Классный час на тему «Нравственность»

Классный час

Тема: «Нравственность»

Технология: педагогическая мастерская


Классный руководитель:

Баева

Марина Леонидовна

ГБОУ СОШ № 629, г. Москва



Цели и задачи:

  1. Обсудить понятия: нравственность, совесть, стыд, раскаяние, осуждение, одобрение.

  2. Обсудить примеры нравственных и безнравственных поступков.

  3. Показать влияние личности на социум и социума на личность.


Необходимый материал:

Подготовленные брошюры различного цвета (красный, синий, зеленый, желтый) с основными понятиями по теме — 8 страниц (приложение № 1), анкета, результаты психологических исследований, презентация (приложение №2).


План:

  1. Индукция:

Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Кто я? Какая я личность? Какие качества присущи мне, как личности?

(Учащиеся знакомятся с первой страницей брошюры, где даны прилагательные, характеризующие личностные качества человека.

Предлагается назвать брошюру. Например: «Азбука нравственности», «Паспорт нравственности», …). Выбираем название — «Паспорт нравственности».


Выберите те качества характера, которые присущи вам.

Какая я Личность?

— творческая

— милосердная

— справедливая

— честная

— целеустремленная

— вежливая

— стойкая

— доброжелательная

— коммуникативная

— доверчивая

— умная

— трудолюбивая

— темпераментная

— злая

-эмоциональная

— корыстная

— спокойная

— завистливая

— мечтательная

— лживая

— терпеливая

— ведомая

— толерантная

— несдержанная

— расчетливая

— жадная

— агрессивная

— безразличная

— грубая

— жестокая

— сварливая

— пессимистичная

— взрывная

— подлая

— ленивая

— предательская

— самокритичная

— холодная

— уравновешенная

— безразличная

— гуманная

— слабая



2. Деконструкция:

Выполняем небольшой тест «Отношение к нравственным нормам поведения ».

Ответы записываем на первой странице паспорта нравственности.

Тест “Отношение к нравственным нормам поведения(приложение № 3).


Инструкция:
Определите свое отношение к нравственным нормам поведения (ответственности, коллективестической направленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).
Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой, или запишите вариант).

1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?

а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
д. Или…


2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?

а. Добросовестно выполните поручение;

б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
г. Найдете повод для отказа;
д. Или…


3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые , но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
д. Или …


4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как вы поступите?

а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
д. Или …

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?

а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
г. Сделаете вид, что вас это не касается;
д. Или …


6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?

а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;
д. Или…


Если в ваших ответах варианты “а”, то это свидетельствует об активном, устойчивом, положительном отношении к соответствующим нравственным нормам; если “б” — это отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы); если “в” — отношение пассивное и недостаточно устойчивое; “г” — отношение отрицательное, неустойчивое.


3. Социализация:

Обсуждаем результаты, обмениваемся мнениями.


«Мозговой штурм»:

Давайте дадим ассоциации основным понятиям: нравственность, совесть, стыд, раскаяние, осуждение, одобрение. Запишем в «Паспорте нравственности» на соответствующих страницах (2-7 страницы), попробуем сформулировать определение. Найдем определение, данное учеными.

Что такое «нравственность»?

  • Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Что такое «совесть»?

  • Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля, самопоощрения и самопорицания индивида с позиции добра и зла в том их понимании, которое он для себя принял.

  • Совесть – это нейропсихический механизм, который имеет функциональные и содержательные характеристики. Благодаря хорошему функционированию совести индивид способен вести себя в соответствии с тем, что он для себя принял, постоянно, а не от случая к случаю и под влиянием ситуационных факторов.

Что такое «стыд»?

  • Это неприятные переживания индивида, возникающие в связи с непосредственным восприятием эмоционально выражаемой отрицательной оценки окружающими совершаемого или уже совершенного им действия.

Народная мудрость гласит:

  • Ни стыда ни совести;

  • Краска стыда;

  • Покраснел от стыда;

  • От стыда сгорел…


Что такое «раскаяние»?

    • Это психический процесс, который включает самооценку и неприятные переживания, обращенные на себя как на их причину; детальное уточнение того, что было сделано «не так»; волевой упреждающий импульс, который может быть выражен словами: «Это не должно повториться!», подкрепляемый уверенностью: «Этого больше не будет!»


Что такое «осуждение»?

    • Уничижающее мнение, суждение о человеке, его поступках, пристрастно исследующее его недостатки.


Что такое «одобрение»?

    • Согласие с мнением человека, поддержка его поступков молчаливо или озвучено. Свойственно высокой ступени развития, вошло в привычку.


4. Реконструкция:

Какие поступки людей можно назвать нравственными, а какие – безнравственными? Дайте примеры.

Я вам хочу привести пример из прошлого нашей страны: в России после нескольких лет тяжелого неурожая и голода в Поволжье в 1922-1923 гг. был очень хороший урожай, но Троцкий прилюдно заявил: «Это плохо!» У вас, наверное, возникнет вопрос: почему плохо? Потому что это укрепит позиции села, включая кулаков, в их противостоянии «пролетариату» и тем, кто выступает от его имени.

Это то, что касается слова «понимание». А что касается слова «принял»? А значит это то, что индивид должен не только понять и запомнить, но и то, что усвоенное стало ему глубоко небезразлично, он принимает это «близко к сердцу».


5. Разрыв:

Нравственность, совесть, стыд, раскаяние, осуждение, одобрение – понятия нравственные. Кому они присущи? Одному человеку? Группе? Обществу?

Воспитаны они или даны человеку при рождении? Эсли воспитаны, то под влиянием чего?

Это понятия социальные.

Как сделать так, чтобы нравственные поступки стали нормой жизни? Может ли личность повлиять на социум?

Дайте примеры личностей из истории.


6. Социализация:

Учащиеся рассказывают о делах, проведенных в классе, школе, районе, городе:

    • Участие в конкурсе «Лидер ХХI века» — Карцева Евгения;

    • Участие в волонтерской работе на Кремлевской елке – Донец Алина, Кисенкова София, Галенко Юлия;

    • Участие в общественной работе в школе по подготовке Новогоднего спектакля – Ткаченко Марина, Мисюлева Елена.

Обсуждаем результаты психологического исследования по теме «Лидерство», проведенного психологом школы Аваковой С.В.


Работаем в группах по схеме «Зигзаг», объединяемся в группы по цвету психологических паспортов. Каждая группа обсуждает сой вопрос:

1.Нравственные качества лидера. (красный цвет)

2.Безнравственные качества лидера. (синий цвет)

3.Легко ли быть лидером. (зеленый цвет)

4.Если в коллективе много индивидуумов с лидерскими качествами. (желтый цвет)


7. Афиширование:

На доске выписываем в два столбика характеристики:

  1. Положительные качества лидера;

  2. Отрицательные качества лидера.


8. Рефлексия:

Подводим итоги нашего сегодняшнего обсуждения:

Духовность и нравственность:

  • Это базовые характеристики, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренние (духовность).

  • Нравственность – способы действия, нормы поведения, поступки людей.

  • Духовность – самое высокое к чему может стремиться человек, направленность его души.

  • Самое высокое может быть очень низким!


Какой Личностью я хотел бы стать в будущем?

Заполняем последнюю 8 страницу паспорта нравственности.


9. Релаксация:

Передавая мячик, произнесите соседу самое нужное, доброе слово, связанное с ощущениями после нашего с вами разговора.












































Самоанализ классного часа.

1. Паспорт урока

Тема классного часа «Нравственность»

Класс — 9Б

Учитель – Баева М.Л.

Присутствующие на уроке учителя – Шебеко С.Г., Гуськова Е.В., Авакова С.В.

Использование ТСО: интернет ресурсы, презентации.


2. Цели и задачи:

  1. Обсудить понятия: нравственность, совесть, стыд, раскаяние, осуждение, одобрение.

  2. Обсудить примеры нравственных и безнравственных поступков.

  3. Показать влияние личности на социум и социума на личность.


3. Тип урока – урок построен в технологии педагогических мастерских.


4. Методы работы: мозговой штурм, проблемное изложение, дискуссия, тестирование.


5. Реализация основной дидактической цели урока

  • активность учащихся – 100%;

  • побуждение познавательного интереса;

  • требования к теме урока — необходимость.


6. Осуществление развития учащихся в процессе обучения

Учащиеся вовлечены в такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, систематизация, классификация, мозговой штурм, дискуссия.

Осуществляются межпредметные связи.

Используются средства развития творческого мышления. Большое количество информации из своей жизни. Имеет место эстетическое развитие учащихся.


7. Воспитание в процессе урока

При обсуждении всех вопросов обеспечивается связь с жизнью, приводятся примеры из истории и из личной жизни учащихся.


8. Уровень восприятия

Творческий подход, личностно-ориентированный подход, самоконтроль и взаимоконтроль при работе с определениями.


9. Работа учителя

Речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся, достигнуто сотрудничество с классом.

Проведена рефлексия, релаксация.

Свежие документы:  Урок обществознания «Храмы Прохоровского района»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: