Конспект урока на тему «Родословная»


План-конспект урока по самопознанию.


Тема: Родословная.


Цель и задачи урока:

  • ознакомление учащихся с понятием «родословная», «твоя родословная»;

  • привитие детям элементарных представлений о характере родственных отношений;

  • формирование у ребенка интереса к своей родословной, к ее истории, к ее корням и традициям.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, игра, работа с книгой.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», клубок нитей.


Ход урока

1. Круг радости «Моя родня»

  • Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рада видеть вас. Я вас всех очень ценю, уважаю и люблю как близких, родных и любимых для меня людей. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о наших семьях, о наших семейных корнях. Все это называется одним словом – родословная. Давайте все вместе встанем в наш круг, который называется необычно – «Моя родня».

Все люди вокруг меня

(развести руки в стороны)

моя родня

(положить руки на сердце),

моя семья.


Как будто крепкая броня

(сомкнуть руки в замок),

Они хранят меня

(скрещиваем руки на груди).

(Дети, стоя в кругу, произносят слова вместе с учителем и выполняют движения).

2. Минутка тишины

  • Сегодня я вас приглашаю в волшебное путешествие в сказочную страну. Представьте себе, что вы попали в Звездную страну (пауза). Вас окружают разноцветные красивые звездочки: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и оранжевые (пауза). Звездочки не только по цвету, но и по размеру все разные: есть совсем крохотные, есть чуть побольше, а есть еще и совсем большие (пауза). Самое главное, что среди этих звездочек не было ни одной, которая бы в точности походила на другую (пауза). Вы тоже, дети, как эти разноцветные звездочки, не похожи друг на друга (пауза). Душа же каждой звездочки заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны (пауза). Звездочки, как маленькие дети, умеют видеть друг в друге только хорошее и доброе. От этого они светятся удивительным волшебным светом. Почувствуйте, как волшебный свет любви наполняет вас (пауза). Звездная страна от этого чудесного сияния стала необыкновенно красивой и неповторимой (пауза). Запомните эту красоту. Помашите звездочкам ручкой. Возвращайтесь по звездной тропинке в свой родной класс.

3. Поговорим

  • Мне, ребята, хотелось бы сегодня поговорить с вами об очень важных вещах.

  • Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь встречались с таким словом, как «родословная»?

  • А кто из вас знает, что означает слово «родословная»? (Ответы детей).

  • Молодцы, ребята! Действительно, когда мы говорим «родословная», то непременно речь заходит об истории нашей семьи, о ее корнях и предках. В «Азбуке Самопознания» дается пояснение ценности «родословная». Давайте ознакомимся с этим пояснением: «Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства». Запомним. (Дети работают по учебнику).

  • У казахского народа, например, принято говорить: «Жетi атасын бiлмеген – жетiмдiктiң белгiсi». В переводе на русский язык эта фраза буквально означает: незнание семи поколений предков – признак сиротства человека. А у русского народа принято говорить: «Не гоже быть «Иванами, не помнящими родства», не знать своих предков, историю своего рода».

  • Действительно, познание своей родословной одинаково необходимо старым и юным, взрослым и маленьким. Возникает вопрос: а для чего человеку нужно познание своей родословной? Это нужно каждому человеку для того, чтобы знать прекрасные мысли, дела и свершения своих предков, создавших этот род, эту семью, чтобы гордиться ими. Потому важно, чтобы человек сто раз подумал и взвесил, прежде чем совершить не очень хороший поступок. Ведь об этом будут помнить еще семь поколений близких и родных после него.

  • Древо рода – это очень интересное явление. У каждого человека есть два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек становится уже вдвое больше. Их уже четверо. Прабабушек и прадедушек еще вдвое больше – восемь, а прапра… – 16. И так далее. Вот сколько у человека оказывается предков-родителей.

  • Каждому поколению взрослых людей мы обязаны своей жизнью, своей судьбой. Вот не было бы на свете, например, прапрабабушки, не родился бы прадедушка, а без прадедушки не появилась бы бабушка, а без бабушки не было бы на свете и наших пап и мам.

  • Следовательно, ребята, когда мы говорим о «родословном корне», то речь идет о наших предках.

  • Есть еще и такое понятие/ценность, как «родословное древо». Когда мы рисуем родословное древо, то рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви – это будут внуки, а дальше правнуки и т.д. Каждый человек на Земле может нарисовать родословное древо своей семьи.

  • Если даже человек не знает либо по каким-то обстоятельствам оказался один на свете, все равно он – часть Чудесного Семейного Древа. И, может быть, когда-нибудь он станет родоначальником мощной и славной ветви – своей семьи. А внуки его еще будут хвастаться таким главным человеком семьи.

  • Все мы, дети и взрослые, веточки и листочки огромного дерева, которое называется «родословным древом».

  • Еще мы называем такое дерево таким теплым и родным словом – «семья». Человеку нужно знать и чтить своих предков. За этим лежит самое важное – дань благодарности, дань памяти одного поколения другому поколению.

4. Чтение стихотворения О. Аубакирова «Уш журт»

  • Ребята! Прочитайте удивительное произведение, которое называется «Уш журт».




Я смышлёный ученик,

Сам читаю и пишу,

Вот и деда говорит:

«Надо знать свою родню».

Я о них вам расскажу.

Папа с мамой всех родней,

Он — АКЕ, она — АНА.

Бабушка моя — АЖЕ,

Папа папы — мой АТА.

Старшая сестра — АПКЕ,

Буду слушаться её.

Ну, а старший брат — АГА,

Не боюсь с ним никого.

Мой ЫНЫ — братишка мне!

А сестрёнка – КАРЫНДАС.

Карындас моей АПКЕ,

Как СЫНЛИ — Все любят вас.

Папе буду я БАЛА,

А аташке — НЕМЕРЕ.

А детишек немере

Называют ШОБЕРЕ.


Вскоре после шобере

Появляются ШОПШЕК.

Так промчится целый век,

Доживу до НЕМЕНЕ,

До внучат, до прапрапра…


И продолжится семья.

Всех, кто после будут жить

Назовут — ЖЕТИ АТА.


Вот женился мой ага,

КАЛЫНДЫК привёл домой.

И теперь КЕЛИН она,

Ей теперь мой дом — родной.

Я зову её ЖЕНГЕ.

А потом моей апке

Свадьбу справили и вот,

У меня есть свой ЖЕЗДЕ,

Он БАЛДЫЗ меня зовет,

Шутки шутит и везде

Старшие зовут КУЙЕУ

Добродушного жезде.


Если папин старший сын –

Мой ага, женился первым,

То потом и младший сын,

То есть Я, женюсь вторым.

Жёны наши — АБЫСЫН,

Задушевные подруги.


Как БОЛЕ, как друга два…

Это, если бы сестра

И ещё одна сестра,

Если дети двух сестёр

Будут мальчики, как Я.

Но растём мы очень быстро.

Всем приходится жениться,

А женитьба — не игра.

И ещё запомнить нужно:

Все, кто женится на сестрах,

Называются — БАЖА.

Я считалку продолжаю,

Всю родню пересчитаю.

Есть еще весёлый гурт,

Есть такой НАГАШИ ЖУРТ.

Это мамина семья,

Это мамина родня.

Все с приставкой НАГАШИ:

И аташка, и ажешка,

Мамы мама, мамин папа,

И дедуля, и бабуля,

Даже дядя — нагаши,

С ними тёти — нагаши,

И агашка, и аташка,

Мамы сестры, мамин брат –

Славный родственный отряд.

Есть у мамы и братишки,

Даже я постарше их.

Подрастут когда мальчишки,

И детишек заведут,

Сыновья – нагаши журт

Будут НАГАШИ ЫНЫ.

Дочки, значит, КАРЫНДАС.

Вот такие пироги.

Ну, а сам для нагаши

Довожусь я как ЖИЕН.

Через сколько-то колен,

Через столько-то годов


Сам женюсь. Родится мальчик,

Я ещё не буду стар,

Буду молодым, как папа,

И тогда для нагаши

Сын мой будет — ЖИЕНШАР.

Только свадьба отгремит

У невесты с женихом,

Увеличится родня

Скажем, эдак раза в два:

Два отца и мамы две,

Бабушки и деда два,

Женщины все — КУДАГИ

Сватов назовут — КУДА,



Их сыночки-сыновья

Будут им КУДАБАЛА.

Ну, а младшая сестра

Будет просто КУДАША.

Как отпляшут, отпоют,

Соберется КАЙЫН ЖУРТ.

И теперь у молодых

Есть два берега родных.

Два отца, как два крыла,


Их зовут КАЙЫН АТА.

Обе матери в семье,

Их зовут КАЙЫН ЕНЕ.

Свадьба – веская причина.

Здесь же взрослые мужчины,

Радость общая одна,

Их зовут КАЙЫН АГА.

Сестры старшие в семье,

Их зовут КАЙЫН БИКЕ,

В грустные помогут дни.

Есть еще КАЙЫН ЫНЫ,

Жениха родной братишка,

Не смотри, что он мальчишка. А сестрёнка жениха –

И подружка, и сестрица.

Тайны ей доверь свои

И зови КАЙЫН СЫНЛИ.

Вот такой семейный круг,

Здесь и взрослые, и дети,

Называется УШ ЖУРТ,

Нет родней людей на свете.


    • Расскажите, о чем это стихотворение?

    • Каким чувством и настроением проникнуто оно?

    • Определите, какие из указанных в стихотворении группы родственников есть в вашей семье? (Ответы детей).

    • Молодцы, ребята! Мы продолжаем работать по учебнику «Азбука Самопознания». Прочитайте внимательно Задание 2 и выполните его. (Дети работают по учебнику).

      • Расскажите, о чем прочитали?

      • Разобрались, кто кому и кем приходится?

      • Что нового и интересного было в этом задании? (Ответы детей).

5. Творим в тетради

  • Дети! Откройте, пожалуйста, свою «помощницу». Внимательно посмотрите и изучите Задание 1 и Задание 2. На них – добрые пароли родословия человека, которые представлены на казахском и русском языках.

  • Подумайте над заданиями. Поразмышляйте над ними. В этом многообразии найдите свою родословную на двух языках и раскрасьте их в любимые цвета. (Дети выполняют задание. По окончанию они рассказывают о выполненном задании. Идет обсуждение. Дети советуются с учителем, с друзьями, с «Азбукой Самопознания»).

6. Домашнее задание

  • Вместе со всей семьей поразмышляйте и напишите дивную легенду о своей родословной (Задание 3).

7. Игра «Клубочек добрых пожеланий»

  • Дети! Я держу в руках клубочек. Он не простой, а волшебный. Конец нити оставляю у себя и бросаю его кому-нибудь из вас. При этом говорю добрые пожелания семье того ученика/-цы, кому брошен клубок. Итак, начинаем… (Учитель держит в руках клубочек, наматывает конец нити в 2-3 оборота вокруг пальца и бросает его любому ребенку, говоря при этом: «Я хочу пожелать Армашке, чтобы его семья была здоровая, счастливая и дружная». Желательно, чтобы клубок коснулся всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок услышал от учителя и детей добрые пожелания в адрес его собственной семьи).

8. Круг «От сердца к сердцу»

  • Дети! А вы заметили, как все мы связаны друг с другом чувствами, мыслями, общими делами? Вот так и в семье. Если плохо одному человеку в семье, то и у остальных грусть в сердце. Если с радостной вестью спешит в дом кто-то из близких людей, то и у всей семьи появляется радость.

  • В жизни людей есть одна важная закономерность. Она заключается в том, что если мы поможем кому-то, то это обязательно сделаем его счастливым. Принося же радость другому человеку, мы непременно получаем удовлетворение и радость сами. Я хочу пожелать вам, чтобы родословное древо ваших семей цвело и разрасталось множеством цветов, веток и веточек. А сейчас каждый из вас может отрезать себе кусочек этой нити – нити любви и унести его собой в свой дом. Думаю, что эта нить обязательно принесет в вашу семью радость, дружбу и удачу.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Времена Past"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: