Конспект урока обществознания в 10 классе «Моральная оценка личности»


Конспект урока обществознания в 10 классе «Моральная оценка личности»



















Кузнецова Любовь Викторовна

учитель истории и обществознания











г. Вихоревка


Ход урока


ЦЕЛИ:

  1. Раскрыть проблему нравственной оценки деятельности человека.

  2. Развитие мышления учащихся на основе анализа различных жизненных ситуаций и обобщения опыта развития человеческого общества.

  3. Приобщение к общечеловеческим ценностям и определение программы самовоспитания на основе практических советов психолога. Формирование чувства гражданственности.


ПЛАН

  1. Что такое моральная оценка.

  2. Духовные ценности (индивидуальное и общечеловеческое в моральной оценке).

  3. Становление нравственности в человеке.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • Листы успешности для учащихся.

  • «Ромашка» — «Духовные ценности».

  • Две схемы психолога.

  • Подборка литературы: «Школьный философский словарь» (А.Ф. Малышевский), «Философский словарь» (П.С. Гуревич).


1УРОК

МОРАЛЬ







ЛИЧНОСТЬ

ОБЩЕСТВО



Осуждение

Одобрение

Достоинство

Совесть

Честь

?

?

?



САМОРЕГУЛЯЦИЯ



?

Логическая схема на доске и в тетрадях.

— поиск (стр. 109), работа со словарями.





МОТИВАЦИЯ – «Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое – хорошо, и что такое – плохо?».

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА: Этим детским вопросом определяется тема нашего разговора на уроке. Но это не только вопрос сегодняшнего урока, это важнейший жизненный вопрос, как для отдельного человека, так и для всего человечества. Почему?



ВОПРОС 1.

Работа со схемой (эвристическая беседа).

  1. Что является регулятором поведения людей?

  2. Как определяется понятие морали?

  3. Почему этику – науку о нравственности иначе называют «действующей философией»?

  4. Кто оценивает людей с точки зрения морали?

  5. Почему самооценка – это внутренний авторитет, а общественное мнение – это внешний авторитет?

  6. На каких нравственных категориях основывается самооценка (совесть, честь, достоинство)?

  7. На чем основано общественное мнение?

  8. Можем ли мы отнести «совесть» к шестому чувству, которым природа наделила нас?

  9. А если у человека нет совести?

ВЫВОД: Дайте самостоятельное определение моральной оценки, используя схему. Сравните это определение с определением английского мыслителя Т. Гоббса (стр. 109 учебника). Что объединяет эти определения?

ЗАДАНИЕ: Запишите определение в тетрадь.



ВОПРОС 2.

  • Что является гарантом справедливой моральной оценки?

  • Что должно обеспечить победу добра над злом?

ОТВЕТ: Высшие духовные ценности (доска) (Приложение 1).

Лучшие умы человечества всегда искали те духовные опоры, на которых стоит мир. Для каждого времени были свои ценности. А какую триаду предпочитаете вы? Какую построите сами, применяя ее к XXI веку.

ЗАДАНИЕ №1 (лист успешности ученика – Приложение № 2).



Раскрытие понятий через работу экспертов.

  • Духовность – основа нравственности.

  • Гуманизм – признание ценности общечеловеческой жизни.

ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗКА: (учитель) Восприятие общечеловеческих ценностей идет через шкалу собственных ценностей. Мораль всегда действует через человеческое самосознание.

ВОПРОС: Какую роль в жизни человека играют духовные ценности?

Эксперт. Фролова Инна – сообщение «Маяки».

2 УРОК

ЗАДАНИЕ № 2.1. Сделай свой выбор.

  • Как менялся человек в процессе эволюции?

  • Раскрой сущность каждого понятия.

  • Что означает для вас «творчество»?

Защитите свой выбор.

ЗАДАНИЕ № 2.2. (на доске).

Знание

Честь

Любовь

Красота

труд – «труд создал человек»

Труд

Дружба

знание — сила

  1. 3.) любовь

  1. дружба

  2. красота

  3. творчество

?

?





СОДЕРЖАНИЕ: Защита творческими группами своих лепестков.

Импровизация.

ВЫВОД: Полноценной личностью человек может стать только при условии, что общечеловеческие ценности становятся его личными убеждениями и определяют его поведение.


ВОПРОС 3.

Как подняться на вершину нравственности, как стать личностью?

На этот вопрос вместе с философами разных времен отвечает наш эксперт по нравственности – Ярмола Владимир.

ВЫВОД: В английском языке есть выражение «self mademan» — человек, сделавший себя сам, т.е. личность, которая и творит и реализует свое собственное «Я». Социолог Бекарев считает, что самореализовавшаяся личность складывается из сочетания трех основных моментов:

  • «Мне нужно»;

  • «Я могу»;

  • «Я нужен».

Ваше отношение к этой формуле?


Задание № 3

В свое время И. Кант открыл «золотое правило морали».

  • В чем сущность этого правила?

  • Ваше отношение к этому правилу.

Тесты (приложение № 3).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ (20 минут).

??? Почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания?

Сейчас вам будет предложена программа нравственного самовоспитания. (Представление практического психолога, работа с дидактическим материалом № 1, № 2) – (Приложение № 4, № 5).


Домашнее задание. Параграф 14. Творческие работы: минисочинение на тему «Что означает для меня труд души».























Приложение № 1.




SELF MADE – MAN




XXI век





ДУХОВНОСТЬ ГУМАНИЗМ



СХЕМА

ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА


ТВОРЧЕСКИЙ

III СТУПЕНЬ

РАЗУМНЫЙ

II СТУПЕНЬ

УМЕЛЫЙ

I СТУПЕНЬ























Приложение № 2

Лист успешности учащегося


Класс __________ Ф.И.О. ______________________________________________


Задание № 1

ИСТИНА ВЕРА СВОБОДА






ДОБРО КРАСОТА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ РАВЕНСТВО БРАТСТВО

??? Какая из трех триад Вам ближе всего по духу?



Составь свою триаду.



Задание № 2.1.

Ценность – представление о том, что

свято для человека, его убеждения и

предпочтения, выражения в поведении.





??? А каковы Ваши жизненные ценности?





Задание № 3.

1 тест ___________________

2 тест ___________________

3 тест ___________________

4 тест ___________________

5 тест ___________________

6 тест ___________________

7 тест ___________________




Приложение № 3.


ТЕСТ 1.

Патриотизм – это:

  1. Мировоззренческая узость и национальный эгоизм.

  2. Любовь к своему отечеству, гордость за то хорошее, что было в его прошлом и есть в настоящем.

  3. Приверженность национальному языку и традициям.

  4. Чувства и настроения тех, кто настаивает на превосходстве своего собственного народа.

  5. Преданность интересам какого-нибудь дела.

ТЕСТ 2.

Духовность, скорее всего, есть:

  1. Таинственная связь человека с космосом.

  2. Общение человека с Богом.

  3. Тяга человека к Человеку.

  4. Нечто умопостигаемое, объединяющее людей в их самой глубокой или сокровенной сущности.

  5. Самая общая характеристика познания или сознания.

ТЕСТ 3.

Духовная жизнь – это:

  1. Мир мыслей и чувств человека.

  2. Стремление к великим идеям, высоким идеалам.

  3. Презрение к материальным благам, к мирским заботам, успехам и утехам.

  4. Глубоко религиозный способ бытия человека.

  5. То, что отличает мысли и поступки интеллигентов, работников умственного труда.

ТЕСТ 4.

Что из нижеследующего не является истинной характеристикой морали?

  1. Моральные принципы представляют собой, так называемые неписаные законы.

  2. Главное в морали – мотив (ради человека и человечности или еще чего-то).

  3. Мораль – это оценка происходящего с точки зрения борьбы добра со злом.

  4. Мораль «работает» лишь до тех пор, пока она не начинает противоречить повседневным делам и потребностям людей.

ТЕСТ 5.

«Золотое правило» морали:

  1. Разумный эгоизм.

  2. Живи сам и давай жить другим.

  3. Думай – глобально, действуй – локально.

  4. Любое мнение не хуже какого-либо другого – все относительно.

  5. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

  6. Наибольшее счастье для наибольшего числа людей.

ТЕСТ 6.

Гуманизм – это:

  1. Неподкупность мыслей и бесстрашие перед лицом бесчеловечности.

  2. Благоговение перед жизнью.

  3. Человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее.

  4. Излишняя терпеливость, снисходительность, вредное попустительство.

  5. Сентиментальность.

ТЕСТ 7.

Ответственность есть:

  1. Общественное средство контроля за поведением людей через их сознание.

  2. Специфическое, в форме долга, требование к индивиду со стороны общества.

  3. Принцип, изнутри влияющий на мысли и действия человека.

  4. Способность прислушиваться к своему внутреннему голосу.

  5. Обязанность отдавать себе отчет в своих действиях.





































Приложение № 4








Какой у меня характер?



О чем я мечтаю? Как я отношусь к себе?



Я




Какие книги я Какое настроение

люблю читать? у меня чаше всего?





Что у меня лучше Чем я люблю заниматься

всего получается? больше всего?



Кем я хочу стать в будущем?





















Приложение № 5






Часто ли я вступаю

в конфликты?

Почему?

Как я веду себя Какие компании

с разными людьми меня привлекают?

в разных ситуациях?

Я

СРЕДИ

ЛЮДЕЙ






Интересно ли со мной Кто лучше всего

друзьям? понимает меня?





Каких людей. Считают ли меня

я уважаю? порядочным человеком?



Как я

отношусь к людям?


Свежие документы:  СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА "ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ" "ОНИ И МЫ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: