Классный час для 9 класса «По страницам Конституции Российской Федерации. Право на образование»


Классный час «По страницам Конституции Российской Федерации. Право на образование.»

(для учащихся 9 класса очно-заочной (вечерней) формы обучения)


Ворожцова Людмила Владимировна,

классный руководитель , 9 класса

МБОУ «СОШ №6»

г. Кольчугино

Владимирская обл.

Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конституции РФ, привлечение их внимания к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

  • повторить определение понятий «права» и «обязанности»

  • формировать систему правовых знаний;

  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

  • помочь учащимся осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

Форма – познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.


Оборудование:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор,

  2. Раздаточный материал (извлечения), видеоролики.


Высказывание на доске:


«Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу.» (Александр Грибоедов)


  1. Вступительная беседа:

Счастливы мы, что родились и живем в такой прекрасной, богатой, и красивой стране – в Российской Федерации. Территория нашей страны поистине уникальна и занимает 17 098 246 км². В состав России входит 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Расположена она в Северном полушарии, на севере материка Евразия. Омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Балтийским, Чёрным, Азовским морями Атлантического океана и Каспийским морем, при этом обладая самой протяжённой береговой линией (37 653 км). Уральские горы делят Россию на европейскую и азиатскую части, последняя включает в себя Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток России. Наша страна богата различными полезными ископаемыми, а природные зоны имеют такой огромный спектр, что раскинулся он от арктических пустынь и зон вечной мерзлоты до степей и полупустынь.

Мы все любим нашу страну– Россию. Тут жили наши прадеды, деды, здесь живут наши родители, здесь наши корни, наша Родина. И где бы мы ни были, в какие бы дальние края и страны не отправлялись (а многие из вас наверно за лето успели побывать в разных странах, познакомиться с культурой и обычаями других народов), но неизменно везде мы чувствуем зов нашей родной земли, нашей Родины, волнуемся, услышав родное слово.


  1. Просмотр видео-ролика :Россия — родина моя

Адрес:https://www.youtube.com/watch?v=mv8eE0G2qz8

Каждый человек хоть раз в жизни задумывался над тем, кто он, где его корни. Ваши бабушки и прабабушки, дедушки пережили тяжелые военные годы, которые лишили их права на счастливое детство. Много лишений перенесли наши прародители в годы Великой Отечественной войны, прятались в холодных сырых землянках, часто недоедая, не имея жилья и теплой одежды. Те, кто постарше, уходили на фронт добровольцами потому, что любили свою Родину всей душой и хотели светлого будущего своим потомкам – нам с вами. Они прилагали все усилия, чтобы их дети, внуки и правнуки жили в независимой стране, чтобы беда войны не гнала их за границу на поиски лучшей жизни, на поиски безоблачного неба. Мы должны гордиться нашими корнями и также как и они быть патриотами нашей страны, нашего государства. Пусть любовь к Родине наших бабушек и дедушек станет для вас примером для подражания, гордитесь, что вы живете в мирном, процветающем государстве. И знайте, что каждый гражданин нашей страны, даже самый маленький и несовершеннолетний обладает всеми свободами и правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией нашего государства .


-Давайте же дадим определение тому, что такое государство и Конституция. Толковый словарь Ожегова дает нам такое определение:

Государство – это основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

— После распада СССР в конце 1991 года Россия (Российская Федерация) была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР. Основным законом Российской Федерации является… (обращаюсь к учащимся) – правильно, Конституция.

Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года, с тех пор этот день является государственным праздником. В этом году Конституция отмечает 20-летний юбилей.

Многие люди работали над созданием Конституции, и все они думали о детях. Потому что подрастающее поколение – это будущее государства.

Вы – будущее России. Чтобы творить крепкое государство — вам надо учиться, приобретать знания.

— Что такое знания?

— Где и каким способом человек может получать новые знания?

— Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?

— Следует ли продолжать получение образования после окончания школы? Почему?

Вывод: Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии вам необходимо продолжить обучение.

Вы 9-тиклассники. Вы уже определились с выбором профессии.

Задание: Перед вами листочки желтого цвета. Напишите на них название своей будущей профессии и те предметы, которые  вам необходимы для получения данной профессии и почему?

(Учащиеся через некоторое время вслух зачитывают свои записи, а классный руководитель на доске фиксирует ответы)

Вывод: Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились.

Задумывался ли кто-либо из вас над содержанием слова «образование»? Образова́ние — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,

А как называется процесс приобретения знаний, навыков и умений человеком самостоятельно, без помощи другого? (самообразование).


— Ребята! Ответьте на вопрос: «Почему раньше образование занимало меньший временной интервал, чем в настоящее время»?

Прочитаем высказывание А.С. Грибоедова (оно записано на доске до начала занятия) : «Чем просвещённее человек, тем он более полезен своему обществу». Объясните смысл данного высказывания.

Вывод : в процессе образования человек усваивает необходимые знания, готовится к самостоятельной деятельности в выбранной сфере занятий. От качества образования зависят темпы экономического развития страны, нравственное состояние общества.

— Получение образования — право и обязанность граждан. Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».


Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Государство обязано делать все, чтобы каждый человек получил обходимый для жизни минимум знаний.
В соответствии с Конституцией РФ — основное общее образование — это как бы стартовая площадки для каждого гражданина. Посещая школу и получая основное общее образование, он реализует свое право. Фактически здесь решается дальнейшая судьба человека, поскольку все будет зависеть от того, как он воспользуется этим правом.

Главными законами, закрепляющими и гарантирующими право человека на получение образования, являются Конституция РФ и Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1сентября 2013 года.


  1. Работа с текстом Конституции. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

1 задание – составление таблицы

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.




Что я делал(а) сегодня


Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

ночью спал

право на отдых и здоровье

2

завтракал, обедал


право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

смотрел телевизор

право на доступ к информации и СМИ

4

сходил в школу

право на образование

5

лечил зубы

право на медицинскую помощь.

6

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

7

играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

ходил в музей

право на доступ к культурным ценностям.

9

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

(красный цвет- ответы учащихся)


— В Конституции Российской Федерации прописаны также и другие права граждан: право на свободу слова, мысли и вероисповедания; равноправие мужчин и женщин; право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право свободно передвигаться и выбирать место жительства на территории РФ. Каждому гарантируется право на труд. Каждый из вас имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. А также каждый гражданин страны имеет право на отдых. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, по болезни или по потере кормильца. Малоимущим гражданам бесплатно может предоставляться жилище, а также каждый россиянин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Все мы должны знать наши права и уметь ими пользоваться, знать, какие государственные органы власти отвечают за предоставление нам этих прав (например, вопросы здравоохранения регулирует Министерство Здравоохранения Российской Федерации, а права в сфере труда – Министерство Труда и Социальной Защиты Российской Федерации). А кто мне скажет, какое ведомство курирует, например, образование? (Министерство образования и науки Российской Федерации) А занимается чрезвычайными ситуациями в стране? (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) Все вы умеете работать в интернете. Кто ответит, есть ли такое министерство, которое отвечает за интернет? Может кто-нибудь знает, как оно называется? (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации)

— В настоящее время вы реализуете право на образование. Обратимся к Главному закону страны.

Конституция РФ. Статья 43. Каждый имеет право на образование…

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

(разъяснение и беседа по каждому пункту статьи)


Классный руководитель:

— Ни один закон не должен противоречить Конституции РФ. Как же право на образование реализуется в законе ««Об образовании в Российской Федерации»?

— Теперь мы поработаем непосредственно с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»

Текст Федерального закона содержит 760 частей, представленных в 111статьях, которые объединены в 15 глав.


— Обратим внимание на главу1 ( статья 5). Как называется статья?

(Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации)

( Каждый получает раздаточный материал)

Задание: подчеркните ключевые слова в каждом пункте

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.


Вывод: В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования…


Работа с кейс – ситуацией

— Перед вами лежит описание ситуации (кейс), извлечения из Конституции РФ, закона «Об образовании в РФ» и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

  1. Родители плохо слышащего ребенка, использующего слуховой аппарат, хотят, чтобы он учился в обыкновенной школе. Директор отказывается принять его, объясняя, что у учителей возникнут трудности в работе с ребенком. Противоречит ли правам ребенка этот отказ?

  2. Выпускнику 9 класса директором школы было отказано в приёме в 10 класс из-за большого количества «троек» в аттестате об основном общем образовании. Какое право нарушено?

На основании, каких нормативных документов можно квалифицировать

нарушение права?


Учащиеся дают оценку действиям директора школы:

  • Норма поступления, установленная школой, нарушает российское законодательство. В Конституции РФ (ст.43) гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования в государственных и муниципальных учреждениях.

  • В целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья- закон «Об образовании в РФ»

Классный руководитель :

— Права учащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены в Статье 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

(работа с текстом, обращаю внимание на личные права учащегося )


— Какими правами вы уже воспользовались ? ( выбор формы обучения, перевод в другую образовательную организацию, каникулы и т.д.)


— Встречались ли вы с ситуациями в школе, когда ваше право на образование было нарушено? (удаляли с урока , не всегда выдавали бесплатные учебники, в каникулы назначали дополнительные занятия и др.)


— В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

В статье 43 закона «Об образовании в РФ» прописаны обязанности и ответственность обучающихся. (работа с текстом)

(Обращаю внимание: впервые прописаны меры дисциплинарного взыскания.)

Вывод:

Право на образование предоставляется каждому гражданину РФ, но оно является одновременно и обязанностью гражданина. А значит, повышается ответственность каждого за полноту и глубину, качество своих знаний, которые через несколько лет пригодятся вам для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Рефлексия . Ответьте «да» или «нет»

  1. Граждане РФ обязаны получать образование на русском языке.

  2. Несовершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

  3. Не допускается принуждение обучающихся к вступлению в общественные, политические организации, движения, партии.

  4. Родителям несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с содержанием образовательного процесса, а также с оценками обучающихся.

  5. Учащийся, достигший возраста 15 лет, с согласия родителей и местного органа образования может оставить общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования (9 классов)

  6. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава школы допускается исключение обучающегося, достигших возраста 14 лет.

  7. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, общего и среднего образования.


Памятка «Важные правила»


1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.


Заключительное слово:

Таким образом, каждый гражданин России в соответствии с Конституцией РФ и законом «Об образовании в РФ» имеет разнообразные права , но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы! Вы – будущее России.

Классный час заканчиваю притчей: (видеоролик)https://www.playcast.ru/view/2376482/d070297e353a8a954c5e22566c9a8019342be203pl

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.
Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.
Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав».

Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:
— Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: — У тебя в руках бабочка.

Тогда он спросил мудреца: — Скажи, живая она или мертвая?

Мудрец посмотрел ему в глаза и сказал:
-ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!



— Притча «Всё в твоих руках» раскрывает очень глубокий смысл. От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной. Все в ваших руках!


Литература.

1. Конституция РФ.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»


1.Ссылки на интернет:

1. https://www.youtube.com/watch?v=mv8eE0G2qz8
2.https://www.playcast.ru/view/2376482/d070297e353a8a954c5e22566c9a8019342be203pl

Свежие документы:  РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ ПО ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: