Урок русского языка в 3 классе по теме «Три весны»


3


МБОУ СОШ № 15













Урок русского языка

в 3 классе

по теме Изложение «Три весны»

















Учитель

Ночёвкина Людмила Николаевна



Ростов-на-Дону

2015 г.

Тема: Изложение «Три весны»

Цель урока:

  1. развитие речи,

  2. расширение словарного запаса,

  3. расширение кругозора учащихся посредством знакомства с творчеством
    художника Левитана и музыкой композитора П.И. Чайковского.

Оборудование:

  1. картины Левитана «Март», «Большая вода»,

  2. музыка П.И. Чайковского «Март».

Ход работы.

I. Создание в классе спокойной доброжелательной обстановки. Пропеть алфавит. И. Сообщение темы урока.

— Сейчас вы узнаете о чем мы будем разговаривать с вами на уроке.

  • Напишите третью букву алфавита. Заглавную.

  • Безударную гласную из слова Лесной.

  • приставку из слова сделать.

  • первую букву своей фамилии (строчную)

  • первую букву алфавита (строчную).

Получилось ВЕСНА.

Да, сегодня на уроке мы будем говорить о весне.

Подберем слова по теме «Весна».

  1. Развитие объемного внимания. Игра «Снежный ком». Слова по теме «Весна».

  2. Сообщение учителя.

Этиология слов. Словарная работа. Разбор по составу.

Богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям с ними связанным.

Возьмите хотя бы раннюю весну (картины). У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки-весны есть в котомке много хороших слов.

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег становится зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают дороги, наступает распутица, бездорожье. На реке появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх проталины и проплешины.

Вот так описал К. Паустовский начало весны.

— Мы уже записывали весенние слова. Продолжим.

Учитель пишет:

проталина — место, где таял снег и открылась земля. ПОЛОВОДЬе — высокий уровень воды в реке в результате быстрого таяния снега.


V. Пальчиковая гимнастика.

У дерева ствол, на стволе много веток, И листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами.

VI. Орфографическая зарядка. Подготовка к изложению.

  1. пропеть гласные,

  2. хоровое правило проверки безударной гласной: «Безударный гласный звук
    вызывает…»,

— Какое сейчас время года. Орфоргамма. Проверь.

весны — весна

Зимой много снега, реки покрыты льдом.

Запиши зимние слова. Нийти орфограмму в слове. Проверь. В какой части слова орфограмма.

снега — снег

льды — лед

  • покажи лишнюю картинку (зима),

  • назови орфограмму. Проверь. В какой части слова орфограмма

зимний — зима

VII. Развитие речи.

1. Придумай предложение к картине «Весна» (выслушать три предложения
учащихся).

А вот как сказал о весне Твардовский, если бы попал на эту поляну

Опять стою на мартовской поляне, Опять весна — уж им потерян счет. И в памяти, в лесу воспоминаний, Снег оседает, тает старый год.

Пусть еще много снега,

Пусть еще солнца мало.

Весна начинается с неба.

С синих его прогалов. (фото)

2. Подбери картину к данной подписи.

Голубой месяц март,

Голубое небо, снега голубые.

На снегу тени как синие молнии. (Левитан)

(Где синий? Где голубой?)

Учитель: Эту картину написал Левитан, она так и называется «Голубой март».

3. Ребята, смотрите!!!


Грачи прилетели,

На крыльях весну принесли. (Саврасов)

Учитель: Эту картину написал Саврасов «Грачи прилетели». Художники писали прекрасные картины о весне, поэты-стихи о весне.

  • Посмотрите внимательно на картины. Как вы думаете, что их все объединяет.
    Придумайте предложение, которое в равной мере можно было отнести к любой
    картине. (Улыбка весны.)

  • Какое настроение создают эти картины? (Выслушать два предложения).

  • А теперь послушайте как прекрасно сказал Тютчев:

Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна, Весну прослышала она, И ей невольно улыбнулась.

И вот эту улыбку весны, радость встречи с весной и удалось передать каждому художнику.

VIII. Мышечная релаксация.

А сейчас послушайте как композитор Чайковский рассказал о весне.
Музыка «Времена года. Весна.» Легли. Закрыли глаза.

Давным — давно, когда только начиналась жизнь на земле, все было покрыто снегом. А одна снежинка рискнули превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю.

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы беленький цветочек

Полузамерзший, чуть живой.

Что это? (Подснежник.)

Что помогает весне? Почему все тает? Все растет? (Солнце).

IX. Упражнение «Сотвори в себе солнце».

В природе есть солнце. Оно всем светит. Всех любит. Закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляй лучик с добром. Звездочка еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Она несет тепло всем — всем.

  • Руки в стороны перед собой.

  • Посмотреть на картину. Здесь «Три весны». Писатель.

X. А сейчас послушайте, как В. Бианки описал «Три весны» (под музыку). Какой картине соответствует написание?

1. Чтение текста учителем, (с.95)


-первый абзац (Подбери картину под описание),

  • второй абзац (подбери картину),

  • третий абзац (подбери картину).
    2. Работа по вопросам к тексту.

  • Какие три весны описывает автор (полевая, речная, лесная)?

  • Что приносит весна полевая? (проталины, птицы).

  • Какие события отличают весну речную? (лед треснул, рыбы проснулись).

  • Как названа в тексте весна лесная? (зеленым туманом).

Действительно ли это три разные весны ? (одна, только она приходит
(находится) в разные места).

Ильгар дома, в школе, на улице.

3. Подбери имена прилагательные к словам (запись) Весна (какая?) полевая, а еще?

Проталины (какие?) первые

Лед(какой?) крепкий

Птицы (какие?) певчие

Снег (какой?) последний

Туман (какой?) зеленый Зерно (какое?) прошлогоднее.

4. Замени: укутывает зеленым туманом

Распускаются листочки, пробивается первая травка. XI. Запись:

Изложение. Три весны. План.

  1. В поле.

  2. На реке.

  3. В лесу.

Зарядка для глаз. XII. Начинаем писать, (писать 1 часть). Приготовьте черновики.

1. Чтение.

А. 1. возьмите черновики и простой карандаш.

  1. активно слушайте с первого предложения.

  2. записывайте слова — памятки каждого предложения.

  3. между предложениями делайте промежутки в две строчки для дополнений.

2. Чтение.

Б. 1. Закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки.

  1. помоги себе рисунком или схемой.

  2. Внеси изменения и дополнения на оставленных тобой строчках.

  3. закончи работу над изложением. Исправленное предложение напиши на
    второй строчке.


  1. Прочитай написанное.

  2. Итог работы.

Молодцы! Вы хорошо работали и помогли мне провести урок.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Буква ь. Закрепление"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: