Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы О, Е после шипящих в конце наречий»


КГУ ОСШ школа – гимназия «Мырзакент»












Урок русского языка в 7-м классе


по теме


«Буквы О, Е после шипящих в конце наречий»



















Провел : учитель русского языка

и литературы Карабаев У.Б.


Урок русского языка в 7-м классе по теме «Буквы О, Е после шипящих в конце наречий»

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора написания о,е после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы;

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление:

Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка.

Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов; знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

Оборудование:  музык П.И.Чайковского «Времена года. Лето», карточки с дидактическим материалом, схемы.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационный момент.

  3. Повторение и систематизация изученного.

  4. Организация целеполагания.

  5. Объяснение нового материала

  6. Формирование знаний и умений.
    а) работа по учебнику

  7.  Разминка.
    а) объяснительный диктант
    б) переконструирование слов и предложений.

  8. Обобщение.

  9. Организация домашнего задания.

  10. Рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент (звучит музыка П.И.Чайковского).

2. Мотивационный этап (чтение стихотворения)

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Повторение и систематизация изученного (выборочное списывание с группировкой).

— Дома, составляя орфографическую диктовку, вы повторяли правописание гласных о,е после шипящих в разных частях речи.

Рассмотрим презентацию и вспомним правописание гласных после шипящих в разных частях речи.

Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.

Ш_рох шепчется с реч_нкой
Про мальчиш к, про девч_нок,
Про стаж_ра, дириж_ра,
Ретуш_ра и ш_фера.
И про тех, кто был врач_м,
Кузнецом и скрипа_ом,
Что на улице тепло,
Солнце светит горячо.
Речка слушать уж устала,
Посмеялась, убежала.

3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. (После каждого объяснения вывешивается схема)

Шорох шофер

Вывод: в корне слова после шипящих пишется гласная ё, если можно подобрать однокоренное слово с гласной е.

речонкой

стажер

дирижер

ретушер

Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных  после шипящих  в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

врачом

скрипачом

 Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих  в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

— Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

  1. Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой

части речи, написание которой зависит от шипящей.

  1. Какая это часть речи? (наречие)

4. Организация целеполагания.

  1. Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь.

  2. Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему

научиться?

5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация)

а) Сравните:

В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е.

Вывешивается схема:

б) Работа по учебнику.

— Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 45 на с. 95

— Какие дополнительные сведения содержатся в § 45? (Наречие ещё  исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная ё)

— Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

6. Формирование знаний и умений.

а) работа по учебнику  упр. 228

(Спишите, обозначая изучаемую  орфограмму.)

Отдельная группа учащихся составляет предложения с любыми из этих наречий.

Цель: научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

7. Разминка (театр-экспромт)

Слушал шорох тишину.
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит.
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу?
— Дай на ушко пошепчу.
По болоту
Вышли цапли на охоту,
Цапли ужинать спешат
Рыщут-ищут лягушат.
Две букашки
Спать устроились в ромашке
Под простынки влезть хотят
Лепестками шевелят.
Навостри-ка уши,
Тишину   послушай!

а) Объяснительный диктант.

Цель: помочь усвоить образец рассуждения правописания о, е после шипящих.

Летом все в лесу живет своей жизнью. На полянке, ярко освещенной солнцем, летают пчелы, слышится шепот и шорох осиновых листьев, парчовой красотой блистают бабочки. (На макушке дерева громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, торжествующе вдруг замолкает). Неподалеку на сучок дуба уселась белка. На берегу мелкой речонки, протекавшей рядом, было свежо и горячо от солнечных лучей.

— Объясните постановку знаков препинания в 2-х последних предложениях.

б) Переконструирование слов и предложений.

Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих

Цель: учиться образовывать от прилагательных однокоренные наречия, правильно писать их.

  • Неуклюжий

  • Зовущий

  • Горячий

  • Трепещущий

в) Переделать предложения так, чтобы прилагательные стали наречиями.

Цель: умение правильно употреблять наречия в речи.

Повеяло свежим ветром. Над голубым небом раскинулись могучие кроны старых дубов.

8. Обобщение.

  1. Какие условия необходимо учитывать при написании гласных о, е

после шипящих в разных частях речи?

  1. Опираясь на схемы, составьте монологическое высказывание на

грамматическую тему.

9. Организация домашнего задания.

Выучить орфографическое правило , выполнить упражнение 232, в тетради конспектов составить опорную таблицу по схеме:



корень

суффикс

окончание

существительное




прилагательное




 наречие




10. Рефлексия:

  1. Учащимся предлагается выразить свои впечатления об уроке  через синквейн-пятистишие (сильная группа);

  2. Упражнение «Незаконченные предложения»:
    — Сегодня на уроке мы повторяли ….
    — Я узнал, что …
    — Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
    — Я буду стараться …



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: