Конспект урока на тему «НАЦИОНАЛИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСЬ»


Кузьменко Оксана Витальевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ г. Владимира «Средняя школа № 5»



НАЦИОНАЛИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСЬ.

(урок изучения и систематизации нового материала с элементами дискуссии)

Цели урока :

Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы “Нации и межнациональные отношения» ”;

Способствовать формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, необходимых для выполнения задании повышенного уровня;

Содействовать формированию исследовательских навыков, навыков работы с фрагментами исторических и правовых документов;

Учить воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии во время групповой работы;

Активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учеников,

Формировать мыслящую и нравственную личность;

Способствовать формированию гражданского и толерантного сознания учащихся через содержание учебного материала, групповые формы работы.

Создать условия для формирования убеждений у обучающихся, что национализм нередко перерастает в межнациональную вражду, сопровождающуюся, геноцидом другого народа, поэтому человечеству, нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости.

Задачи урока

1. Формировать умения строить причинно-следственные связи, выделять главное;

2. Формировать умения работать с документами, таблицами, умения составления схем, формулировать выводы;

3. Формировать навыки толерантного общения. показать на примере Холокоста, что фашизм-это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят и др. ученики в ходе урока.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

Развитие мыслительных операций:

умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;

умение анализировать;

обобщать;

систематизировать;

ставить и решать проблему;

высказывать и аргументировать различные мнения историков и своё мнение.

Развитие коммуникативных умений;

Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Необходимое оборудование и материалы

1. Обществознание. 11класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова;

2.Брухфельд С., Левин П. Передайте об этом детям вашим… М. 2000.

3.Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М. 1995.

4.Свердлов В.Д. (состав.). Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. М. 1996.

5.Сборник Кодексов Российской Федерации. Любое издание.

6. Проектор и компьютер;

7.Тексты документов (у каждого на парте);



На доске написаны афоризмы:

Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости. ( Л.Н. Толстой, великий русский писатель)

Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. ( И.А. Ильин)

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Правописание безударных личных окончаний глаголов в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы… (Д.С. Лихачев)

Национализм .. самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. ( Д.С. Лихачев)



Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему и разъясняет задачи, которые будут решаться на занятии.

Национализм выступает в современном мире мощной политической силой. Исследователи безоговорочно признают его актуальным явлением, называя одной из наиболее значимых идеологических систем или даже «наиболее универсальной легитимной ценностью в политической жизни нашего времени», и полагают, что «отказ от национализма ведет к отказу от эффективного политического действия».

Как показывает история, национализм является естественным и неизбежным идеологическим основанием новой государственности, а межнациональные столкновения во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят классовые и иные типы социальных конфликтов. Можно утверждать, что национальные трения существовали и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия.

В рамках общепризнанного подхода различаются две основные формы национализма: гражданский (или государственный) и культурный (или этнический)).

Первый основывается на понятии нации как политической общности или согражданства; второй рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, имеющую глубокие исторические корни, социально — психологическую или даже генетическую природу. Первый чаще всего отождествляется с патриотизмом, но в своих крайних политических формах может обретать формы государственной агрессивности, шовинизма или изоляционизма.

Второй, выходя за рамки культурной деятельности и становясь политической программой, служит для этнических предпринимателей средством обеспечения доступа к власти и ресурсам, подавляет частные стратегии и интересы и порождает попытки реализовать принцип этнической государственности через узурпацию власти представителями одной группы, через подавление меньшинств или через создание новой «национальной» государственности.

Чтобы разобраться в данном противоречии мы подробно разберем разные стороны этих процессов. (учитель обращает внимание на цитаты, которые служат подтверждением противоречивости национализма)

Класс делится на 3 группы:

1 группа – историки. Анализируют формы проявления крайнего национализма, на примере Холокоста.

Ребята заранее готовили свои презентации, аргументы, которые служат подтверждением их позиции.

Национализм — идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «шовинизм», «геноцид», «Холокост».



Вопросы:

зарождение фашизма, (подготовленная презентация)

Свежие документы:  Рабочая программа по обществознанию для 9 класса для предпрофильных классов гуманитарной направленности (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

нацистская идеология, расовая теория (презентация)

нацистская политика (презентация)

Ребята в классе работают со своими конспектами.

Вывод: попытка жить за счет других народов порождает войны, ненависть и обречена на провал.

Учитель: Межэтническиая напряженность в России растет — настолько, что буквально бросается в глаза. Цифры недавних соцопросов говорят сами за себя. Как выяснили социологи из Левада-центра, 66% россиян поддерживают лозунг «Россия для Русских».

Дискуссия.

Учитель предлагает учащимся обсудить данную проблему. Для обсуждения используются два высказывания и организуется дискуссия. Сторонникам каждого высказывания можно в течении дискуссии переходить на свободное пространство, чтобы в случае изменения мнения в ходе обсуждения свободно переместиться в любую из групп.

Учитель: Возникает вопрос: можно ли исключить проявление конфликтов с этнической составляющей? Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений.

Свои предложения дает вторая группа.

2 группа – социологи представляют свои аргументы.

Вопросы:

причины межнациональных конфликтов (итоги социологического опроса представителей разных возрастных групп)

пути урегулирования конфликтов



Причины межнациональных конфликтов:

Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Учитель анализирует данные диаграмм. Выслушиваются мнения ребят.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Учитель: Что могут власть и общество противопоставить дискриминации и ксенофобии? (выслушиваются предположения ребят)

Есть мнение (Российская газета.- 2005. – 14 ноября) На вопрос: «Как можно бороться с националистическими взглядами?» — был дан такой ответ: «Оборона должна быть сильнее, чем нападение. А самое мощное средство – культура. Воспитание, самовоспитание, широкий круг интересов – вот что надо пропагандировать в обществе. Если человеку не хватает образования и интеллигентности, он позволяет себе не очень хорошо относиться к людям с другим цветом кожи.»

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Готовимся к ЕГЭ. Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастий и причастных оборотов

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Учитель: Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества.

Мы живем в правовом государстве, поэтому основное внимание уделяется охране прав и свобод человека и гражданина, его жизни и здоровью.

Что делает государство для защиты своих граждан?

На этот вопрос дает ответ 3 группа — правоведы.

Работа с Конституцией Российской Федерации и Уголовным Кодексом РФ.

Ребята делают записи в тетрадях.

Учитель. Увы, все чаще вспоминается всеобщий парадокс Гегеля. История учит тому, что ничему не учит. Хочется вспомнить еще одно высказывание: «кто историю забывает — тому плохо бывает». В подтверждение своих слов приведу Вам один из примеров бережного отношения к исторической памяти.

Сообщение о Яд-Вашеме.

На горе Памяти (Хар Азикарон) в Иерусалиме расположился Яд Вашем – Мемориальный комплекс Катастрофы и героизма еврейского народа. Яд Вашем бережно хранит память о Шоа и является всемирно известным центром увековечения и изучения трагедии.

Более пятидесяти лет Яд Вашем собирает имена жертв, документы и свидетельства, связанные с Шоа, проводит научные исследования, занимается учебно-воспитательной работой.

Презентация о Яд-Вашеме.



Учитель. В завершении нашего урока давайте сделаем выводы. Предполагаемы выводы ребят обсуждаем и записываем.

  • попытка жить за счет других народов порождает войны, ненависть и обречена на провал. (Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. Н.Добролюбов.)

  • признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятия насилия в отношениях между народами.

  • Нацеленность государственных органов, СМИ, всех форм литературы и искусства на формирование культуры межэтнического отношения и воспитания толерантности.

Древняя легенда о манкуртах.

Рабовладельцы из племени жуаньжуанов на чисто выбритые головы молодых пленников надевали выйную часть только что убитого верблюда. Парная верблюжья шкура прилипала к черепу, ссыхалась и, подобно мощным тискам, сжимала голову. Волосы врастали в верблюжью шкуру, но чаще загибались и уходили концами снова в кожу головы. И человек, утрачивая память, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, какого рода – племени, не ведал своего племени, не помнил детства, отца и матери, — одним словом, не осознавал себя человеком.

( необходимость изучать историю, что бы не превратиться в людей без памяти, манкуртов).



Домашнее задание:

Задание – написать сочинение-эссе, используя свои знания по праву, обществознанию и истории. Темой эссе может стать тема урока или одно из обсуждаемых высказываний.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: