Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса «Филологический поезд»





Внеклассное занятие

по русскому языку

Игра — путешествие

«Филологический поезд»

6 класс







Составила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 г. Вязьмы Смоленской области

Захарова Татьяна Евгеньевна

Цели:

Закрепить знания программного материала по разделам «Фонетика», «Лексика», «Орфография», «Морфемика»

Способствовать развитию познавательного интереса школьников, интереса к предмету.

Вести работу по формированию умения работать в группе.


Для участия в игре ученики делятся на 4 группы (экипажи) по 5- 10 человек.

Каждая станция располагается в отдельном классном помещении, дежурные по станции –старшеклассники.

На дверях классов вывешиваются названия станций. Каждому экипажу вручается маршрутный лист. Движение по станциям происходит согласно маршрутному листу, в который дежурные по станциям заносят полученные баллы.

Время нахождения на каждой станции 10 минут.


Станция «Фонетическая»

Задание №1.

Ответьте на вопросы.

Сколько букв в русском алфавите? 33 буквы. 1 балл.

Сколько гласных букв? 10 букв. 1 балл.

Сколько гласных звуков? 6 букв. 1 балл

Какие буквы не обозначают звуков? Ъ и Ь. 1балл.

Какие буквы, и в каких случаях могут обозначать 2 звука.

Е, Ё, Ю, Я – в начале слова, после гласных и после Ъ и Ь знаков. 1-2 балла в зависимости от полноты ответа.

Задание №2.

Добавить слово в стихотворении, затем эти слова записать по памяти и поставить в них ударения.

Примечание для ведущих: дать листочки и ручку.

Время на выполнения: 1 минута на чтение и 1 минута на запись.

  1. Кран открой, пойдёт вода. Как она пришла сюда?

В дом, сад и огород, провели … (водопровод).

  1. Был бы друг, будет и … (досуг).

  2. Хоть я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла.

  3. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали Вы? Я — … (свекла).

  4. Пчёлка, милая пчела, ты бы мёду мне … (дала).

  5. На свете старушка спокойно жила. Сухарики ела и кофе … (пила).

  6. Всем известный математик академик Иванов

  7. Ничего так не боялся, как больниц и … (докторов).

Ответы: водопровод, досуг, свёкла, дала, пила, докторов

Без ошибок – 3 балла,

1 ошибка- 2 балла,

2- 3 ошибки – 1 балл,

более 2ошибок -0 баллов.

Слова могут быть указаны в любом порядке.

Задание №3.

Примечание для ведущих: дать листочки и ручку.

Время на выполнения 2 минуты. В это время проверить 3 задание.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Обведи в кружок слова, в которых все согласные мягкие.

В полдень дождь перестал, и, что белый пушок,

На осеннюю грязь начал падать снежок.

Ответ:

все согласные глухие в словах: что, пушок;

все согласные мягкие: осеннюю, грязь.

Каждое правильно указанное слово – по 1баллу.

Задание №4.

1 ведущий читает шарады, другой в это время проверяет 4 задание.

Разгадайте шарады.

  1. Я – сборник карт; но от ударенья зависит моё другое значенье.

Захочешь – превращусь в названье блестящей, шелковистой ткани.

Атлас-атлас

  1. Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение, и превращусь я в конфету. Ирис- ирис

Задание №5.

По цепочке рассказать алфавит.

Примечание для ведущих: каждый ученик говорит по 5 букв. Считать штрафные очки (неправильный порядок букв, неправильное название буквы, подсказка от ведущих)

3 балла – без штрафных очков

2 балла – 1- 3 штрафных очка

1 балл – 4 — 6 штрафных очков

Время на выполнения 2 минуты.

Ответ:

А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, це, ча, ша, ща, ъ, ы, ь, э, ю, я.



Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Обведи в кружок слова, в которых все согласные мягкие.

В полдень дождь перестал, и, что белый пушок.

На осеннюю грязь начал падать снежок.


Станция «Морфемика»

Задание №1.

Вставить в стихотворение название морфем.

Та часть слова, что изменяется _____________ называется.

Остальную же часть слова именуем мы _______________.

_______________ слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарит __________ власть.

Ответ:

Та часть слова, что изменяется, окончанием называется.

Остальную же часть слова именуем мы основа.

Корень слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарит корня власть.

Без ошибок – 2 балла.

1 ошибка – 1 балл.

Время выполнения: 1 минута

Задание №2.

Выдели в словах окончания:

Домов, столов, коров;

степей, юношей, воробей

Выдели в словах суффиксы.

Косточка, шапочка, звездочка, ленточка

Время выполнения: 2 минуты

Ответы: Домов, столов, коров – 1балл

степей, юношей, воробей – 1балл

Косточка, шапочка, звездочка, ленточка– 1балл

Задание № 3.

Слова разобрать по составу и записать в таблицу.

Предлагать, настенный, раскопки, подоконник, снеговик,

приставка

корень

суффикс

окончание





















Время выполнения: 3 минуты. Ответ:

приставка

корень

суффикс

окончание

пред

Лаг

А

ть

на

Стен

Н

ый

рас

Коп

К

И

подо

Окон

ник



снег

ов, ик



Задание №4.

Составь слово.

  1. Корень мой находится в цене,

В очерке ищи приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

  1. Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надёжно.

Суффикс в черчении ясно услышишь,

вместе – на темы различные пишешь.

  1. В списке вы мой обнаружите корень.

Суффикс в собрании встретите вскоре

В слове рассказ вы приставку найдёте

В целом по мне на уроке пойдёте.

Время выполнения: 3 минуты

Ответы: оценка, сочинение, расписание. Каждое слово по 1 баллу.

Примечание для ведущих: каждое следующее задание проверяется при выполнении следующего.


Станция Лексическая

Задание №1.

Вставить название животного, устно объяснить значение фразеологизма.

Каждый фразеологизм – 1 балл. Если не смогли объяснить 0, 5 балла.

Делить шкуру неубитого … (медведя) – распоряжаться чем-то несуществующим

Сесть на любимого … (конька) — говорить(заниматься) любимым делом

Купить … (кота) в мешке – взять неизвестно что.

Дуется как … (мышь) на крупу- обижается попусту.

Брать … (быка) за рога — приступить к делу решительно .

Писать как … (курица) лапой — небрежно писать

Считать… (ворон) – быть рассеянным.

Время на подготовку – 1минута, ответ – 2минуты.

Задание №2.

Раздели слова на 4 колонки:

Заимствованные

профессионализмы

неологизмы

устаревшие

















Лапти, телефон, резец, луноход, ветрило, бумага, космодром, виолончель.

Ответ.

Заимствованные

профессионализмы

неологизмы

устаревшие

телефон

резец

луноход

лапти

бумага

виолончель

космодром

ветрило





Время выполнения 2 минуты.

Задание №3.

Вставь в пословицы антонимы

___________ рукой строят, а _________ разрушают.

_____________- свет, а _____________- тьма.

Кто хочет __________ знать, тому надо ____________ спать.

Корень учения _________-, а плод сладок.

________________ колос к земле клониться, а___________-к небу тянется.

Время выполнения 3 минуты.

Ответы:

Правой рукой строят, а левой разрушают.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень учения горек, а плод сладок.

Полный колос к земле клониться, а пустой к небу тянется.

Каждая пословица -1 балл.

Задание №4.

К каждому слову добавьте одно прилагательное в прямом значении, а другое в переносном.

Голова, язык, ночь, день.

Образец: руки чистые, руки золотые.

Отвечать после подготовки устно.

Ответы: голова маленькая, тяжёлая голова; язык длинный, русский язык, темная ночь, глухая ночь, зимний день, тяжёлый день.

Каждая пара словосочетаний — 1 балл.

Задание №5.

Доскажи стихотворенье, употребив фразеологизм.

( каждый правильный ответ – 1 балл)

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь

О них обычно говорят …. (водой не разольёшь).

Туристы исходили городок буквально вдоль и поперёк

И так устал отряд в дороге. Что еле он … (волочит ноги).

Фальшивят, путают слова, поют, кто в лес, кто по дрова

Ребята слушать их не станут, от этой песни … (уши вянут).


Станция Орфографическая.


Задание №1

На месте ? поставить, где нужно Ь.

Время выполнения — 1 минута.

Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?.

Хлеб-соль еш?, а правду реж?.

Игра не стоит свеч?.

Без труда не вынеш? и рыбку из пруда.

Время выполнения – 1минута.

Ответ:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Игра не стоит свеч.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3 балла — без ошибок,

2 балла – 1ошибка,

1 балл – 2ошибки,

более 2 ошибок – 0 баллов.

Задание №2

Вставить пропущенную букву, подчеркнуть проверочное слово.

Уд*вительное — (диво, дева)

М*нять — (мина, смена)

Л*пить — (липко, лепка)

Расч*щать, (чисто, подчищать)

Л*нивый (ученик) — (лень, линька)

Скр*пучий — (скрип, скрепка).

Время выполнения – 2 минуты.

3 балла — без ошибок, 2 балла – 1- 2ошибки, 1 балл – 2- 5 ошибки, более 5 ошибок – 0 баллов.

За ошибку считать и неправильно вставленную букву, и неправильно выбранное проверочное слово.

Ответ:

Удивительное — (диво, дева)

Менять — (мина, смена)

Лепить — (липко, лепка)

Расчищать, (чисто, подчищать)

Ленивый (ученик) — (лень, линька)

Скрипучий — (скрип, скрепка)_


Задание №3

Найди допущенные ошибки и исправь их.

Гарит восток зорею новой.

Солнце стала прегревать.

Лектор каснулся этой проблемы, но решить её несмог.

Мы ночивали на озере, в высоких зараслях.

Мы говорили шопотом, чтобы не разпугать рыбу

Ответ:

Горит восток зарею новой.

Солнце стало пригревать.

Лектор коснулся этой проблемы, но решить её не смог.

Мы ночевали на озере, в высоких зарослях.

Мы говорили шёпотом, чтобы не распугать рыбу.

1 найденная ошибка – 0, 5 балла. Всего 5 баллов.

Время выполнения – 3 минуты.

Задание №4

Устно ответить на вопросы.

  1. Когда не с именами существительными пишется слитно?

Ответ: если слово без «не» не употребляется, или его можно заменить синонимом.

  1. В каких падежных окончаниях имен существительных пишется буква Е?

В дательном падеже 1 склонения и в предложном падеже 1 и 2склонения.

  1. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить; 4 глагола на –ать: слышать, дышать, гнать, дышать; 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

  1. Когда после шипящих в корне слова пишется буква О?

В корне после шипящей пишется буква О, если на неё не падаёт ударение и в словах исключениях: шов, шорох, крыжовник, капюшон, шоколад, шорты и других.

Маршрутный лист экипажа №1 6 класс А

Название станции

задания

примечания


1

2

3

4

5


фонетическая







лексическая







орфографическая







морфемика








Маршрутный лист экипажа №2 6 класс А

Название станции

задания

примечания


1

2

3

4

5


лексическая







орфографическая







морфемика







фонетическая








Маршрутный лист экипажа №3 6 класс Б

Название станции

задания

примечания


1

2

3

4

5


орфографическая







морфемика







фонетическая







лексическая








Маршрутный лист экипажа №4 6 класс Б

Название станции

задания

примечания


1

2

3

4

5


морфемика







фонетическая







лексическая







орфографическая








Литература:

Волина В. Занимательная грамматика. – М: Новая школа, 1994

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку.-М: дрофа, 2004

Лидман – Орлова Г.К., Пименова С.Н. русский язык. Практика. – М:Просвещение, 1994

Шибаев А. Язык родной, дружи сл мной. — Л, 1981





Свежие документы:  Урок русского языка во 2 классе "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: