«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель руководителя по УР Директор
________________ МОУ-СОШ №1 МОУ-СОШ №1
Протокол № от _____________________ ___________________
« « 20 г. « « 20 г. « « 20 г.
Рабочая программа.
Русский язык. 6-а класс.
предмет, класс
Саплина Любовь Григорьевна
ф.и.о.
учитель высшей категории
категория
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №
от « « 20 г.
2011-2012уч.год
Учебно-тематическое планирование
Класс: 6-а
Учитель: Саплина Л.Г.
Количество часов: 204
Всего 204 часа; в неделю-6 часов.
Плановых контрольных уроков- часов.
Административных контрольных уроков- часов.
Планирование составлено на основе примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов ,Т.А.Ладыженская , Н.М.Шанский. –М.: Просвещение, 2008)
Учебник «Русского языка» в 9 классе под редакцией Н.М.Шанского. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. Москва .«Просвещение». 2009.
Дополнительная литература:
1.Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс. Г.А.Бакулина.- М: Владос, 2006.
2.Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста. О.М.Безымянная. –М.:Айрис, 2003.
3.Костяева Т.А. Тесты, проверочные работы по русскому языку: 6 класс. Т.А.Костяева.- М :Просвещение, 2006.
4.Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе. Т.А.Ладыженская, М.Г.Баранов, Л.А.Тростенцова.- Просвещение, 2006.
Пояснительная записка.
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
-Государственный стандарт общего образования;
-Примерная программа основного общего образования по русскому языку;
-Баранов М.Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программно –методические материалы: Русский язык: 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова.- :Дрофа, 2006.-С.!0-62
Литература
Для учителя:
1.Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка:6 класс. Г.А.Бакулина- М:Владос,2005
2. 2.Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста. О.М.Безымянная. –М.:Айрис, 2003.
3.Костяева Т.А. Тесты, проверочные работы по русскому языку: 6 класс. Т.А.Костяева.- М :Просвещение, 2006.
4.Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе. Т.А.Ладыженская, М.Г.Баранов, Л.А.Тростенцова.- Просвещение, 2006.
Для учащихся
1.Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 6 класс. Л.А.Ахременкова:-М.:Просвещение, 2005.
2.Баранов М.Т. Русский язык. Учебник. 6 класс.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.-М.:Просвещение,2005.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся. Г.А.Богданова.-: Просвещение, 2006.
4.Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс. Сост. Т.М.Купалова.- М: Просвещение, 2006
5.Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку: 6 класс. А.Б.Малюшкин.-М.: Сфера, 2006.
6.Тростенцова Л.А. Дидактические матерималы по урсскому языку. 6 класс.Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская.-М.: Просвещение, 2006
Формы контроля:
-диктант ( с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, пояснительный, предупредительный)
-комплексный анализ текста;
-осложненное списывание;
-тест;
-составление сложного и простого плана к тексту;
-изложение текста (пробное, сжатое, выборочное);
-составление диалога на заданную тему;
-составление текста определенного стиля и типа речи;
-сочинение( описание пейзажа,помещения);
-составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
-редактирование текста ( исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
-работа с деформированным текстом.
Цели обучения:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
-освоение знаний о русском языке , его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка.
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом. Осуществлять информационный поиск.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
Знать/ понимать:
-определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
-орфографические, пунктуационные правила;
Уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
-воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
-определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
Вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
Чтение:
-осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
-дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
-разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
-самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
-прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглдядности;
-выразительно читать художественные и научно- учебные тексты;
Говорение:
-пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
-подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
-сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
-строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
-соблюдать последовательность и связность изложения;
Письмо:
-подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
-сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
-строить письменные высказывания на заданную тему;
-соблюдать последовательность и связность изложения;
-собирать материал к сочинению и систематизировать его;
-составлять сложный план и на его основе создавать текст;
-использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
-употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений.
-исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
Текст:
-определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
-определять вид связи и средство связи предложений в тексте;
-устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
Фонетика и орфоэпия:
-проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
-использовать транскрипцию;
-правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
-пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
Морфемика и словообразование:
-выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
-давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
—выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
-различать изученные способы образования существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
-составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
-давать комментарии к словообразовательному гнезду;
-объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
Лексикология и фразеология:
-пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением , а также с условиями и задачами общения;
-толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
-подбирать синонимы и антонимы;
-выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
-пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и т.д.)
-анализировать примеры использования слов в переносном значении;
-проводить лексический разбор слова;
Морфология:
-указывать морфологические признаки изученных частей речи;
-правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
-уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
-опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
Орфография;
-обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
-объяснять суть основного принципа русской орфографии и с этой позиции анализировать написание морфем;
-свободно пользоваться орфографическим словарем;
-владеть приемами поморфемного письма;
Синтаксис и пунктуация:
-составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
-анализировать разные виды сложных предложений;
-определять синтаксическую роль изученных частей речи;
-правильно применять изученные пунктуационные правила;
-устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;
-строить пунктуационные схемы предложений;
-самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретическая часть | Практическая часть | ||
1. | Повторение изученного в 5 классе | 15 | 14 | 1 | |
2. | Лексика. Культура речи. | 12 | 10 | 2 | |
3. | Фразеология. Культура речи. | 2 | 2 | — | |
4. | Словообразование и орфография. | 33 | 28 | 5 | |
5. | Морфология. Имя существительное. | 23 | 21 | 2 | |
6. | Имя прилагательное. | 23 | 20 | 3 | |
7. | Имя числительное. | 15 | 14 | 1 | |
8. | Местоимение. | 25 | 22 | 3 | |
9. | Глагол. | 31 | 29 | 2 | |
10 | Повторение и систематизация изученного | 25 | 21 | 4 | |
| Итого: | 204 | 181 | 23 |
|
Календарно-тематическое планирование
Дата, месяц, год | Тема урока | В том числе практическая часть | Кол-во часов | |
1 |
| Русский язык – один из развитых языков мира. |
| 1 |
2,3 |
| Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография. |
| 2 |
4,5 |
| Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. |
| 2 |
6 |
| Орфограммы в приставках и корнях (продолжение темы). |
| 1 |
7 |
| Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. |
| 1 |
8 |
| Словосочетание. Простое предложение. Прямая речь. |
| 1 |
9 |
| Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. |
| 1 |
10 |
| Знаки препинания в простом и сложном предложениях. |
| 1 |
11 |
| Контрольный диктант. | Контрольный диктант | 1 |
12 |
| Развитие речи.Текст |
| 1 |
13 |
| Развитие речи. Официально-деловой стиль. |
| 1 |
14 |
| Развитие речи .Публицистический стиль |
| 1 |
15 |
| Лексика. Повторение изученного по лексике в 5 классе. |
| 1 |
16, 17 |
| Развитие речи. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя». | Развитие речи. Сочинение по картине | 2 |
18 |
| Общеупотребительные слова. Профессионализмы. |
| 1 |
19 |
| Диалектизмы |
| 1 |
20, 21 |
| Развитие речи. Изложение «мартовский день» | Развитие речи. Изложение «Мартовский день» | 2 |
22 |
| Жаргонизмы. |
| 1 |
23 |
| Эмоционально окрашенные слова. |
| 1 |
24 |
| Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы) |
| 1 |
25 |
| Исконно русские и заимствованные слова |
| 1 |
26 |
| Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. |
| 1 |
27 |
| Фразеологизмы (продолжение темы). |
| 1 |
28 |
| Повторение и обобщение изученного по лексике и фразеологии. |
| 1 |
29 |
| Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе. |
| 1 |
30 |
| Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе. |
| 1 |
31 |
| Развитие речи. Изложение. Описание помещения | Развитие речи. Изложение. | 1 |
32 |
| Основные способы образования слов в русском языке. |
| 1 |
33 |
| Основные способы образования слов в русском языке. |
| 1 |
34 |
| Этимология слов. |
| 1 |
35 |
| Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. №28 |
| 1 |
36, 37 |
| Развитие речи. Сочинение- описание помещения (упр.136) | Развитие речи. Сочинение- описание помещения (упр.136) | 2 |
38 |
| Буквы о и а в корне – кос – кас. |
| 1 |
39 |
| Буквы о и а в корне – кос – кас. |
| 1 |
40 |
| Буквы о и а в корне – гор – гар. |
| 1 |
41 |
| Буквы о и а в корнях с чередованием. |
| 1 |
42 |
| Буквы о и а в корнях с чередованием. |
| 1 |
43 |
| Буквы ы-и после приставок. |
| 1 |
44, 45 |
| Комплексное повторение. Тесты. |
| 2 |
46 |
| Гласные в приставках пре- и при- |
|
|
47 |
| Гласные в приставках пре- и при- |
| 1 |
48 |
| Гласные в приставках пре- и при- |
| 1 |
49, 50 |
| Повторение и обобщение материала. Тесты. |
| 2 |
51 |
| Контрольный диктант и его анализ. | Контрольный диктант и его анализ. | 1 |
52 |
| Резервный урок. |
| 1 |
53, 54 |
| Развитие речи. Выборочное изложение. | Развитие речи. Выборочное изложение. | 2 |
55 |
| Соединительные о и е в сложных словах. |
| 1 |
56 |
| Сложносокращенные слова. |
| 1 |
57, 58 |
| Развитие речи. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро». | Развитие речи. Сочинение | 2 |
59 |
| Морфемный и словообразовательный разбор слова. |
| 1 |
60, 61 |
| Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография. Культура речи». |
| 2 |
62 |
| Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. |
| 1 |
63 |
| Повторение изученного об имени существительном. Тесты. |
| 1 |
64, 65 |
| Развитие речи. Письмо другу. |
| 2 |
66 |
| Разносклоняемые имена существительные. |
| 1 |
67 |
| Буква е в суффиксе -ен- существительных на – мя. |
| 1 |
68, 69 |
| Развитие речи. Устное публичное выступление о происхождении имен (упр.215) |
| 2 |
70 |
| Несклоняемые имена существительные. |
| 1 |
71 |
| Род несклоняемых имен существительных. |
| 1 |
72 |
| Род несклоняемых имен существительных |
| 1 |
73 |
| Имена существительные общего рода. |
| 1 |
74 |
| Морфологический разбор имени существительного |
| 1 |
75, 76 |
| Развитие речи. Сочинение — описание по личным впечатлениям. (упр.236) | Развитие речи. Сочинение — описание по личным впечатлениям. (упр.236) | 2 |
77 |
| Не с существительными. Тесты. |
| 1 |
78 |
| Не с существительными |
| 1 |
79 |
| Буквы ч и щ в суффиксе – чик(-щик) |
| 1 |
80 |
| Буквы ч и щ в суффиксе – чик(-щик) |
| 1 |
81 |
| Гласные в суффиксах существительных – ек, -ик. |
| 1 |
82 |
| Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Тесты. |
| 1 |
83 |
| Повторение изученного об имени существительном |
| 1 |
84 |
| Контрольный диктант и его анализ | Контрольный диктант и его анализ | 1 |
85 |
| Имя прилагательное. |
| 1 |
86 |
| Повторение изученного об имени прилагательном. |
| 1 |
87 |
| Степени сравнения имен прилагательных. |
| 1 |
88 |
| Степени сравнения имен прилагательных. |
| 1 |
89 |
| Контрольный итоговый диктант. | Контрольный итоговый диктант | 1 |
90 |
| Разряды имен прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. |
| 1 |
91 |
| Притяжательные прилагательные. |
| 1 |
92
|
| Разряды имен прилагательных |
| 1 |
93, 94 |
| Развитие речи. Выборочное изложение. (упр.297) |
| 2 |
95 |
| Морфологический разбор имени прилагательного. |
| 1 |
96 |
| Не с прилагательными. Тесты |
| 1 |
97 |
| Не с прилагательными. Тесты |
| 1 |
98 |
| Буквы о, е после шипящих в суффиксах прилагательных |
| 1 |
99, 100 |
| Развитие речи. Сочинение-описание пейзажа по картине Н.П.Крылова «Зимний вечер» (упр.315) | Развитие речи. Сочинение-описание пейзажа по картине Н.П.Крылова «Зимний вечер» (упр.315) | 2 |
101 |
| Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных |
| 1 |
102 |
| Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных |
| 1 |
103 |
| Различие на письме суффиксов прилагательных – к и-ск. |
| 1 |
104 |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Тесты. |
| 1 |
105 |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
| 1 |
106 |
| Повторение изученного об имени прилагательном |
| 1 |
107 |
| Контрольный диктант на тему «Имя прилагательное»
| Контрольный диктант на тему «Имя прилагательн» | 1 |
108 |
| Имя числительное как часть речи. |
| 1 |
109 |
| Простые и составные числительные |
| 1 |
110 |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных. |
| 1 |
111 |
| Разряды количественных числительных. |
| 1 |
112 |
| Имена числительные, обозначающие целые числа. |
| 1 |
113 |
| Имена числительные, обозначающие целые числа. |
| 1 |
114 |
| Развитие речи. Выборочное изложение (упр.366) |
| 1 |
115 |
| Дробные числительные. Тесты. |
| 1 |
116 |
| Собирательные числительные |
| 1 |
117 |
| Порядковые числительные |
| 1 |
118 |
| Морфологический разбор имени числительного. |
| 1 |
119 |
| Повторение изученного об имени числительном. |
| 1 |
120 |
| Контрольный диктант на тему : «Имя числительное». | Контрольный диктант | 1 |
121, 122 |
| Развитие речи. Публичное выступление на тему: «Берегите природу!» (упр.389) |
| 2 |
123 |
| Местоимение как часть речи |
| 1 |
124 |
| Личные местоимения |
| 1 |
125 |
| Личные местоимения |
| 1 |
126 |
| Возвратное местоимение себя |
| 1 |
127, 128 |
| Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам (упр.405) |
| 2 |
129 |
| Комплексное повторение. Тесты. |
| 1 |
130 |
| Вопросительные местоимения |
| 1 |
131 |
| Относительные местоимения |
| 1 |
132 |
| Неопределенные местоимения |
| 1 |
133 |
| Неопределенные местоимения |
| 1 |
134 |
| Отрицательные местоимения |
| 1 |
135 |
| Развитие речи. Изложение с элементами рассуждения. | Развитие речи. Изложение | 1 |
136 |
| Комплексное повторение. Тесты. |
| 1 |
137 |
| Притяжательные местоимения |
| 1 |
138 |
| Притяжательные местоимения |
| 1 |
139 |
| Развитие речи. Рассуждение (упр.436) |
| 1 |
140 |
| Указательные местоимения. |
| 1 |
141 |
| Определительные местоимения. |
| 1 |
142 |
| Морфологический разбор местоимения |
| 1 |
143, 144 |
| Развитие речи. Сочинение-рассказ по воображению (упр.447) или по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» | Развитие речи. Сочинение-рассказ по воображению | 2 |
145 |
| Повторение изученного о местоимении. Тесты. |
| 1 |
146 |
| Повторение и обобщение материала о местоимении |
| 1 |
147 |
| Контрольный диктант и его анализ | Контрольный диктант и его анализ | 1 |
148 |
| Глагол. Повторение изученного в 5 классе. |
| 1 |
149 |
| Глагол. Повторение изученного в 5 классе. |
| 1 |
150 |
| Повторение спряжения глаголов. |
| 1 |
151- 152 |
| Развитие речи. Сочинение – рассказ по сюжетным картинкам с включением готового текста (упр.465) |
| 2 |
153 |
| Разноспрягаемые глаголы |
| 1 |
154 |
| Контрольное тестирование. |
| 1 |
155 |
| Глаголы переходные и непереходные |
| 1 |
156 |
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. |
| 1 |
157
|
| Развитие речи. Изложение (близкое к сочинению) – упр.484,485. | Развитие речи. Изложение (близкое к сочинению) – упр.484,485. | 1 |
158 |
| Развитие речи. Изложение (близкое к сочинению) – упр.484,485. |
| 1 |
159 |
| Условное наклонение. Тесты |
| 1 |
160 |
| Условное наклонение |
| 1 |
161 |
| Повелительное наклонение |
| 1 |
162 |
| Правописание глаголов повелительного наклонения |
| 1 |
163 |
| Правописание глаголов повелительного наклонения. Тесты |
| 1 |
164, 165 |
| Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам (упр.502). |
| 2 |
166 |
| Употребление наклонений |
| 1 |
167 |
| Резервный урок |
| 1 |
168 |
| Безличные глаголы. |
| 1 |
169 |
| Безличные глаголы. |
| 1 |
170, 171 |
| Морфологический разбор глагола. Тесты. |
| 2 |
172 |
| Развитие речи. Рассказ на основе услышанного. |
| 1 |
173 |
| Развитие речи. Рассказ на основе услышанного. |
| 1 |
174 |
| Правописание гласных в суффиксах глагола. |
| 1 |
175 |
| Повторение изученного о глаголе. Тесты. |
| 1 |
176 |
| Повторение изученного о глаголе. Тесты. |
| 1 |
177 |
| Контрольный диктант и его анализ | Контрольный диктант и его анализ | 1 |
178 |
| Тестирование |
| 1 |
179 |
| Повторение и систематизация изученного. Раздел науки о языке. |
| 1 |
180 |
| Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор. |
| 1 |
181 |
| Орфография. Тестирование. |
| 1 |
182, 183 |
| Орфография. Орфографический разбор. |
| 2 |
184, 185 |
| Развитие речи. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. (упр.549) | . Сочинение на самостоятельно выбранную тему. (упр.549) | 2 |
185 |
| Лексика и фразеология |
| 1 |
186 |
| Резервный урок. Контрольное тестирование |
| 1 |
187, 188 |
| Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. |
| 2 |
189, 190 |
| Морфология. Морфологический разбор |
| 2 |
191, 192 |
| Синтаксис. Синтаксический разбор . Обобщение. |
| 2 |
193, 195 |
| Обобщение материала. |
| 3 |
196 |
| Итоговый контрольный диктант. | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
197, 198 |
| Работа с тестами. |
| 2 |
199-204 |
| Резервные уроки. |
| 5 |
Итого : 204 часа