Совершенствование речевой деятельности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии развития критического мышления


Государственная казенная общеобразовательная школа-интернат Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования».









Статья на тему:


«Совершенствование речевой деятельности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии развития критического мышления».













подготовила

учитель русского языка и литературы

Казакова Елена Петровна








г. Калуга

2014






«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Л.Н.Толстой.

В настоящее время школа должна воспитывать образованную, развитую и свободную личность, владеющую собственной точкой зрения и имеющую определенный жизненный опыт. Следовательно, формирование критического мышления у современного школьника приобретает особую актуальность.

Сущность ТРКМ состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения,например, работу с таблицами, кластерами, инсертами (чтение текста с пометками), работу в парах, в группах, взаимопроверку. Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а также мотивирует их деятельность.

Специфика данной образовательной технологии заключается в ее фазах (вызов, осмысление, рефлексия), что позволяет выбирать различные стратегии работы с текстом, организовывать дискуссии и реализацию проектов, а так же позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Первая фаза — фаза вызова.

На этой стадии от учителя требуется организация процесса актуализации имеющихся знаний в связи с изучаемым материалом. Иногда этого можно достичь путем вовлечения учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений, путем организации работы в учебных группах. Таким образом, учитель должен пробудить интерес у своих учеников к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.

Учащиеся могут определять направления в изучении темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

Вторая фаза — фаза реализации смысла (осмысление).

На первой фазе учащийся задает себе вопросы: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе он должен ответить на эти вопросы в определенной учебно-познавательной деятельности.

На первой фазе организуется активная работа с информацией, самостоятельное сопоставление изучаемого материала с уже известными данными, мнениями. Здесь очень важен эффект приобретения. При работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы ТРКМ нацелены на достижение указанного эффекта.

Третья фаза — фаза рефлексии.

Рефлексия — «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Ученик должен самостоятельно систематизировать новый материал, чтобы он стал для него «своим» в полном смысле этого слова.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Что ты знаешь о словах?"

Если посмотреть на эти три стадии занятия, то, с точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что они есть на каждом обычном уроке — введение в проблему, изучение и закрепление нового материала. Но элементы новизны содержатся в методических приемах, которые направлены на создание условий для развития каждой личности, на каждой стадии используются свои методические приемы. Их достаточно много, но объединяет их то, что все они направлены на развитие речи.

У каждого учителя складывается своя система использования этих приемов на каждом из этапов урока.

Прием «корзина идей» может использоваться на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме (1-2 мин.), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3 мин.), а дальше все знания складываются в «корзину» — записываются учителем на доске, причем и правильные, и неправильные. В течение урока мы опять возвращаемся к «корзине», чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. В результате — прием сразу «стал работать» на развитие устной речи. Этот прием уместен на уроках и русского языка и литературы.

Очень хорош на стадии вызова прием «веришь — не веришь». Им можно вызвать аргументированные ответы по проверке домашнего задания, кроме того, он может стать отправной точкой в получении нового материала, его осмысления. Например, на уроке русского языка после изучения темы «Синтаксическая роль имени существительного в предложении» перед проверкой домашнего задания можно задать вопрос: «Веришь ли ты, что в предложениях «наступил день» и «мой отец — врач» имя существительное выражено подлежащим?» После этого вопроса следует ответ-доказательство.

На стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить прием «ключевые слова», по которым за 3 — 5 мин. пишется легенда, рассказ или история. Этот прием позволяет быстро повторить домашнюю работу, поработать над развитием речи, поставить цели к уроку, ввести учеников в рабочую атмосферу. Например, в 8 классе после урока «Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» на первом этапе следующего урока на доске записаны слова: «1773-1775, Емельян Пугачев, А.С.Пушкин, Оренбург, 1832, старожилы, 3 тысячи, «История пугачевского бунта», «Капитанская дочка», очерк, повесть, 1836». Если материал предыдущего урока усвоен, то учащиеся легко справятся с заданием.

На этапе осмысления информации очень интересен прием создания кластеров (схем, таблиц, фишбоун, рисунков). Составление кластера позволяет думать и рассуждать свободно и по любому поводу, совершать ошибки, исправлять их.

Свежие документы:  План урока "Степени сравнения имён прилагательных" 6 класс

Чтение с пометками особенно эффективно на уроках литературы, при изучении биографии писателей. Одной из форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: «знаю», «узнал новое», «хочу узнать поподробнее». В каждую колонку вносится информация своими словами. Прием хорошо формирует письменную речь, это проявляется при заполнении таблицы, выборе лексики.

На этапе осмысления можно использовать прием «двухчастный дневник». Этот прием дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом, когда цитата из текста комментируется самим учеником. На первых уроках тексты, по которым идет работа не должны превышать одной-двух страниц, по мере овладения приемом объем должен увеличиваться. Но самое главное — научить ученика рассуждать, размышлять, искать ответы на вопросы, пересматривать свое мнение по тому или иному вопросу и получать от этого удовольствие.

На стадии рефлексии после изучения материала вновь обращаемся к стадии вызова, исправляем, дополняем, делаем выводы. Если это были кластеры, вносим дополнения в них; если это была «корзина», вносим коррективы в нее, и так далее.

Можно использовать художественные формы рефлексии, это и эссе, и синквейны (и на уроках русского языка, и на уроках литературы). Синквейн — это возможность резюмировать информацию. Сначала они вызывают трудность, затем интерес. Ученики в лаконичной форме, выбрав точные слова, описывают суть понятия или осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. Например,

1.Предложение

Простое и сложное

Повествует, побуждает, спрашивает

В нем скрыта грамматическая основа

Законченность.

2.Манилов

Сладкий, сентиментальный

Ласкает, манит, угождает

«Как хорошо было бы, если бы…»

Бездельник.

Приемов ТРКМ очень много, это многообразие позволяет делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовольствие.

В основу моей деятельности легли работы по развитию критического мышления, с которыми я познакомилась в журналах «Русский язык» за 2002 — 2007 г. После апробации данной технологии могу отметить, что у учащихся повысились объем и качество речевой деятельности, появилась большая заинтересованность в предмете, возросла активность на уроке, даже слабоуспевающие ученики стали добиваться успеха.














Литература

Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3

Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.

Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.

Свежие документы:  ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ГЛАГОЛ" 5 класс

Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.

Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.

Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. — Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.

Низовская И. За и против. Критическое мышление — это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 — 28.С.3.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: