Урок по теме «Определенно-личные предложения» 8 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Г.Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра









Конспект урока по русскому языку

в 8 классе





«Односоставные предложения. Определенно-личные предложения»







Подготовила

учитель русого языка и литературы

Калиновская Валентина Павловна












г. Нягань

2011




ТЕМА. Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

ЦЕЛИ :

— дать понятие определенно-личных предложений;

— формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения;

— находить ол предложения по их значению;

-использовать о/л предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и

определенно-личными предложениями как синонимичными конструкциями.


ОБОРУДОВАНИЕ: дидактические карточки, слайдпрограмма


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

— Русский язык… «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…». Это высказывание принадлежит К.Паустовскому.

А какие высказывания к уроку приготовили вы?

(Ученики читают выученные к уроку высказывания о языке).

— Мне бы хотелось остановить ваше внимание на высказывании А.Толстого: (Слайд) «Язык-орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Считаю, что сегодня на уроке оно особенно актуально, т.к. нам предстоит исследовательская работа, а наука не терпит неточности, приблизительности, ни в мыслях, ни в словах.

2. Актуализация знаний.

— Проведем зарядку для мышления, освежим знания, которые нам потребуются на уроке.

Ученик в роли ведущего проводит игру «Слабое звено».

-Предлагается 18 вопросов. На сколько вопросов вы сможете ответить? Какая группа окажется слабым звеном? Условие: отвечают все члены команды по очереди.

Вопросы для игры.

1.Назовите местоимения 1 лица (я, мы)

2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными)

3. Является ли обращение членом предложения?

4. Как называется предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов?

5. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

6.Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

7. Язык какого стиля строг и точен?

8. В каком стиле может быть написана заметка в газету, репортаж?

9. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание?

10. Какой стиль используется в неофициальной обстановке?

11. В каком стиле пишется расписка, объявление, указ, докладная?

12. Что мы должны знать о постановке знаков препинания при обращении?

13. Какие наклонения имеет глагол?

14. Какую форму чаще всего имеют глаголы повелительного наклонения?

15. Могут ли глаголы в прошедшем времени изменяться по лицам?

16.Назовите местоимения 2 лица.

17. Назовите местоимения 3 лица.

18.Можно ли у глагола радовался определить лицо?

Подведение итогов игры.

— Кто, по вашему мнению, оказался слабым звеном? Поднимите карточки. А что говорит статистика?

3.Новый материал.

— Переходим к практической части. Запишите дату. Оставьте строку для записи темы урока.

— Прочитайте предложения.(Слайд) Что их объединяет?

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

2. Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад.

3. Плюйся, ветер, охапками листьев,-

Я такой же, как ты, хулиган.

4. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.


— Подчеркните грамматические основы. На какие две группы можно разделить предложения? (Односоставные предложения и двусоставные)

— Назовите односоставные предложения, в т.ч. в составе сложных. Запишите их и подумайте, на какие две группы можно разделить их в свою очередь?

( Предложения с главным членом – подлежащим, главным членом — сказуемым).

Перед вами три типа односоставных предложений. Сегодня будем говорить об определенно-личных предложениях.

— Запишите тему урока и подумайте, как вы можете определить задачи урока.(Уч-ся определяют задачи урока. Учитель вывешивает их на доску: *Почему предложения так названы? * Как отличить от других предложений? *Какова роль в речи?)

-Итак, первая задача. Почему предложения так названы?

Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно).

— Нет ли среди записанных предложений о/л? В каком из предложений деятель мыслится конкретно?

— Выдвинем гипотезу.(Предложение подчеркивается) Необходимо доказать правильность или опровергнуть. Для этого важно знать, чем может быть выражено сказуемое в о/л предложении.

— Будем исследователями.

В ваших карточках односоставные и двусоставные предложения. Все односоставные предложения — о/л. Ваша задача – найти односоставное предложение, указать, чем выражено сказуемое. Записать свой пример в таблицу на доску. Работаем с зеленой карточкой .


В результате групповой работы на доске получается следующая таблица:

Определенно – личные предложения

Примеры

Способы выражения сказуемого

1.Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.( А. Пушкин)

Глагол повелительного наклонения

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар. песня)

Глагол 2 л., наст. вр., изъяв.накл.

3.Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.( А.Пушкин)

Глагол 1 л.. буд. вр., изъяв. накл.

4.Пойду навстречу к ним знакомою тропою. ( А. Фет)

Глагол, 1л.. буд.вр., изъяв. накл.


— Чем осложнены многие предложения?

— Требуется ли подлежащее, чтобы был понятен смысл предложений?

— Какие местоимения мыслятся на месте подлежащего?

( я, мы, ты, вы ) =======

— Подведем микроитог. Чем может быть выражено сказуемое в о/л предложении?

4.Проверка первичного усвоения знаний в форме теста «Пятое лишнее». (Слайд)

Учащиеся на листочках отмечают «да» (ол), «нет».

  1. Вижу горы и долины.

  2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

  3. Кому-то принесли от мастера ларец.

  4. Проселочным путем люблю скакать в телеге.

  5. Пройдитесь по городу на Неве, вглядитесь в него.

Ключ:

1.да

2.да

3.нет

4. да

5. да.

5. Роль о/л предложений в речи. Проведем эксперимент.

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов утра.

Я делаю зарядку.

Потом я умываюсь и завтракаю.

В восемь часов я выхожу из школы.

— Перестройте предложения в о/л (устно). Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? ( Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я». Высказывание более лаконично).

Пришли к такому же выводу, что и М.Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

6.Употребление о/л предложений в разных стилях речи.

Работа в группах по карточкам с красной полоской. Первая группа работает с готовым текстом, вторая, третья, четвертая выполняют творческие задания.


Карточка 1

Прочитайте текст. Определите стиль. Выпишите определенно-личные предложения.


Уведомительная записка

Их сиятельству графу Бенкендорфу, шефу полиции.

Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора.

Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.

Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.

С глубоким почтением,

благожелатель.


Карточка 2

Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3 ) =10 , используя определенно-личные предложения.

Определите стиль.


Карточка 3

Составьте текст на тему «Берегите природу» с использованием определенно- личных предложений. Определите его стиль.


Карточка 4

Напишите миниатюру в форме письма или поздравительной открытки.


Вывод: о/л предложения могут употребляться в разных стилях речи.

  1. Подведение итогов урока.

— Какие задачи стояли? Справились? Проверим. Кто сделает вывод по уроку?

— Остается поблагодарить за работу и записать домашнее задание.

Домашнее задание: параграф 181, упр.151-всем;

1гр. – упр.155;

2гр. – упр 153;

3гр. – упр. 156.



Список используемых источников.


  1. Г.П. Соколова. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. Москва. «Просвещение» 1992






Свежие документы:  Конспект урока о ОБЖ для 7 класса «Наводнения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: