Конспект урока на тему «Компетентностный поход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»


МОУ Волосатовская средняя общеобразовательная школа

Селивановского района

Владимирской области















Конспект урока на тему

«Компетентностный поход в обучении истории и обществознания,

как средство формирования

активной гражданской позиции учащихся»













Учитель истории и обществознания Кобякина М.Н.

высшая квалификационная категория

Стаж работы – 18 лет








рейтинговые курсы ВИПКРО

2008


Новизна опыта


Новизна опыта заключается не в формировании принципиально новой технологии и дидактических приемов, а в попытке наиболее полной реализации компетентностного подхода для формирования активной гражданской позиции учащихся через создание комплекса организационно – педагогических условий и фактическом применении концепции формирования активной гражданской позиции на основе принципов развивающего обучения. Новизна также состоит в формировании системы педагогических действий по проведению аналитико – диагностической деятельности, отбору материала, методик обучения и воспитания.

На мой взгляд, предложенный опыт технологичен, при его коррекции он может успешно применяться не только в профильных, но и общеобразовательных классах.

Более полно опыт обсуждался на районных методических семинарах, он получил положительную оценку моих коллег и признан перспективным, требующим распространения.




Актуальность опыта

Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе российского образования: «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: журнал «Управление школой», 2002, №№27-28, с.2). Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова. Такая постановка главной цели перед системой образования не случайна, ведь важнейшей основой демократического режима, правового государства и гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Чтобы достичь этого, недостаточно использовать только возможности учебных курсов истории и обществознания. Необходима целостная система работы учителя на уроках, в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, качеств личности, развитие необходимых навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских ролей личности. Ведь для того, чтобы стать гражданином в полном смысле этого слова, необходимо осознавать себя им не только по паспорту, а научиться мыслить и поступать в жизни как гражданин — «…Отечества достойный сын». Для этого недостаточно обладать какой-то суммой необходимых знаний, уметь их репродуцировать. Гораздо более важно самому юному гражданину

— во-первых, научиться самостоятельно находить и получать необходимую информацию, анализировать ее и оценивать;

— во-вторых, попробовать деятельно освоить основные роли гражданского поведения;

— в-третьих, осознать стоящие перед обществом проблемы, попытаться предложить способы решения или улучшения ситуации хотя бы одной из них.

Актуальность данного опыта видится в следующих противоречиях :

Актуальность и перспективность опыта

Происходящие в России изменения связанные со становлением гражданского общества и развитием демократического государства

Несформулированностью национальной идей;

Недостаточной разработанностью опыта формирования активной гражданской позиции учащихся в теории педагогике и образовательной практике

Общественной и государственной необходимостью в полноправных самостоятельных гражданах

Политический инфантилизм, гражданское равнодушие

Ведущие педагогические идеи

Формирование активной гражданской позиции учащихся в процессе обучения истории и обществознания через использование компетентностного подхода будет более эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий, если

  • учащиеся будут вовлечены в регулярную и поэтапную деятельность (от простого к сложному (в знаниях, умениях, навыках), от количественных изменений в знаниях к качественным изменениям в умениях и навыках);

  • взаимодействие учителя с учениками будет осуществляться на основе бинарного подхода (не менторство учителя, а сотрудничество с учениками; такая организация совместной деятельности по формированию гражданской позиции личности не только вызывает больший отклик детской аудитории, но и подчеркивает, что учиться быть настоящим гражданином необходимо сегодня не только школьникам, но и взрослым, которые имеют совсем небольшой опыт жизнедеятельности в условиях демократии);

  • учитель откажется от проявления волевых методов воздействия на мотивационную деятельность учащихся (побуждение к деятельности – через пробуждение интереса к такой деятельности (например, по технологии проблемного обучения – через выявление какой-либо проблемы и поиска путей ее решение);

  • успехи и достижения воспитанников будут поощряться (акцент на общественную значимость их учебной и практической деятельности по гражданской тематике в условиях формирования в современной России гражданского общества («Я уверена, что ты в будущем сможешь сделать правильный выбор, а, значит, все мы будем жить лучше» и т.д.));

  • в системе будет производиться взаимодействие с социумом (в различных его формах и проявлениях, чтобы создать у воспитанников чувство сопричастности с жизнью общества);

  • Создание условий для предъявления результатов деятельности учащихся на внешнем уровне (за пределами одного классного коллектива), так как ощущение успешности и общественное признание в любой форме – мощные стимулы творческой и любой инновационной деятельности.

Теоретическая база опыта

Данный опыт основывается на:

  • Гуманитаризация современного российского образования позволила усилить внимание к изучению общественных и гуманитарных дисциплин в школе. Наряду с изучением истории России и всеобщей истории полноправным учебным курсом становится обществознание, дающее школьникам широкое представление о стране, в которой мы сегодня живем, о мире в целом, о наиболее важных проблемах современности и возможных путях их решения и т.д. Курс обществознания охватывает сегодня не только старшую школу, но и основную (сначала 8-9 классы, а в настоящее время и 6-7 и даже 5 классы). Кроме того, привычная для прежней школы знаниевая компонента все более теснится деятельностной, предполагающей другие формы деятельности педагога и учащихся в образовательном и воспитательном процессе. Это обстоятельство требует от учителя по-новому выстраивать свою работу и постоянно заниматься самообразованием, совершенствуя свой методический аппарат, осваивая новые образовательные технологии.

  • Гуманизация образования предполагает большое внимание к личности учащегося, ее психологии, интересам, запросам. Особое внимание должно уделяться нравственному воспитанию школьников. Гуманизация образования требует такого содержания образования и организации учебного процесса, чтобы все ученики получили возможность усвоить важнейшие пласты современной культуры (правовой, политической, духовной), развить свои способности и дарования, максимально задействовав свой творческий потенциал (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский)

  • Профилизация старшей школы позволяет значительно расширить перечень предметов и учебных курсов обществоведческого цикла (право, социология, политология и др.) в классах гуманитарной ориентации (гуманитарный, социально-гуманитарный, социально-экономический, филологический). Большие возможности создают элективные курсы по профилю, а так же такой необходимый аспект профильного образования как научно-исследовательская работа старшеклассников. Важно, что ее лучшие результаты сегодня широко востребованы: проводится достаточно много различных конкурсов исследовательских и проектных работ учащихся муниципального, областного, всероссийского уровня. Участие в них старшеклассников не только позволяет углубить им свои знания, ощутить успешность своей деятельности, но и приобщиться к обсуждению злободневных проблем нашей жизни, высказать свою позицию, предложить возможные пути решения этих проблем. Тем самым учащиеся уже начинают вести себя как настоящие граждане своей страны, ощущающие свою сопричастность к решению стоящих перед нею проблем (правовой и политической культуры граждан, избирательной активности, чистоты родного языка, культуры общения, проблемы подросткового поведения и т.д.) (П.Н. Игнатьев)

  • Инновационные образовательные технологии позволяют по-новому выстраивать взаимоотношения педагога и учащихся в образовательном процессе, применять активные формы и виды учебной и воспитательной работы. Для активизации и интенсификации деятельности учащихся, развития у них познавательных и творческих способностей мною используются технологии проблемного обучения, технология «портфолио» и метода проектов, критического мышления. Для более успешного овладения культурой общества, обеспечения адаптации в нем нами используются идеи и элементы гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили, а также игровые технологии, ориентированные на социализацию личности. Они позволяют полнее раскрыть и развить творческие способности и индивидуальные наклонности учащихся, способствуют их будущей профессиональной ориентации.

Цели и задачи опыта:

Формирование активной гражданской позиции учащихся – это процесс совместной деятельности учителя и учеников, основой которого является освоение школьниками комплекса необходимых для социально-активной жизни знаний, ценностных ориентиров, способов деятельности. Это достигается интегрирования системы урочной и внеурочной деятельности. Анализ моей педагогической деятельности позволил мне определить следующую цель моей работы:

Создание комплекса организационно – педагогических условий, способствующих формированию активной гражданской позиции учащихся

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • проанализировать теоретические и практические предпосылки изучаемого вопроса;

  • разработать теоретическую и технологическую модель формирования активной гражданской позиции на основе использования компетентностного подхода;

  • организовать урочную и внеурочную деятельность по формированию активной гражданской позиции;

  • разработать систему критериев и показателей – индикаторов, отражающих сформированность изучаемого качества;

  • способствовать распространению данного опыта среди своих коллег


Технология опыта


В современном мире система образования должна формировать новые качества – инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Термин «компетенция» имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области это — .обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем. (Каверина И.И.,2007)
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».
Главным надо считать то, что на каждом уроке ученик выполняет работу, вернее объем работы такой, какой ему под силу и какой он сам себе намечает на выполнение Удовлетворенность самим собой на каждом уроке, это и есть та возможность, которая позволит ввести учителю компетентностный подход к обучению. Анализ своей деятельности должен проводить сам ученик, при консультативной помощи учителя. Он должен понять, что задание было для всех одинаково, но выполнили его по- разному, так как не достаточно приложили усилий. Часто такие задания по истории требуют знания или информированность во многих отраслях науки. Тут не заменимым может быть интернет. Но то, что скачено надо тщательно обработать. А это уже непосредственный труд по формированию информационной компетенции. Отлично действует на школьников информация об уже проведенных конференциях и чтение докладов сверстников. Только здесь рождается понятие о возможности своего проявления в полную меру. На этих мероприятиях различного уровня учащиеся могут проявить свои лидерские качества, качества оратора, умение работать в группе, а это уже коммуникативная компетенция. Но прежде чем выступать перед большой аудиторией учащиеся учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать ее в классе. Особенно эффективно это удается на уроках обществознания.

Преподавая обществоведческие дисциплины я отдаю предпочтение обществознанию, считаю, что этот предмет, как ни какой другой способствует социализации учащихся, о важности этого говорил и В.В. Путин на всероссийской конференции преподавателей гуманитарных дисциплин в июне 2006 года. Это предмет позволяет учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выбрать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, увидеть себя как личность, а я считаю это намного важнее чем, просто обладать определенным багажом предметных знаний. Ведь исходя из требований записанных в Концепции модернизации образования на первом месте стоит воспитание ребенка, на втором обучение.

По моему мнению, формированию всех этих качеств как нельзя лучше способствует компетентностный подход в обучении, направленный на формирование у учащихся ключевых образовательных компетенций, которые выступают показателями развития личности ребенка. Среди множество компетенции для себя я выделила следующие:

  • ценностно- смысловой компетенции ценностные ориентиры ученика, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

  • компетенцию личностного самосовершенствования — владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, деятельность в собственных интересах и возможностях и др. (А. Хуторской).

  • Общекультурная компетенция

  • Учебно – познавательная компетенция

  • Информационная компетенция

  • Коммуникативная копетенция

  • Социально — трудовая

О каких более сложных компетентностях можно говорить, если статистика говорит о том, наши дети не научились
— отвечать за свои слова и поступки,
— понимать права других людей на иную точку зрения,
— трезво оценивать свои возможности,
— доводить дело до конца, не бросать в любой момент.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, я применяю активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, коммуникативную, познавательную, информационную и личностную активность нынешних школьников. Именно эти компетенции я формирую на своих уроках.
Например, урок обществознания в 8 классе по теме «Малая группа», нацелен на формирования коммуникативной компетенции, которая включает в себя способы взаимодействия с окружающими людьми, а «малая группа» является как раз наиболее распостранненой формой организации межличностных отношений. Проблемные вопросы, задаваемые на уроке, подталкивают учащихся высказывать свою точку зрения, вести диалог, рассуждать. Так же на уроке формируется социальная компетенция, дети получают представление о различных формах малых групп, о статусе человека в этих группах, представляют себя членами различных групп. Использование на уроке ИКТ (презентации) сделало урок более запоминающимся и понятным и способствовало формированию информационной компетенции.
Для ликвидации политического инфантилизма, который очень распостранен в молодежной среде, часто на уроках провожу политические пятиминутки. Учащиеся уже с 7 класса знают, что можно получить оценку, анализируя, оценивая или высказать свою точку зрения по поводу просмотренных выпусков новостей или общественно – политических программ. Одним из основных направлений в воспитательной работе школы является гражданско-патриотическое, но нельзя воспитать достойного гражданина и патриота, если не касаться вопросов гражданско-правового воспитания и образования учащихся. Частью гражданско-правового образования является изучение избирательного права и избирательного процесса. Цель этой работы — подготовка учащихся к ответственному участию в политической жизни в качестве компетентных, информированных граждан, преданных фундаментальным ценностям демократии. Все это требует приобретения отдельных знаний, интеллектуальных и практических навыков, а также выработки определенных установок и черт характера, которые увеличивают возможности индивида влиять на политический процесс, на становление гражданского общества. Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 11 классах. В 8 классе в рамках изучения урока «Политика и политическая жизнь», «Гражданин и государство», в 9 классе — «Гражданские и политические свободы», «Конституция РФ», в 10 классе – «Политическая деятельность», в 11 классе — «Политический статус личности», «Демократия».
На этих уроках я рассматриваю с учащимися наиболее важные ценности и принципы устройства демократического общества и государства; основные политические права и свободы человека и гражданина; понятие и социальную функцию выборов; главные принципы избирательного права; положения законодательства Российской Федерации о выборах относительно избирательных прав граждан и их гарантий; основные стадии избирательного процесса; виды избирательных систем и их особенностей
Логическим продолжением данной работы в этом направлении является самостоятельная работа учащихся по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Виды работ, которые выбирают учащиеся, разнообразны: рефераты, проекты, сочинения – эссе, доклады.
В 2007 году ученица 10 класса Соловьева Наталья стала призером областного конкурса «Избирательное право. Избирательный процесс», а мой урок по теме «Учимся быть избирателями» был отмечен в области в рамках конкурса среди учителей на лучший урок или внеклассное мероприятие по избирательному праву.
На практике учащиеся могут применить эти знания во время школьных выборов президента детского объединения «Белый парус». Где выдвигаются предвыборные программы, идет наглядная и устная агитация, работает избирательная комиссия, соблюдаются принципы голосования.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Для этого мной разработан алгоритм деятельности учащихся по формированию активной гражданской позиции.

Алгоритм деятельности учащихся по формированию активной гражданской позиции учащихся


Основные этапы

Деятельность учащихся

I–подготовительный

(предварительный)


7кл.-I полугодие 9 кл.


(в курсах всеобщей истории, истории России, общество-

знания, МГП)

Теоретическая:

-первоначальное накопление знаний по теме, овладение понятиями (права человека, избирательное право, избирательные цензы, право, гражданское общество, парламентаризм, демократия, основные идеологические течения и др.)

-самоопределение индивидуальных запросов, интересов, стремлений

Внеурочная:

-получение активом класса более глубоких знаний по теме в процессе подготовки к предметным олимпиадам (история, обществознание)

Практическая:

-овладение основами необходимых навыков и умений, их развитие

II –начальный


II полугодие 9 кл.-

I полугодие 10 кл.


(обществознание,

история России,

всеобщая история, элективные курсы)


Теоретическая:

-накопление знаний (политические режимы, парламентский строй, реформизм и политика «государства благоденствия» как результат активности гражданского общества, развитие избирательного права и т.д.)

-подготовка к участию в олимпиадах и конкурсах

-знакомство (через общение с учителем) с этапами и проблемами современного избирательного процесса, обсуждение возникающих проблем.

Практическая:

-выполнение мини-исследований,

-участие в практикумах по гражданско–правовой тематике (Кл. часы, общешкольные мероприятия и т.д.)

— развивают необходимые умения и навыки (анализ, сравнение, оценка, формулирование своей точки зрения, навыки ведения дискуссии и т.д.)


III –основной


II полугодие 10 кл.


(обществознание,

история России,

право)

Практическая:

— подготовка и участие в практических и лабораторных работах, деловых играх по гражданско–правовой тематике;

— участие в проектной и учебно-исследовательской работе;

-участие в конкурсах, проектных и исследовательских работах в школе, районе, области


IV-этап рефлексии,

коррекции знаний, умений и деятельности


конец учебного года

10 класс


Аналитическая:

— рефлексия; анализ и оценка собственной деятельности, компетентности;

Прогностическая:

— определение задач на будущее (11 класс),

-индивидуальное планирование проектной и исследовательской работы по гражданской тематике.



V – завершающий


11 класс

(обществознание,

история России,

всеобщая история,

право,

элективный курс

)

Практическая:

-подготовка, участие в практикумах, деловых играх;

— выполнение учебных проектов по избирательной тематике,

-их представление и защита на уроках- презентациях, школьных конференции;

— участие в конкурсах проектных и исследовательских работ разного уровня


VIэтап рефлексии


Конец учебного года,

11 класс


Аналитическая:

-рефлексия;

— оценка проведенной деятельности;

— пожелания на будущее (предложения по содержанию и формам деятельности).

VII

наставничество

11 класс

(в течение уч .года)

Популяризаторская:

— участие в работе Клуба активной молодежи

— подготовка учебно-исследовательских проектов, их общественная презентация с целью передачи накопленного опыта учебно-игровой деятельности учащимся 9-10 классов и побуждение их к деятельности по формированию активной гражданской позиции



Критерии и показатели сформированности активной гражданской позиции

Интерес к общественно – политической жизни поселка, района, страны

просмотр информационно- политических программ

( беседа, наблюдения)

Отношение к избирательному процессу (анкетирование)

участие в социальных проектах (ко- во участвующих)

Отношение к предметам обществоведческого цикла

Уровень качества знаний по предметам

участие в предметных олимпиадах (кол- во и качество)

Участие в творческих конкурсах (кол- во и качество)

Сформированность

поведенческих качеств

Кол- во учащихся состоящих на учете в ОППН

Повышение лидерской активности



Результативность

  • Качество знаний учащихся по предметам стабильно или повышается:

    предмет

    2004 – 2005 у. г

    2005 – 2006у. г.

    2006 – 2007 у.г.

    8 класс

    9 класс

    10 класс

    история

    65%

    71%

    83%

    обществознание

    65%

    71%

    91%

  • Учащиеся ежегодно выбирают историю или обществознание в качестве итоговой аттестации:

Учебный год

Предмет

Класс

Кол-во аттестуемых

«4 и 5″

в %

2003/2004

История

9

3

3

100

11

1

1

100

обществознание

9

23

13

57

2004/2005

История

9

1

1

100

Обществознание.

9

12

9

71

2005/2006

История

9

1

1

100

Обществознание.

9

12

7

58

2005/2006

История

11

4

4

100

Обществознание.

11

2

2

100

2006/2007

обществознание

9

4

4

100

  • Учащиеся ежегодно принимают участие в олимпиадах и показывают неплохие результаты:

предмет

2004 – 2005 у. г

2005 – 2006у. г.

2006 – 2007 у.г.

история

2 место в районе

2 место в районе

1 место в районе,

6 место в области

обществознание

2 место в районе

2 место в районе

2 место в районе


  • Учащиеся активно участвуют в школьных и районных и региональных конкурсах, занимая призовые места. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1 место

  • в районном конкурсе правовых знаний «Гражданином быть обязан» (2003г.)

  • в районном конкурсе исследовательских работ по краеведению (2006 г.)

  • в районном этапе VII Всероссийской акции «Я – гражданин России» (2007 г.)

  • в районном конкурсе знатоков Отечественной истории (2007 г)

  • в районном конкурсе лидеров «Заяви о себе» (2007)

2 место

  • в районном конкурсе правовых знаний «Гражданином быть обязан» (2006г.)

  • в районном конкурсе исследовательских работ по краеведению (2007 г.)

  • в районном этапе VI Всероссийской акции «Я – гражданин России» (2006 г.)


Участие в областных конкурсах

  • в областном конкурсе исследовательских работ по краеведению (2006 г.) – участники;

  • в региональном этапе VII Всероссийской акции «Я – гражданин России» (2007 г.) – призеры;

  • в областном конкурсе знатоков Отечественной истории (2007 г) -16 место из 23;

  • в областном конкурсе рефератов «Избирательное право. Избирательный процесс» (2007г.) – призеры;

  • в областном финале военно-спортивной игры «Зарница» в конкурсе «Нет наркотикам» на знание уголовного и административного законодательства (2007 г.) – 3 место;



Результаты анкетирования:
















Адресная направленность

Наработанный опыт может быть использован учителями истории и обществознания и учителями других дисциплин, ставящих себе целью формирование активной гражданской позиции учащихся.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Эмоции человека"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: