Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №32»
г.Нижнекамска
Конспект мероприятия по обществознанию на тему «История гимна, флага, герба Российской Федерации»
в 8 классе
подготовила
учитель истории и обществознания
Юганова Евгения Михайловна
Игра Аукцион знаний по теме:
«История гимна, герба и флага России»
Пояснительная записка
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием средств новых информационных технологий, таких как научно-исследовательская работа и проектная деятельность, внеклассные мероприятия пока еще, бесспорно, остаются основной формой воспитательного процесса. Автор работы считает, что воспитание — это процесс, которым можно управлять, как и любым другим процессом, используя при этом, предоставляемые техникой возможности.
Внедрение в сферу воспитания мультимедийных презентационных технологий является необходимым, и немаловажным шагом в развитии и усовершенствовании нынешней системы образования. Данный процесс неотвратим, а поэтому следует принимать его как неотъемлемую часть научно-технических преобразований, происходящих в нашем обществе.
Игра «История гимна, герба и флага России» разработана по материалам учебного диска «Государственная символика России». Игра ориентирована на учащихся 6-8 классов. Презентация содержит богатый иллюстративно-справочный материал по истории Российских наград, истории Российской государственной символики; имеет дружественный интерфейс; легко редактируется и адаптируется педагогом к конкретному мероприятию. В презентации есть возможность сразу проверить ответы учащихся. Графические возможности игры-презентации, яркость и красочность несут тот эстетический заряд, который поможет лучшему восприятию материала. Основополагающим моментом в подготовке к данной игре является ориентация на уровень сформированности представлений учащихся по данной теме, интересы детей.
Цель мероприятия:
-расширить кругозор ребёнка о государственной символике России , способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к родине, патриотизм гражданственность).
-воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа
Организация мероприятия :
Перед началом игры беседуют с ребятами о том, что такое флаг, герб, гимн, награда. Далее ведущий объясняет правила игры:
-Участвуют 2 команды.
-Соревнование состоит из 2 этапов и выпускного экзамена.
-На 1 этапе командам предлагается 4 темы, на каждой из которых можно получить оценку «3», «4», «5». Один игрок от каждой команды выбирает тему и оценку. Ведущий зачитывает вопрос, через 10 секунд игрок отвечает. Если ответ верный оценка «+», в противном случае «-».
-На 2 этапе игрок выбирает только тему, так как за ответ на любой вопрос можно получить лишь «5». Начинает команда, набравшая меньше баллов. Ответ через 20 секунд.
-Команда, набравшая наибольшее количество баллов, сдаёт выпускной экзамен. Предлагается 4 билета (1 на выбор). На обдумывание — 3 минуты.
Ход игры
1 тур
3 | 4 | 5 | |
История Российских наград | 3 | 4 | 5 |
Современная Российская символика | 3 | 4 | 5 |
Современные российские награды | 3 | 4 | 5 |
Вопросы:
1. История Российской государственной символики 3
Что изображено на лицевой стороне печати 1497 года? (Всадник, поражающий копьём дракона (Образ святого Георгия))
2. История Российской государственной символики 4
Что изображалось на большой государственной печати Ивана Грозного? (двуглавый орел)
3. История Российской государственной символики 5
Кто из европейцев изображал святого Георгия на своих монетах? (итальянцы)
4. История Российских наград 3
Как назывался первый орден? (Орден Святого Андрея Первозванного)
5. История Российских наград 4
Назовите девиз женского ордена святой Екатерины? (За любовь и отечество)
6. История Российских наград 5
Чем награждали за храбрость? (меч)
7. Современная Российская символика 3
Что означают цвета Российского флага? (Красный – энергия, сила; синий – воля к миру; белый – мир, чистота.)
8. Современная Российская символика 4
Опишите герб Российской Федерации? (см. рис на слайде)
9. Современная Российская символика 5
Кто автор текста Российского гимна? (Сергей Михалков)
10. Современные российские награды 3
Сколько степеней у Георгиевского креста? (4)
11. Современные российские награды 4
Кого первым наградили медалью «Золотая звезда»? (Летчика-космонавта С.К. Крикалёва)
12. Современные российские награды 5
Какой медалью был награждён М.Ростропович в ночь с 21 на 22 августа 1991 года в Белом доме? («Защитнику свободной России»)
После проведения первого этапа подводятся промежуточные итоги.
Тур
История Российских наград |
Современная Российская символика |
Современные российские награды |
1. История Российской государственной символики
Что изображалось на знаменах XIV — XVI? (лик Спасителя)
2. История Российских наград
Что являлось знаком Отличия Военного ордена для нижних воинских чинов, начиная с XIX века? (Георгиевский крест)
3. Современная Российская символика
Опишите первую гербовую печать большевиков? (серп, молот, меч в обрамлении колосьев)
4. Современные российские награды
Кто первый награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени? (М.Т. Калашников). Подведение итогов.
тур
Конкурс капитанов (блиц опрос)
Что такое герб? (Отличительный знак государства)
Что символизировали три короны над головой орла в конце 19 века? (Триединство восточных славян).
Двуглавый орел впервые появился на оборотной стороне одной первой известной печати на грамоте 1497 года. А что изображалось на ее лицевой стороне? (Всадник, поражающий копьем змея). Это был символ не столько князя, сколько идеи национального единения. Орел олицетворял Россию. Ездец был геральдической фигурой Великого Новгорода. Соединение двух фигур, как считал Карамзин, стало государственной эмблемой.
Появление орла в феодальной России исследователи связывают с царем Иваном Третьим и государством Византией. Каким образом это могло произойти? (Брак Ивана Третьего с племянницей Византийского императора Софьей Палеолог). Этот брак был крайне выгоден для России, так как символизировал преемственность власти московских князей от Византии, и ставил Московского Великого князя в один ряд с европейскими государствами.
На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).
Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).
Сейчас чаще всего мы видим герб в красно-золотом исполнении. А сколько геральдических цветов имеет официальный герб России в цветном исполнении? (Пять цветов. Красный геральдический щит; золотой орел, поднявший вверх крылья; на груди орла в красном щите всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона).
Кто был автором эскиза современного герба России, утвержденного Указом Президента Российской федерации от 30 ноября 1998 года? (художник Ухналев Е.И.)
9. С 1918 года, после большевицкого переворота, в России появился новый герб: на красном фоне лучи восходящего солнца, обрамленного снопами пшеницы, внутри – серп и молот. В изображении этого герба был еще один элемент, с которым был категорически не согласен В.И.Ленин. Назовите этот элемент. (Меч над серпом и молотом)
10. Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О государственном гербе России» от 25 декабря 200 года).
тур
Выпускной экзамен
Билет №1
Назовите авторов первого гимна Российской империи? (В.А. Жуковский, А.Ф. Львов)
Билет №2
Перечислите ордена Великой Отечественной войны имени Великих полководцев. (Орден Суворова, орден Кутузова, Орден Невского, орден Ушакова, орден Нахимова)
Билет №3
Что является символами президентской власти? (Штандарт, знак, текст Конституции)
Билет №4
В современной России орденом, звездой и цепью Святого апостола Андрея Первозванного первым награждён…? (Д.С. Лихачев)
Поздравление победителей.
Использование электронных презентаций подобного типа в значительной мере способствует углублению межпредметных связей, позволяет значительно повысить информативность и эффективность проведения внеклассного мероприятия.
1.Мир русской истории. Энциклопедический справочник. Под ред. Мячина А.Н.: Москва., Вече., 1997 год.
2.Символы Российской Государственности. Романовский В.К.: Москва., «Русское слово», 2002 год.
3.История Отечества. Справочник школьника.: Москва., «Слово», 1996 год.
4.Гражданско – патриотическое воспитание. Тисленкова И.А.: Волгоград., Учитель, 2007 год.
5.Учебный диск «Государственная символика России».