Внеклассное мероприятие по русскому языку «Занимательный русский язык» 6-7 класс


Внеклассное мероприятие по русскому языку «Занимательный русский язык» для 6-7 классов

Петрова Наталья Васильевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ № 49

г. Шахты Ростовской области.



Цели:

— создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету;

— формировать навык коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

— проверить знания по ключевым темам предмета.


Оборудование: сигнальные карточки, карточки с заданиями либо проектор.


Правила проведения.

Данное мероприятие можно провести в одном классе, разделив его на группы, либо между классами, выбрав команды. Напомнить учащимся правило «я умею слушать и слышать», правила хорошего тона, правила оценивания и штрафных санкций (за правильный ответ начисляется 1 балл, за нарушение снимается 1 балл). Учитель оставляет за собой право выбрать меньшее количество заданий.



Ход мероприятия.

Предполагаемое количество команд – 4.

  1. Разминка.

Задается по два вопроса каждой команде.


— что изучает морфология ( раздел науки о языке, изучающий грамматическое значение частей речи)

— что изучает фонетика ( раздел языкознания , изучающий звуки речи)

— что изучает лексика ( словарный состав языка)

— что изучает синтаксис ( строение предложения и словосочетания)

— что называется омонимами ( слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения)

— что называется синонимами ( слова, которые призносятся по-разному, но обозначают одно и то же)

— что называется антонимами ( слова с противолоположным значением)

— что называется фразеологизмами ( устойчивые сочетания слов)


  1. Фразеология.

Время выполнения – 5 минут на каждый блок заданий. Проверяется каждый блок отдельно сразу по выполнению. Учитель по своему усмотрению выбирает количество блоков.


— составить как можно больше фразеологизмов со словом ЯЗЫК:

( язык без костей, длинный язык, высунув язык, язык на плече, язык не поворачивается, найти общий язык, держать язык за зубами, проглотить язык, прикусить язык, язык развязался, распустить язык, чесать языком, ломать язык, тянуть за язык, вертится на языке, чтоб язык отсох- 16).


-составить фразеологизмы со словом ГОЛОВА:

( ломать голову, повесить голову, вбить в голову, выбросить из головы, голова идёт кругом, голова на плечах, как снег на голову, вскружить голову, на свежую голову, не бери в голову, не выходит из головы, не терять голову, очертя голову- 13 ).


— составить фразеологизмы со словом РУКА:

( носить на руках, как без рук, брать себя в руки, бить по рукам, из вторых рук, опустить руки, ходить по рукам, приложить руки, рука руку моет, рука об руку, короткие руки, своя рука владыка, сидеть сложа руки, связать себя по рукам, рукой подать, руки не доходят- 16).


— составить фразеологизмы со словом НОС:

( вешать нос, не видеть дальше своего носа, задрать нос, из-под носа, на носу, нос к носу, остаться с носом, под самым носом, совать свой нос, не показывать носа, комар носа не подточит, нос не дорос, крутить носом – 13 )


— составить фразеологизмы со словом ГЛАЗ:

( бросаться в глаза, в глаза не видел, во все глаза, вылупить глаза, выплакать все глаза, выцарапать глаза, глаза бегают, глаза в глаза, глаза на лоб лезут, глаза на мокром месте, открылись глаза, глаза разбегаются, глаза слипаются, глаза страшатся, есть глазами, глазом не моргнул, для отвода глаз, куда глаза глядят, колоть глаза, лезть на глаза, на глаза попасть, не казать глаз, с глазу на глаз)


  1. Морфология.

Задания записаны на карточке либо выводятся на экран. Время выполнения – 5 минут на каждое заданий. Проверка сразу по выполнению.


Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных корней.


ПОДлить- ПРОдлить, ЗАтрубить – ОТрубить, ВИНоватый – изВИНяться, ПРОданный – ПРЕданный, ПАРный – ПАРовой, КОНЕЦ – КОНЧаться, СМЕШить – сМЕШать, безОБЛАЧный — разОБЛАЧить, Учитель – Ученик, СЛЕЗа – сЛЕЗать, соКРОВище – соКРОВенный, ЛЕВый- ЛЬВиный, НЕРВный – неРОВНый,.


4. Объясните выбор части речи в данных словах, что лежит в основе выбора?

Дали, стекло, пила, звонок. (Омонимия, необходим контекст)


  1. Чудесный квадрат из четырёх клеток.


По горизонтали: 1) вид топлива-( торф)

2)упрямое животное-( осёл)

3) корнеплод-( репа)

4) синоним к слову знамя- (флаг)

А теперь прочитайте слова по вертикали- получились те же самые слова.




6. Орфография.


Кто быстрее и правильно вставит попущенные орфограммы в словах:

Пр..образование, пр..з..дент, пр..вратиться, пр..в..легия, пр..емник царя, пр..ступить к делу, пр..ходящие желания, пр..остановился, пр..кратить, беспр..дельные дали, пр..крыться, пр..обрести, пр..н..брежение, пр..вратник, пр..брежный, пр..вратный, пр..бывать в школе, пр..задуматься, пр..злой, непр..ступный, беспр..кословно, непр..менно, беспр..станно.



7. Вставить необходимые орфограммы. ( Склонение имён собственных-иноязычных)

Я читала книги (Агния Барто), ( Самуил Маршак), ( Маргарита Алигер), ( Фенимор Купер), ( Этель Войнич), ( Иван Собко), (Олег Финк), (Ирина Финк), ( Виктора Крутых).

( Я читала книги Агнии Барто, Самуила Маршака, Маргариты Алигер, Фенимора Купера, Этель Войнич, Ивана Собко, Олега Финка, Ирины Финк, Виктора Крутых)


8. Орфоэпия

Расставить ударение в словах: жалюзи, тортов, свекла, сливовый, щавель, осведомиться, мельком, красивее, позвонит, обеспечение, включит, петля, плато, шарфом, туфля.


9. Занимательные задания.

Задания задаются каждой команде поочередно.

Мозговая атака:

— отверстие вулкана –( кратер)

— период, продолжавшийся четверть года –( квартал)

— место на реке, где её можно перейти –( брод)

-наука о небесных светилах –( астрономия)

— машина для уборки хлеба-( комбайн)

-мест, где скрещиваются улицы – (перекрёсток)

— машина , приводящая в движение состав поезда –( локомотив)

-самый быстрый ход лошади – (галоп)

-речь , произносимая одним актёром – монолог, а двумя – диалог, а многими-( полилог.)

— спектакль, который показывается впервые –( премьера)

— артист, который выступает впервые-( дебют)

— маленькие ячейки из воска, куда пчёлы прячут мёд- (соты)


10. Шуточные вопросы:

— может ли чайник кипеть? ( метонимия- я целую тарелку съел)

— может ли дождь идти два дня подряд? ( может, день=сутки)

— может ли такое быть: библиотека открыта, хотя дверь в неё закрыта?(да)

— мальчику нужно было найти Х в уравнении, он подчеркнул Х и говорит: « Я его нашёл»

Почему он так ответил?


11. Прочитайте написанное.

Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

( Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.)


12. Определить части речи: Как он смел! Как он смел? ( краткое прилагательное, глагол.



13. Подведение итогов.





















Литература.

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Упражнения в чтении и письме"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: