Конспект урока на тему «Культура поведения»


Автор: Грызлова Татьяна Николаевна

Место работы: ГОУ Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида

Должность: учитель начальных классов

Дополнительные сведения: конспект урока социально-бытовой ориентировки по программе Воронковой, 7 специальный класс специальной (коррекционной) школы II вида.
























Урок социально-бытовой ориентировки

Тема: «Культура поведения»

Тема урока. Правила поведения хозяина при приёме гостей и культура гостя.

Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме.

Задачи:

— обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Культура поведения»;

— контролировать и корректировать произношение учащихся в ходе урока;

— развивать слуховое восприятие при выполнении задания «Доскажи словечко», при работе с фразами за «экраном»;

— воспитывать нравственные качества личности ( гостеприимство, радушие, уважение к другим людям).


Оборудование: карточки с тестом «Знаете ли вы правила культурного поведения?», карточки со словами для игры «Найди пару».

Таблички:

-Хозяин дома должен быть щедрым, добрым, вежливым. Хозяин дома должен быть приветливым. Хозяин дома должен уметь занять своих гостей. — — Если ты идёшь в гости твоя одежда быть чистая. В гости нужно приходить во время, без опоздания. Гость не должен требовать угощения, угощать должен хозяин. В гостях веди себя культурно, не кричи, не бери вещи без разрешения, не бегай по комнатам.

— Дополни пословицы. Гостю щей не жалей, а погуще (лей). В чужом доме не будь приметливым, а будь (приветливым). Встречают гостя по платью (провожают по уму). Хозяин весел – гости (радостны).

— Соедини предложения




Ход урока.


  1. Организационный момент.

+ Ты слышишь, Лида?

Я вас слышу.

+ Как ты слышишь, Алёша?

Я слышу хорошо.

+ Ваня, ты меня слышишь?

— Я вас слышу.

+ Юля, ты слышишь?

Я слышу.

+ Никита, ты готов к уроку?

Я готов к уроку.

+ Какой сейчас урок?

— Сейчас урок социально-бытовая ориентировка.

+ Который по счёту урок?

— Сейчас третий урок.

+ Какую тему мы изучаем?

— Мы изучаем тему «Культура поведения»

+ Прочитай тему урока, … .


  1. Разминка.

+ Правильно ребята. Мы изучаем тему «Культура поведения». Ребята, сейчас будем играть и проверим, как вы знаете вежливые слова.

+ Что мы будем делать?

— Будем играть.

Игра «Доскажи словечко»

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

2.Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)

4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

5.Когда нас бранят за шалости, говорим … (извините, пожалуйста)

6.И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Вывод. Молодцы, ребята! Вежливые слова вы знаете хорошо.

+ А давайте проверим, знаете ли вы правила культурного поведения.

  1. Проверка знаний учащихся правил культурного поведения.

Работа с тестом на партах.

Тест: «Знаете ли вы правила культурного поведения?»

1. Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости, в театр, в библиотеку?

— Да, шапку нужно снять;

— Нет, шапку снимать не надо.

2. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

— Бросишь на землю, когда никто не видит;

— Бросишь в урну;

— Отдашь маме.

3. Можно ли включать телевизор на всю громкость, если бабушка легла отдохнуть?

— Да

— Нет

4. Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь?

— Вытрешь его рукавом

— Вытрешь носовым платком или салфеткой

— Не будешь ничем вытирать, пока не съешь пирожное до конца

5.Как нужно размешивать чай в стакане?

— Так чтобы звон доносился до соседей по подъезду

— Так, чтобы чай расплескался по столу

— Бесшумно, не привлекая к себе внимание других

6. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом?

— Поздороваться

— Стукнуть хозяина дома по плечу

7. Если ты вернулся с прогулки, кто должен подать тебе тапочки?

— Мама или папа

— Бабушка или дедушка

— Я сам возьму тапки

4. Сообщение темы урока.

+ Кто из вас любит ходить в гости? Поднимите руку.

+ Все любят ходить в гости, я так и думала.

+ А что мы знаем с вами о том, каким должен быть хозяин и как должен вести себя гость? Давайте попробуем в этом сегодня разобраться. К концу урока мы должны ответить на вопросы: Каким должен быть хозяин дома? и Какие правила поведения должен знать гость?

5. Изучение нового материала. Правила поведения хозяина дома.

Сценка 1 «В прихожей».

Хозяин смотрит по телевизору интересный фильм. В это время приходит гость и стучится в дверь.

Хозяин приоткрывает дверь и разговаривает с гостем «на пороге».

— Здравствуй, Ваня!

— Привет, Никита! Ты чего пришёл?

— Я пришёл к тебе в гости.

— Я занят, смотрю фильм.

— Какой фильм ты смотришь?

— Интересный.


+ Ребята, как вы думаете, какой Ваня хозяин?

— Плохой, сердитый, не рад гостю.

+ Что должен был сделать хозяин?

— Хозяин должен был пригласить гостя в комнату.

+ Хорошо, давайте посмотрим ещё раз сценку.

Сценка 2. «В прихожей».

— Здравствуй, Ваня! Я пришёл к тебе в гости.

— Здравствуй, Никита! Как хорошо, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста.


+ Ребята, как вы думаете, а сейчас какой Ваня хозяин?

— Приветливый, добрый, не сердитый, он рад гостю.

+ Каким должен быть хозяин? Давайте сделаем вывод.

— Хозяин должен быть приветливым.

(На доске появляется табличка «Хозяин должен быть приветливым»)

Сценка 3.

Роль хозяина исполняет учитель, роль гостя — ученица.

Хозяин садится на диван, гость стоит рядом. Хозяин не предлагает гостю сесть, гость вдруг садится на диван, хозяин прогоняет его:

— Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма!

Гость тянется к игрушкам, книжкам.

— Игрушки ломаются , а книжки рвутся.

И вообще посмотри на свои руки, ты их сегодня хоть мыла?


+ Ребята, как вы думаете, хозяин вёл себя правильно? Какой у нас был хозяин?

— Грубый, жадный.

+ Каким должен быть хозяин? Давайте сделаем вывод.

— …………………………………………………………….

(На доске появляется табличка «Хозяин должен быть щедрым, добрым, вежливым»)

+ Ребята, а ещё хозяин должен уметь развлечь своих гостей.

(На доске появляется табличка «Хозяин должен уметь развлечь своих гостей»)

+ Чтобы гости не скучали, можно предложить им поиграть. В какие игры вы можете поиграть дома со своими гостями?

— Шахматы, шашки, настольные игры, провести конкурсы.

Общий вывод.

+ Ребята, давайте прочитаем, каким должен быть хозяин дома.

( Чтение выводов с табличек)

6 . Культура поведения гостя.

+ А теперь давайте поговорим о том, каким должен быть гость.

Задание 1 . Выберите одежду, в которой вы пойдёте в гости.

Спортивный костюм

Халат

Красивое платье

Мужской костюм

Грязная одежда

+ Молодцы, ребята! Вы правильно назвали одежду, в которой нужно идти в гости.

(На доске появляется табличка « Если ты идёшь в гости , одежда должна быть чистой»)

Задание 2. Соединить «разорванные» предложения. Каждое правило разделено на 2 части. Учащимся необходимо найти и соединить это правило.


В гости нужно приходить ( вовремя, нельзя опаздывать).

Гость не должен требовать угощения, угощать должен хозяин.

В гостях веди себя культурно, (не кричи, не бери вещи без разрешения, не бегай по комнатам).

Чтение составленных правил детьми.

+ Ребята, мы часто ходим в гости на праздники. Какие праздники вы знаете?

— Новый год, 8 марта, день рождения.

+ А если мы идём в гости, например на день рождения , что необходимо взять с собой?

— Подарок.

+ Правильно. И выбрать подарок бывает очень трудно. Давайте попробуем определить, что кому мы можем подарить.

Задание 3. Найди пару.

На доске таблички:

Бабушке ролики

Малышу шарф

Папе погремушка

Маме платок

Дедушке галстук

Девочке ваза

Мальчику кукла


+ Подарок должен приносить радость. Ребята, а какие слова мы будем говорить при вручении подарка.

— Поздравляю с днём рождения! Желаю здоровья, счастья.

7. Обобщение изученного материала. Чтение выводов, которые были сделаны на уроке.

+ Хорошо, ребята. О чём мы с вами сегодня говорили на уроке?

— Мы говорили о том, какими должны быть хозяин и гость.

+ Давайте прочитаем наши выводы, каким должен быть хозяин.

-………………………………………………………………………

+ Какие правила должен соблюдать гость?

— …………………………………………………………………….

+ Хорошо. А сейчас давайте попробуем дополнить пословицы.

Задание. Дополни пословицу.

Гостю щей не жалей, а погуще … (лей).

+ А что это значит, как вы понимаете эту пословицу?

— Хозяин должен быть щедрым, должен угощать гостей.

В чужом доме не будь приметливым, а будь… (приветливым).

(Один из учеников заранее подготовлен учителем объяснить пословицу).

Хозяин весел – гости … (радостны).

(Один из учеников заранее подготовлен учителем объяснить пословицу).

Встречают гостя по платью, а провожают… (по уму).

8. Вывод по уроку.

Какой сейчас был урок?

Какую тему мы изучали?

Какие выводы мы сделали сегодня на уроке?

Лесенка достижений


Хочу знать больше

Всё усвоил

Ещё есть трудности















Свежие документы:  Конспект урока по истории "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: