АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ СЕМЕЙНОГО КЛАССНОГО ЧАСА «ОТЦЫ И ДЕТИ: КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ»


МОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа

Кочковский район Новосибирская область


АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ

СЕМЕЙНОГО КЛАССНОГО ЧАСА



«ОТЦЫ И ДЕТИ:

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ».


Классный час разработала и провела

Алёна Анатольевна Оськина, учитель

истории и обществознания, классный

руководитель 11-го класса.


















2007 год.

Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции.

Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов.

Если ты хочешь изменить районы, начни с городов.

Если ты хочешь изменить города, начни с улиц.

Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов.

Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи.

Если ты хочешь изменить семью, начни с себя.

КОНФУЦИЙ.

Психологический климат в семье, межличностные отношения, радости и проблемы, столкновения мнений и, наконец, конфликты.

Вечная проблема отцов и детей. Вечная, так как она характерна для любой исторической эпохи, любого временного пласта.

Родители – люди одного поколения, их дети – другого. Именно это чаще всего и становится причиной конфронтации. Сегодня, в конструктивном диалоге, мы попытаемся выявить причины этого типичного явления.

Для начала я предлагаю блиц-опрос для наших детей. Им предлагаются вопросы и ситуации личного характера, на которые они должны дать искренний ответ.

1. Смог бы я жить один, вдали от людей?

2. Смогу ли я посмеяться над собой?

3. Хочу ли я иметь детей?

4. Какие качества я больше всего ценю в своём друге?

5. Какое животное мне нравится?

6. Когда я прохожу мимо зеркала и вижу в нём своё отражение, на что я обращаю внимание?

7. Я уважаю этого человека за то, что…

8. Мне нравится именно этот сказочный герой…

9. Какие предметы я возьму на необитаемый остров?

10. Мой самый любимый праздник…

11. На машине времени я отправлюсь…

Чудесные, милые, добрые дети… Почему же между ними и нами проскальзывает тень непонимания?

Сегодняшнему классному часу предшествовал подготовительный период, анкетирование, целью которого являлось выявление точек НЕСОПРИКОСНОВЕНИЯ между родителями и детьми.

Мнения каждой возрастной группы выявили следующий круг проблем:


РОДИТЕЛИ : ДЕТИ:

Мера свободы учёба, мода, интересы (компьютер,

Опека, переходящая в диктат музыка)

Учёба вмешательство в личную жизнь.


Это есть те вопросы, которые нам предстоит сегодня обсудить.



ВОПРОСЫ ДЕТЯМ.

1. Что вы подразумеваете под вмешательством родителей в вашу личную жизнь?

2. Каким образом ограничивается ваша свобода?

3. Какую цель преследуют ваши родители, идя на запретительные меры?

Свежие документы:  Контрольная работа для 3 класса «Логические рассуждения»

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЯМ.

1. Считаете ли Вы своих детей достаточно взрослыми людьми?

2. В чём, по Вашему мнению, должна выражаться «взрослость»? (Наиболее вероятный ответ: «В осознании необходимости более серьёзно относиться к учёбе»).

ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ.

В анкетах Вы отметили, что у детей есть определённые обязанности, и в категоричной форме дали понять, что наличие обязанностей – это благо! Не считаете ли Вы это диктатом, искусственно насаждаемым взрослыми?

ДИАЛОГ С ДЕТЬМИ.

Самой распространённой причиной конфликтов с родителями, вы выделили учёбу, недостаточно хорошие оценки. Как вы думаете, почему родители считают учёбу вашей главной обязанностью? Какими хотят видеть вас ваши родители в будущем?




Наши дети стоят на пороге большой жизни, и общество предъявляет им иногда жёсткие требования. Позволю себе зачитать рекламный проспект престижного ВУЗа:

«Какими качествами должен обладать абитуриент, поступающий в наш ВУЗ? Целеустремлённость, высокая работоспособность, карьеризм (в хорошем смысле), приятная внешность, хорошая физическая форма, правильная манера поведения, знание искусства общения».


Часть этих качеств необходимо воспитать, а часть молодые люди должны выработать самостоятельно. Следовательно, нашим детям нужно предоставлять определённую свободу.

Анкетирование выявило интересный факт, что основной принцип, к которому сводится воспитание в ваших семьях таков:

«Мы вас любим, но будьте любезны делать то, что считаем необходимым МЫ».


ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ.

Согласны ли Вы с тем, что если в Ваших отношениях с детьми присутствует чрезмерная опека, то рано или поздно произойдёт бунт, межличностная конфронтация, конфликт?

Какую меру свободы Вы можете предоставить детям?



Давайте спросим у детей, устраивает ли их такая мера свободы?

ДИАЛОГ С ДЕТЬМИ.

В своей анкете вы указали, что на втором месте после учёбы, чаще всего родители недовольны тем, какую и как вы слушаете музыку.

Что вы чаще всего слышите в адрес современной музыки?

Я предлагаю сыграть в «музыкальную угадайку».

Родителям и детям предлагается музыкальный микст. Задача: записать песни, которые им знакомы.


Подведём итоги:

Дети знают музыку своих родителей, родители знают музыку своих родителей. Почему же родители не знают музыку своих детей?

ДИАЛОГ С ДЕТЬМИ.

Из разговоров с вашими родителями, из своего личного опыта я знаю, что под музыку вы учите уроки (даже пишите сочинения), читаете художественную литературу. И постоянно слышите такую фразу: «Сделай тише!» А вам хочется сделать погромче. Какую роль в вашей жизни играет музыка?

Свежие документы:  Конспект открытого урока для 2 класса "О чём рассказывают наши вещи"


Продолжим близкую к музыке тему. В своей анкете вы написали, что не хотите ссориться с родителями из-за дискотек.

Что вы имели в виду?

Чего опасаются ваши родители?

Считаете ли вы, что вам попросту не доверяют?

ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ.

Вы доверяете своим детям? Чего Вы опасаетесь?

Интересный факт: 100 % родителей, принявших участие в анкетировании, на ситуацию, в которой Ваш ребёнок пригласил домой сверстников, друзей, отреагировали так:

«Ни во что не вмешиваюсь, но даю понять, что всегда рядом».

ДЛЯ ЧЕГО ВЫ РЯДОМ? СКАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

А наши дети хотят самостоятельности!

Выдержки из анкет, которые заполняли наши дети:

Вопрос: «Мои отношения с родителями станут лучше, если… я уеду в город учиться; закончу школу…»


Я предлагаю посмотреть видеоролик из одного культового фильма. На первый взгляд, он не имеет отношения к обсуждаемому вопросу, но это только на первый взгляд. И, кроме того, это ТО, ЧТО СМОТРЯТ НАШИ ДЕТИ.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА «МАТРИЦА».

Это – типичный момент любого боевика или блокбастера. Есть дамские варианты: с Милой Йовович, или обворожительной Анджелиной Джоли – «вечной» расхитительницей гробниц.

ДИАЛОГ С ДЕТЬМИ.

Поговорим о жанре «боевик». Есть главный герой, какой он? (Сильный, смелый, благородный). Отличная физическая форма, владеет всеми видами оружия, восточными единоборствами и т. д.

Психологи утверждают, что в процессе просмотра мы отождествляем себя с главным героем фильма. На подсознательном уровне мы хотим быть на них похожими.

Вопрос детям: Вы хотите быть на НИХ похожими? В каких ситуациях?

А мы, взрослые, относимся к таким жанрам весьма скептически.

Согласитесь ли Вы с мнением психологов, что, ориентируясь на лихого «киношного» героя, дети подсознательно готовятся к встрече с агрессивным миром вне стен родного дома, они готовятся противостоять, бороться и побеждать?


Ранжирование анкет родителей показало, что Вы:

1). Теоретически готовы предоставить своим детям свободу;

2). Вы чувствуете себя немного детьми (в определённых ситуациях).


Дети написали, что любят Вас, что теоретически не допускают грубости в обращении с Вами, но не желают, чтобы Вы чрезмерно вмешивались в их личную жизнь и сферу интимных переживаний.

ОНИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ВЗРОСЛЫМИ!


Мы пришли к парадоксу, противоречию!!!

Отцы и дети. Дети и родители. Что это?

Проблема, которую непременно нужно разрешить?

Или эти отношения – закономерный, естественный спутник эволюции, жизни, в которой одновременно соседствуют три поколения?

Свежие документы:  Конспект урока-детектива "Следствие ведут знатоки" 9 класс

В обществознании такой вопрос трактуется как «вечный вопрос». Вопрос, на который невозможно дать однозначного ответа.

ОБРАЩЕНИЕ К ДЕТЯМ: любите, уважайте, цените своих родителей. А уж они будут любить вас в любой жизненной ситуации, ВСЕГДА.

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ: мы нечасто слышим слова любви, и сами нечасто их произносим. Мы уже знаем, что идеалов не существует, и любим своих детей за то, что они есть, что они – часть нас.

Хочется надеяться на то, что нашим детям удастся реализовать максимум своих возможностей.


В коллаже, который Вы видите перед собой, абсолютно органично совмещены и моменты школьной жизни, и семейные фотографии, и сфера интересов наших детей.

Пускай и дальше всё это существует в гармонии!!!


Вручаются памятки.

Выражается благодарность участникам.

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО КЛАССНОГО ЧАСА «ОТЦЫ И ДЕТИ: КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ»:


— повышение педагогической культуры родителей;

— изучение точек зрения родителей и детей о причинах возникновения и путях разрешения проблемных ситуаций в семье;

— развитие навыков и умений конструктивного взаимодействия;

— формирование у учащихся навыков ведения дискуссионной беседы.


ЗАДАЧИ:


— ранжировать результаты анкетирования родителей и детей по причинам возникновения межличностных конфликтов в семье;

— сформировать у участников установку на оценку действий и поступков;

— поддерживать атмосферу сотрудничества и конструктивного диалога в ходе мероприятия.


ОБОРУДОВАНИЕ:

— коллаж «Давайте жить дружно!»;

— оформление классной доски : уровневая психолого-понятийная

опора


Видеосистема и видеокассета «Матрица»;

— аудиосистема и аудиокассета с записью фрагментов песен

70-х, 80-х, 90-х г.г. и современной музыки;

— комплект советов для родителей:

«Памятка родителям от ребёнка»;

— комплект советов детям «Памятка о том, как вести себя в

конфликтной ситуации с родителями».


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: