Конспект классного часа во 2 классе «Права и обязанности»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №43 г.Ростова – на – Дону»

Ростовской области









Конспект классного часа

во 2 классе

«Права и обязанности»







подготовила

учитель начальных классов

Маракушева Татьяна Викторовна













г. Ростов – на – Дону

2012г

Классный час: Права и обязанности

2 класс

Цель: 1)познакомить учащихся с основными правами и свободами,
научить применять их в жизни;
разграничить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

2) Развивать культуру общения;

3)Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.


Оборудование: проектор, компьютер

1.Организационный момент

Слайд 1.

2. Постановка проблемы
Мы много путешествуем с вами. Но сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. Это удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с ее жителями будет интересно. Жители страны Законии––люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках. Но так было далеко не всегда. 
Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно  все было разрешено: хочешь воровать –– воруй, хочешь убивать––убивай, хочешь оскорблять––оскорбляй. Можно все. 
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
 
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Нетрудно догадываться, что тут началось. 
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно привело в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. 
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.

Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности.(Жители стали жить по законам. Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает права и интересы других, в обществе утверждается беззаконие, беспорядок.)

Чтение наизусть стихотворения учеником.

Необычный пешеход 
Сеф Роман

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе слесарь он,

В яслях он — родитель,

В кинотеатре — зритель,

Свежие документы:  Урок геометрии на тему «Применение признаков равенства треугольников к решению задач»

А пришел на стадион —

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он — мечтатель в дни весны,

Он — защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду —

Гражданин своей страны!

Учитель: Кто такой гражданин? 
Кого можно назвать настоящим сыном своего отечества?

В юридическом смысле «гражданин»––это человек, который обладает правилами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. 
Права и обязанности определяются законом––Конституцией РФ. 

Слайд 2

12 декабря 1993 года. В ней записаны права наших граждан.

Учитель: Что же такое право?
Права––право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести. 
Обязанности:

Учитель:В каком документе более подробно отражены права детей?

Конвенция о правах ребенка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Слайд 3

Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

В конвенции идет речь о том, что у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Конвенция – это достаточно большой документ. В ней 54 статьи.

Слайд 4-8

-Право на жизнь
-Право на имя при рождении
-Право на медицинскую помощь
-Право на образование
-Право на отдых и досуг
-Право иметь имущество
-Право свободно выражать свои взгляды
-Право на свободное перемещение
-Право на заботу и воспитание родителями
-Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
-Право на защиту своих прав и законных интересов родителями


3. Первичное закрепление материала в игровой форме.

Слайд 9-12

  • Игра «Герои мультфильмов имеют право»:
    1. Отрывок из мульфильма «Чиполлино», где Чиполлино вытаскивают из его домика
    (право на имущество)
    — Какое право Чиполлино нарушено ?
    2. Отрывок из мультфильма «Летучий корабль», где царевна поёт песню и бьёт посуду (право свободы выбора)
    -Какое право отстаивала царевна ?

  • -3.Каким правом воспользовался князь Гвидон, превратившийся в комара ?(право на свободное перемещение)
    4. Отрывок из мультфильма «Буратино», где Буратино идёт в школу.
    — Каким правом воспользовался Буратино
    ?(право на образование)
    5. Отрывок из телефильма «Буратино», где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у Буратино монеты.
    — Какое право нарушили кот Базилио и лиса Алиса ?


  • А сейчас мы поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать «Разрешается или запрещается»

  • Посмотри на этот знак:

  • Человечек поднял флаг.

  • Слушать мнение ребёнка Разрешается.



  • Вот в углу стоит мальчонка,

  • Плачет, надрывается.

  • Бить, наказывать ребёнка

  • Строго Запрещается.



  • С мамой дети должны жить,

  • Папу своего любить,

  • Своей семьёю дорожить –

  • Это Разрешается.



  • Эта грань обозначает:

  • Мать с ребёнком разлучают.

  • Сердце надрывается

  • Это Запрещается.



  • Рисовать и петь, учиться,

  • Если заболел – лечиться.

  • Это Разрешается.



  • Бедный трудится ребёнок,

  • Мало у него силёнок,

  • Ноги подгибаются.

  • В детстве тяжкая работа

  • Строго Запрещается.



  • Вместе дружно в мире жить,

  • С разными детьми дружить –

  • Это Разрешается

Учитель: Согласно Конституции России у граждан нашей страны кроме прав есть ещё и обязанности. Как вы понимаете, что такое обязанности?

Посмотрите сценку .

Сценка№1

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама. Сколько раз говорила — после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.

Учитель. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

— Сын пользуется правом на отдых и досуг. Это право записано в статье 31 Конвенции о правах ребёнка, но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок. О какой важной обязанности он забыл? Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

Какая самая главная обязанность сейчас у вас?

УЧЕБА

Слайд 13

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. Плакат о МРОТ

Ложный звонок

Нанесение побоев

Порча чужого имущества

Угроза «болтовней»

Оскорбление

Осквернение зданий и транспорта

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

4. Рефлексия

Слайд 14-19

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов — вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.



Использованные материалы:

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/imeyu-pravo-na-prava

2. https://festival.1september.ru/articles/530321/

3. https://viki.rdf.ru/

4. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права»: Книга для учащихся начальных классов – М.: «Вита-пресса», 1995.

5. Газета «Классное руководство и воспитание школьников» № 8 – 2007.











Приложение



Право на жизнь


Право на имя при рождении
















Право на медицинскую помощь


Право на образование


Право на отдых и досуг


Право иметь имущество




Право свободно выражать свои взгляды


Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями




















Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства


Право на защиту своих прав и законных интересов родителями

Свежие документы:  Урок на тему для 6 класса «Как образуются понятия»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: