Конспект урока на тему «Память основа сознания»




Конспект урока на тему «Память основа сознания»











Программа «Память основа сознания». Коррекционно-развивающая программа направленная, на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста / автор-составитель Е.П. Цветкова. — Кемерово, 2009. – 108 с.





















ЦВЕТКОВА Е.П.






Память

основа

сознания





























Кемерово 2009


Рецензент: Е.Г. Вотинова, заведующая кафедрой дошкольного образования КРИПКиПРО, к.п.н.




Автор – составитель Цветкова Е.П.











Программа «Память основа сознания». Коррекционно-развивающая программа направленная, на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста / автор-составитель Е.П. Цветкова. — Кемерово, 2009. – 108 с.




Программа посвящена проблемам развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Она содержит необходимый диагностический материал, тематическое планирование, а также игры и упражнения по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Программа полезна педагогам и родителям, заинтересованным в гармоничном развитии детей.


















ВВЕДЕНИЕ

Память — это форма психического отражения действительно­сти, заключающаяся в запоминании, сохранении и в последую­щем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти человек имеет возможность овладевать опытом прошлых поколений, применять свой личный опыт в практической дея­тельности, расширять и углублять имеющиеся знания, совершен­ствовать навыки и умения.

Физиологической основой памяти является образование вре­менных нервных связей в коре головного мозга, способных акту­ализироваться под воздействием различных раздражителей.

Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Про­дуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушения в мнемической деятельности памяти негативно отражаются на ста­новлении и развитии этих процессов.

В специальной психологии проблеме изучения познавательных процессов, в том числе памяти, посвящено немало исследований (Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Н.Г.Морозова, В.Г.Петрова, С.Я.Рубинштейн.). Обсуждались вопросы функционирования памяти и механизмы ее нарушений. Изучались полнота, точность и проч­ность произвольного и непроизвольного запоминания, зависимость запоминания от задачи, характера материала, от индивидуальных особенностей. Проведенные исследования выявили общие с нормой, а также специфические особенности становления и про­текания мнемических процессов у детей с нарушениями зрения.

Л.В.Кузнецова выявила, что у детей данной категории нарушен каждый компонент познавательной сферы, в том числе развитие памяти. Отмечаются определенные недостатки в развитии зрительной, слуховой, двигательной памяти.


Пояснительная записка



«Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим», — пишет Л.С. Выготский (1986, с.22).

В отличие от нормально развивающихся, «у дефективного ребенка такого слияния не наблюдается», а причиной является «органический дефект», «вызывая выпадение отдельных функций», нарушая тем самым «врастание ребенка в культуру». Все последующие исследования в дефектологии подтвердили правдивость выводов Л.С. Выготского о том, что существование некоторого разрыва между социальным фактором и биологическим предопределяет весь ход психофизического развития ребенка с особыми нуждами. Ожидаемый результат действия надолго остается на уровне ориентировочно-исследовательской деятельности, когда ребенок не может воссоздать схему действия и планомерно ее воспроизвести до конечного результата. Вместе с тем, его стремление к конечному результату путем проб и ошибок по мере того, насколько позволяют ориентировочно-исследовательские способности ребенка и условия обучения, может усиливаться, или же наоборот, ослабевать. Особенно в том случае, когда у ребенка с нарушением зрения недостает точных, полноценных образов предметов и компенсаторных способов их восприятия.

Все это определяет коррекционную работу как регулирующую и активизирующую все психические процессы в их системной взаимосвязи.

В дефектологической науке наиболее важной проблемой остается разработка принципов, содержания и методов коррекционной работы в соответствии с общими и специфическими закономерностями психофизического развития детей с особыми потребностями в развитии. Эффективность же коррекционного воздействия зависит от понимания целей, задач и роли коррекционной работы в преодолении недостатков в развитии детей с нарушением зрения.

Актуализация проблемы коррекционного воздействия на процессы памяти усиливается по мере накопления научных данных о своеобразии развития детей с нарушением зрения. Именно поэтому важно выделить ряд принципов, которые предопределяют эффективность коррекционного воздействия. В этом случае коррекционная работа представляется как средство для понимания педагогом ребенка и помощи ему, как средство передачи ему определенного опыта, как средство организации и управления деятельностью ребенка. При этом коррекционная работа направлена на развитие способностей адекватного отражения объектов и явлений действительности, к выражению и самопроявлению ребенка в различных видах деятельности, оптимизации всех потенциальных возможностей психики ребенка. На этой основе процесс коррекционного воздействия будет иметь положительный эффект.

Раскрывая понятие «развитие высших психических функций» Л.С. Выготский охватывает две взаимосвязанные группы явлений. Это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления, языком, письмом, счетом и рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций, не ограниченных и не определенных сколько-нибудь точно и называемых в традиционной психологии произвольным вниманием, логической памятью, образованием понятий и т.п. Те и другие, взятые вместе, и образуют то, что условно называем процессом развития высших форм поведения ребенка» (1960, с.37).

Однако до того периода, как высшие психические функции проявятся как регуляторы компенсаторных процессов восприятия необходимо, чтобы перцептивные действия, предметные действии их образы в мышлении, речи и памяти были адекватны друг друга. Однако тем и отличаются дети с нарушением зрения, что у них процесс взаимодействия первой и второй сигнальных систем находится как бы в параллельном развитии, когда дети в мышлении и речи используют образы, за которыми нет достаточной чувственной основы, и не имеется у ребенка специальных коррекционно-компенсаторных способов восполнения недостающей зрительной информации за счет активного включения всех сохранных анализаторов и высших психических функций.

В связи с чем мы выделяем принцип преобразующей трансформирующей роли коррекционной работы в формирования новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций, когда недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли памяти, т.е. активируется и расширяется роль и значение других психических функций. В связи с этим принципы преобразующие влияния на психику ребенка с нарушением зрения тесно связаны всеми ее составными элементами: содержанием, средствами!

Для реализации этой цели была разработана коррекционно – развивающая программа для детей с нарушениями зрения, которая представляет собой сборник игр подготовительного характера, направленных на развитие памяти.

Одним из средств развития памяти является дидактическая игра, поскольку детям старшего дошкольного возраста имеющие нарушения зрения, легче запомнить и освоить задачу, опосредованную игровым мотивам. Исходя из вышесказанного, разработанная коррекционно-развивающая программа актуальна для коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения зрения. Среди всего многообразия детских игр для данной программы наиболее интересна категория обучающих игр (С.Я.Рубинштейн). Так, выполняя функцию средства обучения, игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Использование игры как средства развития памяти повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение предлагаемого материала (Е.М.Минскин). В развивающей игре познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. В играх-занятиях воспитатель целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приёмы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя программу, воспитатель через игры формирует необходимые умения, совершает и развивает психические процессы, в том числе память.

Свежие документы:  Классный час для 3 класса "Роль самооценки в формировании ассертивной личности"

Исходя из актуальности данного вопроса, возникла необходимость в обобщении и систематизации имеющего теоретического и практического материала в программу направленную на развитие высших психических процессов, в том числе памяти детей с нарушениями зрения, так как память это основа нашего сознания (Д.Б. Эльконин).

Коррекционная работа строится в соответствии с принципами коррекционной педагогики. Правильное планирование и успешное осуществление коррекционно-развивающей работы возможно при соблюдении следующих принципов психолого-педагогической коррекции.

Принцип первый – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребёнку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребёнка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития ребёнка. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально историческими ценностями общества. Ценность каждого возрастного периода бесспорна. Именно полноценное проживание каждого возрастного этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности ребёнка. Но при этом следует учитывать, что для каждого конкретного ребёнка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психических закономерностях, к которым относятся постепенность, неравномерность развития, наличие латентных периодов, когда развитие происходит в скрытом, недоступном для наблюдения, виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого «рывка», причём продолжительность этих периодов у детей различна, различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его сторон. Поэтому коррекционная работа ориентирована на некий образец, норму развития, но не с целью ставить под этот ориентир каждого ребёнка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в пространстве возможностей ребёнка, так и во времени их актуализации.

Принцип второй – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребёнка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленные на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой. Д. Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а ан контроль за ходом психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии началось как можно раньше.

Принцип третий – принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Понятие «психологический возраст» было введено Л. С. Выготским. Это «тот новый тип строения личности, её деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л. С. Выготский, 1984, с. 248). Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребёнка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:

1)Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круг общения детей, включая сверстников, взрослых).

2)Уровень сформированности психологических новообразий на данном этапе возрастного развития.

  1. Уровень развития ведущей деятельности ребёнка, её оптимизация.

Четвёртый принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л. С. Выготского таким клиентом выступают дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Принцип пятый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребёнка в данном периоде онтогинеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.).

Этот принцип предполагает проведение психолого-диагностической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребёнка в сотрудничестве со взрослым.

Объектом коррекции является развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Программа направлена на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения средствами игры.

Работа строится поэтапно:

I этап – Ориентировочный. Включает 2 занятия.

Цель: Выявление реального уровня развития памяти; создание позитивно-эмоционального настроя.

II этап – Реконструктивный. Включает 33 занятия.

Цель: Повышение уровня развития памяти.

III этап – Закрепляющий. Включает 1 занятие.

Цель: Объективное подтверждение результатов развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения; закрепление тех знаний, которые дети получили в течение всего курса обучения.

В данной программе используются следующие формы организации коррекционной деятельности: групповая и индивидуальная.

Практическая значимость программы заключается в:

— расширении круга специальных методов и приемов коррекции зрительного восприятия;

— возможности использования не только в специализированных ДОУ, но и в детских садах общеразвивающего вида.

Программа рассчитана на учебный год, в режиме 1 занятие в неделю во время проведения коррекционного часа, длительность 25-30 минут. Занятие включает 3-4 дидактических упражнений или игры направленных на развитие зрительной, слуховой, смысловой, двигательной памяти (Приложение 1) .

В середине занятия, между первым и вторым упражнением проводится зрительная гимнастика, направленная на снятие зрительного утомления. (Приложении 2).

Для выявления уровня развития памяти были проведены следующие методики Л.Ф. Тихомировой: Состояние «слуховой памяти», «смысловой памяти», «зрительной памяти», «моторно-слуховой памяти» (Приложение 3).






Учебно-тематический план


Месяц

Содержание

Количество занятий

Сентябрь




I Этап – Ориентировочный (2 занятия)

Занятие № 1

  1. Игра «Комплименты»

  2. Игра «Тихо-громко»

  3. Игра «Зеркало»

  4. Игра «Найди тень»


Занятие № 2

  1. Игра «Ветер дует на…»

  2. Игра «Зайчик»

  3. Игра «Ожерелье»

  4. Игра «Найди отличия»


II Этап – Реконструктивный (33 занятия)

Занятие № 1

  1. Игра «Что пропало»

  2. Игра «Коллективный рисунок»

  3. Игра «Лягушонок»

  4. Игра «Найди отличия»


Занятие № 2

  1. Игра «Что пропало»

  2. Игра «Снежный ком»

  3. Игра «Зоопарк»

  4. Игра «Найди отличия»

  5. Игра «Нарисуй глазами»






1




1






1





1




Октябрь

Занятие № 3

  1. Игра «Бег ассоциаций»

  2. Игра в слова

  3. Игра «Найди тень»

  4. Игра «Лабиринт»


Занятие № 4

  1. Игра «Назови слово»

  2. Игра «Кораблик»

  3. Игра «В слова»

  4. Игра «Найди пару»

  5. Игра «В слова»


Занятие № 5

  1. Игра «Осень»

  2. Игра «Еще раз про осень»

  3. Игра «Найди отличия»

Занятие № 6

  1. Игра «Дорисуй»

  2. Игра «Калькулятор»

  3. Игра «Подбери слово»

  4. Игра «Найди отличия»




1





1




1




1

Ноябрь


Занятие № 7

  1. Игра «Запрещенное движение»

  2. Игра «Заметь все»

  3. Игра «Запомни, как было»

  4. Игра «Проплыви через лабиринт»


Занятие № 8

  1. Игра «Зоопарк»

  2. Игра «Найди лишнее»

  3. Игра «Собери букет»

  4. Игра «Лабиринт»


Занятие № 9

  1. Игра «Пантомима»

  2. Игра «Найди общее»

  3. Игра «Найди общее»

  4. Игра «Найди тень»


Занятие № 10

  1. Игра «Лабиринт»

  2. Игра «Соберем урожай фруктов»

  3. Игра «Самый внимательный»

  4. Игра «Лучший танцор»


1





1







1






1

Декабрь


Занятие № 11

  1. Игра «Кораблик»

  2. Игра «Снежный ком»

  3. Игра «В слова»

  4. Игра «Собери мозаику»


Занятие № 12

  1. Игра «Коллективный рисунок»

  2. Игра «Найди предметы»

  3. Игра «Найди тень»

  4. Игра «Найди отличия»

Занятие № 13

  1. Игра «Слушаем и рисуем»

  2. Игра «Найди предметы»

  3. Игра «Найди одинаковые предметы»


Занятие № 14

  1. Игра «Слушаем и рисуем»

  2. Игра «Будь внимателен»

  3. Игра «Лабиринт»


1






1






1






1

Январь

Занятие № 15

  1. Игра «Да и нет не говорить»

  2. Игра «Найди предметы»

  3. Игра «Найди отличия»

  4. Игра «Найди тень»

Занятие № 16

  1. Игра «Сила не право»

  2. Игра «Представь, будто…»

  3. Игра «Найди отличия»

Занятие № 17

  1. Игра «Игра в слова»

  2. Игра «Лабиринт»

  3. Игра «Найди отличия»

Занятие № 18

  1. Игра «Найди общее определение»

  2. Игра «Добавь слово»

  3. Игра «Разгадай кроссворд»


1






1




1




1




Февраль

Занятие № 19

  1. Игра «Зеркало»

  2. Игра «Развиваем наблюдательность»

  3. Игра «Лабиринт»

Занятие № 20

  1. Игра «Лгун»

  2. Игра «Лабиринт»

  3. Игра «Кроссворд»

Занятие № 21

  1. Игра «Ласточка»

  2. Игра «Запрещенные движения»

  3. Игра «Лабиринт»

Занятие № 22

  1. Игра «Добавь слово»

  2. Игра «Поймай рыбку»

  3. Игра «Найди отличия»

  4. Игра «Лабиринт»


1





1





1





1


Март

Занятие № 23

  1. Игра «Что пропало»

  2. Игра в слова

  3. Игра «Лабиринт»

Занятие № 24

  1. Игра «Глухой телефон»

  2. Игра «Назови слово»

  3. Игра «Найди спрятавшихся зверей»

Занятие № 25

  1. Игра «В слова»

  2. Игра «Лабиринт»

  3. Игра «Расскажи о животных»

Занятие № 26

  1. Игра «Репка»


1





1




1



1


Апрель

Занятие № 27

  1. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  2. Игра «Подбери слово»

  3. Игра «Кто, где живет»

Занятие № 28

  1. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  2. Игра «Кто, где живет»

  3. Игра «Осень»

  4. Игра «Лабиринт»

Занятие № 29

  1. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  2. Игра «Кораблик»

  3. Игра «Найди тень»

Занятие № 30

  1. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  2. Игра «В слова»

  3. Игра «Запомни, как было»

  4. Игра «Лабиринт»


1





1





1





1



Май

Занятие № 31

  1. Игра «Заметь все»

  2. Игра «Найди отличия»

  3. Игра «Лабиринт»

Занятие № 32

  1. Игра «Найди общее»

  2. Игра «Найди лишнее»

  3. Игра «Кроссворд»

  4. Игра «Кто, где живет?»

Занятие № 33

  1. Игра «Запрещенное движение»

  2. Игра «Найди общее»

  3. Игра «Дорисуй»

  4. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»


III Этап – Заключительный (1 занятие)

Цель этапа: Объективное подтверждение результатов развития зрительного восприятия, слуховой, зрительной, смысловой, двигательной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения; закрепление тех знаний, которые дети получили в течении всего курса обучения.

Занятие № 1

  1. Игра «Сочини сказку»

  2. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  3. Игра «Найди пару»

4. Игра «Каких животных на рисунке ты видишь?»

1





1






1





1






1






ИТОГО


36


































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


I Этап – Ориентировочный (2 занятия)

Цель этапа: создать позитивный эмоциональный настрой и атмосферу сотрудничества в группе детей.


Занятие № 1

Цель: формирование положительного эмоционального общения со сверстниками, освобождённого от скованности.

  1. Игра «Комплименты»

  2. Игра «Тихо-громко»

  3. Игра «Зеркало»

  4. Игра «Найди тень»


Занятие № 2

Цель: повышение контактности детей в группе сверстников, вызвать на общение.

  1. Игра «Ветер дует на…»

  2. Игра «Зайчик»

  3. Игра «Ожерелье»

  4. Игра «Найди отличия»


II Этап – Реконструктивный (33 занятия)

Цель этапа: развивать слуховую, зрительную, смысловую и слухо-моторную память у детей старшего дошкольного возраста.


Занятие № 1

Цель: развитие зрительной памяти.

  1. Игра «Что пропало»

  2. Игра «Коллективный рисунок»

  3. Игра «Лягушонок»

  4. Игра «Найди отличия»


Занятие № 2

Цель: развитие зрительной памяти.

  1. Игра «Что пропало»

  2. Игра «Снежный ком»

  3. Игра «Зоопарк»

  4. Игра «Найди отличия»

  5. Игра «Нарисуй глазами»


Занятие № 3

Цель: развитие слухового внимания и долговременной памяти.

  1. Игра «Бег ассоциаций»

  2. Игра в слова

  3. Игра «Найди тень»

  4. Игра «Лабиринт»

  1. Занятие № 4

    Цель: развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти.

    1. Игра «Назови слово»

    2. Игра «Кораблик»

    3. Игра «В слова»

    4. Игра «Найди пару»

    Игра «В слова»


Занятие № 5

Цель: развитие слуховой, зрительной, моторной памяти.

  1. Игра «Осень»

  2. Игра «Еще раз про осень»

  3. Игра «Найди отличия»


Занятие № 6

Цель: развитие зрительной, моторной памяти; смена деятельности.

  1. Игра «Дорисуй»

  2. Игра «Калькулятор»

  3. Игра «Подбери слово»

  4. Игра «Найди отличия»


Занятие № 7

Цель: развитие слухо-моторной памяти.

  1. Игра «Запрещенное движение»

  2. Игра «Заметь все»

  3. Игра «Запомни, как было»

  4. Игра «Проплыви через лабиринт»

Занятие № 8

Цель: развитие слухового внимания, моторной памяти.

  1. Игра «Зоопарк»

  2. Игра «Найди лишнее»

  3. Игра «Собери букет»

4. Игра «Лабиринт»

  1. Занятие № 9

    Цель: развитие слухо-моторной памяти

    1. Игра «Пантомима»

    2. Игра «Найди общее»

    3. Игра «Найди общее»

    Игра «Найди тень»


Занятие № 10

Цель: развитие зрительного внимания, памяти.

  1. Игра «Лабиринт»

  2. Игра «Соберем урожай фруктов»

  3. Игра «Самый внимательный»

  4. Игра «Лучший танцор»


Занятие № 11

Цель: развитие зрительной и слухо-моторной памяти.

  1. Игра «Кораблик»

  2. Игра «Снежный ком»

  3. Игра «В слова»

  4. Игра «Собери мозаику»

Занятие № 12

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения.

  1. Игра «Коллективный рисунок»

  2. Игра «Найди предметы»

  3. Игра «Найди тень»

Игра «Найди отличия»


Занятие № 13

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, мелкой моторики.

  1. Игра «Слушаем и рисуем»

  2. Игра «Найди предметы»

  3. Игра «Найди одинаковые предметы»


Занятие № 14

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, мелкой моторики.

  1. Игра «Слушаем и рисуем»

  2. Игра «Будь внимателен»

  3. Игра «Лабиринт»


Занятие № 15

Цель: развитие внимания, слуховой памяти.

  1. Игра «Да и нет не говорить»

  2. Игра «Найди предметы»

  3. Игра «Найди отличия»

  4. Игра «Найди тень»

Занятие № 16

Цель: развитие слуховой памяти, мышления.

  1. Игра «Сила не право»

  2. Игра «Представь, будто…»

Игра «Найди отличия»


Занятие № 17

Цель: развитие внимания, слуховой памяти.

  1. Игра «Игра в слова»

  2. Игра «Лабиринт»

  3. Игра «Найди отличия»


Занятие № 18

Цель: развитие восприятия, умения сравнивать и обобщать.

  1. Игра «Найди общее определение»

  2. Игра «Добавь слово»

  3. Игра «Разгадай кроссворд»


Занятие № 19

Цель: развивать внимание и координацию движений.

  1. Игра «Зеркало»

  2. Игра «Развиваем наблюдательность»

  3. Игра «Лабиринт»


Занятие № 20

Цель: развитие внимания памяти

  1. Игра «Лгун»

  2. Игра «Лабиринт»

Игра «Кроссворд»


Занятие № 21

Цель: развитие внимания, памяти.

  1. Игра «Ласточка»

  2. Игра «Запрещенные движения»

  3. Игра «Лабиринт»


Занятие № 22

Цель: развиваем внимание, объем памяти.

  1. Игра «Добавь слово»

  2. Игра «Поймай рыбку»

  3. Игра «Найди отличия»

  4. Игра «Лабиринт»


Занятие № 23

Цель: развитие зрительной памяти.

  1. Игра «Что пропало»

  2. Игра в слова

  3. Игра «Лабиринт»


Занятие № 24

Цель: развитие внимания и слуховой памяти.

  1. Игра «Глухой телефон»

  2. Игра «Назови слово»

Игра «Найди спрятавшихся зверей»


Занятие № 25

Цель: развитие слухового внимания

  1. Игра «В слова»

  2. Игра «Лабиринт»

  3. Игра «Расскажи о животных»


Занятие № 26

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

  1. Игра «Репка»


Занятие № 27

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

  1. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  2. Игра «Подбери слово»

  3. Игра «Кто, где живет»

Занятие № 28

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

  1. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  2. Игра «Кто, где живет»

  3. Игра «Осень»

Игра «Лабиринт»


Занятие № 29

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

  1. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  2. Игра «Кораблик»

  3. Игра «Найди тень»


Занятие № 30

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

  1. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  2. Игра «В слова»

  3. Игра «Запомни, как было»

  4. Игра «Лабиринт»


Занятие № 31

Цель: развитие кратковременной памяти.

  1. Игра «Заметь все»

  2. Игра «Найди отличия»

  3. Игра «Лабиринт»


Занятие № 32

Цель: развитие смысловой памяти.

  1. Игра «Найди общее»

  2. Игра «Найди лишнее»

  3. Игра «Кроссворд»

  4. Игра «Кто, где живет?»

Занятие № 33

Цель: развитие слухо-моторной памяти.

  1. Игра «Запрещенное движение»

  2. Игра «Найди общее»

  3. Игра «Дорисуй»

Игра «Найди спрятавшиеся предметы»



III Этап – Заключительный (1 занятие)

Цель этапа: Объективное подтверждение результатов развития зрительного восприятия, слуховой, зрительной, смысловой, двигательной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения; закрепление тех знаний, которые дети получили в течении всего курса обучения.


Занятие № 1

  1. Игра «Сочини сказку»

  2. Игра «Найди спрятавшиеся предметы»

  3. Игра «Найди пару»

4. Игра «Каких животных на рисунке ты видишь?»
















Список литературы

1. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. [Текст] /Сост. М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. М.: 1996. – 36с.

2. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педиатрических комиссиях. [Текст] /Сост. С.Д. Забрамная М.: Просвещение, 1985. – 78с.

3. Петрусинский В.В., Игры для интенсивного обучения. [Текст] /Сост. В.В. Петрусинский. М.: Прометей, 1991. – 64с.

4. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. [Текст] /Сост. В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева. М.: Высшая школа, 1989. – 37с.

5. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] /Сост. Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. М.: Просвещение, 1989. – 69с.

6. Немов Р.С. Психология. В 3 т. Т. 2, Т. 3 . [Текст] /Сост. Р.С. Немов. М., 1993.

7. Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.

8. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст] /Сост. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1996. – 121с.

9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. [Текст] /Сост. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1997. – 45с.

10.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Развитие внимания и воображения дошкольников. [Текст] /Сост. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1998. – 98с.

11.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология//Учебное пособие. М.: Академия, 1998.

12.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. [Текст] /Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Акаде­мия, 1997. – 39с.

13.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. [Текст] /Сост. Ярославль: Академия развития, 1997. – 53с.

14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст] /Сост. Л.Ф. Тимофеева. Ярославль, 1997. – 65с.

15. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Млад­шие школьники. [Текст] /Сост. Л.Ф. Тимофеева. М.: Айрис пресс. Рольф, 2000. – 43с.

16. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст] /Сост. Т.Г. Богданова Т.В. Корнилова. М., 1994. – 27с.

17. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988. – 39с.

18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998. – 54с.

19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школь­ников. [Текст] /Сост. Л.Ф. Тимофеева. М., 1997. – 83с.

20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] /Сост. Д.Б. Эльконин М., 1989. – 27с.

21. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школь­ников [Текст] /Сост. А.К. Маркова, А.Г. Лидере, Е.Л. Яковлева. Диагностика и кор­рекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. – 67с.























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: