Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс «Природные зоны холодного пояса»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 155 Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан















Конспект открытого урока по окружающему миру по ФГОС

Тема: Природные зоны холодного пояса

2 класс УМК «Школа 2100»











Составила и провела:

Сальникова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов







г. Уфа, 2013 год



Тема урока: Природные зоны холодного пояса.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

Задачи урока: ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. К концу урока каждый обучающийся должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

Планируемые результаты:

Личностные: определять личностный смысл изучения темы урока; уважительное отношение к иному мнению; бережное отношение к природе.

Предметные: уметь объяснять мир: связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать ее; называть основные природные зоны и их особенности; уметь определять свое отношение к миру; оценивать правильность поведения людей в природе; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

— ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— развивать умения извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения;

— представлять информацию в виде схемы;

— выявлять сущность, особенности объектов;

— на основе анализа и объектов делать выводы;

— обобщать и классифицировать по признакам;

— находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

— развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

— оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

— осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

— развивать умение слушать и понимать других;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— оформлять свои мысли в устной форме.

— умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, эксперта);

— умение работать в паре.

Ресурсы урока:

1. Вахрушев А.А. Учебник Окружающий мир II часть, рабочая тетрадь, атласы.

2. Ноутбук, проектор, экран, флэш-карта, презентация к уроку «Природные зоны холодного пояса».

3. Демонстрационный и раздаточный материал. «Природные зоны. Растения и животные Крайнего севера и тундры».

4. Карточки с заданиями.











Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Слайд 1.



— Вспомните, чему был посвящен наш прошлый урок.









— Что можно сказать про различные условия обитания на Земле?





— Сегодня мы более подробно остановимся на двух природных зонах и выясним, как там протекает жизнь экосистем.


















— Мы говорили о том, что в каждом поясе освещенности существуют определенные природные зоны и на Земле действует закон природной зональности.



-Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах).

— Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете, мы к нему приготовимся. Слайд 2.



— Давайте посмотрим на плакат «Природные зоны холодного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса).

(Другой вариант – карточки с иллюстрациями: покрытое снегом и водой огромное пространство, низко над горизонтом солнце; на поверхности земли еле видный слой мха и лишайника, небольшие деревья и пятна цветов, животные; в каждой группе по 5-6 карточек).

— Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные иллюстрации?



1. Определим, куда мы отправимся.

2. Решим, что нужно взять в дорогу, как одеться. Почему?

3. Предположим, кого мы там можем встретить.



— Чему будет посвящен наш урок?





— На какие вопросы нам следует найти ответы? Слайд 3.

Группы получают карточки с изображением места предлагаемого путешествия.

























— Мы считаем, что это холодный пояс.



-Дети высказывают свои предположения.









— Мы будем говорить об экосистеме холодного пояса.



Дети совещаются.

1. В чем особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям?


3. Совместное «открытие» знаний (работа в группах). Физкультминутка.

— Итак, отвечаем на первый вопрос. Можно ли разделить иллюстрации на группы?



-Какое предположение можно сделать?













Просмотр презентации, подтверждающей выводы ребят, или поиск в учебнике одним из участников команды у доски. Он должен очень быстро просмотреть содержание и найти название второго пейзажа (с. 14).

Слайды 4-7.



— Ответим предварительно на второй вопрос. Кого мы можем там встретить?

-Теперь с помощью учебника разберемся в том, что собой представляет зона ледяных пустынь (с. 14-15). Параллельно будем отвечать на наши вопросы.



— Поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). — Кого мы можем «поселить» на иллюстрацию ледяных пустынь?



— Далее разберите живые организмы по их «профессиям».



— К каким выводам вы пришли?



























— Как же им удается выжить в таких условиях?









































Далее просмотр презентации о жизни на полюсах. Слайды 8-16.



Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Далее шёпотом:

Наступает, наступает,

Наступает тишина.



— Теперь работаем с текстом, посвященным тундре. Вопросы те же.

1. В чем особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям?





























Просмотр презентации про тундру.

Слайды 17-27.





— Хорошо, ребята, давайте подведем итог и вернемся к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.

1. Куда мы отправились?

2. Что нужно было взять в дорогу, как одеться? Почему?

3. Кого мы там могли бы встретить?

— Их можно разделить на две группы. Первая – это льдины, вторая – это иллюстрация с растениями.



— Мы считаем, что в холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа. С одним из них – тундрой – мы познакомились на прошлом уроке.

— Считаем, что второй пейзаж можно назвать зоной ледяных пустынь.





















Группы высказывают свои предположения.

Группы работают с учебником.











Группы высказывают свои предположения и прикрепляют на иллюстрацию ледяных пустынь животных из разрезных картинок.





Дети выполняют задание.





— Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В учебнике нет сведений о том, кто играет роль «мусорщиков». Это надо поискать в дополнительной литературе. Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу.



Дети высказывают свои предположения.

— Мы считаем, что каждое животное по-своему приспособилось к жизни за полярным кругом, но есть нечто общее:

1) тело их защищено теплым мехом белого или темного цвета;

2) под мехом находится жировая прослойка, которая не дает им замерзнуть;

3) многие из них отличные пловцы;

4) почти все питаются рыбой;

5) на время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более теплые места;

6) некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. А полярная крачка живет половину года на одном полюсе, а половину на другом.



Сообщение обучающейся о морже.





















Ребята работают с текстом учебника (с. 15-17). Прикрепляют изображения обитателей тундры на плакат «Природные зоны холодного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса).

— Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Растениям необходимо успеть принести плоды и надежно сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи, лишайники, карликовые деревья.

В тундре – северный олень, белая сова, волк, песец, разнообразие птиц. В почве можно встретить многочисленных «мусорщиков». Летом в тундре много комаров.

Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных пустынь.







Дети без затруднения справляются с заданием и подводят итог.












4. Совместное «открытие» знаний (фронтальная работа).

— Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры? (Работа с учебником с. 18)









— Как называется книга, куда записывают названия растений и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным? (Работа с учебником с. 19.)



Просмотр презентации о животных, занесённых в Красную книгу. Слайды 28-30.

Ребята читают учебник и находят ответ.

— Лишайники очень медленно растут, а вездеход, проехавший всего один раз, остаётся чёрной раной на поверхности тундры десятилетиями.

— Она называется Красная книга. Люди должны сохранять этих животных, так как без них не может существовать экосистема.







Сообщение обучающегося про животных, занесённых в Красную книгу.


5. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

— Расскажите о пищевой цепочке с. 14.



— Проверим, как каждый из вас справится с заданием самостоятельно.

1) Вопросы на карточках.

2) Ребятам необходимо закрасить на карте области, относящиеся к зонам холодного пояса.

Проверка другими группами выполнения заданий.



Выполнение задания, сверка с образцом.

6. Рефлексия учебной деятельности.

Оценивание деятельности обучающихся.

— Что нового узнали?

— Как узнали, что помогло?



— Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне Арктических пустынь? Слайд 31.





— Где пригодятся знания?



— Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?

— Как работал ты? Слайд 32.


Дети отвечают на вопросы.





Природные условия тундры менее суровы, чем в зоне арктических пустынь. Поэтому здесь богаче

растительный и животный мир.







Самооценка.




7. Домашнее задание.

Подготовить сообщение на тему:

«Арктика и человек», «Тундра и человек» (на выбор).


Записывают домашнее задание.








































Приложение. Сообщения обучающихся.

Морж.

Морж – особый представитель ластоногих. Живёт он у побережья островов Северного Ледовитого океана, но на берег выбирается лишь для выращивания и воспитания подрастающего поколения. Морж вырастает в длину до 5 метров. И весит при этом около 1,5 тонн. Неуклюжее тело покрыто морщинистой кожей, которая собирается в складки. Голова небольшая, с широким плоским носом и жёсткими усами. У моржа два длинных клыка, которые достигают длины до 80 см. С их помощью морж раскапывает грунт и выбирает из него моллюсков. Он может съесть 3000 моллюсков в день. Клыки служат моржу и оружием, причём настолько мощным, что даже полярные медведи стараются обходить взрослых моржей стороной. Отдыхать и спать морж может в воде, наполнив воздухом имеющиеся у него внутренние мешки.











Животные Полярного пояса, занесённые в Красную книгу.

В наши дни численность многих видов животных сильно сократилась. Особенно это коснулось холодной зоны. Некоторые животные Полярного пояса навсегда исчезли с лица Земли.

Например, 250 лет назад, в северных морях жили МОРСКИЕ КОРОВЫ. Люди обнаружили этих животных около самого берега. Они были похожи на коров и мирно «паслись» в зарослях морской капусты. Морские коровы были очень доверчивы, не боялись людей, а люди их безжалостно истребили.

Такую же участь постигла и БЕСКРЫЛУЮ ГАГАРКУ.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они срочно нуждаются в защите. И поэтому их вносят в Красную книгу. Красный цвет — цвет опасности, означает — «не губи»!

В Красную книгу занесли таких обитателей ледяных пустынь и тундры, как КРАСНОЗОБАЯ КАЗАРКА, очень подвижная, крикливая и редкая птица, КРЕЧЕТ — самый большой и редкий сокол, РОЗОВАЯ ЧАЙКА — очень красивая птица с розовой грудкой.

Люди должны сделать все, чтобы спасти этих редких животных Полярной зоны!



C:UsersНатальяDesktopРомины птицыказарка.jpgC:UsersНатальяDesktopРомины птицыKrechet2.jpgC:UsersНатальяDesktopРомины птицыzzRossGull2D.jpg

Свежие документы:  КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 9 класса «РОЛЕВАЯ ИГРА-ВЫБОРЫ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: