Конспект отрытого урока в 8 классе по обществознанию «Китообразные. Кит и дельфин»


1. Корякина Светлана Валентиновна.

2. МКОУ СКОШ 50 г. Киров

3. Учитель естествознания.

Технологическая карта урока.

(номинация «открытый урок»)



Тема

« Китообразные. Кит и дельфин». 8 класс

Тип урока

изучение нового и первичное закрепление новых знаний

Дидактическая задача

восприятие уч-ся и первичное осознание нового материала.

Задачи на урок:


1.Воспитательные

воспитывать интерес к живой природе через уточнение и расширение кругозора уч-ся,

стремление беречь и охранять природу

2. коррекционно-развивающие


— познавательные

— умения узнавать и называть изученных млекопитающих, осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме, получение информации из разных источников,

извлечение информации из иллюстративного материала (фотографии, рисунки, слайды, видеоролик), выделение необходимой информации из текста (задания на слайдах, в рабочих тетрадях)

через анализ информации о морских млекопитающих, сравнение разных видов животных и обобщение

— регулятивные

— умения осуществлять самоконтроль и взаимный контроль при выполнении учебных заданий, адекватно воспринимать предложения одноклассников по исправлению допущенных ошибок

— коммуникативные

— умения договариваться о распределении ролей при работе в паре, осуществлять взаимный контроль, умения задавать вопросы и отвечать на вопросы, внимательно слушать ответы одноклассников, строить монологическое высказывание.

3. Образовательные

дать элементарные представления о китообразных (кит, дельфин) их биологических особенностях, использовании, закрепить понятия морские млекопитающие, китообразные, охраняемые животные



Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная.



Основные методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.



Оборудование к уроку.

Проектор (или интерактивная доска)

Авторская презентация к уроку «« Китообразные. Кит и дельфин».

А.И. Никишов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение» 2007г.

Видеоролик «Гиганты морских глубин» https://yandex.ru/clck/redir/

План рассказа о животном.

Ход урока



Структура урока



Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

I Организация

начала урока

Приветствие.

— все готовы к уроку

— я уверена, что вы все хорошо подготовились и все получите хорошие оценки

Садятся за парты.

Личностные. Принять образ «хорошего ученика»

Регулятивные. Стабилизировать эмоциональное состояние.

Коммуникативные. Слушать учителя.



II Подготовка к основному этапу

Мотивация и целеполагание

Ребята, мы с вами изучаем млекопитающих животных. Назовите их отличительные особенности.





Где в природе можно увидеть млекопитающих?





Назовите морских млекопитающих.





Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с морскими млекопитающими. Отгадайте, с какими.

















Правильно.

А как вы догадались.

























Правильно.

А как вы догадались.



Тема нашего урока «Китообразные. Кит и дельфин».

Назовите цель урока















— млекопитающие рождают детенышей и выкармливают их молоком, у большинства на теле имеется волосяной покров – шерсть.



— млекопитающие обитают на поверхности суши, в почве и воде



— в морях и океанах обитают моржи и тюлени, морские котики



Внимательно слушают



Уч-ся читают стихи-загадки.

— Он больше всех зверей на свете.

Такой один он на планете,

(Его поменьше даже слон),

Пускать фонтаны любит он,

В воде он плавает и спит.

Кто скажет первым? Это –

Отвечают: кит



Отвечают



Безобидны, словно дети.

Мы за них, друзья, в ответе.

Вглубь ныряют, вверх взлетают…

Добрым нравом обладают.

Тело гладкое имеют,

«Разговаривать» умеют.

Их язык понять стремимся.

Дружбой с ними мы гордимся.

Подставляют в море спины

Людям тонущим …



Отвечают: дельфин

Отвечают







Отвечают с опорой на план рассказа о животном и личный опыт

— на уроке мы узнаем про кита и дельфина, об их особенностях и значении, какие они имеют приспособления для жизни в воде.



Познавательные. Актуализировать знания о морских животных. Отгадать загадки с опорой на свои знания. Узнать тему и цели урока. Общеучебные. Выразительно читать стихи-загадки. С опорой на план выделять и формулировать цели урока

Личностные. Проявлять интерес к теме урока. Проявлять готовность добиться положительного результата.

Логические. На основе отличительных признаков выделять понятие млекопитающие, кит, дельфин.

Коммуникативные. Слушать учителя и ответы одноклассников, отвечать на вопросы







































III Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания

Сейчас вы внимательно послушаете меня, а потом скажете, чем кит и дельфин отличаются от рыб.

Все китообразные – это полностью водные млекопитающие, никогда не выходящие на сушу. Но они не рыбы. По форме тела они похожи на рыб. Их голова неподвижно соединена с туловищем, которое постепенно сужается и заканчивается мощным хвостовым плавником, который расположен горизонтально в отличие от рыб. При помощи хвостового плавника и пары передних конечностей, которые превратились в ласты, киты и дельфины прекрасно плавают. Задних конечностей нет. Обтекаемое тело лишено волосяного покрова. Кожа гладкая. Киты и дельфины в отличие от рыб, имеют легкие и дышат атмосферным воздухом. В верхней части головы у них расположена ноздря – дыхало. Когда кит или дельфин всплывает к поверхности воды и выдыхает воздух, то издалека бывает виден фонтан. Это охлажденный водяной пар и капельки воды. Вдохнув атмосферного воздуха, животное погружается в толщу воды. Каждый вдох и выдох происходит через 15-20 минут. Детеныши китообразных рождаются вполне сформированными и они могут сразу следовать за матерью, которая кормит их молоком.

А сейчас подумайте и скажите, почему кит и дельфин не являются рыбами? Чем они отличаются от рыб?

























Сейчас вы посмотрите небольшой видеоролик, в котором показаны киты в природе. Обратите внимание на их размеры, поведение,

отличительные особенности.



— что, ребята, вы узнали о китах?



Различают беззубых (усатых) и зубатых китообразных. К беззубым китам относится самое крупное животное на планете – синий кит. Длина его может достигать 33 м, а вес – 150 т. Это вес почти 40 слонов. Кит хорошо приспособлен к жизни в воде. Имеет обтекаемую форму тела, толстый слой подкожного жира. Ласты вместо передних конечностей и мощный хвостовой плавник.

Огромный кит питается самыми мелкими животными, которые обитают в толще воды – планктоном – мелкими рачками. У кита нет зубов. Во рту его имеются роговые пластины (китовый ус). Нижняя часть пластин расщеплена на отдельные толстые волосы. Когда кит плывет, то он открывает огромный рот, набирает в него в воду, а затем, закрывая рот, отцеживает её через пластины. Оставшуюся во рту живность проглатывает. За сутки кит съедает 2-4 т пищи.

Размножаются киты медленно: самка рождает одного детёныша 1 раз в 2 года. Длина китенка около 8 м, вес – 2 тонны. В сутки он высасывает 90 кг молока. Молоко у мамы кита очень жирное, поэтому малыш быстро растет.

Киты – ценные животные. Раньше на них охотились для получения жира и мяса. Сейчас китовый промысел запрещен. Синий кит занесен в Красную книгу.

Скажите, пожалуйста, какие особенности помогают китам жить в воде?




Докажите, что синий кит – это млекопитающее.



Внимательно слушают и смотрят слайды, запоминают новую информацию о китообразных (кит и дельфин) и новое слово — дыхало














































Отвечают: с опорой на слайд

— киты и дельфины отличаются от рыб тем, что у них нет плавников, а только имеются передние ласты, хвостовой плавник расположен горизонтально, кожа голая без чешуи, есть легкие вместо жабр, дышат атмосферным воздухом. Для этого выныривают из воды. Есть дыхало – ноздря,

на свет появляются детеныши, а рыбы выметывают икру.

выкармливание молоком








Внимательно смотрят видеофрагмент



Отвечают



Смотрят слайды

Запоминают информацию о приспособлениях к жизни в воде.













О питании кита





















О размножении









Об охране китов







Отвечают с опорой на слайды:

— обтекаемая форма тела, подкожный жир, передние ласты и мощный хвостовой плавник.



— у кита рождается детеныш, которого мать выкармливает молоком.

Предметные. Познакомиться с особенностями китообразных, их отличием от рыб, закрепить знания об особенностях китообразных. Проверять свои знания

Личностные. Проявлять интерес к миру морских зверей, готовность следовать нормам природоохранного поведения. Информационные. Получать информацию из нескольких источников (рассказ учителя, презентация, видеоролик), осмысливать её.

Логические. Анализировать информацию. Сравнивать китообразных и рыб по определенным признакам.

Регулятивные. Терпеливо и спокойно слушать учителя, ответы одноклассников,

Проявлять активность

IV. контроль и самопроверка знаний

Сейчас открываете рабочие тетради. Стр. 52. зад. 22, 23, выполнять будете самостоятельно, затем нужно будет провести взаимопроверку.









Назовите признаки млекопитающих.

Какие приспособления к жизни в воде есть у китов?



Открывают тетради.

Читают, подписывают названия животных (дельфин и кит), заполняют таблицу

Признаки млекопитающих

Приспособления к жизни в воде.

Проверяют правильность выполнения заданий у себя, потом друг у друга.



Отвечают с опорой на таблицу

Образовательные. Проверять свои знания о признаках морских млекопитающих, их приспособлениях к жизни в воде.

Личностные. Правильно и аккуратно заполнять таблицу. Информационные. Переводить устную информацию в письменную (заполнение таблицы). Регулятивные. Контролировать результат выполнения задания у себя и друг у друга.

Коммуникативные. Доброжелательно проверять и оценивать работу друг друга.

Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания



Кроме беззубых или усатых китов есть ещё и зубатые киты. Самый крупный из них – кашалот

Сейчас мы послушаем интересное сообщение, которое приготовила Анна.

















Молодец, спасибо. И еще один интересный факт — у кашалота самые большие зубы.



А сейчас вы будете выполнять задание 23 в рабочей тетради. Вам необходимо сравнить беззубого кита и кашалота, который относится к зубатым китам.



Проверяем, что получилось.

Все согласны с ответом?



Самыми удивительными среди зубатых китов являются дельфины.

Слушаем сообщение Оксаны.





















































Молодец, спасибо.

А сейчас, ребята, вы будете выполнять задание 24 .

Проверяем. Назовите в чем сходство дельфина и тюленя?



Чем отличаются эти животные?



Слушают и смотрят слайды



Смотрят слайд, внимательно слушают.

Сообщение ученицы — Кашалот, обитает во всех океанах земного шара. У него очень крупная голова, во рту есть острые зубы одинаковой формы. Пищей им служат гигантские кальмары, которые обитают только на большой глубине. С 1966г. Промысел кашалота запрещен.



Смотрят слайд.



Работают с текстом в тетради – дополняют пропущенные слова.





Отвечает ученик, остальные проверяют.

Отвечают.



Внимательно слушают и смотрят слайды.

Рассказ — сообщение. Дельфины лучшие пловцы из всех животных морей и океанов. Дельфин-белобочка. Живет в Черном, Балтийском и Северном морях. В длину он не более 2,5 м. Его стройное тело сверху черного цвета, живот и бока белые. На вытянутых челюстях дельфина располагается более 100 зубов. Все они одинаковой конической формы, ими дельфин удерживает рыбу, которую глотает целиком. Рыбу дельфины отыскивают с помощью ультразвуков: издают щелкающие звуки и прерывистый свист высокого тона. Благодаря ультразвуку дельфин даже с завязанными глазами безошибочно обнаруживал рыбу среди других плавающих предметов. Детеныш белобочки рождается в воде и сразу способен плавать. В воде происходит и кормление. Молоко дельфинов очень густое и жирное. В неволе дельфины быстро приручаются. Подплывают к человеку на зов, берут пищу из рук. Промысел дельфинов в России запрещен.





Читают задание: сравни дельфина и тюленя. Выполняют

Отвечают.



Отвечают.

Образовательные. Познакомиться с особенностями кашалота и дельфина. Проверять свои знания об отличиях усатых и зубатых китах. Проверять свои знания о разных группах животных – ластоногих и китообразных.

Личностные. Проявлять интерес к миру морских зверей, готовность следовать нормам природоохранного поведения. Правильно и аккуратно дополнять деформированный текст. Запоминать новую терминологию. Проявлять готовность добиться положительного результата.

Логические. Анализировать информацию. Переводить устную информацию в письменную. Информационные. Искать и выделять необходимую информацию из Интернета по вопросам, строить монологическое высказывание, устно передавать информацию. Регулятивные. Спокойно слушать одноклассниц. Контролировать результат выполнения заданий.

Коммуникативные. Проявлять активность.

V Закрепление.

Посмотрите внимательно на слайд. Назовите морских животных. Объясните, кто их них лишний и почему?

Кто согласен с ответом, встаньте

Из предложенных ответов выберите правильный. Свой выбор проверьте, нажав кнопку на слайде, используя компьютерную мышь.


Внимательно смотрят на слайды. Отвечают.



Встают.

Выбирают правильный ответ. Один ученик озвучивает ответ и проверяет, нажав кнопку.













Общеучебные проверять свои знания

Личностные. Проявлять готовность добиться положительного результата. Ситуация успеха. Информационные. Анализировать информацию.

Регулятивные. Контролировать результат выполнения заданий.

Коммуникативные. Проявлять активность. Спокойно слушать ответы одноклассников.

VI Подведение итогов.

Рефлексия.

Ребята, про каких животных вы узнали на уроке?

Какое общее название есть у этих животных?

Подумайте и скажите, по каким общим признакам этих животных объединили в одну группу китообразных?

Молодцы, вы ответили правильно.

Я считаю, что киты, дельфины, кашалоты — это самые удивительные и привлекательные животные! И все мы должны постараться их сберечь! Как? Не будем загрязнять воздух, ведь морские млекопитающие дышать атмосферным воздухом! Не будем загрязнять наши речки, ведь вода из реки падает в моря и океаны, а это места обитания китов, дельфинов и других морских зверей.

Что больше всего вам понравилось на этом уроке?

Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке. Поэтому домашнего задания не будет.

Спасибо за урок!

Внимательно смотрят и читают вопросы на слайде. (При затруднении возврат к слайдам начала урока). Выбирают «свой» вопрос.

Отвечают.





















Отвечают.



Познавательные

Называть и определять объекты в соответствии с содержанием урока.

Личностные.

Личная ответственность за свои поступки.

Логические. На основе отличительных признаков выделять понятие (китообразные)

Коммуникативные Проявлять активность. Спокойно слушать ответы одноклассников.

Свежие документы:  Методическая разработка, 8-11 класс



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: