Конспект классного часа в 6 классе по теме «Ваши права и права других людей»


Конспект классного часа в 6 классе по теме

«Ваши права и права других людей»

Цель:

1.     Рассмотреть понятие права и свобод человека.

2.     Ознакомить учащихся с основными международными правовыми актами о правах человека.

3.     Формирование основ правовой культуры гражданина

Оборудование:

1)     Проектор, презентация.

2)     международные документы о правах человека (ООН). «Всеобщая Декларация прав человека»;

3)     Конституция РФ (1993 г.);

1 слайд

Учитель: Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества — правам, которыми обладает каждый человек.

2 слайд

Процветание Родины – это счастливая, полная смысла жизнь,

свобода материальная и духовная, благосостояние и безопасность
для граждан страны, для всех людей на Земле, независимо от их расы,
национальности, пола, возраста и социального положения

Андрей Дмитриевич Сахаров

Ученик:

Право – система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством.

— Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Статус – положение.

3 слайд

Учитель: Право ведёт свою историю с античных времён. В Древней Греции граждане обладали правами как в личной жизни (могли иметь землю, дом), так и в политической (могли обращаться в суд, участвовать в народном собрании, занимать государственную должность). Историю прав Древней Греции связывают с именем Солона, жившим в VI веке до н.э.

4 слайд

Римские юристы (по латыни juris значит «право», юрист – человек, изучающий право, правовед), понимали, что свобода гражданина определяется его правами: чем большим количеством прав пользуется гражданин, тем он свободнее. Права римских граждан были чётко разработаны и делились на две группы: публичные, то есть общественные, (право голоса в народном собрании, право занимать государственную должность, право нести военную службу) и частные, приносившие «пользу отдельному лицу» (право граждан на недвижимую собственность и землю, право на брак с римской гражданкой).

В средние века, при феодализме, многие свободные попали в крепостную зависимость. Феодальное государство подавляло человека, господствовало над личностью. Но и здесь мы говорим о Великой хартии вольностей (Англия, 1215 г.).

5 слайд

Буржуазные революции XVIIXIX вв., заложили фундамент нового, демократического строя. В этот период были созданы знаменитые документы, которые продолжили историю прав человека. Среди них:

6 слайд

  • Билль о правах (Англия, 1689 г.); «билль» — законопроект;

7 слайд

  • Декларация независимости (США, 1776 г.) – учёные считают её первой в истории прав человека; «декларация» – это заявление, провозглашение; 8 слайд

  • Конституция США (1787 г.) – первая в истории человечества писаная конституция; «конституция» – основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую, то есть правовую, силу и требующий неукоснительного соблюдения;

9 слайд

  • Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), обобщившая наиболее передовые достижения юридической и политической мысли своего времени.

Это всё права человека «Вчера»

10 слайд

Международная хартия прав человека

Учитель: Итак, проблема прав человека всегда волновала людей и волнует в настоящее время. Размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. В ХХ веке был принят большой пакет правовых документов, адресованных всему человечеству. Главными среди них являются документы, получившие название Международная хартия прав человека, куда входят:

11 слайд

— Всеобщая декларация прав человека;

— международный Пакт о гражданских и политических правах;

— международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах;

— международное гуманитарное право, здесь речь идёт о защите гражданского населения во время войны, улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

Слушаем информационную справку.

Ученик:

Обратимся к словарю:

— «хартия» — важный документ, грамота, петиция;

— «пакт» — договор.


Учитель: Основополагающим и наиболее важным в вышеназванном пакете документов является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года.

12 слайд

Ученик: ООН – авторитетная международная организация, возникшая после, Второй мировой войны, отнявшей у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединённых Наций. Которая была создана 24 октября 1945 года

13 слайд

Учитель: Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Таким образом, в центре внимания Декларации находятся жизнь человека, его права и свободы.

14 слайд

Всеобщая декларация прав человека состоит из краткого вступления и 30 статей, которые охватывают все стороны человеческой жизнедеятельности. В соответствии с разными сторонами жизнедеятельности человека условно выделяют следующие разновидности его прав и свобод: гражданские, культурные, политические, социальные, экономические.

15 слайд

16 слайд обобщение

Учитель: Каково историческое значение Всеобщей декларации прав человека?

Приблизительный ответ учеников: Историческое значение Декларации прав человека состоит в том, что она определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав и свобод человека.

Учитель: Завершается Декларация статьёй, в которой чётко сказано об ответственности гражданина перед обществом (ст. 29).

Задание ученикам: Почему эта статья является одной из важных статей Декларации?

Приблизительный ответ учеников: Статья 29 Декларации является одной из самых важных, так как именно она проводит связь между правами и обязанностями человека.

Учитель: Абсолютно верно. Итак, необходимо запомнить, что если вы имеете естественные, неотъемлемые права, то и каждый другой человек наделён такими же правами. Поэтому каждый из нас должен признавать и уважать права и свободы других людей, всегда поступать в соответствии с требованиями «морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе», как говорит 29 статья. Следовательно, мы несём ответственность за свободу другого человека.

Таким образом, Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства.

Многие идеи Декларации нашли отражение в Конвенции о правах ребёнка.

17 слайд

3. Конвенция о правах ребёнка


Учитель: В наше время о сохранении жизни ребёнка заботится государство, родители, учителя, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребёнка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции.

Конвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединённых Наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, была принята Конвенция о правах ребёнка. Все государства, подписавшие эту конвенцию, согласились защищать права детей. Какими же правами обладают дети, исходя из данного соглашения? Внимание на экран.

18 слайд

Учитель: Итак, ребята, вы увидели, что многие идеи Декларации прав человека 1948 года нашли отражение в Конвенции о правах ребёнка 1989 г.

У каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и дадим оценку действиям их участников.

Ситуация № 1

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.


Учитель: Кто в этой ситуации не прав и почему?

Приблизительные ответы учеников: Не прав сын, так как он нарушает право соседей на отдых, не уважает права других людей. Тем более что по закону шум разрешён до 23 часов.

Ситуация № 2

Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией запрещено насилие над детьми!

Учитель : Объясните, в чём неправа Оля?

Приблизительные ответы учеников: Кроме прав у ученицы есть и обязанности дежурного, как и у всех детей в классе, а так же обязанности уважать права других людей на чистоту в классе.

Ситуация № 3

Учитель: Петров, почему на математике ты бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель : Правильно ли рассуждает Петров?

Приблизительные ответы учеников: Одноклассники Петрова имеют право на образование. Петров своим бегом отвлекал одноклассников от процесса обучения.

Ситуация № 4

Мама: Сынок, почему ты не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?

Сын: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Учитель: Прав ли борец за права ребёнка?

Приблизительные ответы учеников: Нет, он не прав. Хлеб он должен купить для себя, мусор вынести за собой. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мать тоже имеет право на отдых и сын должен уважать её право и помогать ей.

Учитель: С каким документом, повествующим о правах детей, хорошо знакомы действующие лица данных ситуаций? И чего они не знают?

Приблизительные ответы учеников: Этот документ называется Конвенция о правах ребёнка. Действующие лица данных ситуаций не знают, что обязаны уважать права других людей.

Учитель: Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

19 слайд

4. Конституция Российской Федерации о правах человека

Учитель: ребята, с правами, свободами и обязанностями граждан нашего государства можно познакомиться в главном документе Российской Федерации – Конституции. 12 декабря 2011 года исполнится 18 лет со дня принятия Конституции РФ.

Основной закон нашего государства состоит из преамбулы (введения) и двух разделов.

Перед вами находятся текст Конституции РФ. Откройте его на странице 7. Здесь находится глава 2-я. Как она называется?

20 слайд

Ответы учеников: Глава вторая Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина».

Учитель: В своих группах вы сейчас проработаете содержание статей 2-й главы Конституции РФ. Ваша задача состоит в том, чтобы выяснить: Каким образом взаимосвязан основной закон Российской Федерации с Всеобщей декларацией прав человека?

Приблизительные ответы учеников: Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека взаимосвязаны, так как многие статьи основного закона РФ о правах человека в сути своей повторяют статьи Всеобщей декларации.

Учитель: таким образом, сегодня вы:

— получили представление о том, что такое права человека;

— познакомились с основными документами о правах человека;

— выяснили значимость и актуальность Всеобщей декларации прав человека для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира.


















Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Иллюстрирование сказки «О спящей царевне и о семи богатырях»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: