Статья «Реализация творческих возможностей в процессе подготовки к выполнению части С» (из опыта работы)


МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»







ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Реализация творческих возможностей в процессе подготовки к выполнению части С»









подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна















с. Погромец

2009



Речевая деятельность – творческий процесс, результатом которого является неповторимая индивидуальная речь (в устной или письменной форме)
Л. В. Щерба


Цель учителя словесника: подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА в 9 классе
и ЕГЭ в 11 классе.


ЗАДАЧИ:

  • научить школьника чувствовать стилистические особенности текста,

  • познакомить ученика с причинами создания сочинения – рассуждения,

  • научить видеть речевые ошибки в заданиях,

  • научить аргументировать свои мысли,

  • успешно пользоваться полученными навыками, выполняя задания части С.


Таким образом, культура письменной речи – одно из главных направлений работы учителя


ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ:

  • в школьной программе по русскому языку для VIX классов нет конкретного раздела, посвященного изучению стилистики и культуры речи,

  • в учебниках сведения о художественных средствах изображения ограничиваются сообщениями о гиперболе, метафоре, эпитете, сравнении,

  • в учебниках логически не обосновано изучение функциональных стилей, видов связей в тексте, композиции произведения,

  • ученики нее умеют внимательно, вдумчиво читать текст,

  • в учебниках для XXI классов даны слишком большие упражнения с пропущенными знаками препинания,

  • на изучение русского языка в старших классах отводится небольшое количество часов.


СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЧАСТИ С СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ:

  1. Подготовка к сдаче ЕГЭ начинается уже с 5 класса, а в старших «шлифуется» умение видеть текст со всех точек зрения.

  2. Обучение вдумчивому чтению с 5 класса.

  3. Подготовка проводится по возможности на каждом уроке.

  4. По времени занимает от 4-6 минут (в зависимости от задания) до уроков развития речи в VIX классах и специальных уроков подготовки к ЕГЭ в XXI классах.

  5. Методическая подготовка к части С заключается в системе упражнений, направленных на выработку умений:

— определение темы, идеи текста и формулирование соответствующих положений;

— выделение наиболее значимой (ведущей) проблемы текста или выделение наиболее общей его проблемы;

— комментирование поставленной в тексте проблемы;

— формулирование авторской позиции;

— изложение собственной позиции с привлечением нескольких аргументов.

Таким образом, подготовка к сочинению представляет собой комплексный анализ текста: лингвистический, речеведческий, стилистический.

6) Опора на постоянное наличие у детей сводных таблиц, понятий и терминов:

а) таблица «Признаки текста»

б) таблица «структурные единицы текста»


Признаки текста



Любите книгу всей душой!

Она не только ваш лучший

друг, но и до конца верный спутник (М. Шолохов)



















СТРУКТУРА ЕДИНИЦ ТЕКСТА



7) Сбор информации в портфолио каждого ученика, которая постепенно пополняется

8) Диагностика успешности и затруднений, позволяющая выявлять пробелы в знаниях и проводить дифференцированную работу с учащимися.



ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ЧАСТИ С:

  • выразительное чтение и чтение по ролям,

  • иллюстрирование,

  • анализ и сопоставление художественных произведений,

  • лексико-семантический и этимологический анализ,

  • ассоциативный и стилистический эксперименты,

  • составление монологов и диалогов,

  • написание сочинений различных типов, стилей и жанров,

  • оппозиционный анализ языковых единиц в тексте,

  • сравнение, конструирование и моделирование речевых ситуаций,

  • ответ на проблемный вопрос.


ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

  1. Размышляем над высказыванием

  • Прочитайте мудрые мысли. Как вы их понимаете? А что, по – вашему, значит «уметь говорить»?

Слово – это «начало всех начал».

Уметь говорить — значит уметь обращаться, то есть понимать другого. Это умение мыслить и чувствовать, сопереживать, слушать вести диалог. Про хорошего собеседника народная мудрость гласит: «С ним побеседовал — душу отвел»

  1. Работаем со значением слова

  • Разберите слова по составу и дайте их лексическое значение.

Общение, сообщение, воздействие, монолог, диалог, полилог.

  1. Экспериментируем

  • Закончите предложение: «Общение – это…», выбирая из предложенного списка слова и сочетания слов.

Умение, мастерство, знание дела, искусство, роскошь, предмет необходимости, ценная вещь, способность налаживать отношения, самое ценное в жизни.

4) Учимся характеризовать речевую ситуацию, используя различные рисунки.

  1. Поиграем: какие чувства можно выразить руками? Глазами? Улыбкой?

  2. Лексическая работа

  • Подберите эмоционально окрашенные глаголы и наречия, характеризующие манеру говорения.

Сказал, воскликнул (заорал, закричал, затараторил, гаркнул, прошептал, проворчал, огрызнулся. Завопил, усомнился, огорчился, простонал, изумился, ответил, попросил и т.д.; злобно закричал, презрительно сказал, твердо ответил, умоляюще попросил и т.д.)

  • Продолжите ряды слов.

Настроение – бодрое… (приподнятое, радостное, шутливое и т.д.)

Тон – участливый… (холодный, открытый, вкрадчивый, вызывающий, кроткий и т.д.)

Говорить – доброжелательно… (ласково, долго, радостно, насмешливо, тихо, подозрительно и т.д.)

  1. Учимся обобщать

  • Используя таблицу, расскажите об особенностях разговорного стиля. Дополните таблицу своими примерами.

РАЗГОВОРНЫЙ СТИИЛЬ
























  1. Открываем мудрость пословиц

  • Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? Распределите пословицы по группам. Обоснуйте свой выбор

  1. Работаем с ключевыми словами.

  2. Работаем над типом и стилем речи.

  3. Работаем над понятием

  • Используя следующую схему, ответьте на вопросы. Как строится текст – рассуждение? Какие основные элементы он включает?



  1. Упражнения на понимание прочитанного по методу

Н. Шапиро (состоят из текста и нескольких истинных и ложных утверждений, находящихся на другой стороне листа).


Используемая литература


1. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, — Волгоград: Учитель, 2005

2.Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, — С-Петербург «Паритет», 2005































































Свежие документы:  Применение игровых технологий на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: