Рабочая программа. «Стилистика. 10 -11 классы»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80» города Кемерово









Рабочие программы по курсу «Стилистика»



10-11 классы












Составитель:

Т.В. Порохина,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №80 г. Кемерово








Кемерово – 2011





Пояснительная записка

Рабочие программы элективного курса «Стилистика» предназначены для 10-11классов общеобразовательных учреждений. Программы составлены с учетом требований нового Государственного образовательного стандарта 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов (Власенков А.И. Программно-методические материалы: Русский язык 10-11 классы. Составитель Л.М. Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2002- с.8-43), Программы «Стилистика русского языка» (Вартапетова С.С.. Программно-методические материалы: 2001- с. 140-170), Программы элективного курса «Стилистика» для 10-11 классов (авт.-сост. О.А. Мазнева, И.М. Михайлова. – М.: Вентана-Граф, 2008).

Необходимость составления данных программ определяется прежде всего выделением дополнительных часов на уроки развития речи в старших классах (в отличие от опубликованных ранее данные программы рассчитаны на 2 часа в неделю, что позволяет учителю подготовить учащихся к комплексному анализу текста разных стилей и жанров и к написанию сочинения по прочитанному тексту, предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ в 11 классе). Творческая часть ЕГЭ по русскому языку призвана проверить коммуникативную компетентность учащихся, чему способствует изучение курса «Стилистика», в основе которого лежит представление о языке как функционирующей системе, где язык рассматривается как важнейшее средство коммуникации.

Актуальность составления рабочих программ на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что учитель в условиях подготовки выпускников к ЕГЭ должен не «натаскать» их, а научить грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему. Поэтому дополнительных 34 часа направлены на работу с текстом научного, публицистического и художественного стилей. Это уроки комплексного анализа прозаических и поэтических текстов, уроки РР.

Цель рабочих программ (для 10 -11 классов)– формирование коммуникативно-компетентной личности, способной решать стилистические задачи разного уровня в условиях сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Основные задачи рабочих программ – развивать логические формы мышления учащихся, способствовать усвоению понятий, формировать суждения, формулировать выводы.

Рабочие программы предусматривают выработку навыков стилистического анализа текста, редактирования и написания текстов определенных жанров и стилей, что способствует воспитанию компетентной личности, создает определенные алгоритмы написания сочинений разных жанров и стилей в сознании старшеклассников, что способствует успешной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Помимо пояснительной записки, рабочие программы включают в себя содержательную часть, отображающую наполнение курса фактическим и проблемным материалом, а также учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, формы контроля усвоенного материала, список рекомендуемой литературы.

Рабочие программы предусматривают такие формы работы как: учебное занятие, практикумы, дискуссии. Большое внимание уделяется аналитической деятельности учащихся, написанию сочинений разных жанров.

Приложения к программам содержат контрольные материалы по всему курсу, дополнительные задания для самостоятельных работ, тексты для комплексного анализа, толковый словарик.

Оценка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью выполнения контрольных работ по разделам курса, зачетов, написания рефератов, сочинений, самостоятельных работ по редактированию тестов, написания оригинальных текстов различных жанров и стилей

Такая практическая направленность программ, безусловно, поможет выпускникам при поступлении и дальнейшем обучении в вузах.

Рабочая программа для 10 класса составлена на 68 часов.

Рабочая программа для 11 класса составлена на 34 и 68 часов (исходя из учебного плана школы).



























Содержание курса «Стилистика».

10 класс (68часов)


Раздел 1. Введение. (4часа).

Стилистика как раздел науки о языке. Стили языка и стили речи.

Функциональные стили. Книжные стили. Экстралингвистические факторы, влияющие на функционирование стилей. Стилистическая окраска.

Подготовка к ЕГЭ:

Роль стилистики в совершенствовании речевой культуры учащихся.

Ключевые слова и выражения: текст, жанр, стиль, подстиль.


Раздел 2. Научный стиль. (36часов).

Основные черты научного стиля. Языковые средства научного стиля. Текстовые особенности научного стиля. Особенности подстилей научного стиля. Жанры научного стиля.

Подготовка к ЕГЭ:

Алгоритм анализа текста научного стиля. Редактирование научных текстов.

Написание научных текстов (сочинений).

Ключевые слова и выражения: логичность изложения, отвлеченность и обобщенность, объективность, анализ текста.


Раздел 3.Официально-деловой стиль. (22часа).


Основные черты официально-делового стиля. Языковые средства официально-делового стиля. Особенности построения текста официально-делового стиля. Особенности подстилей официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Устные жанры официально-делового стиля.

Подготовка к ЕГЭ:

Алгоритм анализа текста официально-делового стиля.

Редактирование текстов официально-делового стиля.

Написание текстов официально-делового стиля (сочинений).

Ключевые слова и выражения: точность, неличный характер, стандартизованность, стереотипность построения текста, долженствующе-предписывающий характер.


Раздел 4.Повторение. (6часов)

Зачет по разделу 2. Зачет по разделу 3.

Подготовка к ЕГЭ: тестирование.




Содержание курса «Стилистика»

11класс (36 часов)


Раздел 1. Повторение изученного в 10 классе. (2часа).


Основные понятия стилистики.

Подготовка к ЕГЭ:

Редактирование текстов научного и официально-делового стиля.

Ключевые понятия: форма речи, виды речи, способ коммуникации, автор, адресат.


Раздел 2. Публицистический стиль. (20часов).


Основные черты публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля. Жанры публицистического стиля. Заметка. Фельетон. Репортаж. Публицистическая статья. Очерк. Виды очерка (путевой, портретный, проблемный). Эссе: содержательные и структурные особенности. Языковое оформление. Реклама как одна из разновидностей публицистического стиля. Способы аргументации в коммерческой и социальной рекламе. Устные жанры публицистического стиля Публичное выступление. Стратегия и структура публичного выступления. Интервью. Правила ведения интервью. Диспут, дискуссия. Стратегия ведения диспута и дискуссии. Общественно-политическое и судебное красноречие.

Подготовка к ЕГЭ:

Алгоритм анализа публицистического текста. Редактирование текстов публицистического стиля.

Написание текстов публицистического стиля (сочинений).

Ключевые слова и выражения: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность; документальность, достоверность фактов, событий. «Внешний» портрет, «внутренний» портрет. Эмфатическая речь.


Раздел 3. Разговорный стиль. (6часов).


Основные черты разговорной речи. Языковые средства разговорной речи. Текстовые особенности разговорного стиля. Причины коммуникативных неудач. Устные жанры разговорной речи. Беседа. Стратегия и тактика ведения беседы. Комплимент. Разговор. Спор. Рассказ (история). Письменные жанры разговорной речи.

Подготовка к ЕГЭ:

Алгоритм анализа текста разговорного стиля.

Редактирование текстов разговорного стиля.

Написание текстов разговорной речи (сочинений).

Ключевые слова и выражения: монолог, диалог, полилог; неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладающая устная форма общения.


Раздел 4.С тиль художественной литературы. (8часов).


Особенности стиля художественной литературы. Место стиля художественной литературы в системе стилей. Образ автора. Стиль автора. Художественный образ. Язык художественного произведения. Тропы и стилистические фигуры. Композиция литературного произведения. Жанры художественного стиля. Лингвистический анализ художественного текста. Подготовка к ЕГЭ:

Алгоритм анализа художественных текстов (поэтических и прозаических).

Алгоритм комплексного анализа текста.

Редактирование литературных текстов, написанных школьниками. Создание литературных текстов малых жанров.


*Защита авторских работ (2часа).


Ключевые слова и выражения: изобразительно-выразительные средства; тропы; эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, аллегория, ирония, метонимия, синекдоха, олицетворение, овеществление, перифраза; стилистические фигуры и фигуры речи; анафора, эпифора, антитеза, градация, параллелизм, эллипсис, умолчание, инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение.
























Учебный план

Раздел, тема





1-е полугодие

(32часа)

Количество часов в год


Количество часов в полугодие

Количество к/р, зачетов, итоговых работ, сочинений

По программе

Фактически


По програм ме

Фактически

По программе

Фактически

1.Функциональные стили речи. Научный стиль речи.


18ч.

18ч.

18ч.

18ч.

Соч.2ч

к/р 1ч.

Соч.2ч.

к/р 1ч.

2.Официально-деловой стиль речи.


12ч.

12ч.

12ч.

12ч.

к/р 1ч.

зачет1ч


к/р 1ч

зачет1ч


3. Повторение.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

ит.р. 2ч

ит.р. 2ч.



2-е полугодие

(36часов)







4.Публицистический стиль.


14ч.

14ч.

14ч.

14ч.

к/р 1ч.

к/р 1ч.

5.Разговлорный стиль.


8ч.

8ч.

8ч.

8ч.

к/р 1ч.

к/р 1ч.

6.Стиль художественной литературы.


12ч.

12ч.

12ч.

12ч

к/р 1ч.

зачет1ч

к/р 1ч.

зачет1ч.

7.Повторение.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

ит.р.2ч.

ит.р.2ч.



Итого:









68ч.



68ч.



32/36ч.



32/36ч.

к/р 5ч

зач. 2ч

ит.р. 4ч

соч. 2ч

к/р 5ч

зач. 2ч

ит.р. 4ч

соч. 2ч



Учебный план

10 класс (68часов)


п/п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекционных занятий


Кол-во практических

занятий

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

1.


Введение.

Стилистика как раздел науки о языке.

4

3

1

Устный опрос.

2.

Функциональные стили речи. Научный стиль.

36

13

23

Устный опрос.

Сочинение.

Карточки-задания.

Письменный анализ текста.

Редактирование текстов.

Контрольная работа.

3.

Официально-деловой стиль речи.

22

8

14

Устный опрос.

Письменный анализ текста.

Творческая работа.

Практическая работа.

Тест.

Самостоятельная работа.

Карточки-задания.

Сочинение.

Контрольная работа.

4.












Повторение.

6

6

Зачет.

Индивидуальный опрос.

Всего:


68

24

42


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правописание суффиксов -ик, - ек"


Учебный план

11 класс (68 часов)


п/п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекционных занятий


Кол-во практических

занятий

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

1.


Повторение изученного в 10-м классе.

4

2

2

Устный опрос.

Редактирование текстов.

2.

Функциональные стили речи. Публицистический стиль речи.

28

8,5

19,5

Устный опрос.

Сочинение.

Карточки-задания.

Письменный анализ текста.

Практическая работа.

Творческая работа.

Тест.

Редактирование текстов.

Контрольная работа.

3.

Разговорный стиль речи.

12

2

10

Устный опрос.

Письменный анализ текста.

Словарный диктант.

Тест.

Карточки-задания.

Сочинение.

Контрольная работа.

4.












Стиль художественной литературы.










22











7











15












Устный опрос.

Словарная работа.

Тест.

Письменный анализ текста.

Практическая работа.

Сочинение.

Редактирование текстов.

Контрольная работа.

Зачет.

Чтение наизусть.

5.

Всего:

Повторение.

2


68


19,5

2

48,5

Защита авторских работ.

Календарно-тематическое планирование.

Элективный курс «Стилистика».

68часов (2часа в неделю). 11класс.

Дата


урока

Тема раздела, урока


Кол-во

часов

Форма контроля


1-е

полугодие



(27+5 РР)


32часа






теория


практ.




лек

ция


прак

тика





Раздел 1. Повторение изученного

в 10 классе. (4ч.)

2

2


1неделя


1.т.



2т/п

Основные понятия

стилистики.

Редактирование текстов научного и официально-делового стиля.

1




0,5




0,5


Устный опрос по карточкам.


Редактирование текстов.

2неделя





3.п.-

4.п.

Подготовка к ЕГЭ:

Комплексный анализ научно-популярного и официально-делового текстов.

0,5



0,5



1

Письменный анализ текста С.Залыгина *«Читая Гоголя».

Письменный анализ *служебной автобиографии.





Раздел 2. Публицистический стиль речи. (28часов)

(23+5РР)


8,5


19,5



3неделя



5.т.




6т/п

Публицистический стиль. Общая характеристика.


Содержание и структура

текстов

публицистического стиля.


1




0,5





0,5

Устный опрос по таблице.



Карточки-задания.

4неделя






4неделя

7т/п






8.п.

Подготовка к ЕГЭ:

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Подготовка к ЕГЭ:

Алгоритм анализа композиции и средств выразительности публицистического текста.

0,5







0,5







1

Тест.






Письменный анализ текста *«Рябинка» Н.Соколовой.

5неделя




9.п.-


10.п.



Подготовка к ЕГЭ:

Редактирование текстов публицистического стиля.




1



1



Редактирование текстов.

6неделя

11т/п






12.т.


Жанры

публицистического стиля.

Информационная заметка, фельетон.


Подготовка к ЕГЭ:

Особенности жанра рекламы.

0,5







1

0,5







Письменный анализ текстов заметок, фельетонов.




Устные сообщения по теме.

7неделя



13т/п




14.п.

Способы аргументации в коммерческой и социальной рекламе.


РР.Сочинение рекламных текстов.

0,5






0,5






1

Практическая работа.




Творческая работа.

8неделя


15.т.

16.п.

Жанр репортажа.

РР. Сочинение репортажа на тему школьной жизни.

1







1



Сочинение.

9неделя

17т/п



18.п.










Жанр публицистической статьи.

Подготовка к ЕГЭ:

РР. Сочинение по тексту статьи С. Соловейчика *«Духовность».

Формулировка и комментарий одной из проблем исходного текста.

0 ,5





0,5





1

Письменный анализ текста публицистической статьи.


Сочинение.

10неделя


19т/п





20.п.

Очерк как жанр

публицистического стиля.

Виды очерков


Подготовка к ЕГЭ:

РР. Сочинение проблемного очерка на тему «Что дают человеку знания?».

0,5






0,5






1

Письменный анализ путевого очерка В. Распутина

*«Поле Куликово».


Сочинение.

11неделя




21.т.-




22.п.




Эссе как жанр публицистического стиля. Разновидности эссе.

Содержательные и структурные особенности эссе. Языковое оформление.

1




1




Устный опрос.

Карточки-задания.

12неделя






23.п.





24.п.


Подготовка к ЕГЭ:

РР. Сочинение в жанре эссе «Светлое имя – Пушкин».


Редактирование ученических работ в жанре эссе.








1





1


Сочинение.




Редактирование текстов.

13неделя



25т/п







26т/п

Устные жанры публицистического стиля.

Структура и стратегия публичного выступления.


Публичная дискуссия, диспут.

0,5







0,5

0,5








0,5

Комментированный анализ нобелевской речи И.А. Бунина.





Устный анализ

*теледискуссии.

14неделя

27т/п





28.п.


Интервью, его разновидности.

Своеобразие языка.

Алгоритм анализа текста интервью.

Как записать интервью?

РР. Запись интервью на школьную тему.

0,5






0,5






1

Устное сообщение по теме.




Творческая работа.

15неделя



29.п.




30.п.


Контрольная работа по разделу «Публицистический стиль речи».

Подготовка к ЕГЭ:

Комплексный анализ публицистического текстов.

(Обобщающий урок по разделу).







1





1

Контрольная работа.





Письменный анализ текста.

16неделя





31.п.-

32.п.

КВН на тему «Общественно-политическое и судебное красноречие».

2

Устные выступления учащихся.


2-е полугодие



36часов (28+8 РР)










Раздел 3. Разговорный стиль речи. (12 часов)

(9+3РР)


2


10


17неделя

33.п.




34т/п


Разговорный стиль речи. Общая характеристика.

Коммуникативные особенности разговорной речи.





0,5


1





0,5


Устный опрос по таблице.



Устные выступления учащихся.

18неделя






35т/п





36т/п

Жанры разговорной речи (устные и письменные).

Беседа. Разговор. Рассказ.

Жанры разговорной речи (устные и письменные).

Комплимент. Письмо. Дневник.

0,5







0,5

0,5







0,5

Словарный диктант.






Словарный диктант.

19неделя





37.п.



38.п.

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Письмо дружеское и деловое: сопоставительный анализ текстов.





1




1


Карточки с игровыми заданиями.

Словарный диктант.




20неделя

39.п.






40т/п

Особенности жанра частного письма.

РР. Сочинение-письмо

(брату, сестре, другу, подруге).


Особенности жанра дневника.

Алгоритм анализа дневниковых записей.







0,5

1







0,5

Сочинение.






Письменный анализ текста.

21неделя





41.п.-42.п.



Подготовка к ЕГЭ:

РР. Сочинение-дневник (по образцу дневниковых опытов известных писателей).






2






Сочинение.


22неделя


43.п.






44.п.

Контрольная аналитическая работа по разделу «Разговорный стиль речи».

Подготовка к ЕГЭ:

Тест по разделу «Разговорный стиль речи».







1







1

Контрольная работа.






Тест.





Раздел 4. Стиль художественной литературы. (22часа) (19+3РР)

7

15


23неделя


45.т.





46т/п



Особенности стиля художественной литературы.



Подготовка к ЕГЭ:

Художественные средства выразительности.

1







0,5






0,5

Устный опрос по таблице «Особенности стиля художественной литературы».


Словарная работа.

Тест.

24неделя




47т/п






48т/п

Подготовка к ЕГЭ:

Роль тропов и стилистических фигур в художественной речи.


Подготовка к ЕГЭ:

Роль синонимов,

антонимов, фразеологизмов в художественной речи.

0,5







0,5

0,5







0,5

Устное сообщение по теме.

Тест.




Словарная работа.

Тест.

25неделя




49т/п-

50т/п



Лингвистический анализ художественного текста.

Алгоритм анализа.

1




1




Устный опрос по конспекту.



26неделя





51т/п-

52т/п



Подготовка к ЕГЭ:

Лингвистический анализ поэтического текста.

Алгоритм анализа.

1





1





Письменный анализ стихотворения Б. Пастернака *«Гамлет».

27неделя




53т/п-54т/п

Подготовка к ЕГЭ:

Лингвистический анализ прозаического текста.

Алгоритм анализа.

1





1






Письменный анализ текста рассказа

И. Бунина* «Легкое дыхание».

28неделя



55.т.




56.п.

Малые художественные жанры.


РР. Сочинение стихотворений в жанре моностиха, акростиха.

1









1

Устный опрос по таблице «Малые художественные жанры».


Сочинение.

29неделя



57.п.





58т/п


РР. Сочинение стихотворений в жанре буриме, центона, тавтограммы.


Художественный перевод текстов малых жанров.





0,5

1






0,5

Сочинение.





Практическая работа: подстрочник к *сонету 66 В. Шекспира.

30неделя


59.п.



60.п.

Лингвистическая игра «Я — переводчик».


Подготовка к ЕГЭ:

Редактирование текстов художественных произведений.




1





1

Карточки с игровыми заданиями.


Редактирование текстов.

31неделя

61.п.




62.п.

Редактирование переводных текстов. Типы ошибок.


Редактирование поэтических и прозаических работ учащихся.





1





1

Редактирование текстов.



Редактирование ученических работ.

32неделя

63.п.





64.п.




РР. Выразительное чтение художественных текстов.


Контрольная работа по разделу «Стиль художественной литературы».






1






1

Чтение наизусть.





Контрольная работа.

33неделя



65.п.-

66.п.



Зачет по разделу «Стиль художественной литературы».




2





Индивидуальный опрос.





Раздел 5. Повторение.

(2часа РР).


2




34неделя

67.п.-

68.п.

Итоговые занятия по курсу «Стилистика».

РР. Защита научных работ по темам курса.



2




Защита научных работ.

Всего:




68ч.

( 55+13РР)

19,5




48,5







Приложение 1.

Контрольные материалы.


1.Определите стилистическую окраску слов. Запишите их в следующем порядке: стилистически нейтральные, высокие, сниженные (пренебрежительные, презрительные, бранные).


1) Лицо, 2) морда, 3) лик, 4) харя, 5) физиономия, 6) рыло, 7) преграда, 8) помеха, 9) препятствие, 10) рыдать, 11) реветь, 12) распускать нюни, 13) плакать, 14) хныкать, 15) ныть, 16) бояться, 17) опасаться, 18) трусить, 19) дрожать, 20) прогнать, 21) выставить, 22) изгнать.


2.Запишите слова, расположив их в соответствии с нарастанием эмоционального напряжения.


1. 1)Яростный, 2)злой, 3)буйный, 4)неистовый, 5)неукротимый, 6)безудержный, 7)лихой, 8)озлобленный, 9)недобрый, 10)свирепый.

2. 1)Горе, 2)неприятность, 3)несчастье, 4)катастрофа, 5)бедствие, 6)трагедия, 7)прокол, 8)драма.

3. 1)Хороший, 2)замечательный. 3)восхитительный, 4)неплохой, 5)недурственный, 6)чудесный, 7)изумительный, 8)несравненный.

4. 1)Не люблю, 2)не жалую, 3)ненавижу, 4)питаю отвращение, 5)презираю, 6)терпеть не могу.


3.Сгруппируйте слова в две группы: 1)книжная лексика;

2)просторечные слова.


1)Донкихотство, 2)хихикать, 3)бахвалиться, 4)словеса, 5) педантичный, 60головастый, 7)мелюзга, 8)лазурный, 9)холуйство, 10)ретивый, 11)прекраснодушие, 12)личина, 13)лик, 14)работяга, 15)рехнуться, 16)нетленный, 17)хлипкий, 18)дошлый, 19)провозгласить, 20)оклематься.


4.Выпишите номера предложений, в которых неоправданно употребление 1)книжных слов; 2)разговорных слов; 3) «смешение стилей».


1) Герои Василия Шукшина часто веселые, шалопутные мужики. 2) Такие люди, как Тихон в «Грозе» Островского, поражены вирусом равнодушия, им на все наплевать. 3) В нашем дворе возвели детскую площадку, которая имеет огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения. 4) Мы любим поэта за его искренность, патриотизм и высокое мастерство в изображении родной природы. 5) Татьяна проводила время в чтении художественной литературы. 6) Вращаясь в высшем свете, Татьяна утратила былую непосредственность и простоту. 7) Онегин обалдел, увидев в Татьяне хладнокровную княгиню. 8) Партию Татьяны в опере П.И. Чайковского доверяют лучшим певицам в России, и они иногда не позорятся, а поют классно.

Свежие документы:  Контрольная работа по предмету «Человек и его среда» 11 класс


5.Выпишите номера предложений, в которых допущены стилистические ошибки: 1)тавтология; 2)плеоназмы.


1) Молодежь целеустремленно стремится к своей цели. 2) Цена лечения в этом учреждении не финансируется государством. 3) Эти ораторы призывали народ бороться за народное дело. 4) Лопухов любил Веру Павловну, которая разлюбила его и полюбила Кирсанова. 5) В дальнейшем развитии сюжета писатель психологически мотивирует поступки героев. 6) При чтении романа вас ждет немало неожиданных интересных сюрпризов. 7) Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь. 8) У Нагульнова есть отрицательные недостатки. 9) В стране проведена приватизация земли и передача ее в частные руки. 10) Когда люди сотрудничают вместе, они должны взаимно уважать друг друга.


6.Укажите нарушение лексической сочетаемости в предложениях, взятых из ученических сочинений и различных высказываний школьников.


1.Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване. 2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки. 3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины. 4. За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании. 5. В этот раз спортсменку преследовала удача. 6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение. 7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности. 8. Контрольную работу нам предложили написать устно. 9. В конце романа Павел Власов – это уже закоренелый революционер. 10. Это не играет никакого значения. 11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.


7.Исправьте стилистические ошибки в предложениях из школьных сочинений, изменив языковые средства высказываний.


1.Чичиков наносит визит Коробочке, этой набитой дуре и бескультурной женщине. 2. Сатин первый раскусил Луку. 3. Манилов умеет только трепать языком. 4. молодой дояркой овладело неугасимое желание увеличить надой от своей черноокой красавицы буренки. 5. Роман Пушкина – первая ласточка среди произведений такого жанра. 6. Павел Власов — орел с могучим размахом крыльев, принесший факел счастья людям, живущим во мгле.


8.Укажите в тексте юморески жаргонные слова и выражения и переведите этот отрывок на общепринятый русский язык.



Конспект одного крутого студента на одной забойной лекции


Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших Кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легко было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшнуну, Урук и Исин, которые долго пружинили хвост, но пролетели, как стая рашпилей.


9.Укажите стилевую и жанровую принадлежность текста. Какие речевые фигуры и тропы в нем использованы?


Свобода… Вот она, главная мужская ценность, которую сильный пол готов порой отстаивать любой ценой. Не спорьте с любимым. Лучше подарите ему мужской аромат от Кензо – легкий, воздушный, ультрасовременный. Пусть ваш мужчина чувствует себя свободным. Как ветер, оставаясь… рядом с вами, конечно же!


10.Сравните два письма. Какое из них неофициальное, личное? Укажите его признаки. В каком содержится деловая информация? Охарактеризуйте письма.


Милый друг мой!

Получил твое письмо из Берлина – спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю – через восемь.

Лишь недавно проводил друзей и, по обыкновению, закопался в бумагу.

Напиши, пожалуйста… как твои дела. Ты знаешь, о чем я спрашиваю.

(Из письма М.Горького Ф. Шаляпину.)


Уважаемый Денис Иванович!

В ответ на Ваш запрос от 21.02.1996 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.03.1996 г. всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному на Ваших письмах.

Оргкомитет.


11.Составьте текст из приведенных ниже предложений, определите его стилевую принадлежность.


  1. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество.

  2. Неодушевленных предметов нет.

  3. когда люди уходят, после них остаются вещи.

  4. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей.

  5. Это хорошо знали еще современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

  6. Есть неодушевленные люди.


12.Прочитайте поэтический текст. Укажите средства художественной выразительности.

Под парусом гусиного пера

Плыл стих. Была осенняя пора.

Куда спешишь? Дожди неумолимы.

Трещит камин. И осени, и зимы

Нужны творцу. Ему несносен зной

И суета. Над синей белизной

Бумаги писчей строятся виденья.

И первая строка стихотворения

По первопутку в поисках добра

Идет, плывет под парусом пера.

(Л.Озеров)

13.Укажите особенности разговорного стиля в тексте стихотворения А.С.Пушкина «Любопытный».

-Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

— Эй, не хитри; Ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно все скрываешь

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям; скажи ты мне хоть слово…

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».


14.Отредактируйте предложения переводных текстов. Укажите тип ошибок.


  1. Самый маленький шанс лучше, чем полное отсутствие надежды.

  2. Он мужественно признал тот факт, что друг для него потерян.

  3. Он куда-то убежал, вернувшись к вечеру.

  4. Пантера атаковала девушку.

  5. Скудная растительность вызывала ассоциации с тундрой.

  6. Мы остановились, чтобы выяснить названия мест, где были совершены нападения на людей и их точные даты.

  7. Старик чувствовал себя преданным.

  8. Туземцев нисколько не смущал тот факт, что они не понимают языка пришельца.

  9. Отсюда пассажиров везут на автобусе в город, где пересаживают в уже готовый экспресс с удобными купе, батареями, ресторанами, кафетерием и старыми неграми – проводниками в золотых очках и белых перчатках, ласковых и предупредительных, как добрые няньки в хороших домах.

  10. Он ворчливо крикнул.


15. Найдите верные соответствия между адресатом эссе и литературной формой его воплощения и расположите их в нужном порядке:


Возможные формы эссе: Адресаты жанра:

Письмо слушатели и читатели

Слово аудитория

Открытое письмо близкий друг

Речь собеседник

Очерк человек, с которым идет

Полемика

16. Определите стиль и жанр данного текста.


Ленивых лет легко ласканье, Луга лиловые люблю. Ловлю левкоев ликованье, Легенды ломкие ловлю. Лучистый лен любовно лепит Лазурь ласкающих лесов. Ловлю лукавый лилий лепет, летящий ладан лепестков.


17.Выявите речевую недостаточность в предложениях; восстановите пропущенные слова.


1.Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 2.Учащиеся, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 3. Классным руководителям обеспечить явку своих родителей на общешкольное родительское собрание. 4. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются. 5. Посетите клинику головной боли! 6. премировать работников детсада за уровень заболеваемости детей. 7. Ученик упал с забора в травматологическое отделение. 8. Санэпидстанция готовит отравленную приманку для населения. 9. Подростки сами ориентируются на местности: маршруты, место для привала, приготовление пищи. 10. А в Англии у одного фермера родилась необыкновенная овца – клон Долли.


18.Найдите в поэме А.Блока «Двенадцать» эпитеты, антонимы, оксюмороны. Выпишите их из текста. Объясните, какова их стилистическая роль?


19.Сочините буриме на рифмы: зачетка – аптека –четко – дискотека.


20.Назовите жанр поэзии:

Какое будущее у прошлого? (К. Ковальджи)

Приложение 2.

Тексты для самостоятельной работы.


1.Прочитайте текст, выявите особенности жанра эссе.


О современном герое.

Слово «герой» в применении к литературному или театральному персонажу, хотя оно и привычно и знакомо со школьных лет, обладает скрытым коварством. Оно вводит в заблуждение. То, что принадлежит герою, есть героическое! А это совсем не обязательно. Еще Лермонтов иронизировал, используя двойной смысл слова «герой». Поэтому лучше просто: человек. Не будет упреков, недоумений, претензий.

Человек сегодняшнего дня, о котором мне интересно читать, слушать со сцены и писать, — это человек, понимающий на двадцать лет больше современника целины, на сорок лет больше человека тридцать седьмого года, на шестьдесят лет больше юноши, который ходил по улицам Питера со знаменем «Вся власть Советам!» Время –это груз понимания. Возраст дерева определяется годовыми кольцами, возраст человека – человечества – определяется кольцами опыта, кольцами понимания.

Пустых людей, живущих биологической жизнью, к сожалению, много, они составляют большинство, м нет дела до опыта, до пережитого и грядущего – они живут сегодняшним днем – и по сути не отличаются от людей, живущих биологической жизнью сто лет назад. Искусству они мало интересны. Впрочем, как повод для обличения, укора, улыбки и сострадания!

(Ю. Трифонов.)


2.Прочитайте текст, выявите особенности жанра рекламы.


Новинка от «Эсте Лаудер» Пьюр Вельвет. Тушь, создающая необыкновенный объем. Теперь ресницы выглядят еще длиннее.

«Пьюр Вельвет» — это естественность и совершенство. Легкое движение кисточки одновременно удлиняет, расчесывает и загибает каждую ресничку, покрывая ее сразу двумя слоями. Богатая пигментами тушь создает бархатный эффект на целый день, а гидротерапевтический комплекс сохраняет, защищает и поддерживает естественную пышность. Настоящий бархат от «Эсте Лаудер». У Вас еще не было таких красивых ресниц.


3.Прочитайте текст, выявите особенности стиля и жанра.


С годами все чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку… Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.

Для каждого писателя Пушкин – удивительный пример нестареющего мастерства…

Для Пушкина гений сохраняет древний смысл души, ее творческую крылатость. Гений – это не только степень таланта, но и свойство его – некое нравственное начало, добрый дух.

Слово гений ныне обычно связано с великими созданиями, изобретениями, открытиями. Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. Наверное, тут следует разделить – открытие может быть гениальным, но гений – это не только само открытие. В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. Моцарт готов восторгаться всем хорошим, что есть у Сальери. Он свободен от зависти. Он открыт и простодушен…

Из всей галереи гениев человечества – ученых, поэтов, художников, мыслителей – Пушкин выбрал именно Моцарта. Выбор, поразительный своей безошибочностью…

(Д. Гранин.)


4.Прочитайте текст, выявите особенности жанра информационной заметки.


У москвичей в разгаре сезон холодного душа.

Москва пережила уже две трети периода отключений горячей воды – этого ежегодного испытания, на несколько недель оставляющего миллионы россиян без такого достижения цивилизации, как горячий душ.

Может показаться невероятным, что самый большой город Европы, столица государства, которое отправило первого человека в космос, не может круглогодично обеспечить своих жителей горячей водой. Но, подобно чиновничьей бюрократии советского образца и взяткам на дорогах, отключение воды – это неприятный факт, на который можно жаловаться, но с которым россияне, как им свойственно, стоически мирятся.

Чтобы справиться с отключением воды, нужно обладать одновременно изобретательностью и терпением. Для душа теперь требуется не только мыло и шампунь. В одночасье душ становится мероприятием, для которого необходимы чайники, кастрюли, мисочки и, как правило, емкость под названием «тазик». Самый распространенный метод состоит в том, чтобы кипятить воду на кухне и относить ее в ванную. Но есть и другие способы. Газета «Речь», выходящая в Вологодской области, предлагает конструкцию, в которой горячая вода из стиральной машины отводится в ванну с помощью шланга…


5.Прочитайте текст, выявите особенности жанра путевого очерка.


Ближний тыл главной стройки.

Тюмень прежде называли «столицей деревень». Деревень вокруг тоже было не густо, сам город по окраинам напоминал сельщину. Кое-что осталось. Трехоконные, вросшие в землю старые домишки, словно чувствуя себя виноватыми, недостойными сегодняшней тюменской известности, прихорошились, ярко, броско окрасили ставни, обновили крышу.

На них свысока смотрят многоэтажки, образующие нынешний силуэт города. Вокзал внешне строговат на взгляд тех, кто привык к построенным в первые послевоенные десятилетия вокзалам-дворцам со всяческими украшениями, лепкой, роскошными люстрами. Это вокзал делового города.

Здесь люди останавливаются ненадолго, их главная дорога – дальше на север. Тюмень лишь ближний тыл главной стройки.


6.Отметьте признаки репортажа в данном тексте.


Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Солнечный весенний день. 29марта. 11 часов. Около Кутафьей башни Московского Кремля весело и многолюдно. Большая часть собравшихся – дети. Они оживленно беседуют друг с другом и направляются в Государственный Кремлевский дворец. Сегодня здесь, в главном зале страны, происходит церемония награждения победителей Московского международного форума «Одаренные дети». И это не случайно: девиз Форума – «Воспитание души – истинное служение Отечеству» — как никакой другой характеризует идеи, заложенные в президентской программе «Дети России».

700 участников из 62 регионов высказали свое видение столь сложной и многогранной проблемы. В 20 номинациях дети России и ближнего зарубежья поделились мыслями о том, что значит для них истинно служить Отечеству



7.Прочитайте текст. Напишите сочинение на тему «Анализ стихотворения Н.Гумилева «Телефон».


Неожиданный и смелый

Женский голос в телефоне,-

Сколько сладостных гармоний

В этом голосе без тела!


Счастье, шаг твой благосклонный

Не всегда проходит мимо:

Звонче лютни серафима

Ты и в трубке телефонной!


8.Прочитайте текст, выявите особенности стиля и жанра.

Гроза утихала над нашим кровом, но дождь еще долго кропил Бобришный угор. В доме было тепло и спокойно, отблески молнии вспыхивали за окнами, пахло освеженною зеленью. Гром еще рычал где-то, но все тише и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая усталость и

гармоничное, счастливое созерцание мира. И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоем голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось снова что-то делать для людей и для времени в этом непостижимом мире.


9. Сохраняя стилевую и жанровую особенности начала данного текста, продолжите его (напишите сочинение, используя для связи с текстом конструкцию: Чтобы доказать это, обратимся к…).


Свет отбрасывает тени, и без теней «не видно света». Именно поэтому, возможно, для остро ощущающей жизнь поэзии неизбежна всегда таящаяся вдали, на втором плане, «как зернышко на дне», тема смерти. Она характерна для поэзии Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Блока, Маяковского, Цветаевой, Пастернака.


10.Прочитайте стихотворение А.Дементьева, сформулируйте проблему и напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, сохраняя особенности публицистического стиля.


Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса.

Ты прости нас, бедный колонок,

Изгнанный, затравленный, убитый…

На планете, Богом позабытой.

Мир от преступлений изнемог.


11. Напишите сочинение-рассуждение по данному началу, сохранив особенности публицистического стиля.

Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей распавшейся жизнью. Путаница в падежах и чудовищный разброд ударений сигнализируют о некоторой ущербности бытия. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души…

12. Напишите сочинение на тему «Похвальное слово русскому языку», сохраняя особенности жанра слова.



Список литературы


1.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.


2.Горшков А.И. Русская словесность. – М.: 1997.

3.Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008.


4.Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998


5.Мазнева О.А., Михайлова И.М. Стилистика: 10-11 классы: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2008.-128с.



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: