Конспект урока для 4 класса «Справедливость и милосердие»


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 85

имени Героя Российской Федерации Г.П. Лячина

Дзержинского района г. Волгограда





Городской Конкурс методической продукции, созданной в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»













Номинация: «Авторская методическая разработка урока комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Модуль «Основы светской этики»




Тема урока: «Справедливость и милосердие»

4 класс

Учебник: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс.



Выполнила:

Педагог-библиотекарь

Наумова Наталья Александровна



Волгоград, 2014 г.

Пояснительная записка.

Тема урока: «Справедливость и милосердие»

Место урока в системе уроков: Данная тема изучается в 4 классе модуля «Светская этика» курса ОРКСЭ. Для изучения этой темы урока предусмотрено 2 часа. Методическая разработка урока охватывает первый урок по теме

(40 мин.).

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с «золотым правилом нравственности» и его значимостью для всех народов мира.

  2. Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

  3. Привести к пониманию значения нравственности в жизни человека и общества и самостоятельности выбора человеком его поступков, ответственности за свой выбор.

Задачи урока:

  1. Учиться отделять поступки от самого человека, оценивать жизненные ситуации.

  2. Учиться излагать свое мнение и объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей и личного опыта, почему конкретный поступок можно оценить как хороший или плохой.

  3. Учиться делать выбор поступков и действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей.

Для достижения этих целей и выполнения задач урока используются следующие

Методы и технологии:

— технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

— технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

— технология продуктивного чтения;

— ИКТ;

— частично-поисковый метод.

Формы работы:

— фронтальная;

— индивидуальная;

— групповая.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Музыкальное сопровождение: музыкальная композиция «Музыка детства»

Наглядность: таблички с основными понятиями урока: добро, зло, духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, сострадание, сопереживание, сочувствие, справедливость, милосердие.

Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.


Тема урока: «Справедливость и милосердие». Урок № 1

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

Цели учителя: подготовить учащихся к продуктивной работе; достичь понимания значения основных терминов урока.
Цели учащихся: повторить основные термины.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная


Здравствуйте, ребята!

Урок начнем с традиционной терминологической разминки.

Посмотрите на таблички на доске, какие термины вы уже знаете и можете объяснить? Найдите противоположные пары. Какие из перечисленных качеств мы может назвать общечеловеческими ценностями?

Какие слова вызвали затруднения в объяснении их значения?

Как вы понимаете значение этих слов? Что у них общего?

Послушаем, что расскажет нам об этих словах Всезнайка, который уже вооружился Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова.


Учащиеся объясняют значения основных понятий:

добро, зло, духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность.




Сопереживание, сострадание,

Сочувствие.

— Их значения похожи. Слова имеют общую приставку со-.

Сообщение Всезнайки (индивидуальное задание)

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные результаты: Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. (13 мин.)

Цели учителя: используя межпредметные связи, создать эмоциональный настрой у учащихся, учить анализировать нравственное содержание поступков, развивать умение находить проблемный вопрос урока

Цели учащихся: определить проблемный вопрос урока, проанализировать ситуации и тексты, построить высказывание по проблеме урока.
Форма работы: коллективная, групповая

Основные понятия:

Милосердие, справедливость.

Ребята, на уроке литературного чтения вы знакомились с волшебной повестью Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Понравилась ли вам эта повесть? Кто главный герой повести? (Слайд №2)

Меняется ли духовный мир Алеши и его душевные качества в течение повествования.

Задание: заполнить таблицу.

Класс делится на 2 группы и заполняет в таблице на доске свою колонку.

(Домашним заданием было заполнение таблицы в тетради.

2 колонки: Алеша в начале повести; Алеша изменился.) Каждая из групп после обсуждения записывает, какими качествами обладал герой повести.

Работа групп.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Группы зачитывают записанные в таблицу качества Алеши.

Как вы думаете, почему Алеша так сильно изменился? Ведь он был таким хорошим, даже спас Чернушку от гибели, отдав свои деньги за ее жизнь. Его поступок можно было назвать милосердным? Что позволило ему волшебное зернышко?

Верно. И за одним пороком — ленью, в душу Алеши прокрались и другие. Перестав трудиться физически, учиться, и душа Алеши перестала «трудиться», работать.

А как вы понимаете эти выражения: «душа трудится» и «душа ленится»?

Группы работают над выражением и обсуждают ответ.

Какой самый драматический момент в повести?

Чернушка пытается помочь мальчику, возвращает утраченное зернышко. Но наказания не избежать.

Справедливым ли было наказание Алеши, заслужил ли он его?

Как изменился Алеша после болезни? Чему научила повесть?

Тема нашего урока: «Справедливость и милосердие».

В жизни мы часто оказываемся перед выбором. Как правильно поступить? Что же может помочь выбрать правильную дорогу?



В вашей школьной жизни, вы тоже часто оказываетесь перед выбором поступка.

Встречаем ли мы в школьных ситуациях эти понятия: «справедливость» и «милосердие».


Прочитаем диалог ребят в учебнике стр. 34.

В чем заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации?

Как поступил Илюша?

В чем запутались ребята, обсуждая, как исправить ситуацию?

Каким будет проблемный вопрос урока? Сверим его с авторским вопросом на с. 75.






Мальчик Алеша.


— Да. Алеша в начале повести предстает перед нами как хороший, добрый, умный, трудолюбивый мальчик. Но после получения волшебного зернышка Алеша меняется.

1 группа

Алеша в начале повести:

Умный, добрый, милый, хорошо учится, много читает, любит животных, мечтатель, нежадный, смелый, ценит дружбу, т.п.

Можно сказать, что он милосердный(спасает Чернушку, отдав свои деньги)

2 группа

Алеша изменился:

Ленивый, гордый, самолюбивый, непослушный, злой, неблагодарный, лживый т.п.






— Волшебное зернышко освободило его от труда. Теперь Алеша мог не учить уроки, но всегда знал ответ на все вопросы учителя.

Из милосердного, доброго Алеша превратился в самолюбивого, гордого мальчишку


Работа в группах.

— Когда Алеша потерял семечко. Чтобы избежать наказания, он предает Чернушку и подземных жителей.



-Да. Но страшнее для Алеши оказывается нравственное наказание.

— Алеша заболел и, переболев, старается вновь стать тем Алешей, которого полюбила Чернушка. Добро в душе мальчика побеждает зло.

— Во все времена ценились такие качества как честность, трудолюбие, милосердие, доброта, справедливость. Душа человека обязана «трудиться», совершенствоваться, иначе она «зачерствеет», станет равнодушной к чужому горю.


— Да. Дети приводят примеры проявления справедливости и милосердия.

Чтение по ролям.


— Как поступить по справедливости?

— Несправедливо по отношению к ребятам.

— Как поступить правильно, если правила могут противоречить друг другу? Как самим не совершить плохого поступка?

Познавательные УУД:

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2. Делать выводы на основе анализа.

Регулятивные УУД:

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других.

Личностные результаты: 1.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.


III. Решение проблемы. Открытие новых знаний (14 мин.)

Цели учителя: учить анализировать нравственное содержание текста учебника, учить излагать свое мнение по проблеме урока.

Цели учащихся: проанализировать ситуации и тексты, построить высказывание по проблеме урока, сделать промежуточные выводы;
Задачи: Учиться излагать свое мнение и объяснять его.
Форма работы: фронтальная.

Основные понятия:

Взаимность, «золотое правило нравственности».

Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей?

Ребята, оказывается, есть такое правило, которое может помочь нашим героям.

Работа с текстом «Золотое правило».

Прочитаем название текста.

Скажите, какое значение у слова «золотой»?

Что может быть золотым?

Почему это правило названо золотым?

Комментированное чтение текста стр. 35. (Слайд № 3)

Кто раскрыл для нас секрет золотого правила?

Как звучит золотое правило?

Почему оно считается золотым?

(Слайд № 4)

Как пользоваться золотым правилом нравственности?

Физминутка.

Прочитаем советы мудрецов.

(Слайд № 4)

Как поможет «золотое правило» в ситуации, о которой мы прочитали нас. 34?



Работа с иллюстрацией с. 35.

Ответ на вопрос.

— Да.

Во всем мире осуждается воровство, убийство, обман и т.д.





— Сделанное из золота, блестящее, желтое, прекрасное…


— Монета, сердце, руки золотые ..

— Оно хорошее, лучшее, главное.




— Китайский ученый и мудрец Конфуций.

— Не делай другому того, чего не желаешь себе. Взаимность.

Все народы мира используют это правило.

— Поставь себя на место того, по отношению к кому ты совершаешь поступок.


— Дети предлагают свои варианты выхода из ситуации (Вернуть Илюшу в класс и объяснить, что он сделал не правильно. Помочь ему убрать, договориться о дежурстве в классе).

— Девочка извинилась, но необходимо было объяснить, по какой причине она опоздала.

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из разных источников(текст, иллюстрация).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа.

Регулятивные УУД:

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты: 1.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

IV. Выражение решения проблемы

(3 мин.)

Цель учителя: учить строить речевое высказывание, делать аргументированные выводы.

Цель учащихся: сделать вывод по проблеме урока.
Задачи: Анализ текста учебника.

Форма работы: фронтальная.

А еще великий мудрец Конфуций сказал:

«простым путем добиваются лишь пустых и вредных вещей»1

Можно ли это высказывание сделать эпиграфом к волшебной повести А. Погорельского?

(Слайд №5)

Сделаем вывод по проблеме урока:

Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения и случайно не совершить плохого поступка?

— Если твоя душа будет ежедневно «трудиться», ты получишь в награду верную дружбу, уважение окружающих тебя людей, доброе отношение к тебе. А помочь тебе сможет «золотое правило».

Многие правила поведения людей охватывает «золотое правило нравственности». Выбирая, как поступить, надо помнить: «не делай другому того, чего не желаешь себе». Тогда выбор будет сделать легко.

Познавательные УУД:

1. Делать выводы на основе анализа.

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


V. (4 мин.)Выполнение продуктивного задания

Цель учителя: развитие творческих способностей.

Цель учащихся:

Учиться строить речевое высказывание, развивать творческие способности.

Форма работы: индивиду

Используя основные понятия урока (взаимность, «золотое правило», милосердие, добро, нравственность), придумайте обращение к людям, которое могло бы выразить основную идею урока (призыв к внимательному, милосердному отношению людей друг к другу). Художественно оформите плакат.

Учащиеся выполняют творческое задание (формат А4)



Коммуникативные УУД:

1. Строить речевое высказывание

Личностные р-ты 1.Определять и высказывать общие для всех людей правила.

VI. Итог урока. Рефлексия (2 мин.)

Цель учителя: оценить результат учебной деятельности; способствовать созданию условий для эффективной самооценки учащимися.

Цель учащихся: Учиться давать оценку своей учебной деятельности.

Что вспомнили и повторили?

Что нового вы узнали на уроке?

Что было интересного? Что понравилось?

— Я думаю, что основные цели нашего урока были достигнуты. Мы узнали основное правило, которому подчиняются другие правила. Сформулировали основную идею урока. На следующем уроке мы продолжим изучать данную тему.





Готовые плакаты вывешиваются на доске.

Лучшие работы можно вывесить на стенде.

Регулятивные УУД:

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевое высказывание.

VII. Домашнее задание

(1 мин.)

Индивидуальное задание: раскрыть значение понятий «милосердие» и «справедливость», используя различные источники информации.

Выбор проекта по теме «Справедливость и милосердие»



Ожидаемые учебные результаты.

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными.

  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»).

  • Опираясь на это правило, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию).

  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметные результаты  — универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результаты:

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Анализировать  и  объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло,  справедливость ,  милосердие .


























Список литературы для учителя:

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс..- М.: Баласс, 2012.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В океане света. 4 класс. Ч. 1.- М.: Баласс, 2010.

  3. Из истории гуманистической мысли Востока.- М.: Просвещение, 1997.

  4. Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.:»АЗЪ», 1996.

  5. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители: Волшебная повесть. — М.: РОСМЭН, 1999.

  6. Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. -М.: Политиздат, 1989.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. https://www.lib.ru – электронная библиотека

  2. http://www.nsportal.ru

  3. https://www.filosof.historic.ru– электронная библиотека 

  4. https://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи

  5. https://imk-bor.ucoz.ru/Docks/ORKSE/metodika_raboty_s_tekstami_na_uroka

  6. https://www.orkce.ru   


Список литературы для учащихся:

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс..- М.: Баласс, 2012.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В океане света. 4 класс. Ч. 1.- М.: Баласс, 2010.

  3. Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.:»АЗЪ», 1996.

  4. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители: Волшебная повесть. — М.: РОСМЭН, 1999.




























1 Из истории гуманистической мысли Востока.- М.: Просвещение, 1997, с. 57.


Свежие документы:  СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ МОЕГО ПОСЕЛКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: