Внеклассное мероприятие для 5 класса «Слова-двойники»



Лингвистическая игра «Слова-двойники» (5 класс)


Внеклассное занятие

Цели: закрепить и расширить знания учащихся об омонимах.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение находить омонимы в тексте;

  • научить отличать омонимы и многозначные слова;

  • формировать умение использовать омонимы в речи;

  • развить умение различать омонимы в тексте;

  • определять виды омонимов;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура занятия:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Закрепление знаний .

  5. Защита мини-проекта, подготовленного учащимся.

  6. Актуализация знаний.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Ход урока



Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Здравствуйте, сегодня мы с Вами прикоснёмся к тайнам русского языка, попробуем разгадать его секреты. Лингвистическая игра посвящена словам-близнецам. В ходе игры мы с Вами познакомимся с этими необычными словами, научимся их различать.

Представление команд.




Приветствие учащихся.

Деление на группы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

(4 минуты)











































3. Постановка учебной задачи.

(1минута)

Итак, мы начинаем игру. Послушайте стихотворение Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?», вспомните, о каких словах идёт речь в этом стихотворении.

День вступил в свои права, Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо?! Предо мною близнецы. Я спросил их: — Вы откуда появились, молодцы? Отвечали мне слова: — Заверяем, голова, Что и раньше с нами встречи Ты имел наверняка. Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность. Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки, Мы по смыслу далеки.

О каких словах идёт речь в этом стихотворении?

Молодцы! Напомню этимологию этого понятия.

Слово омоним греческого происхождения, появилось оно в 1-ой половине XIX века; homus — «одинаковый», onyma — «имя».(Слайд 2)











Закрепить знания об омографах, омоформах, омофонах, паронимах, выработать умение различать их
























Учащиеся отвечают:

Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаково пишутся и
произносятся, различаются лексическим значением.














Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).









































Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Закрепление знаний.









12 минут





































































































  1. Защита мини-проекта, подготовленного учащимся.







5 минут































































6.Актуализация знаний







10 минут

































































3 минуты































  1. Рефлексия деятельности.



3 минуты



Подведение итогов игры и награждение команд.

«Назовите омонимы!» Слайды 4 – 10.

Чтение шуточных стихотворений. Учащиеся называют омонимы.

1) Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В. Лифшиц)


2) В море суши полоса

Называется коса.

И у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса-

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос? (Б. Гольдберг)

3) Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки. (Я. Козловский)

4) Бросил палку кверху Мишка: Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове, —
Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева)

5) Копытце — скок, копытце — стук. Козёл с косой пошёл на луг. Он скосит розовую кашку, Своим козлятам сварит кашку. (Г. Сапгир)


6) Был кот в гостях у кошки, Сказал с тревогой ей: — Нужны монтёру кошки; Слыхал я сам, ей-ей! (Я. Козловский)


7) Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички! (Я. Козловский)

8) Меня послали в огород
За луковым пером. Смотрю, на грядках лук растёт, А перьев нет кругом. Они на курицах растут, Я точно знаю это. Какая — то ошибка тут — У лука перьев нету. (Г. Новицкая)

9) Строим, строим пароходы,
Боевые корабли, Чтобы в мокрую погоду Нас по улице везли. Зоя краску подаёт, Боря красит пароход. Краска капает с колёс, В краске палуба и нос … — Чей нос? — Борин! — Поди умойся! (В. Жак).


Знакомство со словарём омонимов.

Слайд 11.

Являются ли слова омонимами, можно узнать, заглянув в словарь омонимов. Омонимы в словаре помещены в разные словарные статьи и отмечены порядковыми номерами. В словаре также указано происхождение омонимов. Кроме словаря омонимов, нам ещё сможет помочь толковый словарь. В толковом словаре тоже приводятся примеры омонимов, объясняется их значение.

Демонстрируются словари: 1) Учебный словарь омонимов русского языка» (Л. А. Введенская, Н. П. Колесников); 2) Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов, Р. Ю. Шведова).

5. Работа со словарями. Слайд 12. Игра «Кто быстрее?»

Задание: найти слова-омонимы, начинающиеся с буквы «Б».



Рассказ о способах появления омонимов в русском языке. Слайды 13 — 15.

Как появляются омонимы в языке?

1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» — крупная рыба с плоским телом и острым хвостом.

2) Омонимы появляются из многозначных слов — одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга.

3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс -ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник — «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник — «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол — «должность дипломата», посол — «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).

Знакомство с омографами, паронимами, омоформами и омофонами.

Слайд 16.

Омографы (от греч. homos — «одинаковый», grapho — «пишу») — разные слова по значению и произношению, совпадающие по написанию.

Что изображено на рисунках? Чем похожи эти слова и чем различаются?

Слайды 17 — 18. Чтение стихотворения Я. Козловского.

Задание: назвать омографы.

О словах разнообразных, одинаковых, но разных.

Мне слово чУдно

Изменить нетрудно:

Поставил ударение на О,

Исчезло чУдно,

Родилось чуднО.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окунИ,

Не бойся: это Окуни.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мукА, а мУка,

Пекарям наука.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Ест Алёнушка ирИс,

А вышивает Ирис.

Слайд 19. Задание: прочитать предложения, соблюдая орфоэпические нормы.

1) Уже и река стала уже, и солнце село, а село далеко. 2) Этот звонок звонок. 3) Без проволочки натянул монтёр проволочку. 4) Огромное пугало всех пугало. 5) Семена гвоздики похожи на гвоздики. 6) Замок был закрыт на замок. 7) На кустах уселись сорок пёстрых скачущих сорок. 8) Дорога на родину всегда дорога. 9) Сорваться в пропасть — значит пропасть. 10) Потом он, обливаясь от жары потом, снова принялся за работу.

Слайд 20.

Омофоны (от греч. homos — «одинаковый», и phone – «звук, голос») – разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме.

В русском языке мы найдём немало слов, которые по своему звучанию могут совпадать с двумя и даже с тремя другими: отдел от дел, отворот — от ворот, сорта — со рта, согнём — с огнём, сума — с ума. Подобные омофоны часто встречаются в народных прибаутках, поговорках и пословицах, например: Не под дождём — постоим да подождём. Хотелось бы полежать, да надо поле жать. Нечего говорить про жито, когда оно прожито. У монет ума нет: не всякий, кто их умножил, полезно и умно жил. (Можно предложить ребятам быстро прочитать эти выражения.)

Слайд 21. Задание: разгадайте шарады.

1. Когда я с т, на мне плывут.
Когда я с д, меня сорвут. (Плот — плод)

2. С к я слёзы вызываю,

С г цветами удивляю. (Лук — луг)

Слайд 22.

Паронимы (от пара — «равный, пара, двое» и греч. onyma — «имя») — разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Например, слова невежа и невежда. Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — малообразованный человек. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи.

Слайды 23 — 24. Задание: разгадайте шарады.

1. С буквой ф помогает,

Без ф — торжественно шагает.

Что это за глаголы?

(Шефствовать — оказывать помощь. Шествовать — идти, двигаться торжественно, важно.)

2. С буквой о кружок друзей
Или деловых людей.

С а приходит к нам весной,

Называют посевной.

(Компания — общество, группа лиц, проводящих вместе время. Кампания — совокупность мероприятий для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи.)

3. Два слова — разные значенья:

Первое поможет запах различить,

Второе — очарованье,

Ты им пленённым можешь быть.

(Обоняние — одно из внешних чувств, способность воспринимать и различать запахи. Обаяние — очарование, притягательная сила.)

Слайд 25.

Омоформы – омонимичные формы слова или разных слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах.

В углу стоит печь. Будем печь пироги.

Стакан из стекла. Вода стекла.

Видны голубые дали. Ему совет дали.

Прекрасен пушкинский стих. Ветер совсем стих.

Вывод: надо уметь отличать омонимы от омографов, паронимов, омофонов и омоформов.

8. Лингвистические загадки. Слайды 26 – 29.

Задание: угадать омонимы.

1) Нас много в играх набирают,

А иногда и на нос надевают.

(Очки)

2) Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.

(Нос)

3) На лугу — с хвостом,
Без хвоста — под мостом.

(Бык)

4) В бою и рубят и взрывают,
А после боя развлекают.

(Шашки)

5) Несётся первое к реке,
Второе щёлкнуло в замке.

(Ключ)

6) Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.

Могу легко попасть я в птицу,

Но чаще попадаю … в щи.

(Лук)

7) Бывает он из разного материала:

То из земли, то из воды, то из металла.

(Вал)

8) В воде он медленно плывёт.

В станке летает взад — вперёд.

(Челнок)

9) Ты меня найдёшь на птице
И в пенале ученицы,

А вечернею порой У себя под головой. (Перо)

9. Шуточные вопросы. Слайды 30 — 31.

1)Что такое: днём кланяется, а ночью звёзды считает? (Колодезный журавль)

2) Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

3) Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Швейную)

4) Из какого крана нельзя брать воду? (Из строительного)

5) Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое)

6) Какой кистью не выкрасишь стену? (Кистью руки)

7) По какому мостику нельзя перейти через реку? (По гимнастическому)

8) Какой губкой нельзя мыться? (Губка – губа, часть лица)

9) Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)

10. Слайды 32 — 33.

С какими словами мы сегодня познакомились? Почему их называют словами — близнецами?

11. Награждение команд. Слайд 34. Спасибо за внимание!




Учащиеся находят омонимы и называют их.









































































Дети находят омонимы на заданную букву (бор1и бор2)

























Выступление учащихся.































































Ответы детей









Ответы детей



















































Ответы детей.





















































































Ответы детей.





Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)



ЦЕЛЬ: развивать умения применять приобретенные знания.







УУД: регулятивные (работа с текстом).







































УУД: познавательные





























УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).







































































УУД: регулятивные (нахождение омонимов); познавательные (опираются на уже известное).































































































УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка



Использованная литература:

1. Яков Козловский. Весёлые приключения — не только для развлечения. Издательство «Детская литература», Москва, 1971.

2. Введенская Л. А., Колесников Н. П. Учебный словарь омонимов русского языка. Издательский центр «МарТ», Москва — Ростов-на-Дону, 2005.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., «АЗЪ», 1996.

4. Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», 1968.

5. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Издательство «Народная Асвета», Минск, 1964.

6. Занадворова А. В. Лексикология. Вестник Олимпиады «Светозар», № 2.


Список использованных Интернет-источников:

http://www.knigisosklada.ru/images/books/1850/big/1850846.jpg — словарь

http://essawa.files.wordpress.com/2008/01/book_008.jpg?w=200&h=178 — книга с пером

http://darudar.org/var/files/img/ab/51/ab512c674ff44acc99f3e4aff9ab477_600.jpg — ирис, нитки

http://d1.endata.cx/data/games/16771/school02-22.jpg — звонок на урок

http://www.lensart.ru/pictureview7-pid-3f9-et-1aecbd5 — морская коса

http://detsadkitty.ru/uploads/posts/2010-04/1272384832_screenhunter_06-apr.-27-20.08.gif — омонимы

http://detsadkitty.ru/uploads/posts/2010-04/1272384832_screenhunter_06-apr.-27-20.08.gif — омонимы

http://s43.radikal.ru/i102/0811/93/10809bed937.png — колокольчик

http://detsadkitty.ru/uploads/posts/2010-04/1272384822_screenhunter_07-apr.-27-20.08.gif — омонимы

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f5/Gorskii_04449u.jpg — вид на Суздаль на реке Каменке

http://css.ffclub.ru/forum/uploads/post-19-1235474108.jpg — гаечный ключ

http://greenhome.org.ua/wpcontent/uploads/2009/01/gusenica.jpg — гусеница

http://detsadkitty.ru/uploads/posts/2010-04/1272384787_screenhunter_04-apr.-27-20.06.gif — омонимы

http://www.krestianin.ru/upload/iblock/76e/krn_img_rspel.jpg — яблоки на дереве

http://namewoman.ru/images/stories/ruki%207.jpg — руки

http://detsadkitty.ru/uploads/posts/2010-04/1272384771_screenhunter_03-apr.-27-20.06.gif — омонимы

http://7ls.ru/images/cat55.jpg — очки

http://www.prazdnuem.ru/newyear/2009/images/bull250.jpg — бык на лугу

http://www.artemeispb.by.ru/Travels/Budogosch_Tihvin/a41.jpg — опора моста

http://www.worldart.ru/painting/img/5000/42/1.jpg — картина К. Айвазовского «Девятый вал»

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT2fzWNstyaCwLf3Eqq3Wm47U6TcCSIqPQTAB_xPxCRU3qUC — плот

http://posusecam.ru/uploads/products/images/201.jpg — челнок

http://wiki.iteach.ru/images/temp/5/51/20100928123711!%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB.pngсмайлик

http://www.fazendabox.ru/uploads/posts/2010-06/1277287210_kl9.jpg — колодезный журавль

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/250px-2007_teicha_02.jpg — железнодорожное полотно

http://www.mivs.ru/images/1.jpg — строительный кран


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие: «Познаем мифы Др.Греции, играя»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: