Классный час по теме «Поговорим о толерантности»


МБОУ «Улендыкульская основная общеобразовательная школа»

Исилькульского района, Омской области








Классный час

по теме

«Поговорим о толерантности»












Подготовила учитель

начальных классов: Камионко

Алла Ивановна












д. Улендыкуль

2014г.

«Поговорим о толерантности»

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

  • Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности.

  • Продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.

Формы и методы работы: занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия).

Элементы тренинга позволят в той или иной степени подготовить восприятие детьми возможных жизненных негативных ситуаций и позитивное их разрешение. Проблемные ситуации создаются для поддержания мотивации, работы с понятийным содержанием и обобщения опыта, полученного учащимися в ходе ролевого действия. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать проживание учащимися драматических ситуаций.

Ход занятия

  • Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает посмотреть друг на друга и сказать «Чем мы похожи». Упражнение начинается с ведущего.

— Какой вывод мы можем сделать? (мы все, чем похожи)


Учащиеся, рассаживаются сидя по 4 человека за столы, поставленные в круг.

Выработка этических правил групповой работы, которые способствовали бы созданию комфортной и безопасной обстановки в группе, и придерживаться их на протяжении всего тренинга.

  • Принцип принятия мнения других.

  • Не перебивать и выслушивать друг друга.

  • Доброжелательная, открытая атмосфера.

Ведущий 1.

Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат.
И к людям обращаюсь я сейчас
И говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
К. Ломиа (абхазский поэт)

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшнюю встречу мы начали со стихотворения Ломиа, абхазского поэта. Как вы думаете, в чем идея этого стиха? На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о толерантности. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.


Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.


Упражнение. Спорные утверждения
Материалы: 4 листа бумаги, на которых написано: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаюне уверен».

На столах участников лежат по 3 утверждения (работа в группах), связанных с проблемой толерантности.
Все участники должны подумать и распределить их в соответствии с направлениями «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаюне уверен» и объяснить почему?


1. Толерантность – это снисходительность к людям, принятие их такими, какие они есть.
2. Толерантности в нашем обществе нет.
3. Согласие и единство не так важны в социуме.
4. Нет согласия – нет единства
5. Государство не решает вопросы толерантности.
6. Терпимость, доброта и уважение, свойственна всем людям.
7. Терпимость, доброта и уважение — эти качества не возможно воспитать в себе.
8. Нужно развивать навыки бесконфликтного решения проблемных ситуаций.
9. Единство народа все беды отводит.
Обсуждение: какие чувства возникли у вас, когда вы обсуждали эти вопросы?

Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно когда вы оказались в меньшинстве? Легко ли было изменить свою точку зрения?

Ведущий 2.

Выработка стратегии поведения личности в трудных ситуациях межкультурного общения

Толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра она и в тех странах, которые считаются стабильными и свободными. Но прежде чем повсеместно распространять толерантность, давайте выработаем четкое понятие толерантности.

Обсуждение: Мы говорим, что толерантность – это терпимость, но всё ли можно и нужно «терпеть»?

Итак, толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Упражнение «Древо толерантности» (на столах для каждого участника лежат листы в виде березовых листьев)

  • Напишите на листочках, лежащих перед вами, качества толерантного человека и прикрепите их на наше дерево, озвучив, что написали.

Обсуждение: Все ли из названных качеств вы могли бы отнести к себе? Всегда ли нам удается быть такими, как мы сейчас определили?

Дискуссия-обсуждение притчи «Благодарность»

Умирал в одном селении человек, известный своей скупостью. И некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом.

Но однажды на пороге его дома появился путник, лицо которого светилось мудростью и любовью.

— Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, — сказал он хозяину хижины.

Тот взглянул на гостя с удивлением:

— Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен.

Но путник продолжал:

— Много лет назад я попросил у тебя денег взаймы. Ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть свою жизнь. Я научился работать, рассчитывать свои силы, обрел уверенность в себе. И теперь я богат, счастлив и свободен – благодаря тебе.

Обсуждаются вопросы:

  • О чем эта притча?

  • Что дает общение с людьми, непохожими на нас, даже если они для нас «Чужие»?

Резюме ведущего: Если бы в мире не было людей, непохожих на нас, «чужих», мы лишились бы огромного пласта жизненного опыта, который позволяет нам успешнее развиваться, ставить перед собой цели и добиваться их.

Рефлексия занятия

Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик и почему?

Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что данная тема актуальна и требует продолжения разговора на данную тему? Какие нюансы проблемы вы хотели бы обсудить в дальнейшем?

Зеленые карточки, кто считает, что не нужно обсуждать эту тему, она не актуальна.



(При наличии времени) Заключительное слово ведущего:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь…



Список использованной литературы:

Журнал начальная школа №10 2013года

Свежие документы:  Классный час на тему «Чернобыльские хроники»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: