Конспект урока на тему «Золотые ворота» в Древнюю Русь»


Вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество».


Урок 8. «Золотые ворота» в Древнюю Русь.

Цели:

  • сформировать у ученика образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших далёких предков;

  • создать образ быта монахов средневековой Руси и монастырей как центров культуры, творческой деятельности, нравственного поведения;

  • развивать умение осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих заданий;

  • воспитывать чувство гордости за культуру своей Родины.

Ход урока.

1. Орг. момент

-Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.


2. Актуализация знаний.

-История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о Древней Руси. А о чём конкретно мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если продолжите предложение:

Древняя Русь славилась своими богатыми городами, в которых возникала неповторимая… (культура).


-А что такое культура? (Все достижения человечества, всё то полезное или красивое, что было сделано человеком.)

-Приведите примеры.

-На прошлом уроке вы поняли, что такое культура и памятники культуры. А сегодня мы постараемся определить. Какие памятники культуры помогают нам рассказать о временах Древней Руси.

— В какие века наше государство называлось Древней Русью? Откройте учебник на с. 22 и скажите. (9-13 вв.)

— Откройте учебник на с. 30, посмотрите на карту и назовите, какие города входили в Древнюю Русь. (Киев, Галич, Пинск, Туров, Чернигов, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань, Курск и др.)

-Встретились ли знакомые для вас названия городов, которые существуют в настоящее время?

-А хотели бы вы совершить путешествие по Древней Руси, чтобы ещё лучше познакомиться с сохранившимися памятниками культуры?

-А зачем вам это надо?

— Мы побываем сегодня в городе Владимире. Посмотрите на карту и найдите, где находится Владимир.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

3. Создание проблемной ситуации.

-Прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам определить, какие понятия мы уже знаем и какие не знаем.

На доске понятия: культура, памятники культуры, фрески, алтарь, икона, кириллица, монах, монастырь, летопись.

(Распределить все понятия в 2 столбца)


— Какое из этих понятий самое широкое? (культура)

-Все ли остальные понятия можно отнести к культуре? Почему?

-Проследим, пополнятся ли наши знания к концу урока.


4. Совместное открытие новых знаний.

-Отправимся мы путешествовать не одни, а с героями нашего учебника.

Родители Анюты и Илюши решили продлить своё путешествие. Когда они приехали на вокзал Владимира, то отправились гулять по городу. На одной из площадей внимание Анюты и Илюши привлекло старинное сооружение. (Показ иллюстрации)

-Рядом с ребятами стоял художник. Он зарисовывал это сооружение в свой альбом. Неожиданно он повернулся к детям и сказал: «Перед нами Золотые ворота крепостной стены Древнего Владимира. Они построены в 12 веке».

(Редчайший памятник древнерусской культуры. Здание построено из белого камня в 1158– 1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые.
Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью.)



Дети спросили: «А зачем вы их рисуете?» На что художник ответил: «Хочу нарисовать наш город таким, каким он был во времена Древней Руси. Для этого я должен хорошо изучить все уцелевшие в водовороте времени древнерусские здания, вещи, книги. Одним словом – все …(памятники культуры), которые сохранились до наших дней.

Итак, какие же памятники культуры помогут рассказать нам о временах Древней Руси?


-Сравним наш вывод с выводом в учебнике, с.46.

-Это основная мысль нашего урока и об этом мы будем сегодня говорить.


-Вам интересно оказаться в Древней Руси?

-Ну, что ж, можно попробовать.

-Закройте глаза и прислушайтесь к современному городскому шуму. А теперь представьте, что мы подошли к Золотым воротам, прошли в проём ворот, нас окутал полумрак. За спиною шумел город, гудели автомобили, доносился запах бензина. Впереди мы тоже слышим городской шум, но другой, и пахнет иначе: свежеструганным деревом и душистым мёдом (зажечь свечу для запаха). Мы прошли вперёд и перед нами предстал город Владимир 12-го века. Мы зачарованно смотрим на оживший древний город. В это время зазвонили колокола (запись звучания колоколов). Все горожане оставили свои дела и направились к верхней крепости, где сиял золотыми куполами белокаменный храм. Откройте глаза и посмотрите: это главный храм Владимира – Успенский собор.

-Послушайте стихотворение и скажите, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры.

…Но вверх взгляни — над серыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту.
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту;
Он рвется в высь торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылен, —
Для бога он аль не для бога строен
Но человеком был воздвигнут он.

(Шефнер. Б.)

— Итак, какие слова поэта доказывают, что собор или храм является памятником культуры?

— Выберите те слова, которые подходят для характеристики Успенского собора:

величественный

белокаменный

торжественный

неприглядный

убогий

стройный

выразительный

златоглавый


-А что же было внутри храма, мы узнаем, прочитав из учебника, с. 47.

Чтение текста, работа с понятиями и размещение их из области неизвестного в область известного на доске.

Фрески

-Каким более коротким словом можно заменить слово священнослужитель? (священник)

Продолжение на с 48.

алтарь

икона


Рассматривание иллюстраций.


-Дети увидели на одной из икон затейливые буквы, но прочитать не смогли. Буквы вроде бы были знакомы, но в слова не складывались. Как вы думаете, почему?

-Посмотрите на старославянскую азбуку, которая называется кириллица. Чем она похожа на современную? Чем отличается?

-Попробуйте прочитать старославянский текст. Какие слова вы смогли прочитать?

Из истории кириллицы

Е.М.Верещагин


— Специально для славян эту азбуку придумали два брата, Кирилл и Мефодий. Как вы думаете, почему азбука называется кириллица? На с. 49-ой

На иллюстрации слева вы видите этих братьев. Как вы думаете, что это за изображение? (икона)

— А теперь давайте рассмотрим иллюстрации на с. 50 и определим, на чём же писали такими замысловатыми буквами?

Рассматривание и обсуждение.


-В 12-ом веке на Руси ещё не умели изготавливать бумагу и даже не знали, что на свете существует такой материал. Но грамотой владели многие и для каждодневных записей использовали берёзовую кору (бересту). Буквы на ней продавливали заострённой палочкой. А вот книги писали на пергаменте — специально обработанной коже животных. Книга была очень тяжёлой. Обложки делали из тонких досок и обтягивали кожей. Украшали обложку золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями. Писали их от руки. Рассматривание иллюстрации на с. 49 и 53. А кто же их писал, мы узнаем из учебника, с. 51, последний абзац.

— Кто же писал в Древней Руси книги?

-А кто их переписывал от руки?

Чтение и рассматривание иллюстрации.

— Кто такие монахи?

-Где они жили? (в монастыре)

Чтение текста на с52

-Какую очень важную работу выполняли монахи?

Рассматривание иллюстрации.

-Чем занимались в монастыре монахи?


-После иллюстрации на с. 52 прочитайте текст самостоятельно и найдите ответ на вопрос «что такое летописи?».

Чтение текста на с 52-53

-Что такое летописи?

-Разговаривая с художником, Анюта и Илюша, а вместе с ними и мы вновь прошли под сводами Золотых ворот.


5. Обобщение.

На доске: Золотые ворота Владимирской крепости – ворота в Древнюю Русь. Почему мы можем так сказать?

-Давайте ещё раз повторим, какие памятники культуры помогают нам узнать о временах Древней Руси.(дома, храмы, книги)


6. Применение знаний на практике.

Все понятия в течение урока из колонки незнания были перенесены в колонку знания. А сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия.?

Откройте рабочие тетради на с.12 и самостоятельно выполните задание №21.


Проверка.


7. Итог урока.

Оценить работу учащихся.

-Подведём итог урока. Начните с любых слов.

Я узнал…

Я удивился…

Я задумался…


8. Дом задание.

С.46-53 (уч). с.12№22(тет.)

5


Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Права ребенка и их защита"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: