Конспект урока для 10 класса «Истина и ее критерии. Относительность истины»


Конспект урока для 10 класса

«Истина и ее критерии. Относительность истины»

ФИО (полностью): Никитина Ирина Владимировна

Место работы: МБОУ СОШ № 11 (г.Струнино; Владимирская область)

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: обществознание

Класс: 10 общеобразовательный класс

Тема и № урока в теме: «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) урок № 9

Базовый учебник: Обществознание 10 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова (издательство «Просвещение»)

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: дать представление об истине, как одном из ключевых элементов познания.

Задачи:

— обучающие – познакомить с особенностями результата познания; выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины; объяснить понятия и термины «ложь», «заблуждение», «абсолютная и относительная истина», «критерий истины», «практика»;

-развивающие – развивать у учащихся умения: сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения извлекать из источников знания по изучаемой проблеме

-воспитательные —  воспитание у учащихся необходимости поиска истины в жизненном пространстве

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя; мультимедийный проектор; колонки; выход в интернет; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; учебник «Обществознание» 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова

Структура и ход урока:

Таблица № 1

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

1

Организационный момент


Приветствует учащихся, настраивает на работу.


Включаются в работу. Записывают дату урока в тетрадь.

1 минута

2

Проверка знаний по теме «Познаваем ли мир»

ЭОР № 1 («Мир непознаваем?»

Тренинг в применении усвоенного материала )

ЭОР № 2 («Какие выска-

зывания принадлежат

рационалистам а какие

эмпирикам?»

Тренинг в применении усвоенного материала)


Какие значения слова «знания» вам известны? В чем близость этих значений?

Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?

Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

В чем особенности рационального познания?

В чем суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?

Индивидуальные развернутые ответы на поставленные вопросы учителя.

Выполнение тренингов:

«Мир непознаваем?»;

«Какие высказывания принадлежат рационалистам, а какие эмпирикам?»


5 минут

3

Актуализация знаний

ЭОР № 3 («Аристотель и его высказывание» слайд-портрет с цитатой)

Сегодня мы продолжаем разговор о познании.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

— В мире нет абсолютной истины.

Один из учеников спросил:

— А эта истина абсолютна?

— Конечно же нет, — улыбнулся Мастер.

О каком явлении пойдет речь? Важен ли для человека поиск истины в жизненном пространстве?


Мозговой штурм


В тетрадь записывают тему урока.


1 минута

4

Изучение нового матери-ала

















ЭОР № 4 («Истинное и ложное знание».

Тренинг в применении усвоенного материала )


ЭОР № 5 («Знание,

соответствующее

предмету познания»

Тренинг в применении усвоенного материала )


ЭОР № 6 («Абсолютная и

относительная истина»

Тренинг в применении усвоенного материала)


ЭОР № 7 («Истина и ее критерии». Карикатура)











Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Знакомство с источниками заблуждения.

Ложь это сознательное искажение образа объекта.

Под истиной же понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Рассмотрим характерные черты философского понятия «истина».

Итак, истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Свойства истины:

Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий ее получения

Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.


Одним из важнейших является вопрос о критериях истины. Критерий истины это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Практика (от гр. «активный, деятельный») — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.















Выполнение тренинга:

«Истинное и ложное знание»


Выполнение тренинга: «Знание, соответствующее предмету познания


Запись в тетради определения понятия «истина», «абсолютная истина», «относительная истина»



Выполнение тренинга:

«Абсолютная и относительная истина»


Перенос в тетрадь схемы: «Возможные критерии истины»











Запись определения понятия «практика»







20 минут



5

Группо-вая работа с источ-ником

ЭОР № 8 («Человечество

в поисках истины»

Л. Шестов. Фрагмент

текста с заданиями,

направленными на

формирование умения извлекать из источников знания по изучаемой проблеме)

А теперь мы разделимся на группы и став на время философами, извлечем истину из оригинального текста Л. Шестова «Человечество в поисках истины»

Групповая работа с интерактивным источником



6 минут

6

Контроль знаний


Учитель слушает выступления представителей каждой группы, вносит необходимые коррективы

Выступление представителей каждой группы

5 минут

7

Итог урока


Подводит итог урока. Формулирует выводы, акцентируя внимания на знаниях и умениях, которые должны были сформироваться за урок. Оценивает работу учащихся. Выставляет отметки.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Фиксируют выводы.


1 минута

8

Домашнее задание

ЭОР № 9 («Проблема истины в познании» Тест для проверки знаний)

Задает домашнее задание (параграф 6 пересказ, выполнение интерактивного текста для проверки знаний)

Записывают домашнее задание

1 минута

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Animals"













Приложение к плану-конспекту урока

«Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Мир непознаваем?


П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/302735c9-bba0-4d66-ae90-3f06d7e88504/46.swf

2

Какие высказывания принадлежат рационалистам, а какие эмпирикам?

П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39062932-6463-4f85-aac0-590d3e7e8cac/10_135.swf



3

Аристотель и его высказывание


И – тип

Портрет, цитата

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75da1a18-d4f9-4db2-948e-016ad304c187/37.html


4

Истинное и ложное знание


П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b16b5238-e990-41cd-8dd8-8ef5008e7baa/44.swf


5

Знание, соответствующее предмету познания


П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d5d4bb0-97b8-4b07-940b-51eaa7f1dc3f/43.swf


6

Абсолютная и относительная истина

П – тип

Тренинг в применении усвоенного материала


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26f48731-d756-4fad-9e8e-8647beafa06c/45.swf


7

Истина и ее критерии.

И – тип

Карикатура


https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/647dfb81-ff1d-4b0a-8de4-daa3615496f4/36.html

8

Шестов Л. Человечество в поисках истины.


П – тип

Фрагмент источника с заданиями, нацеленными на извлечение знаний по изучаемой проблеме

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b3fb727-84ff-40ed-bf80-9705dc7bd445/11_134.swf


9

Проблема истины в познании. Абсолютная, относительная, конкретная истины. Контроль

К — тип

Интерактивный тест для проверки знаний

https://www.eor.edu.ru/card/28299/problema-istiny-v-poznanii-absolyutnaya-otnositelnaya-konkretnaya-istiny-kontrol-k-dlya-uglublennogo.html



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: