Урок развития речи по теме: «Речевое общение (7 класс)






Урок развития речи по теме: «Речевое общение

(7 класс)





Автор: Юдина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 6 города Волгограда.






































Тема: Речевое общение.


Тип урока: урок усвоения нового материала.


Цели урока: дать определение понятиям «общение» , «коммуникация»; познакомить учащихся с функциями речевого общения как формами взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности; продолжать отрабатывать навыки написания опорного конспекта.


Опережающее задание: группа учащихся ( 2-3 чел.) из словарей( «Толковый словарь», «Философский словарь», «Социологический словарь») выписывают словарные статьи со словом «общение»; из «Словаря иностранных слов»-«коммуникация».



Ход урока.


На доске эпиграф: Есть только одна подлинная ценность-это связь

человека с человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери.


1.Работа по теме урока:


_Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери? Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?

Слово учителя:

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении- речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)


_Обратимся к нашим экспертам. Они работали с различными словарями, которые дают определение слову «общение»:

-«взаимные сношения, деловая, дружеская связь» («Толковый словарь»),

-«способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми» («Философский словарь»),

-«форма взаимодействия людей» («Социологический словарь»).


-Выделим повторяющиеся, опорные слова:

взаимные (отношения), взаимосвязи, взаимодействия.

-Попробуем дать своё определение понятию «общение», используя опорные слова:

ОБЩЕНИЕ- форма взаимных отношений, взаимодействия людей.

-А чего мы ждём от общения? Что может, должно произойти в результате взаимодействия людей? (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются).

В ходе работы в тетради делается запись:


Общение-это процесс взаимодействия людей, в результате которого:

а ) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир (информативно-коммуникативная функция);

б ) планируют и организуют деятельность, управляя при этом своим поведением и поведением партнёров (коммуникативно-регулятивная функция);

в ) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся (аффективно-коммуникативная функция).

-У нас, как вы все заметили, появился новый термин «коммуникация». Одинаково ли содержание понятий «общение» и «коммуникация»? Обратимся к нашим экспертам:


-Коммуникация -1) путь сообщения;

2) форма связи;

3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ГЛАСНЫЙ ЗВУК [и], БУКВА Ии"

на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому

или ряду лиц.


Выслушиваем ответы и приходим к выводу, что эти понятия ( общение и коммуникация) необходимо разграничивать.

Рекомендуется использовать приём составления опорного конспекта: привлечение к его оформлению учащихся важно не только для создания «эффекта соучастия», но и для того чтобы каждый смог зафиксировать у себя в тетради какие-то дополнительные сведения-пометы, нужные для него, лично, чтобы позже «развернуть» при подготовке к ответу.


Сопоставление позволит наглядно показать некие закономерности процесса общения, его компоненты.


2.Составление опорного конспекта. (Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, предлагает более ёмкие формулировки).


КОММУНИКАЦИЯ ОБЩЕНИЕ


Форма взаимосвязи ; приём и передача информации


Источник информации: Источник информации:

Компьютер, радио, ТВ. Партнёр, собеседник.

Процесс чисто информационный. Процесс- информационный, имеющий

личностный (духовный) характер.


Однонаправленный процесс: Взаимонаправленный процесс:

Отправитель-информация- получатель-партнёр отправителя,

получатель (должен только информационная активность равная.

принять информацию)


Информация течёт в одну Информация циркулирует между двумя

сторону: количество её партнёрами: интерпретация увеличивает её

уменьшается. объём.


ВЫВОД: общение-это процесс двусторонний.


Обобщение учителя.

Отношения между коммуникантами (партнёрами, собеседниками) в процессе общения определяются взаимонаправленностью их речевой деятельности. Каждый из них попеременно выступает то в роли говорящего, то в роли слушающего- это общение взаимодействующих субъектов, когда их можно назвать обозначить не «Я» и «ТЫ», а два равно активных «Я».

Таким образом, общение предполагает взаимное воздействие партнёров, поиск некой общей позиции (в отличие от коммуникации- процесса однонаправленного).


Обобщение экспертной группы:


Общение-это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.


3.Проверка знаний.

Подготовьте устное (можно письменное) развёрнутое сообщение на основе высказывания академика Д.С.Лихачёва: «Общаясь, люди создают друг друга».


В ходе анализа высказывания академика Лихачёва выясняется, что, общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга.



Домашнее задание: индивидуальное задание двум учащимся – разыграть сценку из стихотворения В.Воскобойникова «Я пришёл из школы…», посмотреть по ТВ интеллектуальную гуманитарную викторину «Умники и умницы», понаблюдать за поведением ведущего, его жестами, мимикой. Найти в периодической печати и прочитать выступление общественного деятеля, сделать вывод, насколько эффективно воздействие сказанного в интервью на современную аудиторию.





























Список использованной литературы:



  1. Никитина Е. И. Русская речь. Дрофа, 2009.

  2. Никитина Е. И. Уроки развития речи. Дрофа, 2009.

  3. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Азъ, 1992.

  4. Новейший философский словарь. Книжный дом, 2003

  5. Социологический энциклопедический словарь. Экономика, 2004.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Род и число имен существительных и прилагательных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: