Конспект урока обществознания в 11 классе по теме «Политический статус личности»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры














Конспект урока обществознания в 11 классе по теме «Политический статус личности»









Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич















2014 год

Тема урока: «Политический статус личности»

Цели и задачи урока:

Обучающие:

рассмотреть понятие «политический статус личности»; определить политическое участие граждан в политических процессах, рассмотреть их роли. Дать возможность учащимся осмыслить свой собственный политический статус и связанные с ним политические роли.

Развивающие:

продолжить развитие навыков самостоятельной работы (с текстом параграфа и документам) и работе в группе (в ходе дискуссий).

Воспитательные:

способствовать развитие политического мышления и готовности к реализации политических ролей гражданина.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

План урока

Организационный момент –  1 мин.
Изучение новой темы – 22 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 15 мин.
Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

I.Объяснение нового материала учителем в виде школьной лекции с элементами беседы.

К политическим правам и свободам гражданина относятся следующие права: право избирать и быть избранным, объединятся в общественные организации, проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирование (в строгом соответствии с действующим законодательством), направлять петиции (обращения) в государственные структуры и должностным лицам. Следовательно, каждый гражданин имеет право и возможность принимать участие в управлении делами государством как непосредственно, так и опосредованно – через своих законных представителей.

Реализуя политические права и обязанности каждый гражданин выполняет определённые политические роли. Политические роли личности многообразны: избиратель, участник митинга, член партии, депутат. Часто один человек может исполнять сразу несколько политических ролей.

Что же такое статус личности?

Совокупность прав и обязанностей гражданина, юридического лица, характеризующая его правовое поведение.

Что такое правовой статус личности?

Система прав, свобод, законных интересов и обязанностей, признанных государством.

А политический статус личности?

Место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав, свобод, обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Политическое участие – действия, предпринимаемые частными лицами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном, проявление гражданами своих интересов и позиций в отношении власти.

Виды политического участия:

Политическое участие также можно разделить на прямое и опосредованное.

В прямом политическом участии существует 4 вида участия: постоянное, разовое, временное и эпизодическое.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Multimedia"

Примеры непосредственного участия. Учащимся предлагается самостоятельно привести примеры. (Участие в выборах, референдуме, обращение в государственные органы, работа в государственных структурах, на выборной должности.)

Опосредованное участие предполагает пассивное участие человека, то есть, такое его участие, которое осуществляется не собственно этим человеком, но тем, кого он уполномочил для этого. (Пример — участие через избранные органы – парламент, местные органы власти и депутатов.)

Типология политического участия.

Мобилизационное – политическое поведение человека определяется без его активного участия – «за него» или «вместо него» кем-то сверху, вышестоящим. (Пример – коллективное фракционное голосование)

Автономное – политическое поведение обусловленное возможностью реально свободного выбора. (Пример – самостоятельное и независимое голосование)

Для того чтобы не возникало политических разногласий, необходимы политические знания и политическая культура.

Политическая культура – совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.

Типология политической культуры.

В политической культуре выделяют три её типа: демократический, авторитарный и тоталитарный.

К основным характеристикам демократического типа политической культуры относятся наличие объективного научного знания о политической действительности и потребности в её осмыслении, прочных политических ориентаций на утверждение демократических политических ценностей, а также ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль за властными структурами.

К основным характеристикам авторитарного типа политической культуры относятся сильное государство и сильная неконтролируемая власть, почти исключающая права и свободы.

К основным характеристикам тоталитарного типа политической культуры относятся полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть, игнорирование объективного научного знания о политической реальности, антидемократические политические ценностные ориентации и соответствующие им политические действия.

II. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 296-298 – «Сложна ли роль избирателя». По итогом этой работы, учащие должны выписать в тетради этапы избирательной кампании, их примеры и характеристики: выдвижение кандидатов, предвыборная борьба, голосование, подсчёт голосов и обнародование результатов. (Примеры и характеристики – индивидуальные варианты)

III. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися.

Ответить на вопросы на с. 303–304. Ответы на вопросы должны быть в виде дискуссии.

IV. Домашнее задание: § 25.


Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

1.Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Л.Ф. Иванова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. – М.: Просвещение, 2002.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Формирование образа «Я»

2. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ:Астрель, 2009.

3. https://www.grandars.ru

4. https://www.smartpolitic.ru

5. https://festival.1september.ru/articles/572218/


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: