.

К-4.3

1

Уметь производить морфологический разбор наречия.



Словарный диктант

Конструирование предложений

Учить морфологическому разбору наречий

Упр.216

58-59

18.12

19.12



Контрольный диктант № 5 по теме «Наречие». Работа над ошибками

2

Систематизировать знания о наречии, проверить умение находить наречия в тексте



Контр. диктант



Выписать лексическое значение слов доброта, добрый

60-61

20.12

21.12


Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е.

К-6.11

2

Уметь правильно писать не с наречиями на –о- и –е-; разграничивать приставку не и частицу не с наречиями, разграничивать краткие прилагательные с не и наречия с не.




Подбор синонимов с не к наречиям без не

Учить правильно применять правило слитное и раздельное написание наречий.

Упр.222, выучить таблицу.

62

25.12


Буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий.

К-6.12

1

Уметь правильно выбирать и писать буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий, отрицательных местоимений; графически обозначать условия выбора правильных написаний.




Связный рассказ по заданной теме

Учить правильно писать буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий.

Выучить правило с.106, Упр.231

63

26.12


Изложение №2 «Легенды Южного Урала» К=8

1

Учить писать изложение, уметь составлять текст по плану

1


изложение

Обогащение словарного запаса

Учить излагать свои мысли.


64

27.12


Одна и две буквы н в наречиях на о-е.

К-6.8

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.




Конструирование предлож. с одинаково звучащими причастиями и наречиями

Учить правильно писать наречия.

Выучить правило с.108, Упр.236

65

28.12


Описание действия.

К-8

1

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности; уметь описывать действия и процессы труда.

1

1

сочинение


Учить описывать действия.

Закончить сочинение

66



Буквы о-е после шипящих на конце наречий. К-6.3

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.




Конструирова-ние словосочета-ний

Учить применять правило буквы о-е после шипящих на конце наречий

Упр. 243

67-68



Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до,с. К-6.7

2

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.




Словарная работа

Учить применять правило буквы о-а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Выучить правило с.112, Упр.247, карточка

69-70



Сочинение №5 по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

К-8

2

Вырабатывать навык написания сочинения

1

2

сочинение

Подбор эпитетов и сравнений к изображенному на картине

Учить писать сочинение по картине

карточка

70-71



Дефис между частями слова в наречиях.

К-6.16

2

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.




Конструирова-ние предложе-ний по схеме

Учить правилу дефисное и слитное написание наречий.

Выучить правило с.115, Упр.254, упр.255

73-74




Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных К-6.16

2

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь правильно ставить ударения в наречиях, пользоваться орфографическим словарём.




Конструиров. словосоч., умение подбирать синонимы

Учить правильному написанию наречий, образованных от сущ. и кол. Числ.

Выучить правило с.118, упр.258 упр.261.

75



Мягкий знак после шипящих на конце наречий. К-6.4

1

Знать условия выбора употребления мягкого знака на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова.




Подбор синонимов к наречиям

Учить правильно употреблять Ь после шипящих на конце наречий.

Контрольные вопросы и задания на с. 123-124,

упр. 266

76-78



Повторение темы «Наречие»

К-4.1

3

Знать материал по теме « Наречие», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.



Словарный диктант

Составление текста, используя наречия

Закрепление и обобщение материала по теме «Наречия»


Упр. 271,

Упр. 272

Карточка, подготов к контр.работе

79-80



Контрольная работа № 6 по теме «Наречие». Работа над ошибками

2

Проверить знания по теме, ликвидировать пробелы в знаниях



Контрольная работа


Упр. 232

Категория состояния ( 4 часа+2ч)

81-82



Категория состояния.

К-4.1

2

Знать значение модальных слов и слов категории состояния, их признаки, синтаксическую роль; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.




Составление предложений, используя слова категории состояния

Знакомство с частью речи категория состояния.

§45, Упр.275

83



Морфологический разбор категории состояния.

К-4.3

1

Уметь производить морфологический разбор слов категории состояния




Анализ текста

Учить морфологическому разбору категории состояния

Вопросы с.132, упр.281 (у) карточка

84 -85



Сжатое изложение №3 по упр.281

К-8

2

Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами.

2




Учить излагать текст

Вопросы с.130,

86



Повторение по теме «Категория состояния»

К-4.1

1

Повторить категорию состояния, уметь находить слова категории состояния в тексте





Закрепление и обобщение материала по теме «Категория состояния»

Карточка

Предлог (12 часов+2 ч. р.р)

87



Служебные части речи, их отличие от самостоят. частей речи. К-4.2

1

Знать отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи; уметь классифицировать их и находить их в тексте




Конструирование предложений

Учить различать служебные и самостоятельные части речи.

Составить рассказ по таблице, упр.284

88



Предлог как часть речи.

1

Знать определение предлога как служебной части речи; уметь составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога.




Уметь отличать друг от друга предлоги по значению

Учить отличать предлог от других служебных частей речи

Выучить правило с.132, Упр.288

89



Употребление предлогов. Текстообразующая роль предлогов.

. К-4.2

1

Уметь употреблять нужный падеж существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов;


находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом.


1


Составить словосоч. с предлогами

Учить употреблять предлоги в речи

Упр. 294

90



Непроизводные и производные предлоги.

. К-4.2

1

Уметь отличать производные предлоги от непроизводных, определять самостоятельные части речи, от которых образованы производные предлоги; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.





Учить отличать производные и непроизводные предлоги.


Упр.299

91-92



Простые и составные предлоги. . К-4.2

Морфологический разбор предлога.. К-4.3

2

Уметь находить простые и составные предлоги, знать порядок морфологического разбора предлога.



Тест

Обогащение словарного запаса

Учить отличать составные и простые предлоги.


Упр.304,

Упр.305

93-94



Подготовка к написанию репортажа на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина « Детская спортивная школа»)

. К-8

2

Знать особенности рассказа –репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека; уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине.

1

2

сочинение

Конструир-ние словосочетаний по опорным словам

Умение описывать увиденное в форме репортажа

Подготов к словарному диктанту

95-96



Слитное и раздельное написание производных предлогов

. К-6.16.

2

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы, различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.



Словарный диктант


Учить слитному и раздельному написанию производных предлогов.

Выучить правило с.142, упр.309

Упр.310

97-98



Повторение по теме «Предлог»

. К-4.2

2

Систематизировать знания о предлоге, формировать навык написания производных предлогов




Рассказ по опорным словам

Закрепление и обобщение материала по теме «Предлог»

карточка

99-100



Контрольный диктант №7 по теме «Предлог». Работа над ошибками

2

Проверить знания по теме «Предлог»



Контр. диктант «Предлог»



С.213, учить слова

Союз ( 15 часов+2ч)

101



Союз как часть речи.

. К-4.2

1

Знать определение союза как служебной части речи; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов; уметь пользоваться в речи союзами – синонимами.





Работа с дидактическим материалом

Упр.317

102



Союзы простые и составные.

Текстообразующая роль союзов.. К-4.2

1

Уметь находить простые и составные союзы, составлять предложения с составными союзами.




Рассуждение по заданному тексту

Дидактический материал


Упр.318

103-104



Союзы сочинительные и подчинительные Запятая перед союзами в сложном предложении.

. К-7.13

2

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с данными видами союзов ,знать об употреблении запятой перед союзами в сложном предложении.





Комп.презентация

Выучить правило с.149, Упр.322,

Упр.326

105




Сочинительные союзы.

. К-4.2

1

Знать группы сочинительных союзов по значению.




Составить предложение по схемам

Таблица «Сочинительные союзы», работа с дидактическим материалом

Упр.332

106-107




Сочинительные союзы. Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами и в сложном.. К-4.2

2

Уметь употреблять запятую перед второй частью двойных союзов, употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочинённые предложения по схемам.




Составить предложение по схемам

Схема « Роль союза И в предложении», карточки для индивидуальной и фронтальной работы

Выучить правило с.152, Упр.328

Упр.331

108-109



Подчинительные союзы. . К-4.2

Морфологический разбор союзов..

К-4.3

2

Знать группы подчинительных союзов по значению, составлять сложные предложения с подчинительными союзами по данным схемам; уметь производить морфологический разбор союза.



тест

Определение лексического значения слова

Таблица « Виды подчинительных союзов», схема морфологического разбора союза.

Выучить правило с.155, Упр.339

Упр.340

Упр.341

110



Сочинение №6 «Книга – наш друг и советчик» по упр.343

. К-8

1

Знать структуру текста – рассуждения, его языковые особенности; уметь подбирать материалы к сочинению на указанную тему; составлять текст-рассуждение на дискуссионную тему.

1

1

Сочинение


Подготов к словарному диктанту

111-112



Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

. К-6.16

2

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом.



Словарный диктант

Подбор однокоренных слов и омонимов

Работа с дидактическим материалом, таблица «Отличайте союзы от других частей речи!»

Выучить правило с.159, Упр.347

Упр. 350

113-114



Закрепление сведений о предлогах и союзах.

Подготовка к диктанту.. К-4.2

2

Знать материал по теме « Союз», уметь применять изученные в данной теме орфографические правила.



Тест

Развернутый ответ


Упр. 353,

Упр.356,

Подготов к диктанту.

115-116



Контрольный диктант №8 по теме «Союз». Работа над ошибками

2

Проверить знания по теме «Союз»



Контр. диктант «Союз»


Выписать из произвед худ литературы 10 союзных предлож, подчеркнуть основы

Частица (15 часов+1ч р.р.)

117



Понятие о частице. Разряды частиц по значению и употреблению.. К-4.2

1

Знать определение частицы как части речи; уметь находить формообразующие и смысловые частицы.




Объяснить лексическое значение слова

Комп.презентация

Выучить с.164, Упр.357

118-119



Формообразующие частицы.

. К-4.2

2

Знать перечень формообразующих частиц, уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы.




Обогащение словарного запаса

Таблица « Разряды частиц»

Выучить с.166, Упр.363, 364

120-121



Смысловые частицы.

. К-4.2

2

Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; уметь употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.



тест


Таблица «Смысловые частицы»

Выучить с.168, Упр.369,

упр. 372

122



Составление

«рассказа в рассказе» по данному началу и концу по упр.375. К-8

1

Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе, роль возможного диалога.

1

1



Закончить работу

123-124



Раздельное и дефисное написание частиц. . К-6.16

Морфологический разбор частиц..

К-4.3

2

Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц, уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм, уметь производить морфологический разбор частицы.




Обогащение словарного запаса

схема морфологического разбора частицы


Упр.377,

упр. 381

карточка

125



Отрицательные частицы.

. К-4.2

1

Уметь определять значения, выражаемые частицами НЕ и НИ; составлять предложения, в которых частица НИ служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания.



Словарный диктант

Уметь подбирать антонимы и синонимы

Работа с дидактическим материалом;

§67, Упр.387

Упр. 390

126



Различение частицы и приставки не . К-4.2

1

Формировать навык написания частицы НЕ и приставки НЕ

1



Обогащение словарного запаса

Выучить с.178,

Упр.395

127



Приставка не и частица не с различными частями речи.

. К-6

1

Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи, уметь правильно писать слова разных частей речи с не, графически объяснять условия выбора правильных написаний;




Обогащение словарного запаса

работа с дидактическим материалом, таблица изученных видов орфограмм с не.

Упр. 399

128



Закрепление правописания частицы не с различными частями речи.

. К-6.11

1

Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи, уметь правильно писать слова разных частей речи с не, графически объяснять условия выбора правильных написаний;




Лексическое определение фразеолог-мов

таблица «НЕ с различными частями речи»

Упр.401

129



Различение частицы ни, союзы ни-ни, приставки ни.

. К-6-13

1

Уметь различать на письме частицу ни, союз ни-ни , приставку ни; графически объяснять условия выбора правильных написаний





работа с дидактическим материалом

Выучить с.182, упр.405

карточка

130



Повторение изученного о частицах.

. К-4.2

1

Знать материал по теме « Частица», применять изученные в данной теме орфографические правила.

1


тест

Обогащение словарного запаса

Комплект карточек для индивидуальной и фронтальной работы

Упр.408(за-кончить), упр.414, Подготов к диктанту.

131-132



Контрольный диктант №9 по теме «Частицы». Работа над ошибками

2

Проверить знания по теме «Частица»



Контр. диктант «Частица»



Междометие ( 3 часа)

133



Междометие как особый разряд слов.

. К-4.2

1

Знать определение междометия как особой части речи; уметь находить междометия в предложении, разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи.




Составление связного рассказа с междометиями

Комп.презентация

Выучит правило с.186, Упр.416

134



Дефис в междометиях.

. К-6.16

1

Знать правописание междометий, уметь применять правило.





Работа с дидактическим материалом

Выучить правило. Упр. 420.

135



Знаки препинания при междометиях.

. К-7

1

Знать правописание междометий, уметь находить междометия в предложении и выделять их знаками препинания.





Работа с дидактическим материалом

Выучить правило. Упр. 421.

Повторение и систематизация изученного в 7 классе (5 часов)

136



Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.

. К-8

1

Знать разделы науки о языке, единицы языка, изучаемые в них; определять принадлежность текста к стилю речи.

1

1


Подбор синонимов к словам

Тексты различных типов, стилей, анализ отрывков из художеств. произведений

Составить текст, определить его стиль.

137



Графика. Лексика и фразеология.

. К-2

1

Знать разделы науки о языке, единицы языка, изучаемые в них; определять фразеологизмы.




Подбор фразеологизмов

Работа со словарями, дидактическим материалом.

Составить текст, включая в него ФО.

138



Морфемика. Словообразование. . К-3.

Морфология.. К-4.

1

Знать разделы науки о языке, единицы языка, изучаемые в них; уметь выполнять графическую работу, производить разборы




Графические разборы

Работа с дидактическим материалом

Выучить разборы. Упр. 445.

139



Орфография. К-6

Синтаксис. . К-5

Пунктуация. К-7


1

Знать разделы науки о языке, единицы языка, изучаемые в них; уметь выполнять графическую работу, производить разборы





Работа с дидактическим материалом

Упр. 462

140



Итоговый контрольный диктант №10

1

Проверить знания, систематизировать полученные знания






Контрольно-измерительный материал

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 6 классе»

Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки.

Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением. Выйдите из дома, расположитесь в тени душистой сирени4. Беспредельная радость1 охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. Голос певца то замирает2, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.

Трудно кому-либо состязаться с соловьем в пении. В птичьем хоре все покрывает его голос. Его воспевали в своих стихах поэты, композиторы слагали о нем песни. (116 слов)

Контрольный диктант по теме №2 «Причастие»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами4. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше1 уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками. Мальчики, утомленные2 долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Контрольный диктант по теме № 3 «Причастие»

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса4. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали2 и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.1 Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана3, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное — все живы. (129 слов)

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»

Чудесная ночь

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот1, шорохи, таинственный перезвон — признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается2 на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон4. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

Контрольный диктант № 5 по теме «Наречие»

Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба4. В ущелье1 было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь3 засветло добраться до лагеря.

«Берегитесь, ребята!» — неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.

Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.

Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх. (123 слова)

Контрольная работа № 6 по теме «Наречие»

Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи4. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам1 торопливо2 побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый2 город выглядел по-праздничному весело. (120 слов)

Контрольный диктант №7 по теме «Предлог»

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины1. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни4.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет2 семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются.(125 слов)

Контрольный диктант №8 по теме «Союз»

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения4.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите2 на чтение3 справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Контрольный диктант №9 по теме «Частицы»

С. И. Ожегов — известный1 лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе4. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая2 работы и в годы войны.

Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

Итоговый контрольный диктант №10

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.

Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле4.

Первую ночь он провел возле порожистой речонки1, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

Он был по-настоящему2 счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова)

Изложение №2 «Легенды Южного Урала»

Про Пугачевский клад и озеро Инышко

Есть на Южном Урале одна жемчужина. Красивейшее озеро Тургояк, что входит в список ста самых ценных водоемов мира. Действительно, вид этого уральского Байкала, лежащего в горной чаше, вызывает восторг. А рядом с огромным прозрачным Тургояком всего в трехстах метрах на восток, расположено другое озеро. Совсем небольшое. Илистое, тинистое и совсем не прозрачное. Инышко. И в этом небольшом мутном озере и утопил по легенде Пугачев пару бочонков с золотом. Клад начали искать почти сразу же после пугачевской войны.

Клад пытались поднять со дна. Однако многометровые отложения сапропеля и торфа свели все попытки к нулю. Те, кто опускался ко дну Инышко, говорят там можно спрятать и весь золотой запас России. И то, что иголку в стогу сена искать куда проще. Во всяком случае, хотя бы видно, где ищешь.

Так и лежит на дне нетронутым и не добытым клад пугачевский. По всему видно, что хозяин, когда прятал его, присмотрел очень надежное место!

Сжатое изложение №3 «Родная земля»

Заселение Агаповского района людьми началось в глубокой древности. Из наиболее значимых археологических памятников являются: стоянка каменного века Агаповка, могильники Агаповский, Агаповские горы -, Агаповские курганы и другое. Всего на территории района обнаружено около 150 курганов различных эпох.

Старейшими населенными пунктами являются с. Верхнекизильское и п. Янгельский, основаны в 1743 году в качестве укрепления казачьих редутов Верхнеуральской дистанции военно-пограничной линии. Большая часть других населенных пунктов появилась в конце XIX — начале XX вв. в ходе Столыпинской реформы и расселения казаков на новые земли. Среди них с. Агаповка, п. Черноотрог, п. Воздвиженка и другие. Часть поселков основано во время строительства Магнитогорска: Гумбейский, Приморский, Желтинский, Харьковский и другие.

В годы советской власти с 1919 года менялись границы области и районов. Окончательно район утвердился в своих границах в 18 января 1935 года. В части, округа относящейся к образованию Агаповского района, отмечено: «В состав Магнитогорского округа выделить присоединенную к Магнитогорскому горсовету сельскохозяйственную территорию в самостоятельный Агаповский район с центром в п. Магнитном». 19 апреля 1937 года президиум Челябинского облисполкома утвердил мероприятия областной комиссии о переносе райцентра в п. Агаповка. Именно на территории Агаповского района началось строительство ММК, из Агаповки были первые строители, а затем и первые металлурги.

В 2007 году с. Агаповка отметило свой 105-летний юбилей.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Приставка как часть слова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: