Конспект урока «Общество и общественные отношения»


Конспект урока «Общество и общественные отношения»

Цель: Данная тема служит своего рода введением к курсу. Изучить ключевые понятия — общество, общественный прогресс, сферы жизни общества и стержневые проблемы курса — причины социальных изменений, соотношение материальных и духовных факторов развития.

В ходе урока учащиеся должны усвоить основные понятия, уяснить, что такое общество и как складывается система общественных отношений;

работать с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации»;

критически осмысливать актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников;

формировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения.

Задачи урока: 

Образовательная: создать соответствующую мотивационную установку на овладение предметом. изучить понятия: общество, общественные  отношения, сферы жизни общества.

Развивающая: формировать чувство новизны предлагаемого материала, осознать необходимость овладения им, заинтересовать представленной проблематикой; формировать интеллектуальные умения анализировать; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь.

Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.

Оборудование: §1 «Обществознание», 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.); под редакцией . JI. Н. Боголюбова; Москва «Просвещение» 2010. Презентация «Общество и общественные отношения», наглядные материалы к уроку.

Форма проведения урока: вводный урок; комбинированный с использованием презентации и наглядных материалов.

План изучения нового материала:

    1. Понятие «общество».

    2. Основные сферы общества.

    3. Взаимосвязь сфер общественной жизни и их взаимодействие.

    4. Общественные отношения

Вводное слово учителя: сложность определения понятия «общество» связана с его предельной обобщенностью, а также с многозначностью. Этими особенностями объясняется наличие множества определений данного понятия. Слайд 2

Предложить ученикам привести различные словосочетания с термином «общество». Выслушать и обобщить ответы учащихся, используя схему. Слайд 3

Раскрывая взаимосвязь общества и природы, отметить, что понятие «природа» также может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В первом случае оно синоним всей действительности, мира в целом. В этом смысле человек и общество — часть природы. Слайд 4

Показывая специфику общества и природы, важно выявить и конкретизировать их неразрывную взаимосвязь.

Предложить учащимся привести факты, отражающие как благотворное, так и отрицательное воздействие человека и общества на природу.

Вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным в теории общественной мысли. Слайды 5-12

Разнообразие существующих точек зрения можно представить в виде несложных графических моделей.

Схема 1

Схема 2











Схема 3











Схема 4

Предложить учащимся самостоятельно кратко проиллюстрировать с помощью предложений каждый вариант.

Учитель отмечает, что сторонники приоритета экономических отношений исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде и т. д. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудование, здания, инструменты и т. д.) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества: науки, политики, образования, медицины и т. п.

Приверженцы данной позиции считают, что те отношения, которые складываются в сфере экономики (в производстве и распределении), обусловливают появление в обществе определенных классов и социальных групп, что, в свою очередь, ведет к формированию соответствующих политических интересов и образованию партий и других политических групп.

Среди аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы чаще всего выдвигается идея о первичности сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют определенным практическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании многих людей. Так, идеи французских просветителей подготовили

Великую французскую революцию, проникновение марксизма в Россию подготовило почву для победы большевиков в октябре 1917 г.

«Компромиссный вариант». Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, в период революций, гражданских войн решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике. От того, каким в конечном счете станет расклад социально-политических сил, будет зависеть все дальнейшее развитие страны, включая и экономику.

Учащимся предлагается обсудить каждый из представленных аргументов. Выслушать ответы учащихся, предложить самостоятельно сделать вывод по вопросу о соотношении сфер жизни общества

Затем перейти к рассмотрению общественных отношений. Слайды 13-15

Учитывая, что в начале изучения курса возможны лишь первые подступы к данной проблеме, учитель вправе ограничиться краткими проверкой с помощью тестирования или организовать беседу с учащимися по рассмотренным вопросам темы урока.

Дифференцированно подойти к проверке усвоенного на уроке ( беседа, карточки заданий или тестирование (по выбору учащихся)

Возможный вариант беседы по вопросам:

  1. Что выступает целью познания мира?

  2. В чем принципиальное различие в познании явлений природы и общества?

  3. Можно ли изучать жизнь общества, отвлекаясь от различия во взглядах, интересах, намерениях людей? Свою позицию обоснуйте.

Для закрепления и проверки знаний учащихся полезно использовать специальные задания, в том числе тестового характера. Ниже приводятся примеры таких заданий.

I. Определите, какое из утверждений верно, какое ошибочно:

а) общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам;

б) общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей;

в) общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом;

г) чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений.

II. Опираясь на ранее полученные знания, подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

а) внешние факторы, воздействие природной среды;

б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

в) стремление людей к новому, более совершенному;

г ) все вышеперечисленное.

III. Установите   соответствие.

Сфера  жизни  общества

Вид  деятельности

1.Экономическая

А.Деятельность  парламента

2.Политическая

Б.Взаимодействие  классов (страт)

3.Социальная

В. Обмен  продуктами

4.Духовная

Г.Художественное  творчество

Домашнее задание: §1, документ, с. 16 Размышления об обществе русского социолога П.А.Сорокина из книги «Человек. Цивилизация. Общество», вопросы и задания к документу. Вопросы для самопроверки с. 17 учебного пособия.



Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Человек должен творить добро"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: