Статья «Внеурочная деятельность учащихся как средство развития их социальной компетентности»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Молодежный Перелюбского

муниципального района Саратовской области»









Обобщение опыта работы: «Внеурочная деятельность учащихся как средство развития их социальной компетентности».






Подготовила: Сизова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории






















Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания учащихся, формирования ее интеллектуального и творческого потенциала в процессе обучения в школе.

Социальная компетентность есть интегральное личностное образование, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания, выступающие в качестве руководства к действию, субъектную способность к самоопределению и нормосозиданию, личностное умение осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека.

Необходимость формирования социальной компетентности обусловлена тем, что, во-первых, она обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию в общество, а во-вторых, имеющиеся в настоящее время образцы и нормы социальной практики приходят в противоречие с новыми условиями. Социальная компетенция определяется отношением «Я — общество» (слайд №2) и характеризуется умением выбрать социальные ориентиры, умением организовать в соответствии с ними свою деятельность. От социальной компетентности зависят реализация профессионального потенциала, оптимизация эмоционального потенциала и отношений с социумом.

В условиях изменившейся модели образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, но и его личностные «приращения», социальная компетентность приобретает всё большую значимость.

Социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: включение в социум, возможность трудоустройства, создание семьи, успешность карьеры. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности .

В процессе обучения в школе учащиеся включены в учебную деятельность, во многие компоненты структуры социальной компетентности. Но так как форма учебной деятельности — это в основном уроки, семинары, то по большинству знания о мотивационной структуре, о качествах человека, о механизмах функционирования общества, о роли человека в нем преподносятся в информативной форме.

Поскольку форма учебной деятельности строго регламентирована, возможности «попробовать всё самому, испытать на себе» не достаточно для становления развития социальной компетенции. Одним из ключевых понятий социальной компетентности является развивающая среда, в которой руководители стараются делиться с подчиненными своими знаниями, мнениями, мыслями, ценностями, планами, самонаблюдениями, надеждами и опасениями, опытом разочарований и достижений .

Наряду с учебной деятельностью важным средством формирования социальной компетентности учащихся является внеучебная работа.

Внеучебная деятельность (в конкретном случае культурно-досуговая) обеспечивает создание развивающей среды — одного из ключевых понятий в развитии социальной компетентности.

В школе проводятся культурно-массовые мероприятия самого различного рода, за которые отвечают классные руководители. Это традиционные вечера, праздничные концерты, встречи, конкурсы, викторины.

Ко всем мероприятиям выдвигаются одинаковые требования на наличие организационно-педагогических условий, влияющих на проявления социальной компетентности:

—                     свобода выбора: школьник сам в праве выбирать направление и ход работы для более удачного проведения открытия, праздничного концерта; либо собственное планирование хода работы;

—                     свобода действия: не ограничивается жесткими рамками и предписаниями;

—                     свобода слова: свободное выражение своих мыслей, идей, планов, способов реализации;

—                     разноплановость видов деятельности: широкий и разнообразный спектр видов деятельности (от рисования плакатов, до организации концерта);

—                     востребованность талантов и умений: приветствуются все предложения, и предоставляется возможность воплощать свои идеи в жизнь;

—                     условия ответственности: школьники выступают в роли организаторов, заведуют материальными расходами, отвечают за проведение концертной программы;

—                     взаимодействие между участниками: совместное обсуждение и принятие решений, разделение обязанностей, высокий уровень общения и коммуникативных связей на всём протяжении данного мероприятия.

Все мероприятия имеют довольно широкую организационную структуру, в которой задействовано большое количество школьников. На организацию одного мероприятия требуется порядка пятидесяти человек, начиная от художников-оформителей, до людей, занимающихся финансовыми вопросами. В результате отслеживается невысокий уровень соблюдения ответственности у участников мероприятия, поскольку за одно дело может отвечать несколько человек, то каждый старается взять на себя как можно меньше ответственности и переложить ее на плечи другого. Большую роль играет тот фактор, что мероприятие временное – люди собрались, устроили праздник и разошлись, нет долговременности, и личность не чувствует своей большой значимости для коллектива, чтобы нести ответственность за всё мероприятие.

Поскольку праздники устраивают в школе не первый год, то определенные традиции по организации и проведению уже сложились, это влияет на свободу действия: многое не разрешается воплощать в жизнь из-за правил или норм, сложившихся за много лет.

В направлении культурно-досуговой деятельности систематического характера полное соблюдение организационно-педагогических условий, влияющих на проявление социальной компетентности школьника, присуще коллективам с руководителем, который наравне со всеми принимает участие в жизни коллектива.

По моему глубокому убеждению, участие в работе кружка обеспечивает школьнику возможность проявления себя, общения с друзьями.

В этом году мне удалось организовать систематическую работу кружка «Художественное слово». Надо заметить, что входят в состав группы учащиеся 7 класса, непростого,переходного возраста, в основном, мальчики.

На занятиях кружка ученик ощущает себя неотъемлемой частью коллектива, поэтому чувствует личную ответственность за все происходящее внутри него и за выступления перед публикой.

Задачи, поставленные мною в работе кружка, следующие:

 

1.      Развивать творческие способности детей.

 

2.      Учить общению в разновозрастном коллективе.

 

3.      Через словесное творчество воспитывать детей.

 

4.      Учить сценическому мастерству, искусству грима и костюма.

 

5.      Знакомить с творчеством мастеров художественного слова.

 

6.      Пробудить интерес к литературному творчеству.

 

7.      Учить культуре речи.

 

8.      Повысить функциональную грамотность учащихся (языковые разминки –

        обязательный атрибут каждого занятия).

Свежие документы:  Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы О, Е после шипящих в конце наречий»



Занятия проводятся в соответствии с намеченным планом:









Вводное.О технике речи.

-дыхание;

-голос;

-дикция.


Интонация

-фразовое и логическое ударение;

-темп и ритм речи;

-мелодика

Выразительное чтение учителя.

-Знакомство с текстом;

-Составление плана;

-Своеобразие чтения басен и стих-ий;

Рассказывание.

-Каким должен быть рассказ;

-Рассказ с изменением лица рассказчика;

-импровизированный рассказ;

Мимика и жесты.

-понятие о мимике и жесте;

-повторительные упражнения;

Практические занятия. Инсценировки. Показательные выступления.




Интерес к занятиям поддерживается тем, что наши достижения, маленькие победы становятся достоянием общества. Члены кружка – постоянные и незаменимые участники всех праздничных концертов не только в школе, но и в поселковом Доме Культуры. Несомненным плюсом является то, что участие в мероприятиях дает право проявить себя в любой роли (исполнителя, руководителя).



Проблема интереса – одна из важнейших для меня в работе с детьми. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на занятиях; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные умения мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Чтобы возникал (и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:

  • Прежде всего, это такая организация занятия, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

  • Занятие интересно тогда, когда оно разнообразно.

  • Для появления интереса к изучаемому материалу необходимо понимание важности, целесообразности его изучения.

  • Материал занятия должен быть посильным.


  • Яркость материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к работе.



Приведенному комплексу условий могут отвечать только подготовленные, нетрадиционные формы организации работы кружка.

«Явная зависимость театральных знаний и интересов учащихся от школы обязывает нас с большим вниманием отнестись к этой области культуры, и особая ответственность здесь ложиться на учителя-словесника»1.

Самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театральный опыт, организация театральной студии, драматического кружка…

Опытный учитель знает, что обогащать театральный опыт подростка – это значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить его творческие способности. Юный зритель тянется на сцену, охотно становится сам «актером». Опыт многих учителей подтверждает необыкновенно положительное влияние работы в драматическом коллективе на развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий; на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности.

Приобретенный опыт и наблюдения за развитием учащихся в процессе занятий, выступлений на сцене убедили меня в правильности этих положений, высказываний. Из нашего кружка, несомненно, должен вырасти

( я надеюсь на это) драматический театр. В этом направлении делаются первые шаги.

В методике вопрос о взаимодействии литературы с театром освещен недостаточно. Поэтому возникла необходимость заняться разработкой этой темы, которая является интересной и перспективной.

В стандартах образования отмечено, что межпредметные связи развивают эмоциональную культуру личности, социальнозначимое отношение к миру и искусству, специальные художественные способности, творческое воображение, образное мышление, эстетические чувства, воспитывают эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного произведения, формируют эстетический вкус.

Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива), но основной принцип – принцип связи литературы с формированием читательского опыта – всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего – к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений.

В центре внимания учителя — прежде всего особенности восприятия учащимися драматургического текста и поиски таких приемов работы, которые, отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы ее освоение в единстве формы и содержания.

Вот те условия, которые необходимы для преодоления трудности восприятия учащимися драматического произведения (осуществляются они в системе):

  1. Организация школьной драматической самодеятельности, тесно связанной с уроками литературы, когда происходит критическое знакомство учащихся с пьесой и ее сценическими возможностями.

  2. Подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу драматического произведения:

а) самостоятельное инсценирование небольших эпизодов (представление о «технологии» драматического творчества, способствующее проникновению в художественную форму драмы);

б) обучающий анализ драматического эпизода (понятие конфликта драматического действия, средства его выражения, характеристика драматического персонажа, значение речи действующих лиц драмы…);

в) обязательное чтение вслух драматического произведения на уроках литературы (реализация той художественной энергии звучащей речи, на которую драма рассчитана).

  1. Анализ драмы, учитывающий ее специфические художественные свойства (драма как особый род литературы).

4. Обращение к профессиональному театру в соответствии с задачами литературного образования и развития школьников.



Один из важных этапов приобщения школьника к театральной культуре – это подготовка его как читателя драматургических произведений, первоосновы театра.



Здесь вступают в силу законы театральной педагогики, урок должен быть расписан по событиям, как в спектакле. Этот этап подготовки занятий называется педагогическим инсценированием.

Уроки выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. Умению организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает учителям театральная педагогика. И тогда в инсценировании и режиссуре урока появляется групповая работа, которая дает возможность участвовать всем детям в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «учитель–ученик».

Я стараюсь организовать учебную деятельность так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого необходимо создать проблемную ситуацию.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В связи с данными целями необходимо решение следующих задач:

установить точки соприкосновения двух предметов;

выявить общие понятия.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр неотделимы и естественно дополняют друг друга.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев.

Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся.

Принципиально важно, чтобы школьник, работающий над инсценировкой эпического произведения или его эпизода, умел:

  • выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию);

  • уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);

  • определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;

  • уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;

  • осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос).

Поставив перед собой такие задачи, чрезвычайно ответственно подхожу к отбору эпизодов или рассказов, предназначенных для инсценирования. Я убеждаю учащихся, что инсценировка подчиняется законам драмы, и таким образом знакомлю их с этими законами. Иногда доверяю выбор материала для инсценировки самим учащимся, это эффективно при воспитании в них грамотного и внимательного читателя.

Главная задача в том, чтобы определить основные принципы и приемы анализа, которые помогли бы школьнику при чтении пьесы ощутить особый характер ее выразительных средств и помогли бы ему сделать правильный выбор материала для инсценирования. Найти методические пути для решения этой задачи нам помогает известное высказывание К. С. Станиславского: «Лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его участие в конфликте, какова его линия борьбы, каково его поведение?»2.



В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды поставленной, игра остается в памяти как некое творчество, как ценность.

Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области

исторической этнографии, материальной культуры, религии, искусства) и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования.

Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Необходимо сказать, что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробуждения интереса к предмету.

Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном уроке требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно-популярной литературой при изучении соответствующих исторических сведений, это в конечном счете вызывает у них интерес к знаниям.

Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функции организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого не обязательно возлагать на учителя. Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся.

В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам. Отметим, что достаточно времени для проведения заключительного этапа такой формы урока, по возможности повторить и обобщить использованный в представлении материал, не подводить итог в спешке, а также оценить знания учащихся. Разумеется, предлагаемая структура применяется как один из вариантов при конструировании театрализованных уроков, многообразие которых определяется прежде всего содержанием используемого материала и выбором соответствующего сценария.

Урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация – душа всего. Кажется, режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающегося театрального действия.

Долгое время существовал взгляд на литературу как отражение исторических событий и политических течений, но ведь во все века авторы художественных произведений решали один вопрос – что есть человек? Поэтому и учитель должен дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что литературные персонажи близки живым людям. В этом поможет учителю театральная педагогика, занимающаяся законами построения урока как сценического действия.

Начало урока – самое главное. Это двигатель всего будущего разговора. Исходными событиями может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо и т. д. – одним словом, факты-раздражители, используемые учителем с целью завоевать внимание аудитории, заинтриговать, сосредоточить мысли учеников на предмете будущего спора

Вторая часть урока – основное его событие. Литературное произведение анализируется следующим образом: рассматриваются детали, сны, реплики героев, их внутренние монологи – для этого необходимо вдумчивое «вчитывание» художественного текста, так как это важно в постижении характеров героев, их концепций и идей. Третья часть урока – центральное событие. Учитель может поделить учащихся на творческие группы, включив их в ролевую игру, попросить составить вопросы, которые хотели, но не смогли задать героини рассказа студенту и т. п. Главное, чтобы деятельностью были охвачены все ребята.

Самым важным, решающим этапом урока является четвертый, главный, ради которого совершается театральное действие. Ученики-актеры открывают для себя истину, делают с помощью своих логических умозаключений и вопросов-раздражителей учителя, направляющего течение разговора в нужное русло, открытие, которое совершили вместе: ученик, учитель и автор произведения. Открытие может сопровождаться эмоциональным взрывом, «моментом истины», когда на некоторое время ребята забудут о том, где и кто они, полностью поверив в реальность игры. Но, впрочем, эмоционального всплеска может и не произойти. Может установиться глубокая тишина, она тоже будет свидетельством живого участия каждого из них в проблемах, затронутых на уроке. Это самая ценная и трогательная минута для автора урока – учителя, так как задача решена, цель достигнута: никто с урока не уйдет равнодушным.

Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей.

Для формирования социальной компетенции неоценимую помощь оказывают уроки, где учащиеся знакомятся с текстами литературы последнего десятилетия, так называемой «новейшей литературы». Фактор успешности такой работы – обращение к новейшей прозе, аналитическое чтение, помощь в формулировании собственной точки зрения учащихся. В результате выводы автора рассказа становятся собственной философией учащихся. 
Кружок «Художественное слово» – важная составляющая моей работы по формированию внутреннего мира учащихся и неоценимая помощь уроку. Формы работы: коллективное чтение, просмотр видеофильмов, беседа, дискуссия, чаепитие, литературная гостиная. Тематика занятий: изучение текстов классической и современной литературы, страницы Великой Отечественной войны, публицистика, литературное творчество учащихся. Результаты кружковой работы: рефераты учащихся, рисунки, сборник «Наше литературное творчество», расширение кругозора учащихся, навыки коммуникативной компетентности, воспитание эмоциональной культуры. Все это и составляет суть работы по развитию социальной и нравственно-культурной компетенций.







































Литература:




  1. Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982. – С. 35.

  2. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

  3. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.

  4. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175. 

  5. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.

  6. Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991. – С. 11–24.

  7. Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1961.

  8. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. – Киев, 1991.

9.  Попей-оол С.К. Проблема научного анализа технологии культурно-досуговой деятельности / Российского Института Культурологии МК РФ – М.: 2002.

10.  Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.

11. Сивкова Г.И. Социальная компетентность / газета «Вакансия» №13 (71) – 2001.


1

2


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: