Гражданско-патриотическое воспитание как средство формирования личности школьника


Зорина Тамара Николаевна

Зорина Вера Владимировна

МКОУ СОШ с УИОП №4

г. Кирово-Чепецка

Гражданско-патриотическое воспитание

как средство формирования личности школьника

О, Россия!

С нелегкой судьбою страна…

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу —

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не смогу…

Юлия Друнина.

Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства.

События в России 90-х гг. ХХ в. оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. И как следствие этого, изменения в российском обществе отразились и на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвященные родной земле. Государственные символы и гимн – неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Символы государства – это и история страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательство на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Именно героические события отечественной истории создают реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

Наша школа имеет свою воспитательную концепцию, построенную на патриотическом воспитании школьников. Слова «Родина», «Честь» для педагогов, учеников, родителей, большинство которых бывшие выпускники школы, не пустой звук. Каждый год в день рождения школы,16 декабря, проходит посвящение в кадеты Кировского филиала юридического колледжа международной полицейской ассоциации. Во время посвящения звучит гимн нашей страны в исполнении учащихся школы и поднимается флаг Российской Федерации. Будущие кадеты, преклонив колено, целуют знамя и произносят клятву: «Жизнь России – честь никому».

Свежие документы:  Последний звонок 2014 Школа секретных агентов

Славным страницам российской истории, государственным символам страны, великим сынам Отечества, а также ее забытым страницам посвящены внеклассные мероприятия и классные часы, которые готовят и проводят кадеты под руководством учителей истории и литературы:

  • классные часы «Государственные символы России», «Бессмертный подвиг генерала Д.Карбышева», «Подвиг молодогвардейцев в истории и в романе А.Фадеева «Молодая гвардия»

  • литературно-музыкальные композиции «Эта память всей земле нужна…» (о стойкости и мужестве жителей блокадного Ленинграда), «В небе «ночные ведьмы» (о единственном женском летном полку)

  • литературный вечер по поэзии Юлии Друниной «Светлокосые солдаты войны».

Данные мероприятия воспитывают у учащихся такие патриотические чувства, как чувство гордости за Родину, уважение к истории своей Родины, способность на самопожертвование ради Родины и формируют гражданскую позицию подрастающего поколения.

Список литературы

1. Дорожкина Н., Нехорошева Т., Ковальчук О. Как готовить интегрированные уроки: история + литература. М., 2006.

2. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.,1990.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: