Конспект урока на тему «Умозаключение как форма мышления»














МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО



Предмет: информатика


Раздел: «Человек и информация»


Тема урока: «Умозаключение как форма мышления»


Автор: Михайлюк Надежда Вячеславовна,

учитель информатики МБОУ ООШ №28 г.Шахты
















2014 год

Содержание:






















I. Пояснительная записка.


Методические рекомендации, представленные в работе, ориентируют учителя на проведение разных форм учебно-познавательной деятельности школьников, использование различных методов, приемов и средств обучения.

Урок изучение нового материала, но на основе уже имеющихся данных, поэтому построен в форме фронтальной беседы. Учебный материал отбирался сообразно принципам доступности и наглядности.

На уроке используется мультимедийная презентация, которая представляет собой демонстрационный материал. Использование презентации предполагается на всех этапах урока – проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного, итог урока. Применение презентации позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах изучаемого материала и решить проблему активизации познавательного интереса учащихся, стимуляции их умственной деятельности.

Работа на уроке способствует формированию речи, логического мышления, интеллекта и познавательного интереса учащихся. При закреплении дети учатся анализировать. Работа на компьютере позволяет закрепить ранее изученный и новый материал и закрепить навыки работы в текстовом редакторе.

На уроке происходит развитие памяти – долговременной (повторение изученного), краткосрочной (сразу повторили в конце урока и во время тестирования).



II. Методическое руководство.


Раздел: «Человек и информация»


Тема урока: «Умозаключение как форма мышления»


Цели:

  • Формировать у учащихся общее представление об умозаключении как форме мышления. Учить строить правильные умозаключения.

  • Развивать логическое мышление.

  • Закреплять представление о суждении как форме мышления.

  • Закреплять у учащихся навыки набора и форматирования текста в среде текстового редактора.

  • Формировать познавательные интересы учащихся.


Основные понятия: понятие, суждение, умозаключение, посылка, заключение.


Тип урока: комбинированный


Методы работы: наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.


Формы работы: демонстрация, фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа, контроль и оценка знаний.


Оборудование:

технические средства:

компьютеры с операционной системой Windows, мультимедийный проектор, экран.

программные средства:

Microsoft Word 2010, Microsoft Power Point 2010.


УМК:

  1. Информатика. Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – Москва БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Повторение техники безопасности при работе за компьютером. Слайд №2.

  1. Проверка домашнего задания. (4 мин.)

1. Решение задачи. Слайд №3.

2. Установление отношений между понятиями. Слайд №4.

  1. Повторение изученного. (3 мин.)

1. Устный фронтальный опрос, направленный на выяснение уровня знаний терминов предыдущего урока. Демонстрируется слайд №5:

Ответы на вопросы:

  • Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, свойствах или отношениях объектов.

  • Простые и сложные.

  • Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

  • Образуются из простых, с помощью логических связок.

2. Построение сложных суждений. Слайд №6.

  1. Объяснение и первичное закрепление нового материала (14 мин.)

Объяснение нового материала ведется учителем на основе презентации. Демонстрируются слайды №№ 7 – 15:

Слайды № 7, 8:


Еще Аристотель ввел основные формы логического мышления – понятие, суждение, умозаключение. С какими из них вы уже знакомы? Какая форма мышления является для вас новой? Тема сегодняшнего рока «Умозаключение как форма мышления». Ученики записывают в тетрадях число, тему урока.

Слайд № 9:

Ученики знакомятся с понятием «умозаключение».

Слайд № 10


Учащиеся знакомятся со схемой и описанием первой из форм получения умозаключений.

Учитель обращает внимание ребят на круги Эйлера, просит назвать отношения, приведенные на слайде.

Слайды № 11, 12


Учащиеся знакомятся с примерами.

Учитель знакомит детей с примером оформления решения задачи в тетради.

Слайд № 13


Учащиеся знакомятся со схемой и описанием второй формы получения умозаключений.

Учитель обращает внимание ребят на круги Эйлера, просит назвать отношения, приведенные на слайде.

Слайды № 14, 15


Учащиеся знакомятся с примерами.

Учитель еще раз обращает внимание детей на оформление решения задачи в тетради.


  1. Закрепление материала (4 мин.)

Для первичного закрепления нового материала учитель предлагает выполнить устно задания №2 и №3 из учебника (слайд № 16).

  1. Компьютерный практикум (5 мин.)

Для первичного закрепления нового материала и закрепления работы в тестовом редакторе учитель предлагает ребятам выполнить задания на компьютере, размещенные на последующих слайдах презентации (слайды № 17, 18. (Файлы «Умозаключение», «Суждение»).

После выполнения задания учащиеся комментируют их.

  1. Тестовая работа (8 мин.)

Тестовая работа выполняется по вариантам в программе MyTest.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок. (2 мин.)

Учитель просит ребят ответить на вопросы (слайд № 20):

  • О чём вы узнали на уроке?

  • С какими новыми понятиями познакомились?

  • С какими понятиями предыдущих занятий встретились?

  • Есть ли вопросы по теме?

Выставление оценок. Некоторым учащимся (наиболее активным) учитель выставляет по 2 оценки: за устные ответы и за тестовую работу.

  1. Постановка задания на дом (2 мин.)

Учитель демонстрирует слайд № 21. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. Затем учитель просит ребят просмотреть содержание заданий, поясняет при возникновении вопросов.



III. Критерии оценивания результатов учебной деятельности


Как ни в каком другом учебном предмете в предмете «Информатика» необходимо различать теоретические знания и практические навыки работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний на уроке используется устный опрос и тестирование.

Для оценивания практических навыков используется практическая работа.

Оценка за урок выставляется наиболее активным учащимся из совокупности устного опроса и выполнения практического задания. Всем учащимся выставляется оценка по результатам теста. Критерии оценки теста:

«5» – 95 % верно выполненных заданий;

«4» – 70 %;

«3» – 45 %;

«2» – менее 45 %.


IV. Критерии оценки эффективности урока

(Кульневич С.В. Анализ современного урока – Ростов-н/Д, 2002 (6)):

пара

метра

Вербальные показатели

Баллы

1.

Оценка основных профессиональных качеств преподавателя.


1.1.

Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом


1.2.

Уровень педагогического и методического мастерства


1.3.

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.


1.4.

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися


1.5.

Внешний вид педагога, мимика и жесты


2

Оценка основных характеристик учащихся на занятии


2.1.

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности


2.2.

Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков


2.3.

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия на уроке


2.4.

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности


3.

Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся


3.1.

Научность изучаемого учебного материала


3.2.

Доступность и посильность изучаемого учебного материала


3.3.

Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)


3.4.

Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала


4

Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся


4.1.

Рациональность и эффективность использования времени занятий, оптимальность темпа, а также чередования и смена видов деятельности


4.2.

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО


4.3.

Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы


4.4.

Уровень обратной связи во всеми учащимися в ходе занятий.


4.5.

Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.


4.6.

Степень эстетического воздействия занятия на учащихся


4.7.

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятий


5.

Оценка цели и результатов проведенного занятия


5.1.

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия


5.2.

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно


5.3.

Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились)


5.4.

Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени)


5.5.

Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени)




Используя четырехбалльную систему оценок, учитель и (или) проверяющий оценивает различные параметры, входящие в пять компонентов занятия как системы. Полученная сумма указывает на эффективность проведенного занятия. Высший балл – 100.

  • если Эу 100 – 85 и нет ни одной нулевой оценки, то урок можно признать отличным;

  • если Эу 84-65 – то урок хороший;

  • если Эу 64-45 – то урок проведен удовлетворительно.





V. Литература для учителя

1. Информатика. Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – Москва БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.



VI. Литература для учащихся

1. Информатика. Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.


Свежие документы:  Классный час в 8 классе "Мы все такие разные"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: