Урок по русскому языку в 4 классе «Числительное»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Семёновская основная общеобразовательная школа»










Урок по русскому языку

в 4 классе.

Тема урока: «Числительное».









Учитель: Нестеревич

Валентина Николаевна.




Цель урока: формировать у учащихся общего представления о числительном как части речи, познакомить с их видами; развивать у учащихся интерес к родному языку.


Задачи:создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте числительные; организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения какие бывают числительные, уметь анализировать изучаемый материал, самостоятельно делать выводы.


Ход урока.

Этапы урока

Содержание этапа урока.

1.

Организационный.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные




Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить словарные слова; разбор предложения по членам и частям речи, обсудить затруднения.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению словарных слов и разбор предложения, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы:побуждающийот проблемной ситуации, диалог
























Открытие новых знаний.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: обсудить проект решения учебной задачи и составить план изучения данной темы,

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:выяснить, что числительное бывает каличественное и порядковое, названные группы числительных можно определить по вопросу .

Методы: учебный диалог.



























































Закрепление учебного материала

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения определять по вопросу каличественное или порядковое числительное.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:находить числительное в предложении, по вопросу определить какое числительное,

— развивать умение выбирать задание по уровню сложности.


Методы: репродуктивные



































Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса































Домашнее задание.

Цель, которую ставит перед собой учитель:разви

вать у детей умение определять какие бывают числительные.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:закреплять умение находить числительные, определять по вопросу каличественные и порядковые числительные.









































Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь покажите мне свои красивые глазки и тихо сядьте за парты. Спину держим прямо.



Откройте тетради.

Расположите их правильно. Запишем дату, отступив от предыдущей работы две строки.


Покажите, что вы готовы продолжить работу. Хорошо.



Словарная работа. (работа с карточками)

Слайд 1. Проверяют себя, оценивают.


Ребята, а вы не скажите, почему у нас в классе горит красный фонарик? (Потому, что у нас новая тема).








Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Запишите предложение.

Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

Пишем, соблюдая правила правописания.



Определить, какой частью речи выражено каждое слово. (Один ученик работает у доски)

Будьте внимательны при выполнении задания.


Возникает ситуация затруднения, какой частью речи является слово семь.

Кто из вас, ребята, определил?


— Ребята, как вы думаете , чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

— Будем узнавать какую-то новую часть речи.

В твоих словах есть истина и всё-таки

для чего вам нужно это узнать?

-Для того, чтобы выполнить задание полностью.


Слайд 1. читают очень сказки интересные люди (первые буквы в каждом слове выделены)

Составьте из данных слов предложение.

Слайд 2.(л и ч с о)

Из первых букв составьте слово.

Какое получилось слово?

ЧИСЛО Слайд 3.

-Ребята, есть ли у вас какие-то предположения по поводу получившегося слова?

(Наверное мы будем записывать числа словами).


Правильно, ребята, числа можно записывать не только цифрами, но и словами.

Может быть кто-то определил, как называется неизвестная вам часть речи?

-ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.


Правильно ребята.

Тема нашего урока: «Числительное».

Записать на доске и обратить внимание, как пишется это слово.Сказать, что числительное образовалось от слова ЧИСЛО.


Что же мы можем узнать о числительном?


На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?

Правописание числительных.


Вы это верно подметили.



Посмотрите, о чём вы узнаете сегодня на уроке.

На ватмане запись:

Мы узнаем:

Что такое числительное?

— Какие бывают числительные?


Научимся выделять числительное в тексте, задавать вопрос и по вопросу определять, какое это числительное.

На какой вопрос вы уже сможете ответить?

Что такое числительное?


Лесенка знаний. Почему она так называется? Попробуйте оценить себя, свои знания. Подумайте, на какой ступеньке вы находитесь в данной ситуации и поставте знак +


Вернёмся к нашему предложению. Слайд 5.

Почему мы все так любим сказки?


Посмотрите на книги со сказками. Прочитайте названия, что общего во всех этих названиях?

Дети: «Три медведя», «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят».

Что вы заметили?( Числа записаны словами).

-Прочтите эти слова. Слайд 4. (три, двенадцать, семеро)

— Какой части речи являются эти слова.(числительное)

Попробуйте от существительных задать вопрос.

Слаиды 6,7,8,9.

Дети. Медведей сколько? Три. Козлят сколько? Семеро.И т.д.

Придумайте вопросы для класса, чтобы в ответе на него было числительное.

Дети. Сколько в классе парт? Сколько в классе девочек? Сколько лет мы учимся в школе?

На что указывают эти слова.

Дети. На количество предметов.

Предположите, как может называться группа этих числительных..

Дети. Их можно назвать количественные.

Физминутка.

Пожалуйста выйдите все к доске. Расчитайтесь по порядку.

Второй номер присядь три раза. Пятый по порядку подпрыгни два раза. Первый по порядку наклонись вперёд, прогнись назад. Какой по счету бал Даниил. Пятый. Какая по счёту Алина? Третья.

Какой можно сделать вывод? Что называют эти числительные?

Дети. Номер по порядку.

Как можно назвать эту группу числительных?

Порядковые.

Какие бывают числительные?

На кикие вопросы отвечают количественные числительные?

На какие вопросы отвечают порядковые числительные?



Работа с учебником.

Обучающиеся читают правило.стр. 76.

Упр. 1 стр. 77. Работа цепочкой.

Как ты будешь определять эти числительные?


Обратите внимание на то, что некоторые числительные состоят из двух слов. Подробнее о них мы узнаем на следующем уроке.


Поработаем в группах.

Предложить три задания. Но одно из них не подходит к теме нашего урока. Предложить найти это задание.




А. .восемь килограммов четыре памятника

одиннадцатый пассажир двенадцать альбомов

два происшествия шестнадцать растений

девятая экскурсия девятый кабинет

шестнадцатый конверт одиннадцать минут

Задание. Подчеркните количественные числительные.


Б.Понедельник — …день недели, вторник-…день недели, среда-…день недели, четверг-…день недели, пятница-…день недели, суббота-…день недели, воскресенье-…день недели.

Устно вставьте пропущенные числительные. Какие числительные вы вставили.


Г. Мы наблюда…м и смотр…м, как пробужда…тся природа. Зелене…т леса и поля. Разлива…тся река. Птицы спеш…т строить гнёзда.

(Задание Г. т.к. там нет числительных. Это задание подошло бы к уроку по теме: «Правописание безударных окончаний глаголов».


Учитель контролирует.

Контролёры каждой группы представляют результаты исследования.


Упр. 3 стр. 78 Работа в парах.

Алгоритм.

1.Прочитать текст.

2.Найти числительные и выписать их..

3.Устно задать к ним вопрос и определить, какие это числительные — порядковые или количественные.







Ребята, вернемся к нашему предложению.

Входят семь богатырей, семь румяных усачей.(ученик идёт к доске)

Обозначь, какой частью речи является слово семь. Определи, какое это числительное?


Приведите примеры из сказок из пословиц, где употребляются числительные.


Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.


Кто автор строк нашего предложения? Из какой сказки?



Что нового узнали?



А теперь подойдите к лесенки и оцените свои знания в данной ситуации .

А почему вы не стали на самую верхнюю ступеньку?

Мы еще не всё узнали о числительном.



Ребята, как вы считаете можно обойтись без числительных, ведь мы можем любое число записать цифрами.



Дом. зад.стр 78 упр 4. с комментарием .

По желанию составить рассказ на тему: «Рыбалка».


Оценки.Обосновать оценивание детей.

































Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Части слова"









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: