Конспект урока на тему: «Преступление и его виды» 9-11 класс






Конспект урока по уголовному праву

на тему:

«Преступление

и его виды».

Для учащихся 9-11 классов.


Студентка IV курса

факультета истории и юриспруденции

Елабужского института Казанского Приволжского

Федерального университета

Фролова Евгения Юрьевна

Научный руководитель

Кондрашина Валентина Анатольевна







Елабуга, 2013 год.

Конспект урока на тему :

«Преступление и его виды».

Цель: познакомиться с основным содержанием уголовно-правовых отношений.

Задачи:

  1. Образовательная: формирование у учащихся знаний о понятии преступления, познакомить учащихся со структурой УК, основными принципами работы с текстом закона;

  2. Развивающая: способствовать формированию правовой культуры учащихся через решение практических задач и приобретение навыков работы с Уголовным кодексом РФ; развивать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям.

  3. Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Новые термины: преступление, Уголовный кодекс РФ, субъект преступления, вандализм, мошенничество.

План урока.

  1. Организационная часть.

  2. Изучение новой темы.

  3. Закрепление.

  4. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационная часть.

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, проговаривание плана урока.

  1. Изучение новой темы.

  1. Рассказ с элементами беседы.

Начинаю рассказ с вводного слова: что такое уголовное право, нормы уголовного права и что входит в круг преступных деяний.

Уголовное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Нормы уголовного права регулируют уголовно-правовые отношения – вид общественных отношений, возникающих главным образом по поводу преступления. В круг преступных деяний входят хищение, убийство, вовлечение в занятие проституцией, незаконное производство и сбыт наркотиков, акты терроризма и др.

ПОДУМАЙТЕ! (Задаю ребятам вопрос, см. ниже)

Можно ли совершить преступление путём бездействия? В

Веду обсуждение с классом: дискуссируем, рассуждаем, затем делаем общий вывод

Продолжаю рассказ, раскрывая понятие, что такое преступление.

Уголовное право – особая отрасль права, связанная с самой тяжёлой и опасной разновидностью правонарушений – преступлениями. Преступлением признается виновно совершенное опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1ст. 14 УК РФ).

Раздаю на каждую парту по одному уголовному кодексу для работы с источником. Проговариваю номер статьи и прошу, чтобы учащиеся нашли ее в кодексе и прочитали.

Продолжаю лекцию: рассказываю про основные задачи уголовного права.

Не случайно при упоминании уголовного права возникают ассоциации с детективными фильмами, многие из которых начинаются с тревожного звонка в районное управление внутренних дел (РУВД) и жёсткой команды: «Дежурная бригада на выезд. Обнаружен труп неопознанного мужчины с признаками насильственной смерти». Следующие кадры – на месте происшествия работают профессионалы: следователь, медицинский эксперт, криминалист. Они составляют протокол осмотра, снимают отпечатки пальцев, опрашивают свидетелей преступления. Словом, как и в жизни, осуществляется кропотливая работа по выявлению лица, совершившего преступление. Ведь уголовное право призвано охранять человека, общество, государство от преступных посягательств. Поэтому его главная задача охранительная. Другая задача – предупреждение преступлений. Выполняя эти задачи, уголовное право обеспечивает регулирование особых, уголовно-правовых отношений.

ВСПОМНИТЕ!

Что такое юридическая ответственность? Какие виды юридической ответственности вам известны? Веду беседу с детьми: обсуждаем, спрашиваю некоторых ребят, затем сама раскрываю значение данных понятий.

Рассказываю ребятам, что является объектом уголовно — правовых отношений.

Все виды преступлений направлены против кого-то или чего-то, т. е. имеют объект. К объектам уголовно — правовых отношений, принадлежат ценности общества: личность, её права и свободы; собственность; окружающая среда; конституционный строй РФ; мир и безопасность человечества.

Чтобы закрепить и узнать поняли ли материал дети, я предлагаю решить им проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация. Поздно вечером 14-летние О. и М. исписали нецензурными словами в пустых вагонах метро стёкла и стены, изрезали ножом сиденья диванов. Кто является объектом, и каков вид преступления?

Устно решаем эту задачу с учащимися. С начало разбираем, кто является объектом преступления. Работаю со всем классом, т. к. вопрос задаю всем. Дискуссируем, обсуждаем, слушаю их мнения и выводы.

Затем спрашиваю: каков вид преступления в данной ситуации? Обращаюсь к тем, кто меньше отвечал на первый вопрос, чтобы включить их в работу. Дискуссируем, обсуждаем, слушаю их мнения и выводы.

Прошу их открыть уголовные кодексы, найти и прочитать статью 214 Вандализм. Затем сама поясняю решение задачи, чтобы показать каким образом ее нужно решать и проговаривать.

В данном случае объект преступления – общественный порядок, а вид преступления – вандализм (т. е. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах). Обратите внимание на слово «осквернение». На языке юристов оно означает учинение непристойных, оскорбительно-безнравственных по своей сути надписей или рисунков.

Продолжаю рассказ, поясняя ребятам, кто является субъектами преступлений.

Участниками (субъектами) уголовно-правовых отношений являются, с одной стороны, лица, совершившие преступные деяния, с другой – государство в лице правоохранительных органов и суда.

Устно решаем следующую задачу с учащимися, чтобы они поняли на практике, на примере кто может являться субъектами преступлений.

Проблемная ситуация. Гражданин А. написал гражданину Б. письмо, в котором содержалось предложение совершить некое преступное деяние, за совершение которого гражданину Б. было обещано способствование в продвижении по службе. В силу некачественной работы сотрудников почтового отделения письмо адресатом получено не было. Перечислите всех субъектов.

Даю минуту для размышления и предлагаю назвать по одному субъекту. Спрашиваю по цепочке, начиная с первой парты. Если дети затрудняются ответить, обращаюсь к классу: рассуждаем, делаем выводы.

Продолжаю лекцию, рассказывая про права и обязанности сторон.

Содержание этих правоотношений составляют права и обязанности сторон. Так, государство обязано (и имеет право) объективно расследовать преступление и при наличии достаточных доказательств виновности лица привлечь его к уголовной ответственности. В свою очередь, лицо, совершившее преступление, обязано нести уголовную ответственность. При этом оно имеет право на ту меру ответственности, которая установлена законом за данный вид преступления. Например, если по уголовному закону оскорбление человека наказывается штрафом либо обязательными или исправительными работами, то лицо, совершившее это деяние, не должно нести более суровое наказание. Подчеркнём, что отношения, возникающие в связи с фактом совершения преступного деяния, именуются охранительными уголовно-правовыми отношениями.

Закончив свой рассказ с элементами беседы, я предлагаю ребятам поиграть в деловую игру.


  1. Деловая игра

«Угадай сказку по составу преступления».

Объясняю учащимся правила игры: я загадываю сказку, в которой произошло преступление, описывая ее сюжет, а вы должны догадаться и сказать ее название. Если учащиеся затрудняются, даю им подсказки, чтобы не было пауз. Обсуждаем все вместе, чтобы каждый работал на уроке.

  1. Мужчина средних лет зловещей наружности произвел в лесополосе нападение на несовершеннолетнюю девочку. Обманным путем завладел съестными припасами. Особые приметы девочки: головной убор красного цвета, корзинка. (Красная шапочка)

  2. Агрессивный мужчина разрушил два летних жилища подростков. Потерпевшим удалось укрыться в зимнем доме своего брата. (Три поросенка)

  3. Несовершеннолетний, сбежавший от опекунов, бегал по лесу и распевал песни, дурача зверей, пока не был обманут самым хитрым из них. (Колобок)

  4. Пожилая женщина, используя крупных водоплавающих птиц, похитила маленького мальчика. Если бы не его старшая сестра и помощь неодушевленных предметов и деревьев, мальчик был бы съеден. (Гуси — лебеди)

  5. Девочка пробралась в дом, пока хозяева отсутствовали. Уничтожив часть съестных припасов, девочка имела неосторожность уснуть на месте преступления. Когда хозяева вернулись и обнаружили нарушительницу, она успешно скрылась. (Три медведя)

  6. Мужчина, живущий очень много лет, путем незаконного колдовства вынудил молодую женщину, не захотевшую выходить на него замуж, жить в шкуре земноводного. Ее спас молодой человек знатного происхождения, едва не убив в самом начале. (Царевна- лягушка)

  7. Женщина за 30 предпринимает преступные попытки лишить жизни дочь мужа от первого брака. Дочь вынуждена скрываться в лесу, временно проживая у энного количества низкорослых людей. Под конец преступнице почти удается осуществить свой незаконный замысел и отравить девушку, отчего та впадает в остро развивающееся тяжёлое патологическое состояние, но вовремя подоспевший молодой мужчина благородного происхождения спасает ее. Преступницу наказывают при помощи оригинального вида обуви. (Белоснежка и семь гномов)

  8. Бездомный герой втирается в доверие к несовершеннолетнему и побуждает его убежать из дома и поселиться в деревне, конфликтуя с родителями. Там к ним присоединяется еще один бездомный, и они вместе начинают вести хозяйство. Стартовый капитал они получают, присвоив себе вырытые из земли ценности, не уплатив положенного налога государству. (Простоквашино)

После проведения игры предлагаю ребятам попробовать описать сюжет преступления, какой- либо сказки, на примере данной игры. Даю немного времени подумать, составить, записать. Желающие читают свои загадки, и мы их так же угадываем. Сдают работы, чтобы получить оценки.

  1. Работа с источником.

Рассказываю ребятам об источнике уголовного права, его особенностях.

Одна из особенностей УК РФ в том, что он выступает единственным источником уголовного права. Общество заинтересовано, чтобы нормы самой суровой отрасли права не были распылены по различным законодательным актам (как в других отраслях права), а сосредоточивались в едином правовом документе. В Особенной части Кодекса отдельные виды преступлений квалифицированы по различным группам. Последние отражают значимость интересов государства, для охраны которых оно прибегает к уголовно-правовым запретам.

Другая особенность УК РФ – по форме он является Федеральным законом, действие которого распространяется на всю территорию России, включая сушу, территориальные воды, воздушное пространство. По общему правилу за преступления, совершённые на территории России, несут ответственность граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Следующая особенность УК РФ в том, что по виду систематизации он относится к кодексу, включающему обширную совокупность норм, которые объединяются в группы – институты.

После пояснения об уголовном кодексе и его значения, я задаю вопросы такого содержания, чтобы ребятам необходимо было работать с уголовным кодексом, а именно: сколько статей в УК РФ? Сколько разделов? Как они называются и т.д. Выборочно спрашиваю. Затем записываем основную информацию о кодексе в тетрадь.

Прошу ребят положить ручки и посмотреть на экран.


  1. Демонстрирую ребятам презентацию на тему: «Понятие преступления и его виды».

После того, как они посмотрели презентацию, я даю им немного информации о понятии преступления.

Важнейшими институтами уголовного права являются преступление, необходимая оборона, наказание и др. Рассмотрим их.

Понятие преступления. Напомним: преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Итак, преступление всегда деяние (действие или бездействие).

Чтобы закрепить знания о понятии преступления, ставлю перед ними проблемную ситуацию. Решаем устно, всем классом.

Проблемная ситуация. Одна из девятиклассниц подстерегла после занятий ученицу К. и неожиданно, свалив её с ног, стала жестоко избивать за то, что та якобы пыталась отбить у неё парня. Эту сцену наблюдали двое мирно беседовавших мужчин: участковый полицейский и его друг, сидевший в своём автомобиле недалеко от места происшествия. Несмотря на крики о помощи, они не реагировали. Вскоре водитель уехал, а полицейский ушёл, хотя и видел, что девушка осталась лежать на тротуаре одна.

Задаю ребятам вопрос следующего содержания: кто является преступником? Правильно ли поступил полицейский, водитель? Дети рассуждают вместе со мной, слушаю их мнения, задаю наводящие вопросы. Затем сама даю правильную формулировку выхода из данной проблемной ситуации: Итак, налицо преступление, как действие (со стороны школьницы, зверски избивавшей свою сверстницу), так и бездействие (лиц, наблюдавших сцену). Конечно, бездействие водителя вызывает, прежде всего, моральное осуждение. А вот бездействовавший милиционер вряд ли несёт только моральную ответственность. Скорее всего, он совершил должностное преступление.

ВСПОМНИТЕ!

Задаю вопрос всему классу. Выборочно спрашиваю, затем сама перечисляю все признаки правонарушения

Каковы признаки правонарушения?

Пояснение: признаками преступления являются общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

Общественная опасность – это существенный вред или угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны. Подчеркнём, что речь идёт не просто о вреде деяний (этот признак характерен для любого правонарушения, скажем кража батона хлеба), а о существенном вреде. Так, незаконная добыча водных животных и растений, причинившая крупный ущерб, рассматривается как преступление. Совершение же аналогичных действий, не повлекших крупного ущерба, является административным проступком. Общественная опасность – главный признак преступления, позволяющий отличать его от других правонарушений.

Противоправность означает, только то общественно опасное деяние может называться преступлением, которое предусмотрено в той или иной статье УК РФ.

Виновность. Деяние признаётся преступлением, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Эти уже известные вам формы вины имеют разновидности: умысел – прямой и косвенный и неосторожность – легкомыслие и небрежность. Примером прямого умысла является убийство из мести. Лицо осознает общественную опасность своего действия, предвидит возможность вредных последствий и желает их наступления.

При косвенном умысле вредные последствия не главное в действиях преступника. Он не желает, но допускает их либо относиться к ним безразлично.

Затем закрепляю пройденный материал на практике. Предлагаю разрешить учащимся следующую проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация. 15-летний мотоциклист, желая быстрее проскочить перекрёсток, поехал на красный сигнал светофора. При этом он сбил ребёнка, который в результате наезда остался инвалидом. Являются ли деяния мотоциклиста противоправными?

Решаем устно, всем классом. Рассуждаем: какова вина мотоциклиста, называем признаки преступления, отвечаем на основной вопрос задачи. Дети делают выводы, затем я поясняю решение: Это пример преступления, совершённого по неосторожности из-за преступного легкомыслия. Здесь два правонарушения: проезд на запрещённый сигнал светофора – административный проступок и преступление. Подросток предвидел возможность наступления вредных последствий, но при этом самонадеянно рассчитывал избежать их.


  1. Рассуждение «Говорят мудрые люди».

Вывожу на экране выражения великих людей и предлагаю ребятам провести обсуждение. Работаем всем классом. Выборочно спрашиваю пассивных, пытаюсь включить их в работу.

  1. «Только слабые совершают преступления, человеку сильному они не нужны» Ф. Вольтер (1694-1778), французский писатель и философ.

  2. «Давно установлено, что алкоголизм и преступность – родные брат и сестра» К. М. Бэр (1792-1876), учёный-естествоиспытатель, академик Петербургской академии наук.

  3. Убийца убивает человека, самоубийца — человечество. Гилберт Кит Честертон (1874 —1936) английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX — начала XX веков.

Предлагаю записать учащимся, наиболее понравившиеся выражения в тетрадь.


  1. Дискуссия. Проведение дискуссии на тему: «Можно ли перевоспитать преступника, достигшего зрелого возраста?»

Предлагаю ребятам поделиться на 2 команды и провести дискуссию. Вывожу вопрос на экран и первой команде предлагаю привести доводы, что ДА,ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРЕСТУПНИКА, ДОСТИГШЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ВОЗМОЖНО! А другой команде НЕТ, ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРЕСТУПНИКА, ДОСТИГШЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, НЕВОЗМОЖНО!

Даю ребятам подготовиться, затем начинаем рассуждение. Чтобы не вызвать у ребят негатив друг к другу, поддерживаю своими доводами и первую и вторую команду.


  1. Закрепление.


  1. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ.

Задаю учащимся вопросы по пройденной теме. Отвечают устно. Выборочно выбираю, кто будет отвечать.

  1. Что такое уголовное право?

  2. В чём особенности уголовно-правовых отношений?

  3. Раскройте понятие преступления.

  4. Какими признаками характеризуется преступление? При ответе раскройте, что понимают под каждым из них.


  1. РЕШИТЕ ЗАДАЧИ.

Задачи решаем устно, всем классом рассуждаем, делаем выводы.

1. Отец запретил 10-летнему сыну гулять, пока тот не выполнит домашнее задание. Подлежит ли отец мальчика уголовной ответственности за незаконное лишение свободы сына? Аргументируйте свой ответ.

2. Поздним вечером трое подростков встретили студента Н. и, достав ножи, накинулись на него. Получив лёгкое ранение, Н. схватил камень и ударил одного из нападавших, причинив ему тяжкие телесные повреждения. Другие разбежались. Понесёт ли Н. уголовную ответственность? Свой ответ поясните.


  1. Последнее задание, закрепляющее информацию данного урока, будет письменным. Вывожу на экран, прошу записать тему эссе в тетрадь.

Существует ли связь между духовной нищетой личности (пренебрежительным отношением к учёбе, завистью, жадностью, примитивным времяпрепровождением) и совершением преступлений? Аргументируйте свой ответ, опираясь на полученные знания, материалы СМИ, свой личный опыт. Какую позицию в ходе обсуждения заняли бы вы по данному вопросу? Приведите возможные доводы, подтверждающие вашу позицию.

Если ученики не успевают, оставляю задание на дом.



III. Домашнее задание.

Прочитать § 38, ответить на вопросы в конце параграфа и выполните 1 и 2 задание практикума, дописать эссе.



Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса на тему «Мы разные, но мы все вместе»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: