Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»


Урок русского языка в 4 классе

по теме

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»

Учитель Филиппова А. В.


























Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.


Развивающие: развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке.


Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point.


Ход урока.


I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.


На уроке не зевай – Слайд № 2

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

II. Сообщение темы и целей урока.

— Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 3

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

— Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? Слайд № 4


— Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.

— Ребята, а вы любите зиму? За что?

— Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.

— Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

— Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Запишите дату, выделите орфограммы.




III. Минутка чистописания.

— Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

— Отгадали. Какая это буква?

— Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».

«пальчики здороваются»

«змейка»

«молоточки»

— Молодцы, приступаем к работе.

— Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

зима зимний зимняя зимнее зимние

— Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.

— Оцените сами себя.

— Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.

(на доску прикрепляется снежинка)


IV. Словарная работа.

— Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Повторение пройденного о словосочетании"

По снегу покатите-

Я подрасту.

На костре согрейте-

Я пропаду.

— Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?

— Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

— Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.

— С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

— Запишите: словарный диктант.

— Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

-Первым бросает снежок…

д… кабрь за…. ц

ин… й к… ртина Слайд № 5

сев… р ф… враль

к… л… ндарь пр … красный

мес … ц …нварь

ул… ца п… года

— Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

(на доску прикрепляется снежинка)


V. Актуализация знаний об имени прилагательном.

— Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

— А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.

— Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 6

1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2) Что оно обозначает?

3) Как изменяется имя прилагательное?

4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?

5)С какой частью речи связано?

6) Что образует с существительным?

7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

— Кого мы «вылепили»?

— Снеговика.

— Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)

VI. Изучение нового материала.

— Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

— Кто они? Вы догадались?

-Да, это зимние месяцы.

— Героев какого произведения вы видите? Слайд № 7

— Назовите зимние месяцы по порядку.

— Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

— Назовите первый зимний месяц. Слайд № 8

— О Декабре нам расскажет Маша.

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

1. Задание Декабря.

— Декабрь предлагает вам выполнить упр.1.

— Откройте учебники на стр. 3, найдите упр. 1. Запишите.

— Прочитает задание…

— Вспомните, на какой вопрос отвечают и какие родовые окончания имеют имена прилагательные женского рода в форме именительного единственного числа?

— Прочитайте слова. Поставьте их в форме женского рода именительного падежа единственного числа

— Запишите данные прилагательные, выделите окончания.

-Прокомментирует…

Синяя, лесная, последняя, серебряная, поздняя, новогодняя, деревянная.

— При какой основе (твёрдой или мягкой) прилагательные имеют на письме окончание –ая? При какой – яя?

Свежие документы:  Конспект урока биологии «Органы дыхания»

— Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

(на доску прикрепляется снежинка)


2. Задание Января

— Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? Слайд № 9

— А что вы знаете о январе?

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

— Вот задание Января.

— На слайде вы видите словосочетания Слайд № 10

волшебная синяя звезда

волшебная синяя птица

— Прочитайте их.

— Попробуйте объяснить смысл словосочетания волшебная синяя птица.

— Как вы думаете, в прямом или в переносном значении оно употребляется в речи?

— Ребята, а вы знаете, что в русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами, например: « водить за нос», работать спустя рукава» и т.д.

— Фразеологизм синяя птица — символ счастья, прекрасная, но недостижимая мечта – произошёл от названия пьесы М. Метерлинка, в которой дети ищут синюю птицу. Тот, кто найдёт синюю птицу, будет всё знать и всё видеть. Но дети так и не нашли синей птицы – это оказалась только красивая сказка о счастье.

— Укажите род, число, тип основы прилагательных (устно).

— С каким существительным (одушевлённым или неодушевлённым) сочетаются имена прилагательные каждого словосочетания.

— Ребята, Январь предлагает вам понаблюдать, как склоняются имена прилагательные единственного числа женского рода (Работа по таблице упр.3 в учебнике на стр. 4)

— Рассмотрите таблицу.

— Какие вопросы имеют имена прилагательные с твёрдой и мягкой основой?

— На какие вопросы отвечают прилагательные женского рода единственного числа в косвенных падежах? В именительном падеже? В винительном падеже?

— Какие падежные окончания имеют прилагательные женского рода с твёрдой основой, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными сущ.?

— Какие падежные окончания имеют прилагательные женского рода с мягкой основой, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? Слайд № 11

— Как же склоняются имена прилагательные женского рода с твёрдой и мягкой основами при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными?

— Сделайте вывод о вопросах, на которые отвечают имена прилагательные единственного числа женского рода в косвенных падежах.

— Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 5 Слайд № 12

— Скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода ед. числа в косвенных падежах? В винительном падеже?

— Как склоняются имена прилагательные ед. числа женского рода с твёрдой и мягкой основами при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? (одинаково, т.е. имеют одни и те же окончания в каждом падеже)

— Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.

(на доску прикрепляется снежинка)


3. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».


4. Задание Февраля.

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

Слайд № 13

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Понятие о предложении"

— Откройте учебники на стр. 6 и найдите упр. 5. Запишите. Это и есть задание Февраля.

— Прочитайте словосочетания самостоятельно.

— Определите род прилагательных.

Дубовая роща, большая поляна, лесная тропинка.

— Употребите данные словосочетания в винительном падеже. Вспомните, на какой вопрос отвечают прилагательные единственного числа женского рода в винительном падеже? (какую?) Запишите их самостоятельно.

— А теперь задание по рядам.

1 ряд составит предложение, используя словосочетание дубовую рощу

2 ряд составит предложение, используя словосочетание большую поляну

3 ряд составит предложение, используя словосочетание лесную тропинку

( спрашиваю по одному человеку с каждого ряда)

— Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке.

(прикрепляется три снежинки на доску)


5. Физкультминутка для глаз. Слайд № 14


6.Самостоятельна работа. Слайд № 15

— Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!

— К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.

— Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.

( Задание написано на снежинках)

Списать, дописывая окончания.

Определить падеж у имён прилагательных.

В син… луже, с зимн… рыбалки,

о русск… лесе, с дальн… севера.

в дальн… дорогу, на березов… ветке.

Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний

одно предложение, указать части речи.

( выборочно проверяю)

— Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

(прикрепляю снежинку на доску)


VII. Домашнее задание (разноуровневое).

— Откройте дневники и запишите домашнее задание.

— Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» — составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.

— Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!


VIII. Итог урока. Рефлексия.

Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.

Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой?

Имена прилагательные единственного числа женского рода с твёрдой основой как и имена прилагательные с мягкой основой, при сочетании с одушевлённым. и неодушевлёнными существительными склоняются…. одинаково

То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже.

— Давайте посчитаем все снежинки.

— Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 16, № 17

— Продолжите: Слайд № 18

Сегодня на уроке я:

*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….

— Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.

— Наш урок окончен. Спасибо!


Список использованной литературы:

1.Л.М.Зеленина,Т.Е. Хохлова Учебник «Русский язык 4 класс» — Москва «Просвещение». 2005г.

2. Журнал «Начальная школа»( подборки за разные года)

3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» — Издательство «Вако», 2005г.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: