Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 10 класс (социально-гуманитарный профиль)










Календарно – тематическое планирование по обществознанию



Класс – 10

Количество часов – всего 105

Программа « Обществознание 10 — 11 класс», Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И.,

М. «Просвещение», 2011г.

Учебник «Обществознание 10 класс», Боголюбов Л.Н., ЛазебниковаА.Ю.,

М. «Просвещение», 2013г.




Учитель – Пономаренко Т.А.













Пояснительная записка

по обществознанию

(профильный уровень)

10 класс


Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин. 
       Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Программа рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 3 час в неделю.



Цели и задачи  курса  обществознания в средней школе.

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  1. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  3. воспитание гражданственности и любви к Родине;

  4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  5. выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  6. интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  9. ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

  1. способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  2. передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;

  3. формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

  4. развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;

  5. способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

  6. помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

В основу содержания курса положены следующие принципы:

соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

структурирование заданий  учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

•   особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной >    в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,

аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

•   совершенствования собственной познавательной деятельности;

•  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

•   решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

•   ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

•   предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

•   оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения

морали и права;

•   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

•   осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

 Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  — определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование реальных связей и зависимостей;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

 — отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

 — передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 

уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

 — владение навыками редактирования текста;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

 — владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.






















п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата





Тип урока




Элемент содержания


Характеристика основных видов деятельности

Приемы и методы работы

Оборудование

использование ИКТ ТСО

Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка (12 ч) + 6 ч из резерва


1




2




3

Наука и философия

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания


Классификация социально-гуманитарных наук


Специфика философского знания


1 час




1 час




1 час






Изуч.

нового



Практикум



К





Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания.

Истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога


Знать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных,

уметь классифицировать группы социально — гуманитарных наук , уметь осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами;



Проблемная беседа. Дискуссия Творческая работа

Дискуссия: «Можно ли познать обще­ство, в кото­ром живешь»?


Презентация «Философия и наука»

таблица « Общее и отличия методов изучения человека и общества

в различных социальных науках и в философии».





4




5





6





7


Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Мифологическое сознание древнего человека.



Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.


Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».


Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.






1 час




1 час





1 час





1 час







К




К





К





К





Архаические представления о мире. Особенности мифологического сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности






Знать особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализировать древнеиндийскую и древнегреческую философии; уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать,






Проверка творческого задания, формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений, анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.





Презентация «Древние мыслители», творческие проекты учащихся


Презентации: «Философия Античности»







8




9



10



11




12


Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.


Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.


Политика и государство: новый взгляд


Просвещение: вера в разум и прогресс.


Становление общественных наук. Философские искания XIX века


Справедливое общество и пути к нему






1 час




1 час


1 час



1 час





1 час









К




К


К



К





К








Кризис средневековых представлений о человеке и обществе; политика и государство: новый взгляд; просвещение: вера в разум и прогресс; становление общественных наук; справедливое общество и пути к нему; марксистское учение об обществе; социально-философская мысль ХХ в.





Знать, характеризовать и анализировать средневековые представления о человеке и обществе; проследить изменения во взглядах на общество и человека в Новое и Новейшее время.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных






Проблемная беседа, устный опрос, проверочная работа,

тестовый контроль дискуссия






презентация «Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время»

Учение К. Маркса о способе производства, прибавочной стоимости, современные теории в обществознании




13



14

Из истории русской философии


Русская философская мысль XIXVIII века


Философские искания XIX века




1 час



1 час






К



К




Русская философская мысль XIXVIII вв.; философские искания XIXв.; цивилизационный путь России: продолжение споров.




арактеризовать общественную мысль России, анализировать философские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века, уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии





Работа с учебником и документами, анализ документов, систематизация данных, работа в группах









15



16


17




18

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.

Общественные потребности и мир профессий.


Мотивы выбора профессии


Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.


Обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»






1 час



1 час



1 час




1 час











К



К



К




Обобщ








Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.



Обобщить и систематизировать знания по теме.





Знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля, характеризовать основные профессии социально-гуманитарного профиля.






Проблемная беседа, дискуссия, творческие проекты учащихся

Практикум





анкеты, презентация «Моя профессия»








тест «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»



Общество и человек (20 часов) + 8 часов из резерва



19



20








Происхождение человека и становление общества

Наука о происхождение человека.


Человечество как результат биологической и социокультурной революции.







1 час



1 час





Изуч. нового


Практикум




Теории происхождения человека и становления общества, особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.





Знать и характеризовать теории происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результат биологической и социальной эволюции.





Лекция с элементами проблемной беседы, устный опрос, творческие проекты




Примерные темы проектов.

*Общество. Пути его формирования

* Человечество. Его социальность и связь с культурой

* Культура, культурное творчество.


21



22



23




Сущность человека как проблема философии.


Человек — биосоциальная система.


Мышление и деятельность. Мышление и язык.

1 час




1 час


1 час



К




К


К

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык.


Уметь анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

фронтальный опрос, беседа, работа с таблицей, схемой

Таблицы, схемы, презентация «Сущность человека как проблема философии».



24




25

Общество и общественные отношения.


Общественные отношения.


1 час




1 час


К




К





Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения.


Знать понятия: общество, социум, об­щественные отношения, развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изу­ченных социальных объектов;

устанавливать соответствие

Лекция с элементами проблемной беседы

Схемы, таблицы, документы





26



27



28

Общество как развивающаяся система.


Системный подход к обществу.


Сферы общественной жизни как подсистемы общества.


Изменчивость и стабильность.





1 час



1 час



1 час





К




К


К











Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость т стабильность.

Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»




Знать понятия: социальная система, её структура, развивать умения

систематизации изу­ченных фактов; переведения социаль­ной информации из од­ной знаковой системы в другую, уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.




Работа с текстом, устный опрос, работа с учебником и документами



Презентация «Сферы общественной жизни»



29


30



31




32




33

Типология общество


Традиционное общество.


Становление индустриального общества.


Индустриальное общество как техногенная цивилизация.


Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.


Восток и Запад в диалоге культур.



1 час


1 час




1 час



1 час




1 час





К


К




К



К




К



Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур.




Характеризовать типы обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и сициально-конкретного уровней

осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.



Лекция с элементами проблемной беседы,

работа с учебником и документами,

проблемная беседа. дискуссия, выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями



Сообщения учащихся













34



35



36



37

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

Теория локальных цивилизаций.


Теория общественно-экономических формаций.


Теория постиндустриального общества.

Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.





1 час



1 час




1 час

1 час






К



К




К

К





Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Учения философов о цивилизационном подходе





Уметь анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.





Лекция с элементами проблемной беседы

практикум





Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию



38


39


40

Исторический процесс.


Типы социальной динамики.


Факторы изменения социума.

Участники исторического процесса.



1 час


1 час


1 час




К


К


К



Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе.

Философия истории. Исследовать факторы изменения социума

Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности.




Знать и характеризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней, уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами



Лекция с элементами проблемной беседы, проверочная работа



Презентация «Типы социальной динамики»




41



42



43


Проблема общественного прогресса.


Прогресс и регресс.



Критерии прогресса.

Многообразие путей и форм общественного развития.




1 час



1 час



1 час







Изуч.

нового


К



К




Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Многообразие путей форм общественного развития.

Историческая альтернатива





Знать и характеризовать два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций.





Тест с разноуровневыми заданиями

Проблемная беседа. Дискуссия




документы, высказывания философов


44



45



46





Свобода в деятельности человека.


Свободное общество.


Зачет по теме «Общество и человек»








1 час



1 час



1 час






К



К



Обобщ.



Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество.

Проблема «деиндиви-дуализации», «предопределения»



Знать и характеризовать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соотносить понятия: «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора.

Уметь участвовать в дискуссии; работать с документами; работать в группе, выступать публично;


фронтальный опрос, дискуссия. работа в группах, творческие выступления учащихся


тест «Общество и человек»





Деятельность как способ существования людей (8 часов) + 4 часа из резерва



47




48



49






Деятельность людей и ее многообразие.

Сущность и структура деятельности.



Потребности и интересы.



Виды деятельности.




1 час




1 час



1 час







К




К



К



Деятельность человека: сущность и структура деятельности.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра.



Знать и характеризовать социальную сущность деятельности человека, потребности и мотивы; разбираться в типологии деятельности.

Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия



Лекция с элементами проблемной беседы

Практикум



Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию





50



51


Содержание и формы духовной деятельности.


Создание и освоение ценностей.


Духовная жизнь общества.





1 час



1 час






К



К



Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека.

Анализ особенностей духовной деятельности




Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.



анализ документов, давать ответы на вопросы, работа с таблицей



Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию



52




53



54


Трудовая деятельность.

Труд как вид человеческой деятельности.



Человеческий фактор производства.


Социальное партнерство.



1 час



1 час



1 час




К



К



К



Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства.

Исследовать перспективы развития социального партнерства в России.

Резюме

Социальное партнерство.




Знать и характеризовать сущность и особенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства.




творческие работы учащихся



Презентация «Трудовая деятельность»




55



56



57


58


Политическая деятельность

Политика как деятельность.


Власть и властная деятельность.


Легитимность власти.


Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей»




1 час



1 час



1 час


1 час





К



К



К



Обобщ



Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть.





Знать и характеризовать политическую деятельность, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений,

уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе





Проблемная беседа, дискуссия, самостоятельная работа, тестирование




тест «Деятельность как способ существования людей»

Сознание и познание (14 часов) + 4 часа из резерва




59


60



61




62

Проблемы познаваемости мира


Бытие и познание.


Познание как деятельность.



Чувственное познание: его возможности и границы.


Сущность и формы рационального познания.




1 час


1 час



1 час




1 час





К


К



К




К












Бытие и познание. Познавательность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувственного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания.




Знать и характеризовать познавательную деятельность, обсудить проблему познаваемости мира, уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями




Проблемная беседа, дискуссия,

работа с текстом,

лекция с элементами проблемной беседы




Презентации учащихся


63



64

Истина и ее критерии Свойства и критерии истины


Виды истины


1 час



1 час



К



К


Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение.



Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;


Лекция с элементами проблемной беседы


Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию




65


66



67

Многообразие путей познания мира

Миф и познание мира.


Народная мудрость и здравый смысл.


Познание средствами искусства.



1 час


1 час



1 час










К


К



К



Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства.



Знать, характеризовать и анализировать виды и уровни человеческих знаний.

Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия


Работа с текстом, фронтальный опрос, творческая работа, создание проектов



Проекты учащихся


68



69






70




71




72





73



74



75



76

Научное познание.

Особенности и уровни научного познания.


Дифференциация и интеграция научного знания.


Социальное познание


Научные познания природы и человека



Социальные науки и гуманитарное знание.

Знание и сознание.


Что такое сознание. Сознание индивидуальное и общественное.



Теоретическое и обыденное сознание.


Самопознание и развитие личности.


Развитие самопознания и формирование личности.


Обобщающий урок по теме «Сознание и познание»


1 час



1 час





1 час





1 час




1 час





1 час


1 час



1 час




1 час




К



К





К





К




К





К


К



К




К


Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания..




Сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание.


Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности.



Закрепить знания, умения и навыки


Характеризовать сущность и особенности научного познания, методологию научного мышления, методы научного познания.





Знать и понимать сущность категорий «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденные


Знать и характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя, уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично


Лекция с элементами проблемной беседы






Работа с текстом, фронтальный опрос, творческая работа, создание проектов




Работа с текстом, фронтальный опрос, творческая работа, создание проектов




Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию






Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию








Презентация «Знание и сознание»









тест

Личность. Межличностные отношения (26 часов) + 2 часов из резерва




77


78



79

Индивид, индивидуальность, личность.

Понятие «личность».


Индивид и индивидуальность.


Структура личности.




1 час



1 час


1 час





Изуч. нового


К


К




Индивид, индивидуаль­ность, личность. Струк­тура личности. Устойчи­вость и изменчивость личности




Знать и характеризо-вать существенные черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личнос-ти.





Лекция с элементами проблемной беседы,

дискуссия




Презентация «Структура личности»





85



86

Общение как обмен информацией.

Коммуникация или общение.


Средства общения.



1 час



1 час




К



К



Коммуникация или общение. Средства общения. Невербальное общение. Особенности общения в современном мире.




Знать и объяснять процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и процесс коммуникации,



Практические задания, ответы на вопросы





87



88



89

Общение как взаимодействие.


Особенности общения в современном мире.


Стратегия взаимодействия в процессе общения.

Общение в юношеском возрасте.




1 час




1 час


1 час





К




К


К




Две стороны взаимодействия. Стратегия взаимодействия в процессе общение. Общение в юношеском возрасте.




Знать и характеризовать процесс общения как межличностное взаимодействие, описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте.





Работа с текстом учебника, документами, выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями




Презентация «Особенности общения»

90



91

Общение как понимание


Стереотипы и «эффекты восприятия».

1 час



1 час


К



К




Восприятия. Как происходит восприятие. Стереотипы и эффекты восприятия.



Знать и характеризовать процесс общения как процессы взаимо-восприятия, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Проблемная беседа, дискуссия




92




93

Малые группы. Классификация малых групп.


Референтные группы.

Интеграция в группах разного уровня развития.


1 час




1 час


К




К

Малая группа. Какими бывают группы. Референтные группы. Межличностные отношения в группах. Интеграции в группах разного уровня развития.


Знать и характеризовать отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.


Работа с текстом учебника, документами, практикум

Схемы, таблицы

Презентация «Классификация малых групп»

94



95




Межличностная совместимость.


Групповая сплоченность.



1 час



1 час





К



К




Межличностная совместимость. В чем выражается групповая сплоченность. Конформость.




Знать и характеризовать межличностную совместимость, групповую сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе.

Практические исследования уровня сплоченности коллектива

Анкеты, тесты




96



97




Групповая дифференциация и лидерство.

Положение личности в группе.


Взаимоотношения в ученических коллективах.




1 час



1 час





К



К




Межличностная совместимость. В чем выражается групповая сплоченность. Конформость.

Комбинированный урок






Знать и характеризовать межличностную совместимость, групповую сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе.




Лекция с элементами проблемной беседы




Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию




98



99

Семья как малая группа.

Особенности семьи как малой группы.


Психология семейных отношений.

Воспитание в семье.



1 час



1 час




К



К



Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.



Знать и характеризовать семью как малую группу, познакомиться с психологией семейных отношений



Проблемная беседа, дискуссия



Презентация «Семейные отношения»




100




101

Антисоциальные и криминальные группы.

Неформальные молодежные группы.

Криминализация в асоциальных группах.


Антисоциальная субкультура.

Опасность криминальных групп.




1 час





1 час





К





К




Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы.





Знать и характеризовать антисоциальные группы, проанализировать явления «дедовщины», задуматься над опасностью криминальных групп.





Практикум, проблемная беседа, творческие проекты учащихся





102



103

Конфликт в межличностных отношениях.

Структура и динамика межличностного конфликта.


Поведение личности в конфликте




1 час




1 час





К




К



Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты.




Знать и характеризовать сущность и природу конфликта, рассмотреть проблемы межличностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта.




Практические задания, ответы на вопросы



Презентация «Межличностные конфликты»

104

Обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения»

1 час



систематизации и формирования умений и навыков


Тестирование

Тест «Личность. Межличностные отношения»

105

Резервный час

1 час









Свежие документы:  Педагогическая характеристика на отстающего ученика, направленного на ПМПК

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: