Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе»


МБОУ СОШ № 15













Урок русского языка

в 4 классе

по теме «Обобщение знаний о глаголе»

















Учитель

Ночёвкина Людмила Николаевна



Ростов-на-Дону

2015 г.



«Весна! Весна! И все ей рады…»

Сценарий обобщающего урока в 4 классе

Цель урока: Обобщение знаний о глаголе, как части речи. Совершенствование знаний о глаголе. Развитие умения правильно писать безударные окончания глаголов.

Образовательные задачи:

  • обучающая: правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание глаголов во 2 лице;

  • воспитательная: воспитание чувства прекрасного;

  • развивающая: обогащение речи учащихся развитие орфографической зоркости.

Зрительный ряд: К. Юон, «Мартовское солнце»; Е. Зверьков, «Голубой апрель»; В.Д. Поленов, «Ранний снег»; И.И. Левитан «Март», О.К. Саврасов «Весна», фотопейзажи, И.И. Левитан «Весна. Большая вода», динамичная таблица.

Звуковой ряд: П.И. Чайковский, «Времена года».

Дидактические пособия: наборное полотно для работы с динамической таблицей, карточки слов, таблица для проведения зарядки для глаз.

Ход урока

  1. Пальчиковая гимнастика «Цепочка». Пальчики перебираем и цепочку получаем. Большой и указательный палец левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков.

  2. Охрана здоровья. Зарядка для глаз (по таблице).

  3. Расширение словарного запаса.

Учитель. Богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям с ними связанными. Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнувшей от последних заморозков девочки — весны, есть в котомке много хороших слов.

(На доске — фотоэтюды весеннего пейзажа, которые могут проиллюстрировать новые слова — оттепель, проталины, капель, половодье.)

Начинаются оттепели. На буграх появляются проталины. С крыш — капель. На реках половодье.

Записываем слова, с объяснением орфограмм:

оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной), связанная с таянием снега, льда;

проталина – место, где таял снег и открылась земля;

капель – падение с крыши, деревьев, оттаявшего снега каплями;

половодье – высокий уровень воды в реке в результате быстрого таяния снега;



  • Прочитаем слова орфографически.

  • Как одним словом назвать эти слова? (существительные)

4. Орфографическая зарядка.

Кончилась в..юга, выгл…нуло солнышко и начал таять сне….

  • Прочитаем предложение.

  • Вставим и проверим пропущенные орфограммы.


  1. Назови и проверь слова с безударной гласной в корне слова

взгляд — выглянуло

  1. Назови и проверь слова с парной согласной в корне слова

снега — снег

  1. назови и объясни оставшиеся орфограммы.

вьюга — разделительный Ь.


Учитель. Молодцы! Провели словарную работу. Сделали орфографическую зарядку.


  • Записываем предложение.

  • Синтаксический разбор предложения.

  • Подчеркиваем грамматические основа предложения.

  • Составляем схему

=


=


= =


, и


5.Физкультурная пауза.


Мы сегодня рано встали

(шагают на месте)

И зарядку делать стали.

Руки — вверх! Руки — вниз!

Влево — вправо повернись!

6. Сообщение темы урока.

Обобщение знаний о глаголе.

Работа над темой урока.

  • Прочитайте сказуемые.

  • Какой частью речи они выражены?

глаголом

Сегодня на уроке мы будем работать с глаголом

(Начинает появляться на наборном полотне динамичная таблица)

глагол


часть речи



Что обозначает глагол?

Действие предмета

На какие вопросы отвечают глаголы?

Что делать? Что сделать?

Это изменяемая часть речи?

Да

Как изменяется глагол?


По числам. По временам.


(Динамичная таблица добавляется число

время )

  • Назовите, дети, глаголы в 1 предложении.

  • Укажите время глаголов.

  • Выпишите грамматические основы.

зима кончилась

солнышко выглянуло

снег начал


Как определить род у глаголов прошедшего времени единственного числа

У глаголов прошедшего времени единственного числа род такой же как у существительного с которым они связаны.


На доске

ж.р.

пр. вр., ед.ч., ж.р.

Зима

кончилась



с.р.

пр. вр., ед.ч., ср.р.

солнышко

выглянуло



м.р.

пр. вр., ед.ч., м.р.

снег

начал










  • Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени. По лицам

  • Как одним словом назвать изменение глаголов настоящего и будущего времени Спряжением.


  1. Развитие внимания. Игра «Слушаем тишину».

  2. Продолжение работы по теме урока.

З…леное царство просыпа…тся и поднос…т нам свои первые д…ры.

  • Прочитай предложение

  • Назови глаголы (просыпается, подносит)

В каком смысле употреблены глаголы (в переносном смысле)

Зѐлень — зелёное

дȧр — дары


  • В какой части слова орфограмма у глаголов?

  • Как правильно написать безударные окончания у глаголов?

(Динамичная таблица продолжает заполняться.)





глагол


часть речи


число



время


п.р.


н.в., б.в

род


лицо




З…леное царство просыпа…тся и поднос…т нам свои первые д…ры.

Разберите предложение по частям речи.

Составьте схему предложения.

  1. Мышечная релаксация (под музыку)

Легли на парты, закрыли глаза, слушайте. Давным-давно это было, когда начиналась жизнь на земле. Всё было покрыто снегом. Одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы согреть землю.

— Открыли глаза. Что изменилось?

На доске фотопейзаж – подснежники.


Под белой шапкой снеговой

Нашли мы синенький цветочек:

Полузамерзший, чуть живой.

Что это?


  1. Пишите предложение.

Укажите спряжение, число, время, лицо глаголов.


II, н.в.,3 л., мн.ч.


II, п.в., 2л.,ед.ч.


Ещё

лежат

снежные сугробы, а на проталинах

увидишь

голубые подснежники


  1. Пальчиковая гимнастика.

Грабли.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальчики переплетены, тоже направлены на себя.)


  1. Работа по теме урока.

Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинах увидишь голубые подснежники.

И начинает казаться, что это улыбается сама весна.

  • Назовите глаголы на тся

  • С какими словами они связаны в предложении?


Записываем, начинает (что делать?) казаться

весна (что делает?) улыбается.



Определи спряжение у глагола улыбается, т.к. окончание безударное


Разбери слово по составу улыбâется


Морфологический разбор.

  1. Улыбается — глагол (что делает?)

  2. Н.ф. улыбаться I спр.

  3. 3. В.н.вр..Зл.,ед.ч.

4. Сказуемым

13.Оздоровительная минутка.

Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом н внутренними органами. То же самое делайте дома со стопами. Встряхните руки, словно сбрасывая с них капельки воды.

14. Учитель.

Художники показали начало весны, её первые шаги. Они сумели дать нам почувствовать аромат весны, когда зима еще не ушла. Об этих картинах сказал Тютчев:

«Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась»

Вот эту «улыбку весны» и сумели передать художники. И хотя трудно сказать лучше, но я верю, что вы найдете слова, которые также точно и ярко расскажут не только о наступлении весны, но и о ваших чувствах в связи с весной. А помогут вам глаголы, над которыми мы сегодня с вами работаем.




На доске слова:

пригревает

просыпается

чувствуешь

увидишь

появляется

начинается

улыбается

Учащиеся под музыку пишут мини-сочинение о весне.

15. Чтение и анализ 2-3 работ учащихся.

16. Подведение итогов урока по динамичной таблице.





8


Свежие документы:  Употребление частиц НЕ и НИ (методическая разработка урока для 6 класса)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: