Конспект урока для 9 класса «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4





Конспект урока для 9 класса

«ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ»




Разработала учитель

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 4 Попова С. В.





























г. Александров

2011 – 2012 учебный год.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа элективного курса практического права «Основы государства и права России» разработана в соответствии с задачами модернизации современного содержания образования, основными концепциями профильного и предпрофильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

В основу элективного курса положены программы М. Н. Козюк и М. В. Мустафиной. Курс включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанный на современных правовых ценностях.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора правомерных моделей поведения.

Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук. Не нужно забывать, что курс «Основы государства и права России» освещает и современную политическую практику. При всей сложности социально-политической ситуации учащиеся должны ориентироваться в тех процессах, которые происходят и в стране в целом, и конкретном регионе. Особое внимание предлагается уделить процессам, связанным с организацией местного самоуправления, поскольку это будущее и страны, и завтрашних ее полноправных граждан.

Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной личности, гражданина и патриота своего Отечества.

Задачи курса:

  • Повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;

  • Активизировать гражданскую позицию учащихся;

  • Сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников;

  • Вовлечь детей в практическую правозащитную работу;

  • Сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет активных методов обучения, составления таблиц и схем, элементов игровой деятельности. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, способности к моделированию ситуации.

Элективный курс рассчитан на 35 часов учебных занятий, которые проводятся в течение учебного года по одному часу в неделю.

Форма итоговой отчетности: проведение правового практикума «Я – правозащитник», на котором учащиеся защищают свои доклады и проекты по результатам элективного курса.












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.



Тема занятия

Всего часов


Теория

практика

1. Право и его роль в жизни общества.

2

1

1


2. Происхождение государства и права

2

2



3. Международные документы по правам человека (ребенка). Права человека

3

2

1

4. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка).

3

1

2

5. Основы конституционного права России.

3

2

1

6. Правовое государство и гражданское общество. Местное самоуправление.

3

2

1

7. Основы гражданского права России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.

3

1

2

8. Трудовые правоотношения. Особенности правового положения несовершеннолетних по рудовому законодательству.

3

2

1

9. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений.

3

1

2

10. Основы административного права России. Подросток как участник административных правонарушений.

2

1

1

11. Милиция: структура, права и обязанности

2

2


12. Основы уголовного права России. Состав преступления, обстоятельства, уголовная ответственность.

2

1

1

13. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

2

1

1

14. Правовой практикум «Я – правозащитник»

2


2

Всего:

35

19

16













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




1. Всеобщая декларация о правах человека.

2. гражданский кодекс РФ.

3. кодекс РФ об административных правонарушениях.

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Конституция РФ

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина: учебник для основной школы/ В. О. Мушинский – М., 1998 г.

7. Никитин А. Ф. Право и политика – М., 1997 г.

8. Обществознание в таблицах и схемах/ сост. Т. Г. Сазонова – СПб., 2005 г.

9. Семейный кодекс РФ

10. Соколов Я. В. Граждановедение 7 и 8 классы/ Я. В. Соколов, А. С. Прутченков. – М., 1997 г.

11. Трудовой кодекс РФ.

12. Уголовный кодекс РФ.

13. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

14. Гуманитарная сфера и права человека. /Хрестоматия – М., 1992 г.

15. Козюк М. Н. Основы государства и права России./ сер. «Сам себе репетитор». – Волгоград.изд. Учитель, 1997 г.

16. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в вузы/ Под ред. Академика О. Е. Кутафина. – 4-е издание, М., 1996 г.

17. Мушинский В. О. Основы правоведения.- М., 1995г.

Гуманитарная сфера и права человека./ Хрестоматия – М., 1993 г.

18. Алексеев С. С. Государство и право. – М., 1995 г.



























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.



1. Право и его роль в жизни общества (2 часа).

  1. Понятие право. Признаки права.

  2. Формы права. Виды нормативно-правовых актов.

  3. Структура права.

  4. Норма права.

  5. Роль права в жизни общества.


2. Происхождение государства и права (2 часа).

  1. Власть и социальные нормы в первобытнообщинном обществе.

  2. Причины возникновения государства и права.

  3. Политические теории, объясняющие процесс возникновения государства и права.


3. Международные документы по правам человека (ребенка). Права человека (3 часа).

  1. История возникновения международных правовых документов о правах человека.

  2. Значение понятий «декларация» и «конвенция».

  3. Универсальность прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах. Важность их принятия мировым сообществом.

  4. Конвенция о правах ребенка.


4. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка) – 3 часа.

  1. Различные случаи нарушения прав человека (ребенка).

  2. Способы защиты прав человека.

  3. Анализ ситуация, связанных с нарушением прав человека и соотнести их с положениями международно-правовых документов.


5. Основы конституционного права России – 3 часа.

  1. Понятие и общая характеристика конституционного права.

  2. Общая характеристика Конституции РФ.

  3. Президент РФ, порядок его избрания и компетенция.

  4. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования и компетенция.

  5. Правительство РФ.

  6. Судебная система РФ.


6. Правовое государство и гражданское общество. Местное самоуправление – 3 часа.

  1. Понятие «правового государства» и «гражданского общества».

  2. Выделить признаки, присущие правовому государству и гражданскому обществу.

  3. Понятие «местное самоуправление».

  4. Формы участия граждан в политической жизни страны, региона.

  5. Характеристика деятельности правозащитных общественных организаций, действующих в интересах детей.




7. Основы гражданского права России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних – 3 часа.

  1. Основные положения гражданского права.

  2. Виды сделок и договоров.

  3. Анализ ситуаций, связанных с нормами гражданского права и соотнести их с правовыми документами.

  4. Выработать навыки составления договоров, решить юридические задачи.


8. Трудовые правоотношения. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству – 3 часа.

  1. Общая характеристика трудового права.

  2. Трудовой договор (контракт): понятие, виды, порядок заключения и основания прекращения.

  3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.

  4. Анализ ситуаций, связанных с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с положениями трудового законодательства и найти пути решения проблемы.


9. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений – 3 часа.

  1. Общая характеристика семейного права.

  2. Брак, условия и порядок его заключения и расторжения.

  3. Права и обязанности родителей и детей.

  4. Анализ ситуаций связанных с нормами семейного права, решение юридических задач.


10. Основы административного права России. Подросток как участник административных правонарушений – 2 часа.

  1. Понятие и общая характеристика административного права.

  2. Административная ответственность и взыскания (понятия и виды).

  3. Административная ответственность несовершеннолетних ( анализ ситуаций).


11. Милиция: структура, права и обязанности – 2 часа.

  1. Структура правоохранительных органов РФ.

  2. Права и обязанности милиции.

  3. Анализ ситуаций, связанных с проблемами российской милиции.


12. Основы уголовного права России. Состав преступления, обстоятельства, уголовная ответственность – 2 часа.

  1. Общая характеристика уголовного права.

  2. Понятия «преступление» и «правонарушение», отличительные признаки.

  3. Состав преступление и обстоятельства, исключающие преступность деяния.

  4. Уголовное наказание, его цели и виды.


13. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних – 2 часа.

  1. Уголовное право и несовершеннолетние.

  2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

  3. Анализ ситуаций, связанных с преступностью несовершеннолетних.



14. Правовой практикум «Я – правозащитник» — 2 часа.

  1. Обучение практическим навыкам разработки, исследования и презентации проектов, связанных с правовой тематикой.

  2. Выявить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.
















































Свежие документы:  Конспект урока на тему «Дети и война»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: